Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богослужебные книги: Евангелие – его построение (главы, зачала). Указатели содержания в начале Евангелия и указатели чтения в конце книги.




Сам термин евангелие греческого происхождения и в переводе означает «благая весть» (εύαγγέλιον состоит из двух слов: εύ — «хорошо» и άγγελία — «весть»). Этим термином обозначены священные книги Нового Завета, в которых излагается жизнь, служение и учение Господа Иисуса Христа. Святое богослужебное Евангелие содержит в себе четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, поэтому иногда оно называется Четвероевангелием. В течение года прочитывается все Евангелие.

Евангелия располагаются в том же порядке, в каком идут во всех изданиях Нового Завета: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Перед каждым из четырех Евангелий помещено: — краткое жизнеописание апостола-евангелиста; — краткое содержание евангельских глав; — указатель параллельных мест из других евангелистов. В этом указателе события расположены в хронологическом порядке — начиная от Рождества Христова и заканчивая Его воскресением и вознесением. Цифры, используемые здесь для обозначения евангельского события, соответствуют цифрам черного цвета на наружных полях самого Евангелия; — предисловие к данному Евангелию, составленное блаженным Феофилактом Болгарским.

Зачалом называется часть текста Нового Завета, назначенная для чтения за богослужением в конкретный день. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле евангельского текста. Хотя зачала имеют различный размер, можно заметить, что они по объему гораздо меньше глав: одна глава может содержать до 10 зачал (например, 9-я глава Евангелия от Луки содержит зачала 40-49). Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии от Матфея — 116 зачал; в Евангелии от Марка — 71 зачало; в Евангелии от Луки — 114 зачал; в Евангелии от Иоанна — 67 зачал.

Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от полу», которое стоит под знаком зачала без цифры.

Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания. Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения:

1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» — рядовые чтения подвижного круга богослужения. В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно читаются в воскресные дни в течение года на утрене.

2. «Соборник двунадесяти месяцей» — чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе. В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

3. «Евангелия обща святым» — чтения общие для каждого лика святых.

4. «Евангелия на всяку потребу различная». Здесь указаны евангельские чтения при совершении Таинств и других частных богослужений.

 

 

20. Богослужебный Апостол – его построение, порядок зачал. Общие сведения о Цветной Триоди. Сколько имеется полунощниц и где они находятся?

 

21. Прокимны, Аллилуарии, антифоны и причастны – где находятся и когда употребляются? Общие сведения о Требнике и его содержание.

Прокимен - prokeimenoV, предлежащий, т. е. стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием

Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

Прокимен (от προκειμενος καννα — наперед лежащий) — стих, который произносится чтецом и повторяется ликами перед чтением паремий, Апостола и Евангелия. Прокимен служит как бы предисловием к чтению Священного Писания и выражает сущность празднуемого события или характеристику прославляемого святого

Где находиться – служебник, апостол,

Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или ветхозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия.

Антифоны (от греч. слова φωνη — голос) — «противогласие, попеременное пение на двух клиросах. Таковы «Утренние антифоны», которые поются на воскресной утрене перед чтением Евангелия. Другого содержания антифоны поются в начале литургии в будничные дни и на Господские праздники.

Антифоны - понятие нашей литургической практики весьма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песненного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от anti и fonew и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древне-греческое; оно было известным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу.

Церковный историк Сократ повествует о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ангельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви.

1. Антифоны Псалтири

Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает на языке нашего Типикона, за ними наименование "антифонов". Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее слава (первый антифон) поются в известные дни антифонно.

2. Антифоны изобразительные или вседневные

Известные стихи псалмов, употребляясь в попеременном пении на литургии оглашенных, в самом ее начале, получили наименование или антифонов изобразительных [Пс. 102 и 145: "Благослови душе моя Господа..." и " Хвали душе моя Господа..."] или антифонов вседневных [Пс. 9, 92, 94, с соответствующими припевами.], к которым присоединяется потом и гимн "Единородный Сыне...".

3. Степенные антифоны

Часть торжественной полиелейной утрени, Степенны являются подражаниями так называемых степенных псалмов, т.е. 119-133 или "песней степеней". Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма, они-то и послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов восемь - по числу гласов. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.

4. Праздничные антифоны

Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, "Молитвами Богородицы" и "Спаси ны, Сыне Божий", или с тропарем самого праздника.

Причастен или "киноник" - это стих какого-либо псалма, который поется во время причастия священнослужителей в алтаре. Это - древнейшая традиция, общая как западным литургиям, так и некоторым восточным, например несторианской, литургии ап. Фаддея и Мария, литургии ап. Иакова, коптской литургии. Напев его торжественно-медленный, соответствующий таинственному моменту причащения клириков.

 

В Требнике содержатся чинопоследования различных Таинств и служб, относящихся к частному богослужению. Очевидно, что свое название книга получила в связи с тем, что частные богослужения называются также требами, так как совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц. По содержанию различается большой и малый Требник (который называется просто Требником). В настоящее время различные издания Требника являются в той или иной степени сокращением Большого Требника и часто отличаются между собой наличием (или отсутствием) некоторых редко совершаемых молебнов или особенных чинов (например, во многих малых Требниках отсутствует чин погребения монахов и другие специальные службы).

Требник можно условно разделить на две части, из которых к первой относятся последования Таинств (за исключением Евхаристии и Священства). Требник начинается молитвой жене «в первый день рождения отрочати». Затем следуют молитвы жене-родительнице, читаемые по прошествии сорока дней после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и сами молитвословия и священнодействия Таинств Крещения и Миропомазания, Таинства Покаяния, Таинства Брака, Таинства Елеосвящения. Вторая часть содержит чины и молебны на всякую потребу, из которых можно выделить последования об умерших: чин «на разлучение души от тела», различные чины погребения163 и панихиду. Также довольно важными и часто используемыми являются следующие последования: чин малого освящения воды, чин общего молебна, молитвы на освящение различных видов икон, «чин благословения в путьшествие» и благодарственный молебен, чины освящения дома и колесницы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...