Плацдармы конвергенции социализма и капитализма
Открытая экономика Китая - закономерный путь в мировое сообщество, за который заплачено столетиями политики изоляционизма. Модель социализма с китайской спецификой использует несколько территориальных форм преференциальной экономики, реализуемые поэтапно от простой к сложной: свободные или по китайской терминологии "специальные" экономические зоны - открытые портовые города и приморские районы - зоны экономического и технологического развития и др. Постепенно в этот процесс вовлекаются пограничные с Россией и внутренние районы страны. Постановление о создании свободных экономических зон было принято ЦК КПК и Госсоветом КНР в июле 1979 г. по инициативе Дэн Сяопина. В августе 1980 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей утвердил Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу), а в октябре 1980 г. по решению Госсовета КНР была создана СЭЗ Сямэнь на одноименном острове в провинции Фуцзянь. Местоположение первых китайских зон открытой экономики обусловлено их близостью к Гонконгу, Макао и Тайваню, где основную часть населения составляют этнические китайцы. Главная политическая цель создания СЭЗ - воссоединение бывших колоний и Тайваня с родиной. В апреле 1984 г. ЦК КПК и Госсовет КНР, обобщив практический опыт по созданию СЭЗ, предоставили статус открытой экономики четырнадцати портовым городам (Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Бэйхай, Чжаньцзян). В Китае исторически сложился приморский тип размещения хозяйства. Здесь ведущую роль в экономике страны играют портовые города, в которых проживает 8 % населения и производится 25 % промышленной продукции, обеспечивается 40 % экспорта страны. Этому способствовала экспансионистская политика "открытых дверей", проводимая особенно активно со 2-ой половины XIX в. западными державами, США, Японией по отношению к полуколониальному Китаю. Сегодня КНР принадлежит приоритет в такой политике по отношению к мировому сообществу и плацдармом для ее проведения выбраны, в первую очередь, портовые города, основные внешнеторговые окна во внешний мир.
В 1985 г. режим открытой экономики распространяется на дельты рек Янцзы и Чжучзан (Жемчужной) вокруг Гуанчжоу и юг провинции Фунцзянь, где расположена СЭЗ Сямэнь. Таким образом, преференциальный режим устанавливается на прилегающих к СЭЗ приморских районах площадью 320 тыс. кв. км и населением 200 млн. человек. Здесь наибольший интерес представляет опыт провинции Гуандун с населением свыше 60 млн. человек, где были созданы первые СЭЗ Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу, а в 1988 г. статус провинции и СЭЗ получил остров Хайнань. В противовес Гуандуну, который стал самой открытой для внешнего мира китайской провинцией, создается центральная ось экономического развития с центром в портовом Шанхае. Шанхай - крупнейший из открытых городов Китая - бросил вызов Гуандуну в стремлении стать пятым "азиатским тигром" вслед за Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и Южной Кореей. Об этом можно судить по воплощаемому проекту зоны экономического и технологического развития Пудун, расположенной в пригородах Шанхая на площади 350 кв. км. Это и строящийся крупнейший в стране глубоководный порт, международный аэропорт, телецентр с самой высокой в Азии телебашней и третий в мире по величине мост через реку Хаунпу. В Шанхае создаются и другие зоны экономико-технологического развития: Минхан, Цаохэ с промышленной специализацией (капиталовложения составят 2 млрд. ам. долларов) и небольшая по площади (65 га) свободная зона Хунцяо, где размещаются только одни офисы и банки, отели для иностранцев (капиталовложения - 600 млн. ам. долларов).
В начале 90-х годов 825 китайских городов и уездов были открыты для зарубежного капитала, в том числе пограничные с Россией. В 1992 г. создана СЭЗ в Ланьчжоу (в прошлом Гаолянь) - центре провинции Ганьсу. Ланьчжоу является крупнейшим по численности населения (свыше 1,5 млн. человек) и важнейшим транспортным узлом на западе Китая. От города, расположенного в верховьях Хуанхэ, в древности и средние века брал начало Великий шелковый путь. Этим актом начинается новый этап политики открытой экономики - создание свободной зоны в глубинных провинциях страны, по уровню экономического развития значительно отстающих от приморских районов. Стратегическая цель - возрождение Великого шелкового пути (проект Трансазиатской железнодорожной магистрали Пекин - Стамбул) и активизация торгового обмена между Востоком и Западом. Главная особенность первых китайских СЭЗ - создание экономического плацдарма для воссоединения Гонконга, Тайваня и Макао в единое этническое государство-цивилизацию. СЭЗ стали воплощением теории конвергенции капитализма и социализма, используя исторический шанс занять освободившуюся нишу трудоемких и материалоемких производств в АТР для последующего броска к высоким технологиям. Основные преференции начального этапа создания СЭЗ - относительно дешевая рабочая сила и низкая арендная плата за землю, в которую предварительно вложены значительные инвестиции по инженерной подготовке территории и созданию производственной инфраструктуры. Отсюда привлекательность для малого бизнеса и создания трудоемких производств с незаконченным технологическим циклом (незначительной глубиной переработки). По мере создания современной инфраструктуры и отработки хозяйственного механизма и привлечения крупных зарубежных инвестиций, приоритетное развитие получают наукоемкие производства. Работа в СЭЗ осуществляется специалистами на контрактной основе по конкурсу, который достигает 60-100 человек на одно место. Предпочтение отдается рабочим со средним образованием до 25 лет и инженерно-техническому персоналу до 45 лет. В результате отбора в СЭЗ концентрируются самые предприимчивые работники - кадровая основа рыночной экономики. Производительность труда в СЭЗ в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране, соответственно - зарплата. После завершения контракта многие специалисты возвращаются в родные места, перенося во внутренние провинции приобретенный опыт.
Создание современной "мягкой инфраструктуры" (законодательных актов и фондового рынка ценных бумаг) и экономические преференции способствовали привлечению иностранного капитала, большая часть которых составляет капиталы китайской буржуазии. Незаменимый "инвестор" СЭЗ - политический капитал из Пекина, обеспечивающий стабильность и надежность вложения финансового капитала. В Китае удалось успешно сочетать конверсию военно-промышленного комплекса с использованием высвобождающихся ресурсов для промышленного и гражданского строительства и создания совместных предприятий радиотехники и электроники. Особо следует отметить роль КПК в создании СЭЗ, которая в целях создания единого этнического государства-цивилизации отказалась от многих догм. Местные комитеты КПК в СЭЗ способствуют политике открытой экономики, но не вмешиваются в хозяйственную деятельность. Первоначально иностранные предприниматели опасались влияния партийных организаций, хотя последние функционировали в СЭЗ по территориальному, а не производственному принципу. Убедившись, что проводимая КПК политика открытой экономики способствует успешной производственной деятельности, многие предприниматели заинтересованы в функционировании партячеек. За особые заслуги перед отечеством коммунистическая партия Китая принимает в свои ряды наиболее отличившихся крупных капиталистов. Политика открытой экономики способствует модернизации науки. Вместо научных коллективов с многочисленными сотрудниками и неэффективными результатами создаются небольшие мобильные коллективы, обладающие высокой квалификацией и профессионализмом. Например, в новом институте права в Гуанчжоу насчитывается всего 7 научных сотрудников, обеспечивающих в частности разработку внешнеэкономического законодательства провинции, в том числе открытых приморских городов и СЭЗ.
Несмотря на успешное развитие СЭЗ, пока не удалось достигнуть высокотехнологического экспортного производства. Не всегда импортируемое в СЭЗ оборудование соответствует современным требованиям. В стоимостном объеме экспортной продукции велика доля импортируемых комплектующих изделий (до 70 %), отсюда - невысокий чистый валютный доход. Китайский опыт показал, что создание локальных СЭЗ требует расширения экономических прав и преференций городов и провинций. После воссоединения Макао образуется гигантский мегаполис - треугольник Сянган (Гонконг), Шеньчжень - Гуанчжоу - Чжухай, Аомынь с населением более 30 млн. человек. Китай, получающий 25 % всех иностранных инвестиций в азиатские страны, направляет их преимущественно в приморские провинции и города, среди которых выделяются Гуандун и Шанхай. В результате возникла проблема пропорционального развития приморских и внутренних районов Китая, между которыми обостряются социальные противоречия. Наименее развитые западные районы страны отстают от приморских на 50 лет. * * * Основные плацдармы открытой экономики были созданы на ближних подступах к Гонконгу и Макао, чтобы обеспечить их "плавное" воссоединение с Китаем. Вдоль дороги из международного аэропорта Гуанчжоу в Шеньчжень - строительные леса, многочисленные кирпичные заводики на месте крестьянских рисовых наделов. Крестьяне, учитывая возросший спрос, изготавливают кирпич и здесь же продают. Кроме кирпича предлагаются другие строительные материалы. Между Гуанчжоу и Шеньчженем завершено строительство платной автострады, где высокая скорость гарантирована высоким качеством покрытия. Шеньчжень - самая крупная и известная в мире китайская СЭЗ, поражает темпами и масштабами строительства. За десять лет на месте неказистого провинциального поселка с населением 25 тыс. жителей вырос город, насчитывающий свыше 1,3 млн. жителей. Шеньчжень возведен инженерно-строительными войсками, которые в результате конверсии военно-промышленного комплекса трансформировались в гражданские строительные фирмы. Военными строителями построены наиболее сложные в инженерном отношении объекты, среди которых международный аэропорт, морской порт, железнодорожный вокзал, крупные промышленные предприятия, международный центр текстильных технологий, высотное 32-х этажное здание администрации СЭЗ, серия 24-х этажных жилых домов.
В начале 90-х годов темпы экономического роста составили в Шеньчжене 30 % против 6-7 % в среднем по стране, а объем капитальных вложений за первое десятилетие - 18,1 млрд. юаней или 3,9 млрд. ам. долларов, из них 60 % - зарубежные инвестиции, в основном соотечественников из Гонконга. Шеньчжень граничит с Сянганом (Гонконгом), китайским предпринимателям которого давно уже тесно на небольшом клочке земли. Поэтому Шеньчжень называют еще Нью-Гонконгом, а гонконгские инвестиции - женьшенем для оздоровления китайской экономики. Здесь гонконгский доллар является основной платежной единицей. Значительные капиталовложения в развитие совместного предпринимательства в СЭЗ направляются из глубинных провинций Китая, тем самым расширяются территориальные масштабы реформ. Во всем мире известен китайский шелк. Однако было время, когда из-за отсутствия современных красителей, эта продукция не могла достойно конкурировать на мировом рынке. Поэтому некоторые шелковые комбинаты с многолетними традициями и навыками производства совместно с японскими и другими зарубежными фирмами, производящими стойкие красители, создали совместные предприятия в приморских СЭЗ. В результате международной кооперации китайскому шелку удалось за пять лет занять достойное место на мировом рынке. В 1992 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей предоставил Шеньчженю право законодательной власти. Отныне городское собрание народных представителей принимает местные законы, необходимые для развития СЭЗ, а муниципальное правительство издает постановления. Главная притягательная сила Шеньчженя - низкая арендная плата за землю и дешевая рабочая сила. Издержки на оплату труда примерно на 40-50 % ниже, чем в Гонконге и в 25 раз ниже, чем в Японии. Но все в этом мире относительно. Хотя средняя зарплата китайского рабочего в свободной зоне во много раз ниже оплаты труда в Японии, Южной Корее, Тайване, оплата в три раза выше, чем в среднем в Китае. В начале 90-х годов среднемесячный заработок в Шеньчжене составлял 400 юаней (70 ам. долларов), а высококвалифицированные специалисты на совместных предприятиях получали свыше 2 тыс. юаней (350 ам. долларов). Кроме того, для того, чтобы хорошо заработать нет необходимости ехать за границу. Современный Шеньчжень - это свыше 4 тыс. предприятий, в том числе 920 совместных предприятий. Экспорт продукции увеличится с 2,5 млрд. ам. долларов в 1990 г. до 10 млрд. ам. долларов к 2000 г. Несмотря на впечатляющие цифры, пока до 70 % стоимости экспорта приходится на сырье и ввозимые из-за границы комплектующие. Производство характеризуется незначительной глубиной переработки. Но уже создается основа для высоких технологий - завершилось строительство Шеньчженьского университета и технологического парка. Администрации СЭЗ предоставлено право создавать СП с иностранными капиталовложениями до 30 млн. долларов, если свыше - с разрешения центрального правительства. В зависимости от вида хозяйственной деятельности, предусмотрена земельная аренда сроком от 10 до 50 лет. Стоимость земельного участка не высокая, если земля не насыщена коммуникациями. поэтому правительство СЭЗ скупает по низким ценам землю у крестьян, строит дороги, создает инфраструктуру и только тогда сдает участок под большие проценты. Таким образом администрация СЭЗ рассчитывается с банками за кредиты в инфраструктуру. Шикоу - морские ворота Шеньчженя и крупная экспортно-промышленная зона. Город-порт расположен в 30 км от Шеньчженя, здесь проживает свыше 100 тыс. жителей. В Шикоу созданы крупные совместные предприятия, среди которых завод технического стекла, заводы по производству телевизоров и компьютеров, текстильная фабрика шелковых тканей. Ежегодный объем экспортной продукции превышает 0,7 млрд. долларов. Шикоу располагает современной инфраструктурой, крупным финансово-банковским центром. На первом этапе создания СЭЗ город снабжался электроэнергией из Гонконга. Высокомеханизированный торговый порт с контейнерным терминалом обеспечивает внешнеторговые связи Шеньчженя и провинции Гуандун. От порта Шикоу 25 миль до Гонконга и Чжухая, 70 миль до Гуанчжоу. Пассажирские линии обслуживаются скоростными судами. От Шикоу до Гонконга 45 минут хода судна на воздушной подушке. Для зарубежных специалистов вблизи порта построен один из первых в Китае высококлассных отелей (5 звездочек). Из-за нехватки гостиничных мест используется пассажирский теплоход. Многие высококвалифицированные специалисты совместных предприятий и иностранных компаний проживают в специально построенных комфортных коттеджах. Главная особенность Шикоу - порт и экспортно-промышленная зона функционируют на правах филиала Гонконгской китайской компании по инвестициям. В правлении филиала - 11 человек, из них председатель правления и 3 члена назначаются компанией, остальные представляют Администрацию зоны (генеральный директор, его заместители по промышленности и транспорту, торговле и капитальному строительству, социальным вопросам, начальники отделов). В Администрации создано 10 отделов (финансов, управления предприятий, планирования строительства, прогнозирования, контроля и проверки, кадровый, коммунальный, обслуживания и др.). Администрация создает социально-производственную инфраструктуру, строит предприятия и жилье, выдает разрешения на право пользования землей и на выезд за границу, осуществляет планирование развития экспортно-промышленной зоны и порта, импортирует товары народного потребления. По существу, Шикоу - ведомственный город, которым управляет Администрация, избираемая оригинальным способом. Право избирать имеют около 5 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием из 50-тысячного промышленно-производственного персонала города. Правда, согласно китайской конституции в Шикоу избираются народные представители (депутаты), которые носят знаки отличия, посещают съезды, но реальной власти в городе не имеют. Существующая система выборов позволяет специалистам выбрать профессионалов управления, тогда как при другой часто избираются просто "хорошие" люди. Руководство Гонконгской китайской компании по инвестициям объясняет это обстоятельство пережитками социализма, когда в законодательные органы избирали непрофессионалов. СЭЗ Чжухай была основана в 1979 г. в одноименном уезде провинции Гуандун в непосредственной близости к небольшому португальскому владению Макао (Аомынь), пользующемуся правами внутреннего самоуправления. Площадь уезда составляет 7 тыс. кв. км, в том числе городская таможенная зона - 122 кв. км. В уезде проживает свыше 650 тыс. жителей, из них в городе - 300 тыс. Для постсоветских стран представляет определенный интерес местный опыт по развитию экспортной промышленности, индустрии отдыха, высокоинтенсивного сельского и рыбного хозяйства. Национальный доход Чжухая вырос за 1979 - 1990 гг. с 29,8 млн. ам. долларов до 7,4 млрд. долларов. СЭЗ оказала позитивное влияние на развитие убыточного, в прошлом, сельского хозяйства уезда, которое дает ежегодно доход в 50-55 млн. долларов. Таким образом, достигнуто успешное взаимодействие между таможенной зоной и окружающей сельскохозяйственной территорией. Выгодное экономико-географическое положение Чжухая, особенно близость Сянгана, Макао и Тайваня, оказало определяющее влияние на специализацию хозяйства. Современная социально-производственная инфраструктура при относительно дешевой рабочей силе и низкой арендной плате за землю явились основой для привлечения зарубежных инвестиций. В 80-е годы капиталовложения в Чжухай составили 2,7 млрд. долларов, в том числе 0,8 млрд. долларов из-за рубежа. Среди иностранных инвесторов лидирует китайская диаспора - соотечественники из Сянгана, Макао, Тайваня. В первые годы функционирования СЭЗ на хуацяо приходилось 90 % зарубежных инвестиций, в начале 90-х годов их доля снизилась до 60 %. Иностранные инвестиции представляются под гарантии китайских банков и правительства Чжухая, наделенного правом подписывать контракты до 10 млн. долларов. Китайские банки предоставили кредиты под создание инфраструктуры, которые окупились через пять лет после основания СЭЗ. Иностранцы, которые первоначально неохотно вкладывали капитал в создание частных предприятий, по мере развития инфраструктуры и гарантий значительно увеличили масштабы инвестиций. За первое десятилетие существования СЭЗ были достигнуты поставленные цели по созданию благоприятной среды для зарубежных инвестиций. Осуществлены работы по созданию инфраструктуры, включая инженерную подготовку нескольких промышленных площадок, дорог, линий электропередач, теплокоммуникаций, водопровода. Современный порт располагает контейнерным и пассажирским терминалами, глубоководным плавучим доком для ремонта судов. Предусмотрен большой объем пассажирских перевозок, в основном туристов. Открыто 12 морских и речных линий, связавших Чжухай с Сянганом (25 миль), Шеньчженем (Шикоу), Гуанчжоу и другие. Развитие туризма было обусловлено местными особенностями. Учитывая близость к "азиатскому Монако" - Макао с роскошными игорными домами и другими увеселительными заведениями, в Чжухае создан антипод с социалистической спецификой: демонстрируются успехи Китая, воспроизведены в миниатюре многие исторические памятники. Удовлетворение ностальгии по родине туристов-хуацяо первоначально в Чжухае было самым конвертируемым товаром. В будущем после воссоединения Макао с Китаем образуется один из крупнейших азиатских рекреационных центров, предлагающий услуги социалистической и капиталистической ориентации. В настоящее время Макао, где проживает 400 тыс. жителей, ежегодно посещают свыше 4 млн. туристов, в том числе 3,5 млн. жителей Сянгана. Особое внимание в Чжухае уделяется развитию инфраструктуры. Закончено проектирование и ведется строительство международного аэропорта, что позволит отказаться от услуг воздушной гавани Гуанчжоу. Прокладывается железная дорога Чжухай - Гуанчжоу. Введены в строй электростанции мощностью 600 тыс. кВт и 1,2 млн. кВт. Построено три водозабора от источников пресной воды высокого качества и два завода по очистке сточных вод. Обеспечена телефонная связь с крупнейшими городами мира и китайскими провинциями. Построено свыше 1,2 млн. кв. м жилья, более 10 гостиниц международного класса на 13 тыс. мест. Выделяется три этапа в привлечении иностранного капитала и технологий в СЭЗ из Чжухая. На первом этапе доминировали инвестиции небольших фирм из Гонконга и Макао, направляемые преимущественно в туризм, обеспечивающий высокую оборачиваемость капитала. Создавались совместные предприятия по сборке продукции из импортируемых комплектующих, использовался дешевый физический труд. На втором этапе по мере создания инфраструктуры расширились границы и масштабы привлечения иностранного капитала за счет транснациональных корпораций и консорциумов. Инвестиции направлялись в промышленность и торговлю, пригородное сельское хозяйство и рыболовство. На основе крупных проектов в 10 и более млн. долларов создавались совместные предприятия по выпуску серийной продукции с использованием наукоемких технологий. В результате была создана экспортно-ориентированная экономика. Промышленность специализируется на выпуске продукции электроники, текстильной, продуктов питания, строительных материалов и конструкций. Среди продукции совместных предприятий - ферромагнитные пленки, магнитные ленты (акустические, для видеозаписывающей аппаратуры и ЭВМ), телевизоры, видеомагнитофоны, электронные игрушки. Туризм процветает благодаря субтропическому климату, многочисленным достопримечательностям и созданной индустрии отдыха, включая 106 гостиниц и отелей. Были освоены передовые технологии производства на экспорт сельскохозяйственной продукции, а рыбное хозяйство переориентировано с рыболовства на аквакультуру. Качественная пищевая продукция удовлетворяет местные потребности, а также, благодаря низким транспортным издержкам, экспортируется в Сянган и Макао. Таким образом, в Чжухае были созданы условия для третьего этапа развития экономики на основе высоких технологий, когда начали осваиваться новые технологии и оборудование для производства продукции машиностроения и приборостроения, цветной полиграфии, упаковочных материалов, керамики, фаянса и фарфора, алюминиевых конструкций, высококачественных шерстяных, хлопчатобумажных и кожаных изделий, консервов. Особое внимание уделяется освоению разнообразных и высококачественных сортов овощей, фруктов и цветов, улучшенных видов аквакультуры и пород в животноводстве и птицеводстве, сохранения свежести пищевых продуктов, их упаковки и складирования. Всего в Чжухае действует свыше 900 совместных, 250 иностранных и 960 государственных предприятий, среди которых преобладают малые. Промышленность размещена в 10 локальных экспортно-промышленных зонах (промзонах) площадью от 0,5 до 3,5 кв. км, каждая из них располагает современной инфраструктурой. Особо следует подчеркнуть специфику создания совместных предприятий в Чжухае. В результате конверсии военно-промышленного комплекса Китая высвободившиеся ресурсы были направлены в строительство и создание совместных предприятий в СЭЗ, что позволило не только сохранить, но и приумножить технологический потенциал. При содействии центрального правительства создавались совместные предприятия с участием других китайских провинций. Такая кооперация с государственными предприятиями позволила не только решить проблему недостатка квалифицированных специалистов и обеспечения предприятий сырьем и полуфабрикатами, но и расширила процесс модернизации экономики страны. Налоговая политика является важнейшим элементом хозяйственного механизма СЭЗ. Если налоги выше, чем в других странах, капитал не придет. В соответствии с законом о специальных экономических зонах в провинции Гуандун, принятом на уровне государства, в Чжухае установлены следующие преференции и гарантии для иностранных инвесторов. Совместные и иностранные предприятия первые два года освобождаются от налога, следующие три года установлен 7,5 % налог, тогда как на государственных предприятиях налог составляет 15 %, а во внутренних китайских провинциях - до 30-35 %. Полностью исключены пошлины на импорт машин, оборудования, запасные части, сырье и полуфабрикаты, необходимые для производственных целей и ввозимых для совместных и иностранных предприятий, кооперативов. Обложению пошлинами подлежит ввоз сигарет, спиртного и некоторых других товаров. Продукция, производимая в Чжухае, за некоторым исключением, не облагается экспортными пошлинами. Если продукция реализуется в СЭЗ, то устанавливается 50 % налоговая скидка на сырье и материалы. Дополнительные льготы предоставляются предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим долгосрочные проекты или вложения в производство или сферу услуг более 1 млн. долларов. Прибыли, полученные иностранными инвесторами от деятельности совместных предприятий, при их переводе за границу, освобождаются от налогообложения. Иностранные инвесторы, не имеющие в Чжухае предприятий, но получающие прибыль от дивидендов на вложенный капитал, платят подоходный налог по пониженным ставкам в зависимости от размеров капиталовложений. Установлен дифференцированный промышленно-коммерческий налог, от которого освобождена значительная часть импортируемой и экспортируемой продукции, кроме ввозимой из СЭЗ продукции внутрь Китая. Арендная плата за землю устанавливается в зависимости от размеров землепользования и видов деятельности. Ставки арендной платы - от 0,8 до 10 юаней (1,8 доллара) за 1 кв. м в год. Проекты, использующие исключительно передовые технологии, а также другие, не предусматривающие извлечение прибыли, пользуются землей бесплатно. По нашей просьбе Администрация СЭЗ Чжухай показала инфраструктурную подготовку одной из новых площадок для локальной экспортно-промышленной зоны. На площади 100 га проведены инженерные работы, в том числе по выравниванию рельефа. К пока еще "чистому полю" подведены автострада, водопровод, газопровод, коммуникации связи, построена подстанция. Только после завершения подготовки инфраструктуры объявляется конкурс на долгосрочную аренду участков для зарубежных и отечественных инвесторов. В стоимость аренды включаются все затраты на подготовку промышленной площадки, которые, как правило, окупаются здесь за пять лет. * * * 30 июня 1997 г. после воссоединения с Китаем перестала существовать британская колония Гонконг, ставшая специальным административным районом Сянган. Казалось бы для уходящего XX в. это рядовое событие, когда одна из последних колоний обретает независимость и воссоединяется с отечеством. Вместе с тем завершается полуторавековой эксперимент, начавшийся с насильственного захвата европейцами приморских территорий Китая, продолженный американской экспансионистской политикой "открытых дверей", милитаристской и внешнеэкономической политикой Японии и других стран, что в конечном итоге привело к появлению новых индустриальных стран, взращенных на стыке цивилизаций, включая западноевропейскую модель свободного предпринимательства и местные культурно-исторические традиции. По существу, впервые после средневекового Ганзейского союза вольных торговых городов была создана обширная зона свободного предпринимательства на суперэтническом уровне между цивилизациями Запада и Востока, включая Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур. Здесь демонстрируется пример ненасильственной трансформации различных социально-экономических систем на основе модели умеренного развития. Владение Великобритании Гонконг (Сянган) состояло из двух частей: колонии (о. Сянган и участок на п-ве Цзюлун) и арендованной Новой территории. На площади немногим более 1 тыс. кв. км проживает свыше 6 млн. человек, в основном китайцев. Административный центр - г. Сянган (анг. Виктория) связан подводным туннелем с континентом. Торговое значение Гонконга возросло на морских путях между Индийским и Тихим океанами. Здесь в 1865 г. был открыт британский Гонконг - Шанхайский банк. К началу XX в. Гонконг превратился в один из крупнейших портовых, финансовых и торговых центров Дальнего Востока. Для экономики особое значение имеют реэкспортная торговля и другие транзитные функции. Благодаря крупным инвестициям китайских предпринимателей и иностранного капитала значительное развитие получила промышленность, которая с середины 60-х годов XX в. превратилась в ведущую отрасль местной экономики. Промышленность работает в основном на импортном сырье и полуфабрикатах, около 80 % продукции отправляется на экспорт. Ведущие отрасли промышленности - электронная и электротехническая, часовая, судостроение и судоремонт, текстильная, пищевая. Ограниченные местные возможности водоснабжения компенсируются поставками воды из континентального Китая, обеспечивающего также 30 % потребностей в питьевой воде. В современном мире Сянган - деловая столица Азии, один из крупнейших международных финансово-валютных центров (третья финансовая столица мира), шестой по значению валютный рынок мира, столица азиатских ярмарок, десятая торговая <держава> мира, занявшая место бывшего СССР. Этот "покупательский рай" беспошлинной торговли ежегодно посещают 7 млн. туристов, оставляющих здесь более 7 млрд. долларов. Сянган - крупнейший портово-промышленный центр Юго-Восточной Азии. Отсутствие бюрократических препон и ограничений на предпринимательскую деятельность, относительно дешевая рабочая сила, низкие налоговые ставки обеспечили рост экспортно-промышленной зоны открытой экономики. Здесь создано поколение свободных зон высоких технологий - технопарков, специализирующихся на разработке новой электронной техники. Однако, в первую очередь, достигнутому уровню Сянган обязан свободному порту. Статус порто-франко обеспечивает беспошлинный ввоз и вывоз большинства видов продукции, разнообразный экспорт услуг. Контейнерный терминал в порту Квай Чун является наряду с сингапурским крупнейшим в мире (ежегодно обрабатывается свыше 1,5 млн. контейнеров). Внешнеторговый оборот Сянгана составил в 1997 г. свыше 300 млрд. долларов, из них реэкспорт - 120 млрд. долларов. Многие знают, где расположен Сянган на географической карте, но не каждый представляет его местоположение в экономике и финансах. Сянган - главные ворота для инвестиционного и торгового капитала в Китай и из Китая, центр деловой активности крупнейших азиатских, европейских и американских банков, страховых компаний и фирм. Здесь расположено 560 банков, из которых 365 - зарубежных из 50 стран мира. Один из крупнейших гонконгских банков "Бэнк оф Чайна" (финансовая группа Китайского народного банка) является филиалом Центрального банка КНР и уступает лишь Банку Сянгана. Используя возможности инвестиционного и торгового моста в Китай Сянган за последние 30 лет увеличил национальный доход на душу населения в 22 раза. В начале 90-х годов по показателю внутреннего валового продукта на душу населения Гонконг опережал в 33 раза Китай, в 1,6 раза Тайвань, в 1,2 раза Сингапур, уступая в 2 раза Японии. Долгосрочная стратегия Сянгана - завладеть гигантским китайским рынком. В настоящее время полностью от Сянгана зависит процветание китайской провинции Гуандун с населением свыше 70 млн. человек. Здесь с учетом гонконгского капитала создано 25 тыс. предприятий, на которых трудится 3 млн. человек. В свою очередь Гуандун - стартовая площадка для броска на огромный китайский рынок. Гуандун, ставший самой богатой провинцией страны, называют "пятым драконом" АТР после Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура. Замена в 1997 г. британского "Юнион Джека" на красный стяг позволило Сянгану мирным путем завоевать самый крупный китайский рынок, насчитывающий более миллиарда потребителей. После перехода британской колонии под суверенитет КНР образовался крупнейший в Юго-Восточной Азии и в мире открытый для внешнего мира мегаполис Большой Сянган, включающий гг. Сянган, Цзюлун, Шеньчжень, Шикоу, Аомынь, Чжухай и другие с населением свыше 10 млн. человек и суммарным грузооборотом портов свыше 70 млн. тонн. КНР и Великобритания являются гарантами, что после воссоединения в течение 50 лет в Сянгане не произойдет политических перемен. Другим гарантом является Тайвань, который будет потерян для КНР навсегда при изменении достигнутых правил. В свою очередь после воссоединения Тайваня решается не только политическая задача - экономика Китая переходит в новое качество. Китай автоматически становится первой страной мира по валютным запасам. Таким образом, завершится важный этап строительства социализма с китайской спецификой, большого эксперимента по конвергенции двух идеологических и экономических миров на основе умеренного развития вместо советской модели "холодной войны" до "победного" краха. Это Великое открытие мира рубежной коммуникативности разных цивилизаций. Впервые в истории в результате целенаправленной политики создается полюс комплиментарности на суперэтническом рубеже - вольный мегаполис, свободные ворота в АТР и китайскую цивилизацию. Воссоединение Сянгана с Китаем на основе многолетней постепенной экономической и социальной адаптации - урок для постсоветских стран, утративших в результате сиюминутного разделения достигнутый уровень социально-экономического развития. *** В современном мире свободные экономические зоны стали полигоном деловых контактов и взаимопонимания партнеров с разными социокультурными традициями. СЭЗ - это свобода производителей от бюрократии, когда обеспечивается высокая оборачиваемость капитала и растет благосостояние. СЭЗ - это высокая ответственность местной власти перед гражданами, а не место под солнцем, ближе к государственному бюджету. СЭЗ - не самоцель, а средство создания комплиментарной модели развития с учетом мирового опыта и местных социокультурных традиций. В постсоветских странах идея СЭЗ пережила период рыночного романтизма, исчез дефицит товаров - появился дефицит платежных средств. В условиях кризиса и отсутствия государственной стратегии развития, высокая норма прибыли в торговле сделала нецелесообразным установление преференциального режима на отдельных территориях. Исчерпан в значительной степени в борьбе за власть политический капитал намерений по созданию зон процветания. Свободные экономические зоны являются индикатором мирохозяйственной интеграции. Несмотря на многочисленные декларированные намерения по созданию СЭЗ в постсоветских странах, в большинстве случаев они не стали <точками роста> рыночных отношений и функционирует только на бумаге. Даже широко разрекламированные российские СЭЗ <Янтарь> в Калининградской области и <Находка> в Приморском крае не стали положительным примером свободного предпринимательства. Создание свободных зон по-украински привело к требованию МВФ об их ликвидации. Бездумная раздача преференций увеличила дефицит государственного бюджета. В условиях слабо развитого отечественного предпринимательства, местные корпоративные группы используют СЭЗ для <бизнеса> на государственных ресурсах. Возможно, по мере развития рыночных отношений и становления отечественного предпринимательства завершится "мертвый сезон", а на смену "мыльным" проектам СЭЗ придет открытая экономика здравого смысла. Успешная мирохозяйственная интеграция постсоветских стран зависит от создания преференциального режима на основных коммуникационных направле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|