Динамика состава и структуры расходов
Окончание таблицы 11
В структуре расходов наибольший удельный вес занимает себестоимость продукции, доля которой на отчетный год наибольшая – 86,6%. А в прошлом году значение этого показателя составляло 77,0 п.п. Следующие наибольшие по величине расходов – это управленческие расходы. И хотя в отчетном году по сравнению с прошлым годом в исследуемой организации произошло их значительное снижение на 11,9% их величина остается большой и оказывает отрицательное влияние на финансовые результаты. Величина прочих расходов, налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств на протяжении исследуемого периода остается приблизительно на одинаковом уровне по отношению к общей сумме расходов. Анализ рентабельности Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производительной, предпринимательской, инвестиционной). Окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) () исчисляется путем отношения прибыли от продаж (Ппр) к сумме затрат по реализованной или производственной продукции (С): . Данный показатель показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов (): полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект: . Рентабельность продаж () рассчитывается делением прибыли от продаж продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж: . Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям повышения его инвестиционной привлекательности, состоит в том, чтобы увеличивать объем производства и продаж продукции, пользующуюся спросом на более или менее длительную перспективу. Рентабельность внеоборотного капитала () – отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные активы: . Рентабельность оборотного капитала () – отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный в оборотные активы:
. Рентабельность совокупных активов () – характеризует эффективность и прибыльность использования всех активов организации. Отражает величину прибыли, приходящейся на один рубль, вложенный во внеоборотные и оборотные активы организации: . Рентабельность собственного капитала () – характеризует эффективность использования организацией ее собственного капитала. Низкое значение коэффициента может свидетельствовать о наличии избытка собственного капитала по отношению к заемным средствам, что, с точки зрения акционеров (учредителей) подтвердит неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения заемного капитала. С другой стороны, высокое значение показателя может стать причиной нехватки капитала, которое является следствием избыточного привлечения заемных средств: . Рентабельность основных средств () – характеризует эффективность использования организацией основных средств. Отражает величину прибыли, приходящуюся на один рубль, вложенный в среднегодовую стоимость основных средств организации: . Для показателей рентабельности не существует критериальных значений. Они используются при анализе тенденций в соотношении прибыли и других показателей за ряд лет либо при сопоставлении аналогичных показателей внутри отрасли или по группе конкурирующих организаций. Расчет этих показателей рентабельности следует производить в динамике, сравнивая полученные значения с прошлыми годами, со значениями среднеотраслевыми и конкурентов. Изучив динамику рентабельности, следует установить факторы их изменения и исчислить влияние этих факторов. Для этих целей используют различные факторные модели. Так, рентабельность продаж () можно выразить следующей моделью: , где и - коммерческие и управленческие расходы. Расчет влияния факторов производится методом цепных подстановок. Рентабельность активов () зависит от рентабельности продаж (), от удельного веса выручки в общей сумме доходов () и от доходов в расчете на 1 руб. активов (). Составим детерминированную модель этой взаимосвязи: , где ЧП – чистая прибыль;
‑ среднегодовая величина активов; ВП – выручка от продаж; СД – совокупные доходы. Также расчетная формула может иметь следующий вид: Расчет влияния факторов можно осуществить методами цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральным методом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|