Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Особенности анализа консолидированной отчетности




7.1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности в России.

7.2. Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности.

7.3. Методы консолидации отчетности.

7.1. Сущность и основные понятия консолидированной

Отчетности в России

Консолидированная отчетность – это объединенная отчетность двух или более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Она включает данные о результатах деятельности и финансовом положении объединения в целом, а не ее отдельных структурных единиц. То есть сводный показатель прибыли группы определяется как сумма финансовых результатов всех участников, и прибыль одной компании группы может перекрывать убыток другой. При анализе данных консолидированной финансовой отчетности следует учитывать указанное обстоятельство.

Цель составления консолидированной отчетности – предоставить пользователям информацию об имущественном и финансовом положении, а также финансовых результатах объединения как единого хозяйствующего субъекта.

Пользователями консолидированной отчетности могут быть все заинтересованные лица.

Основой для составления отчетности объединения служит бухгалтерская отчетность, образующих группу. Все компании объединения, являясь юридическими лицами, обязаны вести бухгалтерский учет собственных операций и составлять финансовую отчетность, придерживаясь традиционной методологии учета. При этом формирование сводной (консолидированной) отчетности, в которой аккумулируются данные бухгалтерской отчетности головной компании и дочерних организаций и в которую также включается информация о зависимых организациях, является прямой обязанностью головной компании. При отсутствии единых методологических принципов составляется трансформационная таблица операций, оформленных согласно учетной политике головной компании.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным материнской компанией, с учетом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. Консолидация показателей производится путем суммирования одноименных статей отчетности компаний группы. Во избежание двойного счета данные корректируются на суммы по внутрикорпоративным операциям.

В состав консолидированной отчетности входят сводные данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним, пояснительная записка (с раскрытием информации по сегментам и аффилированным лицам); аудиторское заключение.

Числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них пользователи не могут оценить финансовое положение группы компаний или финансовый результат ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы компаний или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

До формирования сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними структурами, а также между последними.

При объединении бухгалтерской отчетности головной и дочерних компаний в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

1) финансовые вложения головной компании в уставные капиталы дочерних компаний и соответственно уставные капиталы последних в части, принадлежащей головной компании;

2) показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной и дочерними компаниями, а также между последними;

3) прибыль и убытки от операций между головной и дочерними компаниями, а также между последними;

4) дивиденды, выплачиваемые дочерними структурами головной компании либо другим дочерним структурам той же головной компании, а также выплачиваемые последней своим дочерним компаниям. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу компаний;

5) части активов и пассивов дочерних компаний, не относящихся к деятельности группы, если головная компания имеет 50% и менее процентов голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью. В этом случае доля активов и пассивов дочерней компании для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочерней компании, принадлежащей головной компании, в их общем количестве или доли участия головной компании в уставном капитале дочерней структуры.

Особенности консолидированной отчетности:

1. Консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельной организации, имеет информационную и аналитическую направленность.

2. Цель консолидированной отчетности – получение общего представления о результатах деятельности корпорации.

3. Результаты сделок между подразделениями компании не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются операции с внешними контрагентами.

4. Финансовая отчетность одной дочерней компании содержит сводную информацию о результатах и финансовом положении ее деятельности, при этом прибыль, полученная одной может покрывать убытки другой, также как и прочное финансовое положение одной может скрывать потенциальную неплатежеспособность другой.

5. В случае если материнская компания состоит из подразделений, работающих в различных областях деятельности, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

Представленные особенности консолидированной отчетности раскрывают ее роль в деятельности группы:

1. Финансовая отчетность материнской компании для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке, излагает обобщающую информацию в целом по группе.

2. Не заменяя отдельных финансовых отчетов, дает более объективную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической единицы, в том числе и для принятия управленческих решений.

3. Через контролирующую функцию дает характеристику экономической взаимосвязи и взаимодействия подразделений материнской компании, поскольку отчетность составляется в валюте материнской компании.

4. Оказывает прямое влияние на финансирование и финансовое планирование деятельности структурных подразделений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...