Виды анализа финансовой отчетности
Стр 1 из 21Следующая ⇒ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Учебное пособие
Введение
С расширением в Российской Федерации круга лиц, заинтересованных в полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении организаций, происходит повышение роли анализа бухгалтерской отчетности, который позволяет выявить реальное прошлое и текущее финансовое положение, оценить результаты деятельности организаций. Также анализ бухгалтерской отчетности приобретает все большее значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснования требуются рациональные и логические аргументы. Целью дисциплины «Анализ финансовой отчетности» является углубленное изучение состава и содержания финансовой отчетности, умение ее прочтения, оценка информативности отчетности, ее всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработки аналитического баланса, использование результатов анализа отчетности в процессе обоснования стратегии развития организации, составления бизнес-планов и управления производством. Изучение курса «Анализ финансовой отчетности» позволит пользователям учебного пособия получить знания и навыки практических расчетов для оценки финансового состояния анализируемых хозяйствующих субъектов, отличительных особенности различных видов отчетности. В учебном пособии содержится большое количество проработанных практических примеров анализа различных форм отчетности: от анализа финансового состояния в целом до анализа конкретных статей и разделов отчетности. Рассматриваются особенности анализа консолидированной отчетности и специфика анализа сегментарной отчетности организаций. Знание этих вопросов поможет приобрести пользователям пособия нужные навыки вычисления разных показателей и оценки экономических ситуаций, сформулировать аналитические выводы, позволит принимать квалифицированные управленческие решения, выявлять факторы и резервы повышения эффективности работы организаций.
Тема 1. Цели, задачи и содержание анализа финансовой Отчетности
1.1. Сущность, цели и задачи анализа финансовой отчетности. 1.2. Виды анализа финансовой отчетности.
Сущность, цели и задачи анализа финансовой Отчетности
В рыночных отношениях центральным элементом системы управления экономикой является качество выработки и принятия управленческих решений по обеспечению рентабельности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности организаций. Качественно выполнить эту работу можно при помощи бухгалтерской информации и финансового анализа как метода оценки и прогнозирования финансового состояния организаций. Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую (финансовую) отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах его хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность является основным источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля и оценки деятельности организации. По данным отчетности, руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями (собственниками), соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки) и иными заинтересованными организациями.
Бухгалтерская финансовая отчетность предоставляет информационную базу для финансового анализа, при помощи которого достигается объективная оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости организаций, их возможное банкротство, эффективность использования финансовых ресурсов, а также улучшение отношений между организациями, внешними финансовыми, кредитными и коммерческими структурами. Определение реального финансового положения организаций – сложный трудоемкий процесс, эффективность которого предопределяется надежностью применяемых методов оценки анализа финансовой отчетности. Целью анализа финансовой отчетности является своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, определение резервов повышения эффективности финансовой деятельности. Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи: 1. Анализ имущественного положения и структуры капитала. 2. Исследование финансового состояния организации, в том числе ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, риска банкротства. 3. Анализ финансовых результатов деятельности организации, в том числе оценка влияния факторов на финансовые результаты деятельности. 4. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала, в том числе оборачиваемости капитала, рентабельности (доходности) капитала. 5. Оценка правильности использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала. 6. Контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат. Объектом анализа финансовой отчетности является финансовый и имущественный потенциал коммерческой организации, его динамика, изменение составляющих элементов и возможных экономических исследований. По мере продвижения современных субъектов хозяйствования к рыночным отношениям необходимость анализа их финансовой отчетности становится все более актуальной. Как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчетности добиваются одной общей задачи – провести анализ финансового состояния организации и на его основе достичь поставленных целей для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Необходимость анализа финансовой отчетности для внутренних пользователей состоит в следующем. Руководители получают представление о месте своей организации среди конкурентов, правильности выбранного стратегического курса, о степени эффективности использования ресурсов, что, в свою очередь, поможет в принятии решений вопросов по управлению организацией. Работников интересуют данные о стабильности и прибыльности организации, что в свою очередь позволит оценить способность нанимателя обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства. Акционеры организации по данным анализа отчетности формируют мнение о способности организации выплачивать дивиденды. Внешние пользователи заинтересованы в следующем. Кредитные организации и торговые кредиторы заинтересованы в своевременной платежеспособности организации. Покупателей интересует информация о стабильной деятельности организации, как в краткосрочной, так и среднесрочной перспективе. Правительственные органы заинтересованы в результатах деятельности организации в целом, в том числе с целью обеспечения рабочих мест, достойной оплаты труда работников, поступления налоговых платежей. Общественность заинтересована в информации о тенденциях развития организации, ее имущественном положении, что оказывает влияние на региональную экономику и экономику страны в целом. В процессе анализа финансовой отчетности изучается состав и содержание финансовой отчетности, формируется умение ее прочтения, оценивается информативность отчетности, проводится всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработки аналитического баланса, результаты анализа отчетности используются в процессе обоснования стратегии развития организации, составлении бизнес-планов и управления производством.
Виды анализа финансовой отчетности
Классификация видов экономического анализа имеет важнейшее значение для более глубокого понимания его содержания и задач. При проведении анализа финансовой отчетности используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов: В зависимости от потребностей управления можно выделить следующие виды анализа: По отраслевому признаку: - отраслевой, учитывает специфику отдельной отрасли; - межотраслевой, является теоретической и методологической базой анализа для всех отраслей экономики. По признаку временному: - предварительный, проводится до осуществления хозяйственных операций; - последующий, используется для контроля выполнения плана и оценки результатов деятельности организации. В свою очередь, последующий анализ классифицируется на оперативный (проводимый сразу после совершенствования хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, декаду)) и итоговый (анализ за отчетный период времени (месяц, квартал, год) в целях изучения всесторонней деятельности организации). По пространственному признаку: - внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемой организации и ее подразделений; - межхозяйственный, в процессе которого в целях исследования передового опыта, поиска резервов сравниваются результаты деятельности нескольких организаций. Внутрихозяйственный анализ, в свою очередь, можно классифицировать на: - технико-экономический, где учитываются взаимодействия технических и экономических процессов; - финансово-экономический, направленный на изучение финансовых результатов: эффективности использования капитала, увеличение суммы прибыли, рост рентабельности, улучшение платежеспособности; - аудиторский (бухгалтерский), проводимый с целью оценки и прогнозирования финансового состояния организаций; - социально-экономический, учитывающий взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимовлияние; - экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на уровнях управления организацией, отраслью, регионом; - экономико-экологический – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов; - маркетинговый, используется в целях разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности: изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, формирования ценовой политики. По субъектам пользователя различают анализ: - внешний, которому присуща множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности организации, разнообразие целей и интересов субъектов анализа, наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности, ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность организации, максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации;
- внутренний, ориентированный своему руководству, ему присуще отсутствие регламентации анализа со стороны, более детальный подход к изучению всех сторон деятельности организации, максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Разделение экономического анализа обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Оба вида анализа обеспечивают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них имеет свои особенности. По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на: - сплошной, изучающий все объекты; - выборочный, изучающий отдельные объекты. По содержанию анализ классифицируется на: - комплексный, изучающий всестороннюю деятельность организации; - тематический, в процессе которого изучаются отдельные стороны, представляющие наибольший интерес. Комплексный анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли, помимо всего учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости. Он особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана, создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности. По методике изучения анализ может быть: - горизонтальный – сравнение результатов хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей; - вертикальный (структурный) – определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; - трендовый – определение основной тенденции динамики показателя, формирование возможных значений показателей в будущем; - факторный – выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель; - маржинальный – метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли; - функционально-стоимостной – метод выявления резервов, управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.
Контрольные вопросы 1. Приведите описание сущности анализа финансовой отчетности. 2. Опишите цель и задачи анализа финансовой отчетности. 3. Приведите характеристику предмета экономического анализа. 4. Дайте характеристику пользователям результатов анализа финансовой отчетности. 5. Какие отличительные особенности характеризуют метод экономического анализа? 6. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа? 7. Дайте характеристику видов экономического анализа. 8. Чем обоснована связь видов экономического анализа?
Тесты
1. К основным задачам анализа финансовой отчетности относится: а) овладение расчетами обобщающих и частных показателей эффективности хозяйственной деятельности; изучение особенностей формирования величины показателей эффективности производства; познание основных факторов, влияющих на эффективность производства; б) оценка имущественного положения организации, финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и интенсивности использования капитала, правильности использования денежных средств; в) связь между сопоставляемыми показателями и «факторным полем анализа»; г) сопоставимость ассортимента и качества выпускаемой продукции; необходимость обеспечить совпадение планируемого и анализируемого периодов.
2. По пространственному признаку экономический анализ подразделяется на: а) внутрихозяйственный и межхозяйственный; б) технико-экономический; в) финансово-экономический; г) маркетинговый.
3. По охвату изучаемых объектов анализ подразделяется на: а) сплошной и выборочный; б) комплексный; в) тематический; г) внешний и внутренний.
4. По методике изучения анализ может быть: а) внутрихозяйственный и межхозяйственный; б) технико-экономический; в) горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный, маржинальный, функционально-стоимостный; г) внешний и внутренний.
5. В ходе горизонтального анализа: а) изучается передовой опыт и результаты деятельности нескольких организаций; б) изучается взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли; в) определяется влияние каждой позиции отчетности на результат в целом; г) сравниваются результаты хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|