Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каждый проходит совершенно индивидуальный путь духовного роста или есть некая общая дорога, по которой все идут? 10 мин.




Как проводить занятия 1-11.

К каждому занятию приводится стандартный план конспект, который поможет Вам сориентироваться. При проведении занятия мы предлагаем использовать различные формы проведения занятий, включая мозговой штурм, работу в парах, дискуссию, вопросы и т.д. Однако это лишь рекомендованные формы, и каждый преподаватель может выбрать ту форму, что ему удобна, при этом не теряя сути.

Суть в том, что задачей преподавателя (помимо передачи знания) является так же побудить студентов думать и размышлять (например, задавая им вопросы). После чего им важно показать, как Шрила Прабхупада отвечает на тот или иной вопрос в своих книгах, и в завершение поделиться своими реализациями по обсуждаемому вопросу.

Когда в тексте плана занятий встречается «Дать цитату» (цитаты приведены в Вашем учебнике после планов занятий), то это может принимать различные формы – прочитать цитату самому; попросить кого‑то из студентов прочитать цитату вслух; пересказать цитату своими словами, сославшись на точный источник и т. д. После цитаты можно поделиться своими реализациями.

Вы можете варьировать длину занятия, тем самым Вы можете добавлять свои вопросы, тезисы и цитаты (если считаете, что в текущем плане занятий чего‑то не хватает), однако мы просим Вас не исключать при этом вопросов и тезисов из существующего плана занятий.

 

Занятие 1. Абсолютная истина

1) Лекция: Абсолютная Истина 15 мин.

Содержание лекции:

- Что такое Абсолютная Истина, как она проявляется в трех аспектах.

- Что такое Брахман, Параматма и Бхагаван.

- Как одна и та же Абсолютная Истина может проявляться по‑разному.

На основе цитат 1.1‑1.5.

1.1. Абсолютная Истина — недвойственная субстанция, проявляющая себя в виде трех аспектов — Брахман, Параматма и Бхагаван; Верховная Личность Бога Шри Кришна. («Шримад Бхагаватам», 1.2.11, 2.10.7; «Чайтанья-чаритамрита»., Ади 2.65)

1.2. Брахман — 1) безличный аспект Абсолютной Истины; сияние, исходящее от тела Кришны; 2) вечное, нерушимое живое существо; суммарная материальная энергия. («Бхагавад-гита», 4.35, 7.13, 13.13, 14.3; «Шримад Бхагаватам», 1.2.11)

1.3. Параматма (Сверхдуша) — полная экспансия Господа; локализованный аспект Абсолютной Истины, который присутствует в каждый атом и в сердце каждого живого существа. («Бхагавад-гита», 2.2, 3.28, 5.18, 6.15; «Шримад Бхагаватам», 1.12.9)

1.4. Бхагаван — наивысший, личностный аспект Абсолютной Истины; Верховная Личность Бога, в полной мере владеющая шестью совершенствами — силой, славой, богатством, знанием, красотой и самоотречением. («Бхагавад-гита», 2.2; 10.1; «Шримад Бхагаватам», 1.1.2)

1.5. Эти три божественных аспекта можно объяснить на примере Солнца, у которого также существует три различных аспекта — солнечный свет, солнечный диск и планета Солнце. Тот, кто изучает солнечный свет, находится на первой ступени процесса познания. Поднявшись на следующую ступень, человек познает солнечный диск, однако самым продвинутым является тот, кто достиг планеты Солнце. Учеников, довольствующихся изучением свойств солнечного света, его вездесущности и ослепительного безличного сияния можно сравнить с человеком, способным постичь лишь один аспект Абсолютной Истины — аспект Брахмана. Тот, кто более продвинут, обладает знанием о солнечном диске. Он подобен человеку, постигшему следующий аспект Абсолютной Истины — аспект Параматмы. А того, кто проник в сердце планеты Солнца, сравнивают с человеком, который осознал личностный аспект высшей Абсолютной Истины.... Свет Солнца, солнечный диск и сама планета Солнце неотделимы друг от друга, однако тех, кто изучает тот или иной из этих аспектов, нельзя отнести к одной и той же категории. («Бхагавад-гита», 2.2, комментарий)

2) Вопрос: Как доказать, что личностный аспект
Абсолютной Истины — наиболее полный? 5 мин.

Объяснить, что у Личности есть те аспекты, которых нет у Брахмана и Параматмы.

2.1. Как мы уже говорили, Верховная Личность Бога — это сач‑чид‑ананда‑виграха. Виграха означает форма. Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или в чем‑либо еще уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным. («Шри Ишопанишад», Обращение)

3) Вопрос: Как обращаться к Богу? Каким именем? Почему? 5 мин.

Дать цитату 3.1.

3.1. У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам. Если человек необычайно красив, мы так и говорим о нем: «Он красивый». Если человек разумен, мы называем его мудрым. Таким образом, мы характеризуем людей по их качествам. Так как Бог всепривлекающий, имя «Кришна» может быть дано только Ему. «Кришна» означает «всепривлекающий». Это включает в себя все. («Совершенные вопросы, совершенные ответы», Глава 1. Кришна — всепривлекающий)

4) Лекция: Вишну‑таттва 10 мин.

Содержание лекции:

- У Господа много форм, но это все — один и тот же Господь.

- Объяснить, что хотя все формы вечны, одна из них — изначальная.

- На основе четырех особых качеств Кришны показать, что именно Он — изначальный Господь.

На основе цитат 4.1‑4.2.

4.1. Вишну‑таттва — бесконечные непосредственные экспансии Верховной Личности Господа, качественно и количественно неотличные от него, но проявляющие различные силы в зависимости от времени и обстоятельств. («Бхагавад-гита», 15.7; «Шримад Бхагаватам», 1.2.26, 1.14.28‑29, 2.1.19)

4.2. Экспансии Кришны сравниваются в этом стихе со свечами, которые зажигаются от одной первоначальной свечи. Все свечи имеют одинаковую силу, но одна из них является изначальной, от которой зажжены все остальные. Кришна — изначальная Верховная Личность Бога, и Он распространяет Себя в Балараму, Санкаршану, Анируддху, Прадьюмну и Васудеву. Таким образом, существуют бесчисленные воплощения и экспансии, которые все относятся к категории Бхагавана, Верховной Личности Бога. («Чайтанья-чаритамрита»., Мадхья, 24.285)

5) Вопрос: Почему у Господа много форм? 5 мин.

Дать цитату 5.1.

5.1. «Брахма‑самхита» называет Господа единой Абсолютной Истиной; Он один, но у Него бесконечное множество форм (ананта). Адваитам ачйутам анадим ананта‑рупам. Являясь изначальной формой, Господь вместе с тем обладает бесчисленным множеством форм. Все многочисленные формы Господа трансцендентны, и Он являет их, исполняя желания Своих многочисленных преданных. Так, Хануман, великий преданный Господа Рамачандры, однажды сказал: «Я знаю, что Нараяна, супруг Лакшми, и Рама, муж Ситы, — одна и та же личность. Мне известно, что между Лакшми и Ситой нет никакой разницы, и тем не менее я люблю Господа Раму как никого другого». Другие преданные поклоняются изначальной форме Господа — Кришне. Говоря «Кришна», мы имеем в виду все формы Господа — не только Кришну, но и Раму, Нрисимху, Вараху, Нараяну и других.

...

Таким образом, Господь не имеет материальной формы, но, идя навстречу желаниям разных преданных, Он одновременно проявляет Себя в великом множестве форм, таких, как Рама, Нрисимха, Вараха, Нараяна и Мукунда. У Господа тысячи и тысячи форм, но все они являются вишну‑таттвой, Кришной. («Шримад Бхагаватам», 4.24.31)

6) Лекция: Духовный мир 10 мин.

Содержание лекции:

- Суть духовного мира, смысл его существования.

- Взаимоотношения Господа и джив в духовном мире

- Пять видов рас.

На основе цитат 6.1‑6.2.

6.1. Когда человек становится преданным Господа, он сразу вступает в непосредственные взаимоотношения с Господом. Это очень сложный вопрос, но излагая его вкратце, можно сказать, что каждый преданный находится с Верховной Личностью Бога в одном из пяти типов трансцендентных взаимоотношений:

1. Преданный может находиться в нейтральных отношениях с Господом.

2. Преданный может быть слугой Господа.

3. Он может быть Его другом.

4. Преданный может быть отцом или матерью Господа.

5. Он может находиться с Господом в отношениях супружеской любви.

Арджуна был другом Господа. Разумеется, между их дружбой и дружбой в материальном мире существует огромная разница. Их связывали отношения трансцендентной дружбы, вступить в которые может далеко не каждый. Безусловно, каждое живое существо находится в определенном типе взаимоотношений с Господом и обнаружить их может лишь тот, кто достиг совершенства в преданном служении Господу. Однако в своем нынешнем состоянии мы забыли не только о Верховном Господе, но и своих вечных взаимоотношениях с Ним. Каждое из многих миллионов и миллиардов живых существ находится в определенных вечных взаимоотношениях с Господом. Такое состояние живого существа называется сварупой. Занимаясь преданным служением, живое существо может вновь обрести свою сварупу и подняться на уровень сварупа‑сидхи — достичь совершенств и вернуться в свое изначальное положение. Таким образом, Арджуна был преданным Верховного Господа, с которым его связывали отношения трансцендентной дружбы. («Бхагавад-гита», Введение)

6.2. Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств Господу Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у Его экспансий Нараяны, не говоря уже о полубогах и живых существах: 61) Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве); 62) всегда окружен преданными, питающими необыкновенную любовь к Богу; 63) Своей игрой на флейте способен привлекать все живые существа во всех вселенных; 64) обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении. («Нектар преданности», глава 21)

7) Мозговой штурм:
В чем разница между духовным и материальным мирами? 10 мин.

Дать цитату 7.1.

7.1. Материальный мир полон забот и тревог. На любой из его планет — от высшей планеты и до самой низшей, Паталы, — все живые существа пребывают в постоянном беспокойстве, поскольку в материальном мире нельзя жить вечно. На самом деле все живые существа являются вечными. Они стремятся обрести вечный дом, вечную обитель, но, поскольку они живут в бренном материальном мире, они постоянно пребывают в беспокойстве. Планеты духовного мира называют Вайкунтхами, потому что их обитатели не ведают тревог. Для них не существует рождения, смерти, старости и болезней, поэтому их жизнь не омрачают тревоги и печали. С другой стороны, обитатели материальных планет живут в вечном страхе перед рождением, смертью, старостью и болезнями, поэтому их постоянно гложут тревоги и беспокойства. («Шримад Бхагаватам», 3.15.13)

8) Лекция: Голока и Вайкунтха 10 мин.

Содержание лекции:

- Рассказать, что Вишну находится на Вайкунтхе, а Кришна — на Голоке.

- Объяснить разницу между отношениями с Кришной и с Вишну.

- Описать сладость игр Кришны.

На основе цитат: 8.1‑8.3.

8.1. Обитель Самого Господа называют Голокой Вриндаваной, а обители Его полных экспансий, где Господь пребывает в образе Нараяны, — Вайкунтхами. Любовь к Богу дремлет в каждом живом существе, и весь процесс преданного служения Господу направлен на то, чтобы пробудить дремлющую в нас вечную любовь к Нему. Однако степень этого трансцендентного пробуждения может быть разной. Те, кто полностью пробудил в себе любовь к Господу, возвращаются на Голоку Вриндавану, высшую планету духовного неба, а люди, в которых любовь к Богу по счастливому стечению обстоятельств или благодаря общению с преданными только начала пробуждаться, попадают на Вайкунтхи. По сути дела, между Голокой и Вайкунтхой нет принципиальной разницы, однако обитатели Вайкунтх служат Господу, преклоняясь перед Его беспредельным величием, тогда как жители Голоки служат Господу, движимые чувством спонтанной любви и привязанности к Нему. («Шримад Бхагаватам», 3.2.20)

8.2. Голока Вриндавана — это высшая планета духовного мира. Чтобы попасть в духовный мир, необходимо пройти сначала сквозь оболочки материальной вселенной, а потом сквозь брахма‑локу, духовное сияние. Только потом можно достичь планеты, которая называется Голокой Вриндаваной. В духовном мире есть и другие планеты, именуемые Вайкунтхами. Их обитатели с почтением и благоговением поклоняются Господу Нараяне. На этих планетах царит шанта‑раса, а некоторые их обитатели связаны с Верховной Личностью Бога дасья‑расой, отношениями слуги и господина. Что же касается дружеских отношений, то на Вайкунтхах эта раса представлена гаурава‑сакхьей, дружбой с оттенком трепета и преклонения. Другую разновидность дружеских отношений, проявляющуюся как вишрамбха (дружба на равных), можно встретить только на Голоке Вриндаване. Выше дружбы стоит служение Господу в ватсалья‑расе (родительская любовь), а самое высокое положение занимают отношения с Господом в мадхурья‑расе (супружеская любовь). Полностью эти пять рас проявляются в отношениях с Господом в духовном мире. Вот почему лишь в духовном мире, под сенью лотосных стоп Кришны, находит прибежище лиана бхакти. («Чайтанья-чаритамрита».,Мадхья, 19.154)

8.3. Здесь еще раз объясняется, как игры Верховного Господа могут привести человека в недоумение. Верховный Господь, как уже говорилось, остается Всевышним при любых обстоятельствах. Здесь приводится пример того, как Господь, оставаясь Всевышним, одновременно может быть игрушкой в руках Своего чистого преданного. Чистый преданный Господа служит Ему только из чистой, не имеющей примесей любви и в это время забывает о положении, которое занимает Верховный Господь. И Господь тоже получает большее удовольствие, когда преданный служит Ему, побуждаемый чистой любовью, к которой не примешивается благоговение или преклонение перед Ним. Как правило, преданные поклоняются Господу с благоговением, но Господь бывает особенно доволен, когда преданный из чистой привязанности и любви считает Господа менее значительным, чем себя. Именно такой дух царит в играх Господа в Его изначальной обители Голоке Вриндаване. Друзья Кришны считают Его равным себе. Они не думают, что Он заслуживает какого‑то особого почтения. Родители Господа, которые являются чистыми преданными, видят в Нем только своего сына. Наказания, которые Господь получает от Своих родителей, доставляют Ему большую радость, чем молитвы ведических гимнов. Ему приятнее слышать упреки Своих невест, чем гимны Вед. Когда Господь Кришна находился в этом материальном мире, чтобы показать Свои вечные игры в трансцендентной обители Голоке Вриндаване и привлечь к Себе людей, Он явил замечательный пример подчинения Своей приемной матери Яшоде. Господь, как это свойственно шаловливым детям, имел обыкновение портить масло, собранное матерью Яшодой, разбивая горшки и раздавая содержимое Своим друзьям и товарищам по играм, включая и знаменитых обезьян Вриндавана, которые не упускали случая воспользоваться щедростью Господа. Мать Яшода, увидев это, из чистой любви решила сделать вид, будто хочет наказать своего трансцендентного ребенка. Она схватила веревку и пригрозила Господу, что свяжет Его, как это делается в обычных семьях. Господь, увидев веревку в руках Яшоды, опустил голову и заплакал, совсем как обыкновенный ребенок, и слезы покатились по Его щекам, смывая черную краску с Его прекрасных глаз. Кунтидеви любуется этим образом Господа, потому что ей известно, какое положение Он занимает. Его зачастую пугается сам страх, а Он испугался Своей матери, которая хотела Его чуть‑чуть наказать. Кунти осознавала возвышенное положение Господа, а Яшода — нет. И потому Яшода находится на более высоком уровне, чем Кунти. Мать Яшода получила Господа в качестве своего сына, и Он заставил ее совершенно забыть, что ее ребенок — Сам Господь. Если бы Яшода осознавала верховное положение Господа, она, конечно, не спешила бы наказывать Его. Но Господь заставил ее забыть о Его положении, потому что хотел явить любящей Яшоде картину Своего совершенного детства. Эти любовные отношения между матерью и сыном были очень естественны, и Кунти, вспоминая эту сцену, приходила в замешательство. Ей не оставалось ничего другого, как прославлять трансцендентную сыновнюю любовь. Косвенным образом она прославляла и мать Яшоду за ее неповторимую любовь, так как та могла управлять даже всемогущим Господом как своим возлюбленным ребенком. («Шримад Бхагаватам», 1.8.31)

9) Дискуссия: Есть ли смысл Господу приходить в материальный мир? Зачем? 10 мин.

Нужно стараться опровергнуть доводы студентов, что у Господа есть смысл приходить в материальный мир. Например, уничтожать демонов может и материальная природа.

Дать цитаты 9.1‑9.3.

9.1. Аватара — тот, кто нисходит; форма Господа, в которой Он нисходит в материальный мир. Существует 6 форм аватар: пуруша‑аватары, лила‑аватары, гуна‑аватары, манвантара‑аватары, юга‑аватары, шактьявеша‑аватары. («Шримад Бхагаватам», 1.3.28; «Чайтанья-чаритамрита»., Мадхья, 20.263‑264; УГЧ 7)

9.2. Когда Господь приходит на различные локи (планеты) или нисходит на эту планету, населенную людьми, Он являет Свои трансцендентные игры и делает это лишь для того, чтобы так привлечь к Себе обусловленные души и призвать их стать Его вечными слугами, друзьями, родителями или возлюбленными в трансцендентном мире, где Господь вечно отвечает взаимностью на это служение. («Шримад Бхагаватам», 1.11.35)

9.3. Господь Кришна нисходит в материальный мир прежде всего для того, чтобы исполнить желание Своих чистых преданных, которые очень хотят увидеть Господа и Его трансцендентные игры во Вриндаване. Поэтому главная цель каждой аватары Господа Кришны — удовлетворить желание Его чистых преданных. («Бхагавад-гита», 4.8)

10) Домашнее задание 5 мин.

- Прочитать цитаты к пройденному уроку

- Прочитать «Веда, тайны Востока: Кто такой Кришна?».

- Выписать главную мысль из каждого абзаца.

- После прочтения письменно объяснить (доказать / рассказать в деталях) своими словами каждую мысль, которую выписали.

 

 

Занятие 2. Господь и Его энергии

1) Лекция: Три энергии Господа 15 мин.

Содержание лекции:

- Назвать три энергии Господа, дать их краткое описание.

- Указать, что дживы всегда подконтрольны внешней или внутренней энергиям.

На основе цитат 1.1‑1.6.

1.1. В этом стихе говорится о трех первичных энергиях Абсолютной Истины: внутренней, внешней и пограничной. С помощью внутренней энергии Личность Бога в Своем изначальном образе являет духовные вселенные Вайкунтхалоки, которые существуют вечно и остаются в неприкосновенности даже после разрушения материального мира. С помощью пограничной энергии Господь, подобно сияющему солнцу, распространяет Себя в бесчисленное множество живых существ, которые являются Его частицами. А с помощью внешней энергии Господь являет материальное мироздание, подобно тому как солнце своими лучами создает туман. Материальный мир — это лишь искаженное отражение вечной природы Вайкунтхи. … По сути, все три энергии Бога — внутренняя, внешняя и пограничная — едины, но действуют они по‑разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло. («Чайтанья-чаритамрита»., Ади 2.96)

1.2. О трех энергиях Абсолютной Истины говорится также в «Вишну‑пуране», где сказано, что пограничная энергия (живое существо) в качественном отношении неотлична от внутренней энергии Господа, а внешняя энергия косвенным образом подчинена изначальной причине. Майя, энергия иллюзии, вводит живые существа в заблуждение, подобно туману, который заслоняет солнечный свет и сбивает путника с пути. Майя качественно ниже пограничной энергии, состоящей из живых существ, неотъемлемых частиц Господа, и тем не менее она обладает властью над ними, как туман, поглощающий часть солнечных лучей, но не способный скрыть само Солнце. Пребывая во власти иллюзии, живые существа меняют тела одно за другим, получая то тело ничтожного муравья, то тело Брахмы, создателя вселенной. Прадхана, или первопричина в безличном ее проявлении, — это не что иное, как Верховный Господь, личностный образ которого можно увидеть только в пределах внутренней энергии. Господь проявляет Себя в виде материальной, вселенской формы с помощью Своей непостижимой энергии. По сути, все три энергии Бога — внутренняя, внешняя и пограничная — едины, но действуют они по‑разному, подобно электричеству, которое при разных обстоятельствах вырабатывает либо холод, либо тепло. Внешняя и пограничная энергии называются так в силу разницы в условиях существования, но эти условия не распространяются на внутреннюю энергию. Также следует отметить, что условия, в которых действует внешняя энергия, отличаются от тех, что влияют на энергию пограничную. Человек, постигший все тонкости, связанные с действием энергий Верховного Господа, обретет необходимое знание и не сможет больше оставаться на позициях невежественного имперсоналиста‑эмпирика. («Чайтанья-чаритамрита»., Ади, 2.96)

1.3. Чтобы освободиться из‑под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Это — первый шаг. Поскольку живое существо является пограничной энергией Господа, то, выйдя из‑под влияния материальной энергии, оно оказывается во власти духовной энергии. («Бхагавад-гита», 9.13)

1.4. Антаранга‑шакти — внутренняя энергия, проявляющая многообразие духовного мира. («Шримад Бхагаватам», 11.2.37; «Чайтанья-чаритамрита»., Ади, 2.102, Ади, 2.103, Мадхья, 6.160)

1.5. Бахиранга‑шакти (материальная энергия) — иллюзорная, внешняя, отделенная энергия Господа, являющаяся непосредственной причиной создания и уничтожения всего материального мироздания; искаженное отражение внутренней энергии. («Бхагавад-гита», 9.10, 18.46; «Шримад Бхагаватам», 4.22.33; «Чайтанья-чаритамрита»., Ади, 2.102)

1.6. Татастха‑шакти — пограничная или смешанная энергия Господа, проявляющая живых существ. («Шримад Бхагаватам», 4.22.38)

2) Лекция: Ачинтья‑бхеда‑абхеда‑таттва 15 мин.

Содержание лекции:

- Дать определение, привести несколько аналогий.

- Указать, что Кришна и дживы качественно равны, но количественно различны.

- Показать, как это проявляется (Кришна независим, а дживы зависимы).

На основе цитат 2.1‑2.3.

2.1. Ачинтья‑бхедабхеда‑таттва — философия Господа Чайтаньи, утверждающая, что Господь и Его энергии одновременном едины (поскольку все существующее является проявлением Его воли) и различны (поскольку Он — создатель и руководитель всего) друг от друга благодаря Его непостижимой энергии. («Шримад Бхагаватам», 2.1.39, 7.9.31, 10.48.19; «Чайтанья-чаритамрита»., Ади, 1.46, Ади, 2.38)

2.2. Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, так же как искры костра в качественном отношении не отличны от пламени костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с костром. Когда маха‑бхагавата, великий преданный, видит единство всего сущего, это означает, что он смотрит на все как на энергию Верховного Господа. А поскольку между энергией и источником энергии нет разницы, это единство имеет под собой реальную основу. Несмотря на то что с аналитической точки зрения тепло и свет отличны от огня, огонь без тепла и света немыслим. Таким образом, рассматриваемые как единое целое, тепло, свет и огонь неотличны друг от друга.

В этой мантре слова экатваманупашйатах указывают на то, что мы должны смотреть на единство всех живых существ с точки зрения богооткровенных писаний. Отдельные искры высшего целого (Господа) наделены почти восьмьюдесятью процентами известных качеств целого, но не равны Верховному Господу в количественном отношении. Мы обладаем этими качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, но тем не менее соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане. Если бы индивидуальное живое существо было равно Верховному Господу и качественно, и количественно, то оно не попало бы под влияние материальной энергии. («Шри Ишопанишад», Мантра 7)

2.3. Солнечные лучи, так же как планета Солнце и бог Солнца, излучают свет, но солнечные лучи не тождественны богу Солнца, Вивасвану. В этом смысл философии одновременного тождества и различия (ачинтья‑бхедабхеда‑таттвы). Все планеты покоятся на солнечных лучах, и благодаря исходящему от Солнца теплу все они движутся по своим орбитам. На всех планетах деревья и травы растут и меняют свой цвет благодаря свету Солнца. Солнечный свет — это лучи Солнца, поэтому он неотличен от самого Солнца. Планеты тоже неотличны от Солнца, поскольку все они покоятся на его лучах. Весь материальный мир порожден Солнцем и потому полностью зависит от него. Будучи причиной, в скрытом виде Солнце присутствует во всех своих следствиях. Подобно этому, причиной всех причин является Кришна, поэтому Он присутствует во всех следствиях. Весь проявленный космос следует считать экспансией энергии Верховного Господа. («Шримад Бхагаватам», 4.31.16)

3) Лекция: Суть учения имперсоналистов 5 мин.

Тезисы:

- Мир — иллюзия.

- Господь не может иметь формы, т.к. она ограничивает его.

- Все дживы не отличны друг от друга.

- Брахман — единственная реальность.

4) Работа в парах: Опровергнуть каждый из 4 тезисов имперсоналистов 50 мин.

Записать 4 тезиса на доске.

Попросить преданных подумать над опровержениями для каждого из аргументов — почему они не могут быть верны (10 мин.)

После обсуждения преданные делятся (по желанию) своими мыслями по опровержению каждого тезиса.

После каждого тезиса давать цитату (4.1‑4.4), где Шрила Прабхупада опровергает этот тезис (10 мин. на каждый тезис).

4.1. Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Все, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном.... Если материальный мир является искаженным отражением духовной реальности, то духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, которое в отличие от материального не является иллюзорным.... Будучи материальным, этот мир существует лишь некоторое время. Всякое отражение мимолетно, оно то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно. («Бхагавад-гита», 15.1)

4.2. Но вы думаете, что у Господа нет формы. Почему? Откуда же тогда у вас есть форма? Вы ежедневно молитесь, «О Господь, Отец наш, дай нам наш хлеб». Итак, вы принимаете Господа как Верховного Отца. И если у Вас есть форма, тогда и Вашего отца тоже должна быть форма. Это логично. Тогда как вы можете говорить, что у Господа нет формы? Это же полная глупость. («В поисках просветления», 1)

4.3. Понятия «я» и «ты» (aхaм твaм) как отдельные категории возникают в результате того, что мы забыли о вечных отношениях, связывающих нас с Верховной Личностью Бога. Верховный Господь, Кришнa, является центром мироздания, a мы — Его неотъемлемые частицы, подобно тому как руки и ноги — это неотъемлемые части тела. Кaк только мы действительно поймем, что вечно связaны с Верховным Господом, мы перестанем проводить различия между живыми существами, основанные на телесной концепции жизни. Можно привести тот же самый пример: сама по себе рука — это рука, и она отлична от ноги, но, если и руки и ноги действуют на благо всего тела, нет смысла говорить о них по отдельности, так как они являются частями единого организма и действуют вместе, в составе тела. Аналогично этому, для живых существ, обладающих сознанием Кришны, не существует понятий «я» и «ты», поскольку они знают, что все заняты служением Господу. Господь абсолютен, следовательно, служение Ему тоже абсолютно. Пусть руки и ноги действуют по‑разному, но, поскольку и руки, и ноги служат одной цели — Верховному Господу, они неотличны друг от друга. Эти воззрения не имеют ничего общего с философией майявады, согласно которой «все едино». Истина состоит в том, что руки — это руки, ноги — это ноги, a тело — это тело, но, вместе взятые, они составляют единое целое. («Шримад Бхагаватам», 4.12.4)

4.4. Люди, следующие разными путями духовного самоосознания, постигают различные аспекты Абсолютной Истины. Одни познают Ее как безличный Брахман, другие — как локализованную Параматму, а третьи — как Верховную Личность Бога, Кришну, или Вишну. Брахман, Параматма и Бхагаван, Верховная Личность Бога, неотличны друг от друга. Все это суть разные аспекты Абсолютного Господа. Издалека гора может показаться облаком на горизонте. Подойдя ближе, мы обнаружим нечто зеленое. Когда же мы начнем подниматься на гору, то увидим на ней многочисленные дома, деревья и животных. Одну и ту же гору можно увидеть по‑разному в зависимости от нашего положения по отношению к ней. Глядя издалека, мы воспринимаем ее как нечто однородное — облако или зеленый силуэт на горизонте, но, приблизившись, можно увидеть царящее на ней разнообразие: дома, деревья, животных, людей и т.д. Абсолютная Истина также не однородна. Наряду с материальным, существует духовное разнообразие. Но, рассматривая Абсолютную Истину издалека, философы‑майявади не в состоянии разглядеть это разнообразие. («Учение Господа Капилы», стих 6)

 

Домашнее задание:

-Прочитать цитаты к пройденному уроку

-Прочитать «Веды – тайна востока: Что такое сознание Кришны или бхакти-йога». Написать сочинение-пересказ (не менее 500 слов).

 

Занятие 3. Материальный мир

1) Вопросы:

а) Зачем нужен материальный мир? 10 мин.

Дать цитаты 1.1‑1.2.

1.1. Мы уже неоднократно объясняли, что есть два типа живых существ. Большую часть живых существ составляют вечно освобожденные души, или нитйа‑мукты, однако какая‑то часть живых существ являются вечно обусловленными. Вечно обусловленным душам присуще стремление к господству над материальной природой, поэтому сотворение материального мира преследует одновременно две цели. Первая — дать возможность обусловленной душе проявить свою склонность господствовать над мирозданием, а вторая — предоставить ей шанс вернуться к Богу. («Шримад Бхагаватам», 2.10.6)

1.2. Итак, если кто‑то спрашивает: «Когда мы соприкоснулись с материальной природой?», ответ состоит в том, что мы с ней не соприкасались. Под влиянием внешней энергии мы лишь думаем, что связаны с ней. В действительности мы не падали. Мы не можем пасть. Мы лишь создали ситуацию, в которой думаем, будто пали. На самом деле эту ситуацию создал Кришна. Мы хотели подражать Ему, и Он дал нам такую возможность: «Хотите подражать Мне? Хотите изображать царя на сцене? Хорошо. Почувствуйте себя царем. Люди будут вам аплодировать: какой хороший царь!»

Каждый в материальном мире хочет играть какую‑то роль. «Я хочу быть премьер‑министром». «Я хочу быть крупным магнатом». «Я хочу быть начальником». «Я хочу быть философом». «Я хочу быть ученым». Люди пытаются играть эти роли, и Кришна предоставляет им такую возможность: «Хорошо, играйте».

Однако все эти роли — бессмыслица. Просто сон. Как только вы просыпаетесь, всё, что было во сне, исчезает. Нет никакого тигра и никаких джунглей. Точно так же, пока существует тело, душа может думать: «Я важный начальник. Я то, я это», но, когда телу приходит конец, все эти представления исчезают. («В поисках просветления», 2 — От материи к духу, Падение души)

 

б) Почему дживы страдают в нем? 10 мин.

Дать цитаты 1.3‑1.4.

1.3. Чтобы как‑то успокоить плачущего ребенка, отец дает ему игрушки. Подобно этому, весь материальный мир создан по воле Господа только для того, чтобы дать возможность сбитым с толку живым существам, оставаясь под неусыпным контролем представителя Господа, господствовать над материальными объектами, как они того желают. Живые существа, как маленькие дети, играют в материальном мире под присмотром служанки Господа — природы. Они принимают майю (служанку) за олицетворение высшей власти и потому ошибочно полагают, будто Высшая Истина имеет женскую природу (богиня Дурга и т.д.). Глупые материалисты, как дети, неспособны даже представить себе, что есть кто‑то, стоящий выше служанки Господа, материальной природы, но разумные взрослые сыновья Господа прекрасно сознают, что материальная природа подчиняется Господу, так же как прислуга подчиняется хозяину дома, отцу маленьких несмышленых детей. («Шримад Бхагаватам», 2.5.32)

1.4. Живое существо по своей природе трансцендентно к материальному заточению, но в данный момент оно заключено в тюрьму внешней энергии и потому считает себя одним из порождений материи. Из‑за этого греховного контакта чистое духовное существо испытывает материальные страдания, находясь под влиянием гун материальной природы. Живое существо ошибочно принимает себя за порождение материи. («Шримад Бхагаватам», 1.7.5)

в) Могут ли дживы быть счастливы в материальном мире? Почему? 10 мин.

Дать цитату 1.5.

1.5. Поскольку живое существо духовно по своей природе, оно может быть счастливо только в духовном мире, живя на одной из бесчисленных планет, именуемых Вайкунтхами. Поэтому духовное существо, обусловленное материальным телом, должно стараться вылечиться, а не усугублять свое болезненное состояние. Неразумные лидеры общества, поглощенные только заботой о собственном материальном благополучии, необоснованно гордятся своим высоким положением, однако этим лидерам абсолютно неведома духовная ценность человеческой жизни. Ослепленные иллюзией, они строят планы на обозримое будущее, но это никого не делает счастливее, ибо они не могут избавить людей от тройственных страданий, которые причиняет им материальная природа. Никакими усилиями невозможно повлиять на законы природы. В конце концов человек неизменно подчинится главному ее закону — закону смерти. Смерть, рождение, старость и болезни — таковы симптомы недуга души. И потому высшая цель человеческой жизни — избавиться от этой болезни и вернуться домой, к Богу. («Чайтанья-чаритамрита».,Ади, 5.20)

2) Лекция: Санатана‑дхарма 15 мин.

Содержание лекции:

- Неотъемлемая деятельность души — служить, никто не может не служить другим.

- Правильный объект служения — Кришна.

- Разница между религией и наукой сознания Кришны.

Дать цитаты 2.1‑2.2.

2.1. Значение русского слова религия несколько отличается от понятия санатана‑дхармы. Религия несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно изменить. Кто‑то из нас может верить в действенность того или иного метода, однако не исключено, что с течением времени он начнет верить во что‑то другое. Между тем, санатана‑дхармой называют деятельность, которую нельзя изменить. К примеру, у воды нельзя отнять того, что она — жидкая, как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. Санатана‑дхарма вечно присуща живому существу и неотделима от него. Поэтому говоря о санатана‑дхарме, мы, опираясь на авторитет Шрипады Рамануджи ачарьи должны принять на веру, что у нее нет ни начала, ни конца. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть ограничено узкосектантскими рамками, ибо его вообще нельзя ограничить. Те, кто сами являются сектантами, могут по ошибке принять санатана‑дхарму за сектантское понятие, однако изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана‑дхарма является деятельностью, которой занимаются все люди земли, и даже более того — все живые существа во вселенной.

У любой религиозной веры которая не относится к категории санатаны, можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана‑дхарма не имеет исторического начала, поскольку вечно остается с живым существом. Что же касается живых существ, то в авторитетных священных писаниях (шастрах) говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. В Гите сказано, что над живым существом не властны законы рождения и смерти. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели временного материального тела. Говоря о санатана‑дхарме, мы должны понять значение слова «религия» исходя из санскритского значения корня этого слова. Дхармой называют то, что вечно присуще какому‑либо предмету. Известно,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...