Основные функциональные типы
В современном мире понятие "свободная экономическая зона" отражает различные формы либерализации экономики, приоритетные направления которой исторически изменялись. Когда основой международных экономических отношений была торговля, это способствовало развитию зон беспошлинной торговли (порто-франко), вольных городов и торговых союзов (Ганза), где создавались условия для высокой оборачиваемости капитала. Например, зона порто-франко Триест (Италия) - долгожительница в Европе, насчитывающая свыше 270 лет. В настоящее время крупнейший в мире свободный порт находится в Вольном и Ганзейском городе Гамбурге. С середины XX в. в международных экономических отношениях на первое место вышло совместное предпринимательство, что обусловило создание СЭЗ, осуществляющих производственную деятельность, в том числе экспортно-промышленных зон. Смешанный капитал усиливает взаимосвязь национальных экономик и служит гарантом мирного сосуществования государств. Экспортно-промышленные зоны создаются, как правило, в развивающихся странах, где основными факторами размещения являются низкая арендная плата за землю, дешевая рабочая сила и отсутствие экологических ограничений. В связи с ужесточением экологического законодательства в развитых капиталистических станах, расходы на охрану окружающей среда, например, в черной и цветной металлургии США составляют примерно 15 % общего объема капитальных вложений, тогда как в развивающихся странах - в несколько раз меньше. В связи с возрастанием роли финансового капитала в международных экономических отношениях получили развитие банковские зоны и оффшорные центры, где на первом месте уже не производство, а коммерческая, финансовая, управленческая, страховая деятельность.
В эпоху научно-технического прогресса появилось следующее поколение СЭЗ, соединивших науку и производство высоких технологий - научнотехнические зоны или технополисы (технопарки, технологические деревни, инновационные центры). Первый технополис был создан вблизи Сан-Франциско в Кремниевой долине (Силикон-Велли). В Японии реализуется проект технополиса третьего тысячелетия, где предпринята попытка соединить стратегию интеллектуализации хозяйства с национальными культурно-историческими традициями. Усиливается роль культурно-исторических традиций в общественном развитии и экономическом росте, что проявляется в тенденциях создания новых центров технологического развития, таких как Кордова, Севилья, Сингапур, Гуанджоу, Стамбул. Это объясняется тем, что исторические города - результат пространственно-временной стратификации пассионарности, кристаллизовавшейся в культуре, архитектуре, науке и литературе. Таким образом, СЭЗ - своеобразные локальные модели мирохозяйственного процесса, где в первую очередь проявляются тенденции будущего развития экономики. Восхождение к будущему исторически шло от свободного торгового капитала к промышленному, финансовому и, наконец, к высоким технологиям с опорой на духовный мир, традиционную мораль. Свободные экономические зоны - рубежные полюса либерализации международных экономических отношений, локальные модели мирохозяйственной интеграции. Понятие "свободная экономическая зона" трансформировалось в соответствии с изменением приоритетных форм либерализации экономики, исторически от древнегреческих полисов к средневековым вольным торговым городам и порто-франко, к зонам совместного (производственного) предпринимательства, финансово-банковским и высоких технологий - технополисам, в названии которых отражена историческая преемственность. В современных крупных СЭЗ, как правило, присутствуют все эти формы либерализации экономики.
В зависимости от конкретной общественно-политической обстановки вырабатывалась стратегия создания свободных зон: - от древнегреческих полисов и средневековых европейских вольных городов к культуре рыночных отношений и правового открытого общества; - восточная модель вольных городов в целях консолидации нации (средневековая Япония и современный Китай); - рубежные свободные зоны экономического сотрудничества между странами различных этнокультурных регионов мира с неоднородным социальным временем (Сингапур, Гонконг и др.); - международные экономические пространства (зоны свободной торговли и др.). Исторический опыт создания СЭЗ свидетельствует о различиях в подходах к либерализации экономики и политики на пути к открытому обществу в основных этнокультурных регионах мира. Если средневековые европейские вольные города - очаги раннекапиталистического развития, самоуправления, новых морально-нравственных ценностей (протестантства), индивидуализма, то на Востоке либерализация экономики шла через автаркию (самодостаточность) в целях консолидации нации. Это нашло отражение в современных традициях - на Востоке экономическая либерализация опережает политическую, на Западе победа либеральной демократии предшествует экономическому росту. Одно из наиболее распространенных заблуждений в постсоветских государствах - надежда на зарубежные модели "экономического чуда". Несомненно, мировой опыт необходимо знать, но нельзя слепо заимствовать. Европейская классическая модель свободного предпринимательства, основанная на протестантской этике, рационализме и индивидуализме, оказывается непригодной в другой этнокультурной среде. Все отчетливее проявляются тенденции к экономическому росту на основе использования отечественных культурно-исторических традиций. В этом видится современный путь к открытому обществу. Как правило, СЭЗ - предвестники регионального экономического роста. Географический прогноз развития либерализации экономики в сопоставлении с демографическими полюсами будет отражать территориальную дифференциацию мирохозяйственного процесса, его воздействие на природную среду. Представляет интерес историко-географический анализ функции места, экономико-географического положения СЭЗ, которые иногда возрождаются в маргинальных межэтнических зонах (Малайзия, Причерноморье).
В настоящее время наибольший экономический рост отмечается в СЭЗ, формирующихся в едином этнокультурном пространстве, где доминирует или составляет значительную долю капитал соотечественников. Например, зоны Шеньчжень (Китай), Шеннон (Ирландия), Джебель-Али (Объединенные Арабские Эмираты), Измир (Турция), Бомбей (Индия). Возрастает роль свободных экономических зон на рубежах основных этнокультурных регионов: Западная Европа, Евразия, Китай, Индия, Афроазия (арабский мир), Черная Африка, Малайзия, Северная и Латинская Америка, Австралия. На цивилизационных разломах создание свободных зон и экономический рост, по мере возможности, должны упреждать этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. Исторический опыт свидетельствует, что альтернатива пепелищу - свободный товарный рынок. Необходимы геополитические прогнозы, использующие метод исторических аналогий, в том числе прошлый опыт открытых экономик. Вольный город Классическую геоэкономическую модель представляет средневековый вольный город, ставший предвестником современных мировых коммуникационных полюсов. В вольных городов отчетливо прослеживается определенная закономерность. Для эффективного развития необходимы не отдельные преференции сами по себе, а возможность создания местных условий хозяйствования на основе сочетания разных факторов. Это наглядно иллюстрируется на примере вольного и ганзейского города Гамбурга. Именно так официально называется этот крупнейший порт Германии, один из главных центров внешней торговли, промышленности, банковского и страхового дела. Еще в XII в. император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса предоставил городу привилегии в судоходстве и торговле. В дальнейшем Гамбург становится одним из наиболее влиятельных членов ганзейского союза, играет крупную роль в северо-германской торговле и уже в 1510 г. получил права вольного имперского города. В качестве такового он вошел в начале XIX столетия в Германский союз. В 1888 году на основе договора между Германской империей и вольным городом Гамбург был включен в таможенную территорию Германии, за исключением территории, сохранившей статус порто-франко. Поэтому 1888 год считается годом рождения той части порта, которую до сих пор называют "старой вольной гаванью".
К началу XX в., когда морские перевозки грузов резко возросли, возникла необходимость в расширении старой вольной гавани. В 1910 году на одном из протоков Эльбы была освоена новая территория порта, именуемая в настоящее время "вольной гаванью Вальтерсхоф". В 1911 г. проложен туннель под Эльбой. Нынешний Гамбург - один из крупнейших в мире морских портов с самой большой вольной гаванью (зоной беспошлинной торговли), специализирующейся на генеральных грузах. Хотя Гамбург расположен в 110 км от впадения Эльбы в Северное море, глубина речного фарватера при средней высоте прилива составляет 16,5 м и позволяет проходить судам грузоподъемностью до 100 тыс. т (дедвейт). Гамбург - самый западный порт Балтийского моря, которое соединено с Северным морем Кильским каналом, сокращающим путь по сравнению с плаванием через Датские проливы на 685 км. Благодаря выгодному географическому положению грузооборот гамбургского порта превышает 60 млн. т, в том числе 20 млн. т приходится на генеральные грузы. Ежегодно в порт заходит около 14 тысяч судов из 95 стран мира. Транзитные перевозки, включая перегрузку с морских судов на каботажные и речные суда, железную дорогу и грузовой автотранспорт, составляет 15 млн. т. В 1975 г. вблизи контейнерного участка вольной гавани Вальтерсхоф прошла новая европейская шестиполосная автострада Стокгольм-Лиссабон с туннелем под Эльбой. Гамбургский торговый порт занимает территорию свыше 100 кв. км, "сердцевиной" которой является свободная (вольная) гавань площадью в 16 кв. км. Свободная гавань в порту Гамбург выделяется в Европе высоким качеством обслуживания и разнообразием оказываемых услуг. Здесь осуществляются внешнеторговые операции и промышленное производство. Для хранения, перевалки грузов и транзитной торговли в вольной гавани имеются складские помещения площадью более 2 млн. кв. м. На территории вольной гавани размещено свыше тысячи предприятий (судостроительные и другие предприятия машиностроения, нефтеперерабатывающие, медеплавильные, пищевые). Предприятия занимаются доработкой (переупаковка, расфасовка и пр.) и переработкой поступающего импортного сырья и полуфабрикатов, могут выпускать продукцию для внутреннего (германского) рынка или для реэкспорта. В частности, пищевые предприятия перерабатывают тропические продукты (бананы, кофе, чай, табак). Экспортно-импортными операциями и обслуживанием судов занимаются 250 фирм. Всего в вольной гавани трудится 56 тысяч человек, в том числе 12 тысяч - на судостроительных верфях.
Таможенный суверенитет над вольной гаванью Гамбурга принадлежит Германии. На основе договора 1881 г. таможенный надзор разделен между городом и страной: Гамбург осуществляет контроль внутри вольной гавани, а охрана границы вольной гавани является делом государства. Дирекция вольной гавани Гамбурга выполняет функции главной таможни и решает все задачи управления, которые в других свободных портах Германии (Бремен, Бремерхафен, Эмден, Куксхафен и Киль) находятся в компетенции федерального таможенного управления. В области таможенного права, закона об акцизах и некоторых других дирекция вольной гавани действует в соответствии с договоренностью между федеральным министерством финансов и вольным ганзейским городом Гамбургом. Обеспечение таможенных интересов гарантируется рядом запретов и ограничений, в частности, ограничением розничной торговли и строительства, наличием документов на перевозку грузов, умеренным контролем предприятий, занятых хранением, обработкой и переработкой товаров или торговлей. Вольная гавань Гамбурга дает определенные преимущества при осуществлении экспортно-импортных операций, транзитной торговли, а также многочисленным ориентированным на порт промышленным предприятиям. В свободной гавани отпадает необходимость в предъявлении товаров для выполнения таможенных формальностей, не производится таможенный досмотр входящих судов и грузов. Пошлины уплачиваются лишь перед доставкой товаров на таможенную территорию Германии. Товары, которые из свободного обращения с таможенной территории Германии (за исключением беспошлинных товаров) доставлены в вольную гавань без декларации, возмещения или уплаты пошлины, разрешается использовать в свободном порту без таможенных ограничений. Потребление или использование других товаров здесь допустимо в том случае, если на таможенной территории они признаны беспошлинными для свободного обращения или если они применяются на таких же льготных условиях, как и иностранные товары на таможенной территории Германии. В старой вольной гавани Гамбурга сохранена особая историческая привилегия - разрешена обработка и переработка товаров без таможенно-правового ограничения. Уже при ее создании имелась промышленность, которая обрабатывала и перерабатывала поступающее зарубежное сырье и другие полуфабрикаты, чтобы произведенную продукцию и готовые изделия экспортировать морским путем. Таким образом, исключение таможенных формальностей обеспечивало экономию на издержках производства. В вольной гавани, наряду с обработкой иностранных товаров, можно было производить и для внутреннего рынка, но эта возможность десятилетиями мало использовалась. После Второй мировой войны в результате утраты многих внешнеэкономических связей промышленные предприятия в вольной гавани были вынуждены использовать свои производственные мощности для поставки товаров на внутренний рынок. Однако, если товары ввозились с таможенной территории Германии в вольную гавань, здесь обрабатывались или перерабатывались и затем возвращались на таможенную территорию, то при реимпорте они облагались пошлинами по облагороженным свойствам. Чтобы этого избежать, в Гамбурге разрешен так называемый порто-франко-реэкспорт товаров, прошедших облагораживание, когда при определенных условиях, позволено изготавливать на предприятиях вольной гавани изделия из товаров свободного обращения (товаров внутреннего рынка или обложенных пошлиной импортных изделий) и затем снова беспошлинно ввозить их на таможенную территорию. В этом случае только требуется специальное разрешение таможенной службы. Необходимость в подобном исключении (как свободный реэкспорт товаров, прошедших облагораживание) потребовалась и для хранения товаров свободного обращения на складах вольной гавани, поскольку их мощности не использовались полностью. В новой вольной гавани Вальтерсхоф товары могут подвергаться обработке и переработке для судостроения и других целей, в соответствии с разрешением таможенной службы. Если товары не получены по линии свободного обращения между странами Европейского сообщества, то разрешение может быть выдано только при наличии условий реэкспорта товаров для облагораживания их на таможенной территории. Все товары в свободном порту хранятся без ограничения и без уплаты акцизов. Вольная гавань ограждена по суше таможенным забором длиной 23 км и высотой 3 м, выполненным из толстой проволочной сетки. В охране вольной гавани занято 360 служащих, в том числе 60 служащих водной таможенной службы. Таможенная служба контролирует 39 пограничных постов на суше, воде и железной дороге. Для борьбы с контрабандой существует специальный отряд. Меняющиеся гибкие методы борьбы таможни делают Гамбург негостеприимным для контрабанды наркотиками и оружием. Ежегодно оформляются таможенные формальности на 2 млн. грузовых автомобилей и товарных вагонов. Свободная гавань Гамбурга не имеет, в отличие от других зон беспошлинной торговли, специального трудового законодательства и привилегий. Но для ее успешной работы очень важны поступление большого количества генеральных грузов, высокий объем импорта и транзитные функции. Несмотря на то, что свободная гавань - беспошлинная зона, пошлины взимаются, но их величина и роль ограничены. Главная задача свободной гавани - обеспечить высокую оборачиваемость капитала. В Гамбурге это достигается благодаря высокой скорости обработки грузов и современнейшей инфраструктуре. В этой связи покажем на примере отличие свободного порта от обычного. Допустим, что начинающий предприниматель с ограниченным свободным капиталом, например, в два миллиона немецких марок. В результате несложного маркетинга рынка установили, что у западноевропейцев пользуются повышенным спросом японские высокочастотные печи "Хитачи". Для того, чтобы ввести оптовую партию этого груза через обычный порт Гамбург, нам необходимо учесть таможенные расходы. В таком случае первоначальный капитал должен составить не 2, а 2,5 млн. марок. Но это невозможно, так как свободного капитала всего 2 млн. марок. Кроме того, прибывшую партию груза требуется немедленно вывести с территории порта. Высокочастотные печи - товар сезонного спроса, который особенно возрастает перед Рождеством. Между тем конвейерное производство - процесс ритмичный, печи производят и летом, и зимой, их транспортировку - тоже. Возникает проблема хранения товара, для которого необходимо арендовать складские помещения или, если вы регулярно будете заниматься этим бизнесом, построить собственные склады. В свободный порт вы можете ввести партию груза беспошлинно и разместить его на консигнационных складах порта, а вывозить его - по мере необходимости. Например, весной, летом и осенью товар складируется в порту и выбрасывается на рынок перед Рождеством, когда на него повышенный спрос, и, естественно, цены. Таким образом, при сравнении двух вариантов может оказаться, что использование услуг свободного порта при одной и той же торговой операции потребует значительно меньше первоначального капитала. Естественно, при вывозе товара из свободного порта будет произведен таможенный сбор, но это произойдет в удобное для владельца груза время, когда быстро реализуется товар. У всех свободных зон мира один враг - бюрократия. Поэтому существует формула: "Зона - враг бюрократии, бюрократы - убийцы зоны". В свободной гавани Гамбурга нет портовых властей. Гавань работает на принципе ассоциации и ответственности, разделенной между частными компаниями, а в администрации вольной гавани занято 120 сотрудников. Рассмотрим взаимодействие свободной гавани и власти города Гамбурга. В земельном (городском) парламенте есть комитет экономики и портовых отношений, а в правительстве (сенате) - департаменты, обеспечивающие взаимодействие с портом. В департаменте экономики, транспорта и сельского хозяйства существуют службы строительства портов, речных работ и судоходства. Финансовый департамент контролирует работу таможенной службы свободной гавани, а также отвечает за аренду земли и инфраструктуры. Земля не принадлежит свободному порту, а арендуется (лизинг) у городских властей Обществом содействия развития порта Гамбург. Инфраструктура порта создается и принадлежит городскому правительству. Общество платит городу за долгосрочную аренду земли (участков порта) и созданную инфраструктуру один процент от стоимости причальной линии. Департамент труда и социальной защиты контролирует соблюдение трудового законодательства. Департамент санитарного надзора и экологии осуществляет санитарный контроль экипажей, кораблей и грузов, контроль за состоянием окружающей среды. Комитет управления портом и Консультативный совет порта взаимодействуют (на уровне консультаций и информации) с департаментом сената по экономике, транспорту и сельскому хозяйству. А что свободная гавань дает городу? Этот вопрос ставит гамбургцев в затруднение. Вероятно, за длительную историю вольного города они привыкли к его особому статусу, и считают это само собой разумеющимся. Обслуживание большого числа иностранных судов, значительных объемов грузов, высокая оборачиваемость капитала обеспечивает высокую прибыль предпринимателям, способствует занятости населения. Это новые торговые дома, зарубежные банки, страховые компании и многое другое. Формула счастья вольного города проста: "Высокая оборачиваемость капитала - богатые граждане города". Чем больше богатых - богаче сам город и обеспечены программы социальной защиты неимущих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|