Расколотое пространство России
Расколотое многомерное пространство ослабило коммуникационную природу России, где в условиях открытости к внешнему миру обнаружилась диспропорция между конкурентоспособными на внешнем рынке ресурсодобывающими и старопромышленными регионами. Пограничье оказалось зоной депрессивного развития (Приморье, Камчатка, Сахалин, Забайкалье, Калининградская область), произошло их экономическое отдаление от Центра. Из-за снижения уровня жизни и повышения транспортных тарифов ослабли не только хозяйственные, но и межличностные коммуникации граждан страны, разобщенных пространством. Произошло не только экономическое удаление Дальнего Востока, но и образовались экономические <пустыни> в Восточной Арктике и Колыме, живущих в отличии от Москвы в другом социальном времени. Провинция превратилась в маргинальное пространство заброшенных малых городов и сельской местности, утративших культуру саморазвития. Многократно поруганная провинция оказалась на краю новой социальной катастрофы. Резкий переход к <дикому> капитализму усилил социально-психологический дискомфорт народа, не отличавшегося трезвостью. Неукорененность, беспочвенность, бездуховность, рабская психология, повседневное насилие в <горячих точках> стали основными приметами рыночного фундаментализма. Примитивная адаптация населения, отдаляющегося со своими проблемами выживания от государства, создает почву для анархической смуты. Расколото пространство русского народа, превратившегося в <разделенную нацию>. За 90-е годы в Россию из бывших советских республик въехало около 6 млн. мигрантов, включая беженцев и вынужденных переселенцев. Диаспора - благо для великих народов. Но Россия, возможно, единственная страна, которая в прошлом отрекалась от диаспоры или уничтожала (судьба Харбина).
В экономическом пространстве России отмечается активизация предпринимательства так называемых "новых русских", которые преимущественно не этнические русские. Если на Западе этническое предпринимательство, опирающееся на солидарность землячеств, органично вписалось в цивилизованные рыночные отношения, то в России оно обусловлено утратой индивидуальной экономической активности титульного этноса, находившегося долгие годы под государственным протекционизмом. В многоголосии о судьбе России все отчетливее звучит мелодия возрождения. На переломе истории, когда казалось бы видна заветная цель, велика опасность новых и неожиданных потрясений. Самая протяженная в мире территория - главный стратегический ресурс и самая большая боль России. Иван Ильин писал: <Первое наше бремя есть бремя земли - необъятного, непокорного, разбегающегося пространства...>. Как его удержать? Россия как никакая другая страна мира испытала огромное воздействие географических и геополитических факторов. Геополитическая логика - стремление вдаль доминировало над необходимостью обустройства отечественного дома. Колонизация земель требует адаптации, выработки навыков жизни в непривычных, зачастую суровых ландшафтно-климатических условиях. Так шло продвижение русских в Сибирь и на Дальний Восток. В процессе колонизации предпринимаются попытки перенести традиционную культуру земледелия в чужой ландшафт. И на Дальнем Востоке, и в Средней Азии и в Крыму русские и украинцы сажали <картоху>, трудно адаптируясь к новым ландшафтно-климатическим условиям. Мигранты приносили другую, чуждую местным ландшафтам, культуру земледелия. На Дальнем Востоке славяне не могли тягаться с корейцами и китайцами в культуре сельского хозяйства, близкой их ландшафтам месторазвития.
Еще в начале ХХ века граф Витте обращал внимание на несоответствие темпов прироста территории государства и степени её культурного и экономического обустройства и предлагал отказаться от некоторых национальных окраин: <Нам мало поляков, финляндцев, немцев, латышей, грузин, армян, татар и пр. и пр., мы пожелали еще присоединить территорию с монголами, китайцами, корейцам. Из-за этого и произошла война (Японская, - замечание В.Д.), потрясшая Российскую империю; и когда мы опять придем в равновесие, и придем ли вообще? Во всяком случае еще произойдут большие потрясения. А при теперешней политике, когда по крайней мере скрытые идеалы царя - это идеалы полупомешанной ничтожной партии <истинно русских людей>, можно, не будучи пророком, предвидеть и чуять еще большей беды... Господи, помилуй...>. Не услышал царь-батюшка этой тревоги, а господь не помиловал. В конце века, не успела страна придти в себя после развала СССР, как уже обсуждаются прогнозы распада России, и не только американских геополитиков. Русский писатель Василий Аксенов написал пророческий роман <Остров Крым>. Критики проводили параллели с реальным полуостровом, оторвавшимся от российского пространства, кто-то указывал на сходство с Харбином. Действительность внесла коррективы. Как считает сам писатель, наиболее близкой к сочиненной футуристической утопии оказалась Москва - одновременно, российская столица и мировой город, ставший островом относительного благополучия. В новом романе Василия Аксенова <Кесарево сечение> действие заканчивается в 2065 году на территории Великого Китайского Союза, в геополитическом и геоэкономическом пространстве которого Россия будет на правах вассала. Для этого немного надо. Если будет все идти своим чередом, на месте российского географического пространства образуется <черная> демографическая дыра. Если Советский Союз по численности населения занимал третье место в мире после Китая и Индии, то Россия в начале ХХI век опустилась на шестое место и по прогнозам ООН население страны сократиться за период 1990 - 2015 гг. с 148 до 114 млн. человек, что будет соответствовать девятому месту в мире. За 90-е годы население России сократилось на 5 млн. человек и только приток беженцев компенсировал эти потери. Продолжительность жизни снизилась с 70 до 64 лет для обоих полов, а у мужчин - до 58 лет (в некоторых автономиях - до 50 лет). Падает уровень рождаемости, который только в мусульманских республиках превышает смертность. Высокая доля лиц нетрудоспособного возраста ложится тяжелым бременем на экономику страны. Страна не успела оправиться от последствий Афганской войны, как под видом молниеносных полицейских акций разгорелись войны на Кавказе. Россия на долгие годы превратилась в кавказскую пленницу своей недальновидной политики.
В многомерном пространстве Россия утрачивает коммуникационные функции в реальных геополитических, географических экономических пространствах. Внутриполитический ландшафт российского <большого пространства> неоднозначно отреагировал на западные ценности. Внедрение символов гражданского общества (демократических выборов с их европейской частотой в несколько лет) усилили приоритет тактической борьбы за власть над решением стратегических задач сохранения и приумножения многомерного коммуникационного пространства. Европейская модель демократии, ориентированная на решение тактических вопросов, эффективна для малых и средних по размеру территорий государств и оказывает разрушительное воздействие на страну <большого пространства>, разбегающегося без долгосрочной стратегии сохранения многомерного коммуникационного каркаса. Раньше эти функции выполняла имперская власть, обладающая органическим свойством стратегического видения, обеспечивающая стабильность путем главенства центростремительных сил над центробежными. Если в Европе восхождение к федеративному устройству государств шло через исторически опыт вольных городов, самоуправление (магдебургское право), то Россия никогда не была реальной федерацией, являясь унитарным государством с национальными автономиями. В статье <Искусство строить федерацию> И.А. Ильин отмечает четыре, погубленные анархией, возможности установления федеративного строя: в Киевской Руси, в Суздальско-Московской Руси под татаро-монголами, в эпоху Смуты (1605 - 1613) и в период февральской революции 1917 года. Договорное федеративное начало оказалось не по силам России, объединенной и возвеличенной унитарной государственностью. В 1922 году в Советском Союзе был осуществлено федеративное устройство в соответствии с коммунистической концепцией мировой революции, о чем свидетельствовал земной шар и лозунг на государственном гербе <Пролетарии всех стран, соединяйтесь!>.
В конце двадцатого столетия многочисленные этнонациональные и этноконфессиональные конфликты, глубокий социально-экономический кризис, спад производства, рост таможенных, транспортных и портовых тарифов увеличили <барьерность> пространства Хартленда. В будущем Россия может претендовать на роль региональной державы. *** Распад СССР был обусловлен наряду с крахом идей коммунизма утратой <генетической> коммуникационной функции рубежного государства-суперэтноса. Падение <железного занавеса> обернулось ослаблением центростремительных и усилением центробежных тенденций, дезинтеграцией страны <дружбы народов>. Образовавшийся геополитический разлом Хартленда от Балтики до Тихого океана привел в движение <сейсмически> активную зону, где вскрылись исторические <швы>. Начался <дрейф> новых независимых государств <социалистического лагеря> в неустойчивом и неоднородном многомерном пространстве. Украинское <экономическое чудо> <Ветер предпринимательства зарождается в самом низу. Если этого нет, ситуация безнадежна>. Василий Леонтьев, лауреат Нобелевской премии Многомерное геополитическое, геоэкономическое, социокультурное пространство Украины как независимого государства никогда не планировалось. Поэтому геоэкономическая война по-украински имеет свои особенности. Можно сказать, что это странная война. Чем больше вошедшие во власть <полководцы> получают знаков отличия и материальных наград, тем больше теряет государство и рядовые граждане. За годы независимости утрачено создаваемое столетиями богатство, которое не мог разрушить самый коварный враг. В результате <стратегии> имитации деловой активности <элиты в законе> проиграны геоэкономические войны, среди которых утрата торгового флота и транзитных функций, упадок промышленности и сельского хозяйства, низкий жизненный уровень и разрушающиеся крупные природно-техногенные объекты. Нарушен баланс геоэкономических осей Запад - Восток и Север - Юг (морские рубежи).
Об экономическом кризисе пишут и говорят на протяжении целого поколения. Но нельзя быть вечно беременной. Экономический кризис есть тяжелое переходное состояние на пути к определенной цели, а при отсутствии таковой - более уместно квалифицировать происходящее как тенденции устойчивого упадка хозяйства. Украина все больше ассоциируется в мире не только с Чернобылем, но и с крупномасштабной коррупцией, особенность которой заключается в стремлении распродать государственность оптом и в розницу. Обратимся к статистике. В ежегодных Докладах ООН по проблемам развития человечества публикуется индекс гуманитарного развития, учитывающий данные о валовом внутреннем продукте (ВВП) на душу населения, продолжительности жизни, детской смертности, уровне образования и экологии. По этому интегральному показателю Советский Союз занимал в 1990 году 26-е место в мире. За годы независимости Украина опустилась с 45-го на 102-е место, Белоруссия - с 38-го на 68-е, Россия - с 37-го на 72-е место. Среди постсоветских стран Белоруссия занимает самое высокое место по данному индексу, а Украина - одно из последних, добившись такого <успеха> в мирное время, без этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов. За годы независимости Украины в два раза снизилось производство в промышленности, 60% которой был <встроено> в советский ВПК. Из-за катастрофического износа основных производственных фондов и по другим причинам 30% предприятий убыточны и срочно нуждаются в инвестициях. В бывшей сельскохозяйственной житнице Советского Союза производство зерна сократилось на 58%, мяса и сахара - на 60% и молока - на 76%. Украина является единственной среди бывших союзных республик допустившей значительный спад в экономике (на 39 %) без внутренних межнациональных и этноконфессиональных конфликтов. Здесь произошел спад производства более чем в два раза в черной металлургии, машиностроении, пищевой и топливной промышленности, почти в пять раз - в легкой промышленности. В общем объеме промышленного производства доля продукции машиностроения сократилась с 30 до 14 %, легкой промышленности - с 11 до 2 %. Произошло увеличение доли базовых отраслей: черной металлургии (с 11 до 23 %), топливной промышленности (с 6 до 11 %) и энергетики (с 3 до 13 %). Высокая капитало-, энерго- и материалоемкость усиливают неконкурентоспособность украинской продукции на мировом рынке. Государственный внешний долг составляет свыше 10 млрд. долларов. Правда, по сравнению с Россией, а также с другими странами с переходной экономикой, Украина имеет один из наиболее низких показателей задолжности, что является относительно благоприятным фактором для привлечения капитала. В Украине произошло тотальное обнищание населения: доля жителей, находящихся за чертой бедности, увеличилась с 300 тысяч до 30 млн. человек. Уровень реальной безработицы в экономике составляет 40%, а в науке - 80%. Демографический фактор развития страны крайне неблагоприятен. За последние годы произошло резкое снижение рождаемости и увеличение смертности. В результате отрицательного естественного прироста населения Украина лишится в последнем десятилетии уходящего века 2,2 млн. граждан. По данным Института экономики НАН Украины в первой четверти ХХ1 века население страны сократится по сравнению с переписью населения 1989 года с 52 до 42 млн. человек. Доля граждан, старше 60 лет, увеличится с 20 до 25 процентов. По численности пенсионеров и рождаемости в расчете на 1000 жителей страна занимает соответственно первое и последнее места в постсоветском пространстве, а по продолжительности жизни - 120 место в мире. Сокращение воспроизводства трудовых ресурсов отрицательно сказывается на развитие отечественной экономики. Происходит старение электората, в составе которого преобладают наиболее пострадавшие от непродуманной социально-экономической политики граждане, что отражается на результатах выборов. В обозримом будущем экологическая обстановка в Украине будет определяться в первую очередь последствиями чернобыльской трагедии, радионуклидное загрязнение угрожает здоровью значительной части населения и затрагивает площадь 4,6 млн. га сельскохозяйственных угодий. Неудовлетворительное качество питьевой воды и атмосферное загрязнение в промышленных районах еще больше обостряют экологическую проблему. И, наконец, обратимся к явлению, которое не может отразить самая лучшая статистика. Конституцией Украины декларируется построение правового демократического государства наподобие западных обществ. Однако, социальные институты, обеспечивающие преобразования в западноевропейском обществе не всегда приемлемы, для других культур, где существует приоритет государства над личностью. Либерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуализмом. В результате на пути к европейской интеграции <опьяненная свободой> Украина погрузилась в мифологический хаос. Среди рожденных многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и простых решениях: <стоит только отдалиться от России и...>, <Запад нам поможет>. Велики надежды на чужие модели <экономического чуда> (от американской до китайской), на свободные экономические зоны и т.п. При этом предпринимаются попытки совместить несовместимое - открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке. Ныне Украина - государство де-юре, а де-факто часть постсоветского пространства, на котором различные корпоративные группы ведут борьбу за власть и передел собственности. Этим объясняются особенности <экономического чуда>. Широкое распространение получил миф об украинских <реформах>, повторяющих с некоторым запаздыванием шаги <старшего брата>. Несмотря на общность исторических истоков, Россия и Украина имеют принципиальные отличия. Россия - евразийское полиэтническое государство, сформировавшееся на рубежах христианского, мусульманского и буддистского миров. Для российского суперэтноса основным траслятором межцивилизационного обмена выступает русская маргинальная культура и язык. Ныне российской является цивилизационная инфраструктура евразийского пространства, за исключением Балтии и Западной Украины. Украина - рубежное этническое государство между Евразией-Россией и Центрально-Восточной Европой. Принципиальное отличие Украины от России заключается в отсутствии синдрома евразийства, <третьего Рима> и других великодержавных устремлений. Украина - европейская (по местоположению) держава и этим многое сказано. Для Украины характерна социокультурная и конфессиональная многополярность титульного этноса, а украинская культура и язык пока не может выступать в качестве транслятора в межцивилизационном диалоге. Различаются и стартовые возможности двух стран на пути к открытому обществу. Россия стала правопреемником не только Советского Союза, но и профессионального государственного аппарата, сформировавшейся политической, деловой и научной элиты. Украина - пока еще часть постсоветского пространства, где государственность надо построить. В России в борьбе за власть использовалась зарождающаяся демократия, а в Украине - национальная идея. В результате принципы демократии и национального государства в условиях <шоковой> либерализации были скомпрометированы с одинаковым успехом. Первые годы независимости Украины показали деструктивный характер имитации заемных экономических моделей. <Мания рынка> с эйфорией приватизации без высоких моральных обязательств, политической воли и стратегического видения, падение уровня и качества жизни поставили страну на грань национальной катастрофы и социальных потрясений. Кроме того, в Украине сохраняется комплекс <младшего брата>, когда власть принимает безответственные решения с надеждой, что кто-то <старший> исправит и окажет за лояльность помощь капиталом. Украина и Россия отказались от поэтапного перехода к правовому гражданскому обществу и рыночным отношениям через сохранение ведущей роли государства в модернизации общества и реформирования экономии. Переоценка возможностей макроэкономического регулирования при слабой власти привела к <усталости ожидания> и отсутствия общественного согласия. В отличие от Запада, где власть представлена аристократий и меритократией (элитой качества), в Украине правит бал <элита в законе>, корпоративные интересы которой выше партийных, государственных и национальных. Эта Объединенная незарегистрированная партия маргиналов <сверху> и обслуживающих их холопов <снизу> реально правит в стране, имитируя программу крупномасштабных социально-экономических преобразований. Природа этого явления обусловлена не только экономическим неравенством, но и отсутствием социальных ценностей. В Украине одержали победу маргинальные силы социальной стратификации, обусловленной неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей. <Элита в законе> стремится к имитации деловой активности и приобретению государственных степеней отличия (правительственных наград и званий), которые <повязывают> её с властью и таким образом создают гарантию безнаказанности и пожизненных материальных благ. Можно сказать, что фамилия, имя и отчество украинской мафии - некомпетентность в политике, экономике и науке физических лиц, вошедших во власть. Любая здравомыслящая идея, попадая в корпоративное политическое поле, как правило, доводится до абсурда, будь то созидательная программа демократизации или приватизации. <Элита в законе> заинтересована в решении не вопросов экономической стратегии, а текущих тактических проблем сохранения власти. Чем больше бедных и нищих, тем крепче эта власть. Карьера здесь зависит не от деловых качеств, а от холуйства, за что каждый получает часть государственной собственности на рынке должностей и привилегий. Понятия <демократия> или <последний оплот демократии> в соответствии с старой большевистской традицией используются корпоративными группировками в качестве булыжника в борьбе за власть. Сегодня деловые круги на Западе вдруг проснулись и начали критиковать украинскую власть за нерешительность в проведении реформ. Это несправедливо. За последние годы в Украине удалось осуществить главные <судьбоносные> программы - становление золотой <элиты в законе> и эффективного развития бизнеса на государственных ресурсах в интересах лояльно ориентированных корпоративных групп. Создана имитационная модель реформирования экономики, основанная на фискальных методов изъятия капитала у тех, кто работает и не ворует. Таким образом, в исторически короткий срок успешно заменен коммунистический лозунг <Народ и партия - едины> на капиталистический <Впасть и бизнес - едины>. Украина в отличие от России построила наиболее <экономичную> модель капитализма без олигархов, объединив напрямую в одном лице власть и бизнес. Однако эффективная реализация такой модели бизнеса по-украински служит самым надежным гарантом против... цивилизованного предпринимательства, становления среднего класса и привлечения зарубежных инвестиций. На Западе бизнес на государственных ресурсах является преступным. Он не только разрушает нравственные устои (если они еще сохранились), но и ведет к утрате государственности. Таким образом, если в России сформировался союз власти и олигархов, то в Украине сама власть стала главным предпринимателем, когда полностью восстановился принцип номенклатуры - не капитал дает власть, а власть дает капитал. При этом власть продолжает жить по номенклатурной этике. Масштаб <бизнеса> на государственной казне должен соответствовать занимаемому креслу. Если, например, <Сашко>, как и большинство во власти, <приватизируют> недвижимость или совершает удачную торговую операцию на миллион условных единиц, а <Павло> - сразу на миллиард условных единиц и не реагирует на справедливые замечания о нескромном поведении от <корешей> - товарищей по партии власти, то возможны оргвыводы. Особая нетерпимость проявляется в отношении <товарищей>, которых приняли в номенклатурную корпорацию, а они начинают осуществлять независимую политику и претендовать на <вершину> власти. При доминировании бизнеса на государственных ресурсах иллюзией являются надежды на западные капиталы, когда зарубежный инвестор будет поставлен заведомо в неравные условия. Большинство граждан страны загнано в <тень>, поэтому правительство должно начинать каждое утро с молитвы во спасение <теневой экономики>, обеспечивающей миллионы рабочих мест и оберегающей страну от социальных потрясений. Кстати, о православных большевиках. В Украине удалось консолидировать власть и православную церковь. Поэтому в более развернутом виде модель социального <чуда> реализуется по формуле <Власть, бизнес и церковь - едины>. Православная церковь служит <элите в законе>, а не пастве. Проще, заигрывая и ублажая власть, получить подаяния из государственной <кормушки>, чем заслужить милость многочисленной паствы. Иначе как кощунством, не назовешь награждение церковными орденами, нареченными именем святых, должностных лиц, которые по определению таковыми не могут быть (министр внутренних дел, руководители налоговых, таможенных, пограничных, судебных и других фискальных органов). Другая, несомненная заслуга украинской власти - в повышении образовательного уровня граждан страны. В результате преподанных народу <уроков жизни> образовалась критическая масса людей, убежденных, что надеяться надо прежде всего не на государство, а на себя, собственные силы и возможности. Для этого не пришлось ехать учиться в ведущие университеты мира. Единственная опасность этих уроков в том, что, не дай бог, если они будут усвоены большинством граждан Украины, которые поймут, что ЭТО государство им не нужно и начнут реализовывать хорошо известный исторический народный сценарий <гуляй-поля>. После провозглашения независимости особенно актуальной стала проблема энергетической безопасности государства, в том числе из-за дефицита углеводородного сырья. Энергетика характеризуется наименьшим уровнем рентабельности среди отраслей промышленности. В структуре производства электроэнергии свыше 90% приходится на тепловые и атомные станции. Здесь расположена самая крупная в Европе Запорожская АЭС. При значительном спаде производства Украина испытывает дефицит электроэнергии и одновременно занимает одно из первых мест мире по энергоемкости производства. На производство единицы ВВП здесь тратится в 30 раз больше электроэнергии, чем в Германии. Энергоемкость отечественной промышленности в пересчете на эквивалентное потребление нефти составляет 2508 кг, тогда как в Венгрии - 1119, а в Австрии - 209. Отсутствие эффективных энергосберегающих технологий и собственной стратегии развития энергорынка являются нерешенной проблемой национальной безопасности. В 80-е годы украинские электростанции, предприятия металлургии, машиностроения и производства строительных материалов стали переводиться на потребление относительно дешевого природного газа, однако после распада СССР цены выросли до мировых. Украина - крупнейший потребитель российского газа в Европе, занимает по потреблению природного газа шестое место в мире и по импорту - третье место (после США и Германии). Если Европа потребляет 110-120 млрд. кбм российского газа, то только одна Украина - 55-60 млрд. кбм. Газотранспортная система (ГТС) Украины является второй по мощности в Европе после РАО <Газпром> и осуществляет 93% экспорта российского газа, что составляет 25% потребностей европейских стран. Таким образом, ГТС Украины имеет исключительное геостратегическое положение, являясь своеобразным <газовым мостом> между крупнейшими в мире газодобывающими регионами России и Западом. По объему транзита газа Украина занимает первое место в мире. Эти транспортные услуги оцениваются в 2,5 млрд. долларов и оплачиваются газом. Через территорию Украины проходят магистральные трубопроводы (более 25 тыс. км.), обеспечивающие транзит и импорт российской нефти и природного газа. Через территорию страны проходят южное ответвление нефтепровода <Дружба> в страны Центральной Европы, газопроводы <Союз>, <Братство>, <Прогресс> и другие, образующие в Западной Украине мощный коммуникационный узел. Через Украину осуществляется транзит российского природного газа в Юго-Восточную Европу и Турцию. На территории Украины расположены крупнейшие в Европе подземные газохранилища объемом 35 млрд. кбм. Дальнейшее формирование сети трубопроводов обусловлено сохранением транзитных функций между Россией и Западной Европой и созданием альтернативных вариантов обеспечения отечественных потребностей в энергоносителях. Если в России экспорт газа является важной составляющей государственной политики, то в Украине - контроль за транзитом газа служит одним из самых выгодных бизнесов на государственных ресурсах, приносящих политические и материальные дивиденды. Маловероятно, что власть уступит контроль за <газовой трубой> крупным западным компаниям, готовым принять участие в приватизации украинских магистральных трубопроводов. В ближайшем будущем будет наблюдаться дальнейшая имитация деловой активности по реализации многочисленных инвестиционных проектов добычи и транспортировки газа, за покровом которой обострится борьба между различными корпоративными группами за контроль главной <газовой трубы>. Завершилось формирование геополитической модели Украины, в политическом пространстве которой будут доминировать США и Россия, используя экономические механизмы. Не секрет, что помощь международных финансовых организаций определяется в первую очередь лояльностью к американской администрации. Россия имеет реальные возможности через энергетическую зависимость воздействовать на политическое поле Украины. Диверсификация генеральных направлений транспортировки российского газа на Запад и Восток позволяет России проводить более жесткую политику по отношению к импортерам и транзитным странам. В начале ХХ1 века Украина потеряет преимущества главной транзитной страны для российского газа за счет смещения генеральных направлений на Западную Европу через Белоруссию и балтийские порты, формирования восточного направления в АТР. По оценкам экспертов доля поставок российского газа через Украину в Европу уменьшится до 30 %, что неизбежно приведет к дальнейшему возрастанию не только экономической, но и политической зависимости от России. Проблемы энергетической безопасности Украины не имеют чисто экономического решения. Особенно широкое распространение в Украине получила имитация открытой экономики. За годы независимости в Украине созданы основы мирохозяйственной интеграции, подписаны международные соглашения об экономическом сотрудничестве, в том числе со всеми соседними странами. Верховная Рада приняла законодательные акты для привлечения иностранных инвестиций, активизации внешней торговли, создания свободных экономических зон и развития совместного предпринимательства. Разработанные с учетом западного опыта, они, по мнению специалистов, должны были обеспечить цивилизованную либерализацию и открытость экономики. Однако этого не произошло. Заимствованные прогрессивные формы мирохозяйственной интеграции в условиях другого социокультурного пространства оказались наполненными иным содержанием. В частности, не были учтены рекомендации о поэтапном переходе к открытой экономике на основе создания преференциального режима на ограниченных территориях, где можно было без ущерба для страны отработать интеграционный механизм. В условиях открытости экономики и недостаточного профессионализма, доминирования личных и корпоративных интересов над государственными неоправданный <рыночный романтизм> привел к <шоковой> либерализации внешнеэкономической деятельности, обернулся огромными убытками, исчисляемыми миллиардами долларов. Из-за экономически необоснованных контрактов на грани банкротства оказались многие предприятия судостроения, нефтепереработки, морского транспорта и других отраслей хозяйства. В Украине сложился неблагоприятный инвестиционный климат. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины за десятилетие независимости составил несколько миллиардов долларов, что сопоставимо с годовым притоком зарубежного капитала в китайскую специальную экономическую зону Шэньчжэнь. Примерно 40% прямых иностранных инвестиций в Украину пришлось на торговлю и транспортные услуги. После падения <железного занавеса> зарубежные инвестиции только в экономику соседней Венгрии превысили 25 млрд. долларов. В Украине отсутствуют условия для легализации национального капитала. По данным Всемирного банка, за годы независимости из страны вывезено свыше 25 млрд. долларов, вместе с тем из-за катастрофического износа основных производственных фондов Украина нуждается в инвестициях в объеме примерно 50 млрд. долларов. По данным Европейского банка реконструкции и развития Украина занимает одно из последних мест в Европе по финансированию инвестиционных проектов на душу населения. Если в Украине прямые иностранные инвестиции составляют 40 долларов на одного жителя, то в Венгрии - 1000, Чехии - 400, в Эстонии - 320 и в Польше - 150. В международном рейтинге надежности капитальных вложений Украина занимает 130-е место (из 170) и отнесена к категории стран с самым высоким политическим и экономическим риском. Зарубежные финансисты отмечают уникальность Украины с точки зрения нарастания проблем, связанных с инвестиционными проектами, среди которых называются крупномасштабная коррупция и несовершенство законодательства. До недавнего времени иностранные инвесторы не могли участвовать в приватизации из-за дискриминационного имущественного курса национальной валюты по отношению к доллару (по операциям с недвижимостью). Особенно отстает от современных требований создание инфраструктуры для привлечения инвестиций - от обустройства фондового рынка до условий проживания иностранных менеджеров. Многие украинские предприятия не выполняют своих обязательств по кредитным заимствованиям. Поэтому государство, выступающее главным гарантом, ежегодно вынуждено выплачивать за них сотни миллионов долларов. Имеются различные объяснения трудностей ввоза капитала в страну. Среди них, например, называют отсутствие проукраинского <лобби> в американском парламенте. Но, как известно, лоббизм является результатом соответствующего инвестиционного климата, а не наоборот. Долгая дорога иностранных инвестиций в украинскую экономику обусловлена рядом причин, среди которых выделяются имитация прогрессивных форм мирохозяйственной интеграции, недооценка геополитических и геоэкономических факторов, преувеличенные надежды на Запад, <который нам поможет> не только с капиталом, но и создаст условия для его привлечения (фондовый рынок, транспортную инфраструктуру и другие услуги). Относительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций имеют крупные города (Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Харьков, Львов), а зонами высокого риска остаются западные области, юг Одесской области (Буджак) и Республика Крым. Лидером ввоза зарубежного капитала является столица государства - Киев. Одесса занимает второе место в стране по прямым иностранным инвестициям, большинство которых приходится на торговлю и транспортные услуги. На ввоз капитала из-за границы ограничительное воздействие оказывает имитация прогрессивных форм мирохозяйственной интеграции (свободные экономические зоны, совместное предпринимательство, еврорегионы), обусловленная незавершенностью становления государственной элиты при отсутствии сложившегося сословия собственников. В этих условиях само понятие <инвестиция> как долгосрочное вложение капитала противоречит краткосрочным интересам вошедших во власть физических лиц. Поэтому трудный путь инвестиций в экономику через фондовый рынок объясняется не только его институциональной незавершенностью. Высокоприбыльные предприятия зачастую используются как <дойная корова> в интересах отдельных корпоративных групп. Только доведенные до грани банкротства они становятся объектом жарких дискуссий и возможной приватизации, когда часть акций выставляется на международные аукционы для стратегических инвесторов, обязанных <приватизировать> и долги предприятий. Из числа многочисленных примеров можно назвать такие флагманы экономики, как крупнейший в Европе Лисичанский нефтеперерабатывающий, Николаевский глиноземный заводы и Черноморское пароходство, общая сумма долгов которых исчисляется многими сотнями миллионов долларов. Но даже тогда, когда инвестиционный проект преодолевает долгий путь согласований и начинает реализовываться, его ожидают <бои местного значения>. Как правило, оппоненты используют лозунг о <распродаже> отечества или экологический <экстремизм>. Большие надежды на привлечение иностранных инвестиций в виде современных технологий для модернизации производства связывались с организацией совместных предприятий. За прошедшее десятилетие эти надежды не только не оправдались, но и в большинстве случаев предприятия с иностранными инвестициями стали <окнами> для вывоза капитала
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|