Расчет маржинальной прибыли от хлебопекарной деятельности потребительского общества
(тыс. руб.)
независимость финансового результата всей организации и отдельных видов продукции от выбора метода распределения постоянных затрат; возможность сравнения себестоимости различных периодов только в части релевантных затрат, в результате чего нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют на результат сравнения; учет характера поведения затрат в зависимости от объема, а следовательно, предоставляется возможность для анализа причин отклонений, оценки минимального критического объема производства, оценки риска, планирования затрат и результатов, оптимизации объемов производства, структуры выпуска, ценообразования за короткий период времени, контроля, выявления причинно-следственных связей (рычагов управления затратами). Недостатками данного метода являются: отсутствие информации для ценообразования в долгосрочном периоде; затруднение планирования маржинальной прибыли вследствие изменения рыночных цен; наличие в числе постоянных затрат тех, которые можно отнести на конкретное изделие. Расчет усеченной себестоимости (директ-кост) ориентирован на покрытие переменных затрат и последующую оптиматизацию прибыли-брутто (Выручка от продажи – Переменные затраты), он эффективен при принятии долгосрочных управленческих решений, обеспечивает контроль связей между производством и реализацией для краткосрочного периода, позволяет установить нижнюю границу цены, обеспечивает оперативный контроль за счет простой сигнальной информации, ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка, является простым инструментом текущего управления хозяйственной деятельности организации, используется в текущем и внутрипроизводственном планировании.
Выделение центров ответственности (сегментов внутри организации, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение) упростит процесс контроля и планирования. В производственных организациях потребительской кооперации на уровне райпо мы предлагаем центры ответственности подразделить на центры затрат, выручки и прибыли. Центр затрат – это структурное подразделение организации, руководитель которого несет ответственность только за затраты. На уровне райпо это могут быть цеха по производству продукции (хлебопечения, безалкогольных напитков, кондитерский, макаронный и т.п.). В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления производства. В центре затрат должен вестись раздельный учет и контроль переменных и постоянных затрат. Управление переменными затратами осуществляется на основании гибких бюджетов. Руководитель центра затрат отвечает за минимизацию затрат на единицу выпуска продукции. Центр выручки – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку. В райпо данную функцию должны выполнять отделы сбыта и экспедиция. Основные контролируемые показатели данного подразделения – выручка, объем сбыта, структура реализации и цена.
Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В данных центрах доход – это денежное выражение выпущенной продукции, расход – использование ресурсов, прибыль – разница между доходами и расходами. Управляющий данным центром контролирует цены, объем производства и реализации, затраты. Следовательно, для такого центра основным контролируемым показателем является прибыль. Использование модели управления по центрам прибыли позволит организациям децентрализовать ответственность за прибыль по видам деятельности. Разделение организации по центрам ответственности показывает ее деятельность более наглядно и, более того, исследуя отклонения, позволяет понять, кто несет ответственность за нарушение плана, перерасход средств, а кто добился экономии и почему. Прогнозирование финансовых результатов на основе маржинального анализа было рассмотрено в теме 9 «Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции» в вопросах 4 и 5. Методика анализа рентабельности по системе «директ-костинг» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели: , где – уровень рентабельности, – объем реализованной продукции, – цена реализованной продукции, – удельные переменные расходы, – сумма постоянных затрат. Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели: где Пч – сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; – сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ПФР – прочие финансовые результаты. Контрольные вопросы 1. В чем заключается сущность вертикального и горизонтального анализа ф. №2 Отчет о финансовых результатах? 2. Представьте методику факторного анализа прибыли от продажи. 3. В чем заключается сущность анализа динамики состава и структуры доходов и расходов организации? 4. Дайте характеристику показателям, характеризующим рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
5. Дайте характеристику показателям, характеризующим рентабельность продаж; 6. Дайте характеристику показателям, характеризующим доходность капитала и его частей; 7. Какие факторы влияют на изменение рентабельности продаж, рентабельности активов? 8. На каких принципах строится анализ прибыли в системе «директ-костинг»? 9. Дайте характеристику факторного анализа рентабельности от продаж по системе «директ-костинг». 10. Какие функции выполняют центры ответственности затрат, выручки, прибыли? Тесты 1. Финансовые результаты деятельности организации характеризуются: а) уровнем рентабельности персонала; б) суммой прибыли и уровнем рентабельности; в) точкой безубыточности; г) фондорентабельностью.
2. Каким основным источником следует пользоваться при анализе прибыли: а) балансом; б) отчетом о прибылях и убытках; в) приложением к бухгалтерскому балансу; г) отчетом об изменении капитала.
3. Горизонтальный сравнительный анализ применяется для: а) оценки деятельности различных систем; б) установления тесноты связи между показателями; в) определения абсолютных и относительных отклонений; г) изучения показателей, находящихся в балансовой зависимости.
4. Вертикальный анализ проводится с целью: а) оценки деятельности различных систем; б) установления тесноты связи между показателями; в) определения абсолютных и относительных отклонений; г) определения структурных отклонений.
5. Прибыль от продажи продукции определяется: а) полная себестоимость продукции – выручка от продажи; б) выручка от продажи продукции – производственная себестоимость проданной продукции; в) выручка от продажи – полная себестоимость проданной продукции; г) выручка от продажи - коммерческие расходы.
6. Выручка от продажи продукции по коммерческой организации в отчетном году составила 12 547 тыс. руб., переменные затраты – 6 484 тыс. руб., постоянные затраты – 2 336 тыс. руб. Прибыль от продажи продукции составит:
а) 2 280 тыс. руб.; б) 3 727 тыс. руб.; в) 1 288 тыс. руб.; г) 616,0 тыс. руб.
7. Рентабельность окупаемости затрат определяется по формуле: а) ; б) ; в) ; г) .
8. Путем деления прибыли от продаж на выручку от продаж рассчитывается: а) рентабельность затрат; б) рентабельность производственных фондов; в) рентабельность продаж; г) рентабельность активов.
9. Маржинальный анализ – это: а) метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственных взаимосвязей объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные; б) выявление резервов повышения эффективности производства за счет имеющихся ресурсов; в) способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данных нарушений; г) выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результата.
10. Выручка от продажи продукции составила – 22 000 тыс. руб., переменные затраты – 11 200 тыс. руб., постоянные затраты – 5 400 тыс. руб. Порог рентабельности (точка безубыточности) составит: а) 11 020,4 тыс. руб.; б) 1 700 тыс. руб.; в) 1 867,5 тыс. руб.; г) 5 487,2 тыс. руб. Практические задачи
Задача 1
На основании данных таблицы определите недостающие показатели, рассчитайте влияние объема продаж, среднего уровня цены, уровня себестоимости на изменение прибыли от продаж. Сделайте выводы. (тыс. руб.)
Задача 2
На основании данных формы №2 «Отчет о финансовых результатах» (приложение 2) произведите горизонтальный и вертикальный анализ показателей. Сделайте выводы.
Задача 3
На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов (выручки от продажи, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов) на изменение рентабельности продаж.
Задача 4
Определите величину влияния факторов (физического объема проданных товаров, цен, уровня валовой прибыли) на изменения суммы валовой прибыли торговой организации. Сделайте выводы.
Задача 5
На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов: физического объема продаж, структуры продаж, уровня среднереализационной цены и уровня затрат на изменение прибыли от продаж.
Задача 6
На основании данных таблицы рассчитайте влияние факторов (скорости обращения активов, уровня финансовой зависимости и рентабельности продаж) на изменения рентабельности собственного капитала.
Задача 7
Рассчитайте: 1. Объем выручки от продажи в прошлом и отчетном годах. 2. Влияние факторов (среднегодовой величины оборотных активов, коэффициента оборачиваемости оборотных активов и рентабельности продаж) на изменения прибыли от продаж. Сделайте выводы.
Задача 8
Рассчитать запас финансовой прочности предприятия, если известно: выручка от продажи – 42 500 тыс. руб., переменные затраты – 34 300 тыс. руб., постоянные затраты – 7 775 тыс. руб., прибыль – 425 тыс. руб.
Задача 9
Предприятие выпускает один вид продукции и реализует его по цене 36 руб. за изделие; средние переменные расходы на изделие составляют 20 руб.; общие постоянные расходы – 30 тыс. руб. Определите критический объем реализации продукции в натуральном выражении.
Задача 10
Рассчитать порог рентабельности, если выручка от продажи – 7 275 тыс. руб., постоянные затраты – 2 000 тыс. руб., переменные затраты – 4 500 тыс. руб., прибыль – 775 тыс. руб.
Задача 11
Определить объем реализации продукции (в натуральном выражении), обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия, если известно, что цена единицы продукции – 240 руб.; переменные затраты на единицу продукции – 170 руб., в том числе материальные затраты – 36 руб.; постоянные затраты по предприятию – 952 тыс. руб.
Задача 12
На основе имеющихся данных рассчитать объем реализации продукции, обеспечивающий получение целевой прибыли в сумме 690 тыс. руб. Фактический объем реализации – 65 780 тыс. руб. Постоянные затраты – 6 180 тыс. руб. Цена единицы изделия – 524 руб., в том числе переменные затраты – 385 руб.
Задача 13
На основе имеющихся данных рассчитать запас финансовой прочности предприятия. Выручка от продажи продукции – 18 276 тыс. руб., в том числе переменные затраты – 15 100 тыс. руб., постоянные затраты – 2 800 тыс. руб.
Задача 14
Рассчитать возможные показатели рентабельности по имеющимся данным предприятия: -валюта баланса – 3 534 тыс. руб.; - материальные оборотные средства – 694 тыс. руб.; - внеоборотные активы – 1 980 тыс. руб., в том числе основные средства – 1 530 тыс. руб.; - оборотные активы – 1 553 тыс. руб.; - бухгалтерская прибыль – 187 тыс. руб.; - чистая прибыль – 85 тыс. руб.; - собственный капитал – 2 730 тыс. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|