В чем ошибка? Какой является практика сознания Кришны на самом деле?
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 2. Объясните процесс контроля чувств сознанием Кришны. Каким образом этот процесс связан с положением Арджуны на поле битвы? с Вашей практикой Сознания Кришны? (3.4‑8) 3. Объясните, почему выполнять свои материальные обязанности лучше, чем просто «отрешиться» от материального мира. 3.8 Никому не следует оставлять работу преждевременно, не очистившись от материальных желаний. В материальном мире каждый осквернен желанием господствовать над материальной природой, или, иначе говоря, наслаждаться жизнью посредством своих чувств. Поэтому человек должен избавиться от этого желания, выполняя предписанные шастрами обязанности. 4. Как Шрила Прабхупада описывает полную зависимость нашей цивилизации от Господа и полубогов? 3.12 Необходимо всегда помнить, что все потребности людей удовлетворяют полубоги, которые являются представителями Верховного Господа. Сами по себе люди ничего не могут произвести. Возьмем, к примеру, пищу: зерно, овощи и фрукты, молоко, сахар, словом все то, чем питаются люди в гуне благости, а также мясо, употребляемое в пищу невегетарианцами, – ни один из этих продуктов не является творением человека. Или другой пример:... 5. Какой совет дает Шрила Прабхупада относительно того, как противостоять материальному загрязнению? 3.14 Такая пища насыщает их тела духовной энергией. В результате они не только освобождаются от последствий совершенных в прошлом грехов, но и делают свое тело невосприимчивым ко всем видам материальной скверны. Подобно тому как во время эпидемии прививка надежно защищает человека от болезни, пища, предложенная Господу Вишну, ограждает нас от скверны этого мира, и того, кто ест только такую пищу, называют преданным Господа.
Аналогии: 3.14 Подобно тому как во время эпидемии прививка надежно защищает человека от болезни, пища, предложенная Господу Вишну, ограждает нас от скверны этого мира. Определения: Ашрам - в соответствии с Ведической культурой варнашрамы, разделение на четыре духовные стадии жизни - брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси. ШБ 4.14.18, Путешествие вглубь себя 6.3 Викарма - всякое действие, совершенное вопреки ведическим предписаниям; действия, которые совершает человек, злоупотребляющий своей свободой, и которые ведут его в низшие формы жизни БГ 3.15, Ишопанишад 2, Ишопанишад 18 Ягья (жертвоприношение) - любая материальная или духовная деятельность, цель которой - удовлетворение Верховной Личности Бога (ШБ 4.6.53, ШБ 4.21.22, ШБ 4.26.7, ШБ 6.16.42) Домашнее задание:
Занятие 20. Бхагавад‑гита — 3.17-3.43 Вопросы на понимание: 1. «Но для человека самоудовлетворенного, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «я» и ничего не желает, не существует никаких обязанностей». 3.18 Значит ли это, что такой человек бездействует? Почему? Выполняя предписанные Ведами обязанности, человек, осознавший свое истинное «я», не преследует никаких целей, однако нет у него и оснований пренебрегать своими обязанностями.... У человека, осознавшего свою духовную природу, не остается никаких обязанностей, кроме деятельности в сознании Кришны. Сознание Кришны не подразумевает отказа от деятельности.
2. Почему даже духовно продвинутые преданные должны продолжать выполнять свои обязанности? 3.20 Такие цари, как Джанака, были осознавшими себя душами, поэтому им было не обязательно выполнять предписания Вед. И тем не менее они строго следовали этим предписаниям, чтобы подать пример простым людям.... Хотя человеку, развившему в себе сознание Кришны, ничего не нужно в этом мире, он все равно продолжает трудиться, чтобы своим примером научить людей тому, как следует жить и действовать. 3. «Он может совершать те же действия, что и тот, кто пребывает в невежестве и сильно привязан к материальной деятельности, однако один из них действует ради удовлетворения собственных желаний, а другой – ради удовлетворения Кришны». 3.25 Приведите пример такой ситуации, а также опишите видение преданного и непреданного. 4. Как лучше всего проповедовать своим близким и знакомым? 3.26 Чтобы не вносить смятение в умы невежд, привязанных к плодам своего труда, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, трудясь в духе преданного служения Господу, он должен занимать их разнообразной деятельностью [чтобы они могли постепенно развить в себе сознание Кришны].... Поэтому тот, кто уже обрел сознание Кришны, не должен убеждать людей в том, что их деятельность бессмысленна или что их представления о жизни ошибочны, но должен на собственном примере показать им, как результаты любой деятельности могут быть использованы в служении Кришне. Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности. Невежды не способны по достоинству оценить деятельность в сознании Кришны, поэтому Господь Кришна советует нам не беспокоить их и не терять зря свое драгоценное время. Но преданные Господа более милосердны, чем Сам Господь. Им известен Его замысел, поэтому они идут на любой риск и вступают в общение с невеждами, чтобы так или иначе занять их деятельностью в сознании Кришны, которая абсолютно необходима каждому человеку. 3.29
5. «Посвяти же все свои действия Мне, о Арджуна. Обрети полное знание обо Мне, отбрось стремление к личной выгоде, откажись от всяких собственнических притязаний и, стряхнув с себя апатию, сражайся!» Шрила Прабхупада пишет, что: "В этом стихе ясно сформулирована цель «Бхагавад‑гиты»«.. Объясните, как каждый из этих призывов может быть применен Вами. 6. Господь дает много наставлений. Что если мы у нас не получается следовать каким‑то из них? На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны. 7. Когда мы оказываемся под влиянием гун материальной природы, как не поддасться их воздействию? И какими способами часто пользуются, хотя они не работают? 3.33 Поэтому даже самые образованные люди этого мира не способны вырваться из когтей майи, опираясь на одни лишь теоретические познания и пытаясь отличить душу от тела.... Лучше оставаться на своем месте и стараться развить в себе сознание Кришны под руководством опытных наставников. Тогда мы сможем вырваться из когтей майи, иллюзорной энергии Кришны. 8. Значит ли это, что все наши желания необходимо подавить, "отвлекая" себя на преданное служение? 3.34 У людей, обладающих сознанием Кришны, вырабатывается естественное равнодушие к мирским, чувственным наслаждениям. Но те, кто еще не развил в себе сознание Кришны, должны ограничивать деятельность своих чувств, следуя предписаниям богооткровенных книг.... Пока у нас есть материальное тело, нам разрешается удовлетворять его потребности, но лишь настолько, насколько позволяют предписания шастр.... Стремление к чувственным удовольствиям живет в нашем сердце с незапамятных времен из‑за нашего соприкосновения с материей. Поэтому, даже если мы удовлетворяем потребности своих чувств в строгом соответствии с предписаниями шастр, всегда существует опасность сойти с духовного пути.... Но привязанность к деятельности в сознании Кришны, к любовному служению Господу, помогает нам отказаться от всех видов чувственной деятельности.
9. Приведите примеры чувственных наслаждений, регулируемые священными писаниями. 3.34 Например, обусловленная душа испытывает потребность в сексуальном наслаждении, поэтому оно дозволено в браке. Согласно предписаниям шастр, мужчина может вступать в половые отношения только со своей женой, а ко всякой другой женщине он должен относиться как к своей матери. 10. «Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие». 3.35 Что это значит? Как это применимо к Вашей жизни? 11. Как следование ограничениям священных писаний отчищает человека? Каков принцип? 3.37 Поэтому, если, выполняя предписания шастр, человек не позволяет влияющей на него гуне страсти преобразовываться в гуну невежества, а вместо этого поднимается на уровень гуны благости, он разовьет в себе духовные привязанности и тем самым спасет себя от гнева и его разрушительных последствий. 12. Что такое вожделение? Откуда оно возникает? 3.37 Когда живое существо попадает в материальный мир, его вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в вожделение. 13. Какой вывод о воспитании детей в Сознании Кришны можно сделать на основе того, откуда возникает вожделение? 3.41 Вожделение – это не что иное, как искаженное отражение любви к Богу, которая заложена в каждом живом существе. Если человек с раннего возраста овладеет наукой сознания Кришны, его естественная любовь к Богу не сможет превратиться в вожделение. 14. Зачем Господь создал материальный мир? 3.37 Господь создал материальный мир для того, чтобы дать обусловленным душам возможность попытаться удовлетворить свое вожделение; но, когда все их попытки заканчиваются неудачей, живые существа начинают вопрошать о том, какова их истинная природа. 15. Как превратить вожделение из врага в друга? 3.37 Если нам удастся превратить вожделение в любовь к Богу, то есть в сознание Кришны, и связать с Кришной все свои желания, мы одухотворим и вожделение, и гнев. 16. Можно ли удовлетворить вожделение? Приведите примеры неправильного мышления о том, как избавиться от него. 3.39 В «Ману‑смрити» говорится, что вожделение невозможно утолить никаким количеством чувственных удовольствий, так же как огонь нельзя погасить, подбрасывая в него дрова. 17. «Вкушая чувственные наслаждения, мы испытываем некое подобие счастья, но на самом деле это мнимое ощущение счастья – злейший враг живого существа». 3.39
Объясните это утверждение. 18. «Живые существа – неотъемлемые частицы Господа, поэтому их единственное предназначение заключается в том, чтобы служить Ему». 3.41 Докажите это утверждение на основе того, что изучали ранее. 19. Наши чувства постоянно контактируют с объектами чувств. Как начинающим преданным не пасть жертвой желания наслаждаться этими объектами? 3.42 Тому, кто только ступил на путь духовного развития, как правило, рекомендуют прекратить контакты с объектами чувств. Но, помимо этого, необходимо укреплять ум с помощью разума. Если, используя разум, мы займем ум деятельностью в сознании Кришны и всецело предадимся Верховной Личности Бога, наш ум естественным образом духовно окрепнет и тогда, несмотря на то что чувства сильны и коварны, как змеи, они станут подобны змеям с вырванными ядовитыми зубами и не смогут причинить нам вред. 20. Выделите основные принципы из анализа вожделения, сделанного Кришной в 3.36‑43. Подумайте над применением этих принципов в Вашей личной практике сознания Кришны. Аналогии: 3.30 Кассир в банке каждый день пересчитывает миллионы долларов, работая на своего хозяина, но не кладет в собственный карман ни цента. Так и мы должны осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит: здесь все является собственностью Верховного Господа.
3.34 Надо следовать религиозным заповедям, не привязываясь к ним, поскольку даже ограниченные чувственные наслаждения могут увести с истинного пути - даже на самых лучших дорогах бывают аварии.
3.37 Вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в вожделение. Это можно сравнить с тем, как молоко при добавлении в него кислого тамаринда превращается в простоквашу. 3.39 В «Ману-смрити» говорится, что вожделение невозможно утолить никаким количеством чувственных удовольствий, так же как огонь нельзя погасить, подбрасывая в него дрова. Определения: Ачарья - 1) Идеальный учитель, ведущий себя подобающе еще до того, как начинает преподавать (БГ 3.21) 2) тот, кто познал смысл и суть всех Священных писаний, подчиняется их правилам и предписаниям, умея правильно их применять, и обучает своих учеников вести себя так же. ШБ 1.7.43, ШБ 3.29.32, Ади 1.46 Вигьяна - 1) практическое применение и реализация гьяны 2) знание о своем изначальном положении и своих отношениях с Высшей Душой. БГ 3.41, ШБ2.9.31, ШБ 3.24.13, ШБ 4.22.33, ШБ 5.5.10-13 Гьяна - трансцендентное знание о том, что душа отлична от грубого и тонкого материальных тел; понимание различия между духом и материей; понимание природы тела и знающего тело (души и Сверхдуши) БГ 3.41, БГ 5.2, БГ 10.4, БГ 13.3, ШБ 1.18.26 Кама (вожделение) - желание наслаждать свои чувства; искаженное под воздействием гуны страсти отражение вечной любви живого существа к Кришне. БГ 3.37, Ади 4.165 Гьяни стремятся слиться с бытием Всевышнего, но такое желание — тоже кама, или вожделение, так же как и желание йогов обрести мистические силы. В отличие от них, бхакты не ищут материальных удовольствий и потому очищаются от материальной скверны. ШБ 4.22.39, ком Кродха (злость) - продукт нашего неудовлетворенного вожделения (камы); один из шести врагов живого существа. БГ 3.37, ШБ 3.12.11, Мадхья 11.176 Шастра - авторитетные священные писания, в частности все книги, в которых содержится ведическое знание. К ведической литературе относятся как сами Веды (Сама, Яджур, Риг и Атхарва), так и все основанные на них произведения. (ШБ 6.5.20) Домашнее задание:
Занятие 21. Бхагавад‑гита 4.1-4.15 Вопросы на понимание: 1. Верите ли Вы в историю вселенной, описываемую Ведами и «Бхагавад‑гитой»? Если да, то на чем основана Ваша вера? (4.1) 2. Как Шрила Прабхупада доказывает авторитетность своей перевода «Бхагавад‑гиты» по сравнению с другими переводами? 4.2 В наше время сложилась аналогичная ситуация: сейчас существует множество изданий «Бхагавад‑гиты», особенно на английском языке, но почти все они расходятся с той версией «Гиты», которая передается по цепи духовных учителей.... Мы должны стараться идти путем наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей, которая ведет начало от Арджуны, – только тогда великая наука «Шримад Бхагавад‑гиты» принесет нам благо. 3. Зачем Господь приходит в материальный мир? 4.6, 4.8 Приходя в материальный мир в Своем изначальном, вечном облике, Верховный Господь являет живым существам беспричинную милость: благодаря этому они могут сосредоточить свой мысленный взор на истинном образе Господа, а не на некоем воображаемом образе, придуманном имперсоналистами. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век.... Шри Кришна приходит в материальный мир для того, чтобы утешить Своих чистых преданных, которые жаждут увидеть Господа и Его вечные вриндаванские игры. Итак, главная цель, ради которой Кришна является в этот мир, – порадовать чистых преданных. 4. Почему учения разных воплощений Господа и его представителей (например, Иисуса Христа), кажутся различными? И являются ли они различными на самом деле? 4.7 Каждое воплощение Господа говорит людям о религии ровно столько, сколько они способны принять в соответствии с уровнем своего развития и условиями жизни. Но цель у всех аватар одна: побудить людей следовать заповедям религии и помочь им развить сознание Бога.... Два плюс два равно четырем – как в начальной школе, так и в высшем учебном заведении. Но помимо арифметики существует еще и высшая математика. Подобно этому, все воплощения Господа учат одним и тем же заповедям и законам, однако в зависимости от обстоятельств эти заповеди могут внешне отличаться друг от друга. 5. «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна». 4.9 Что значит: «Знает божественную природу Моего явления и деяний»? Попробуйте описать эту природу. В шестом стихе рассказывалось о том, как Господь нисходит в материальный мир из Своей духовной обители. См. 4.6 6. Назовите три причины, по которым люди не верят в Бога? 4.10 Как уже было сказано, тому, в ком сильны материальные привязанности, очень трудно постичь личностную природу Высшей Абсолютной Истины....Когда они слышат, что в духовном мире живые существа тоже обладают индивидуальностью, перспектива снова стать личностями пугает их, поэтому они предпочитают раствориться в безличной пустоте.... Сбитые с толку обилием противоречивых философских теорий и воззрений, они от досады и гнева приходят к глупому выводу о том, что высшей причины бытия просто не существует и что все в конечном счете есть пустота.... Итак, одни слишком обременены материальными привязанностями и потому не испытывают интереса к духовной жизни, другие мечтают о слиянии с высшим духовным бытием, а третьи, озлобленные засильем псевдодуховных учений, ни во что не верят и утрачивают надежду на спасение. 7. Назовите девять ступеней преданного служения. 4.10 Вначале у человека должно возникнуть стремление к самоосознанию. Оно побудит его искать общества людей, достигших высокого духовного уровня. Затем начинающий преданный получает посвящение у возвышенного духовного учителя и, следуя его указаниям, начинает заниматься преданным служением. Занимаясь преданным служением под руководством духовного учителя, он освобождается от всех материальных привязанностей, становится постоянен в духовной практике и обретает вкус к слушанию повествований об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус помогает преданному развить привязанность к сознанию Кришны, которая, усиливаясь, превращается в бхаву, начальную стадию трансцендентной любви к Богу. Истинная любовь к Богу называется премой и является высшей ступенью совершенства». 8. Почему у Кришны много форм и видов отношений с преданными? 4.11 Он дает возможность общаться с Ним так, как человек того желает. В духовном мире Кришна тоже отвечает взаимностью на трансцендентные чувства Своих чистых преданных и относится к ним так, как того хотят сами преданные. Одни из них хотят видеть в Кришне верховного повелителя, другие – своего близкого друга, третьи относятся к Нему как к сыну, а четвертые – как к возлюбленному. И всех их Кришна вознаграждает в соответствии с силой и глубиной любви к Нему. Подобные взаимоотношения существуют и в материальном мире, где Господь отвечает на чувства всех, кто поклоняется Ему, в зависимости от формы их поклонения. 9. Почему Господь не виноват в происходящих ужасных событиях этого мира? 4.14 Владелец предприятия не несет ответственности за хорошие или дурные поступки своих работников – вся ответственность ложится на них самих. Не Верховный Господь, а жажда чувственных наслаждений заставляет живые существа заниматься материальной деятельностью.... Есть разные виды сотворенных существ: полубоги, люди, животные, и все они пожинают плоды своих хороших или дурных поступков, совершенных в прошлом. Господь лишь предоставляет им все необходимое для деятельности и регулирует ее с помощью гун материальной природы, но Сам Он не несет никакой ответственности за действия живых существ в прошлом или настоящем. 10. Что рекомендует Шрила Прабхупада – посвятить свою жизнь повторению Святых имен в уединении или активной деятельности ради Кришны? 4.15 Глупцы, а также новички в сознании Кришны, не усвоившие духовную науку, порой хотят прекратить всякую деятельность. Но Господь не одобрил желания Арджуны оставить поле битвы и удалиться от дел. Нужно просто научиться действовать правильно. Не следует отходить от деятельности в сознании Кришны и, уединившись, изображать из себя человека, уже достигшего высот сознания Кришны. Гораздо лучше действовать ради Кришны.
Аналогии: 4.6 Явление Господа и Его уход подобны движению солнца, которое встает, проходит над нами, а затем исчезает из виду. Когда солнце исчезает, мы думаем, что оно село, а когда оно вновь появляется у нас перед глазами, мы говорим, что солнце взошло над горизонтом. На самом деле солнце всегда остается на небе.
4.14 Господь непричастен к материальной деятельности и не подвержен ее последствиям. Так, дожди не являются непосредственной причиной появления на земле растительности, хотя без них ничего не может вырасти. Определения: Аватара - тот, кто нисходит; форма Господа, в которой Он нисходит в материальный мир. Существует 6 форм аватар: пуруша-аватары, лила-аватары, гуна-аватары, манвантара-аватары, юга-аватары, шактьявеша-аватары ШБ 1.3.28, Мадхья 20.263-264, УГЧ 7 Бхава - 1) духовное настроение или эмоция 2) результативная стадия преданного служения; экстатическая любовь, стадия преданного служения непосредственно предшествующая любви к Богу. 3) кульминационное состояние анураги, при которой отчетливо проявляются внешние признаки экстаза Ади 4.68, Мадхья 6.13, НП 17 Бхаджана-крия - стадия преданного служения, в которой преданный принимает духовного учителя и под его руководством следует регулирующим принципам. (Мадхья 23.14-15, НН7) Анартха-нивритти - стадия в практике бхакти-йоги, на которой живое существо освобождается от неблагоприятных привычек и желаний. ШБ 2.2.12, ШБ 11.8.21, Мадхья 12.135, Антья 3.251, Нарада-бхакти-сутра 2 Варна - в варнашраме, деление человеческого общества на четыре сословия (брахманов, кшатриев, ваишей и шудр) в соответствии с их качествами, созданное самим Господом. БГ 4.13, ШБ 7.5.51, ШБ 11.10.1 Кали-юга - четвертая юга цикла; нынешний век, начавшийся 5000 лет назад - это век раздоров, невежества, безбожия и порока, в котором почти не осталось истинной добродетели. Длится 432000 лет. БГ 4.1, БГ 6.11, БГ 8.17 Према (чистая любовь к Богу) - девятая стадия преданного служения; чувство преданного, когда желание любить Кришну в присущей для данного преданного форме отношений с Ним углубляется. НП 19 Садху-санга - 1) ступень садхана-бхакти 2) общение с продвинутыми преданными; коренная причина преданного служения Господу Кришне, и принцип первостепенной важности даже когда дремлющая любовь к Кришне уже пробудилась в сердце человека. ШБ 4.31.2, Мадхья 22.83 Садху - человек в Сознании Кришны БГ 4.8 Домашнее задание:
Занятие 22. Бхагавад‑гита — 4.16-4.33 Вопросы на понимание: 1. По какому фактору можно сразу же определить, является ли религия истинной или нет? 4.16 Говорится, что с помощью несовершенного, эмпирического знания невозможно найти истинный путь религии. Законы религии может устанавливать только Сам Господь. Дхармах ту сакшад бхагават‑пранитам («Шримад Бхагаватам», 6.3.19). Ни один человек не способен создать религию, опираясь на силы своего несовершенного разума. 2. Что такое действие, запретное действие и бездействие? 4.17 Иными словами, человек, обладающий совершенным знанием, понимает, что каждое живое существо является вечным слугой Господа и потому долг каждого – действовать в сознании Кришны. Вся «Бхагавад‑гита» подводит нас к этому выводу. Любые другие выводы, противоречащие этому, и основанные на них действия относятся к категории викармы, запретной деятельности. 3. «Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей». Поясните это утверждение. Человек, действующий в сознании Кришны, естественным образом освобождается от оков кармы. Все его действия посвящены Кришне, так что сам он не наслаждается плодами своей деятельности и не страдает от ее последствий.... 4. «Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук». 4.20 Представьте, как Вы могли бы действовать в своей жизни, чтобы подходить под это описание. 5. Если преданный отказывается от выполнения своих обязанностей или бездействует, считая, что так полагается на волю Кришны, то прав ли он? Приведите пример такого поведения. 40.21 Он старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всем остальном полагается на Кришну. 6. Что происходит с материей, которую используют в служении Абсолютной Истине? 4.24 7. Что является основной причиной материального рабства? 4.30 Жажда чувственных удовольствий – главная причина материального существования, поэтому, до тех пор пока человек не перестанет стремиться к мирским удовольствиям, он не попадет туда, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. Аналогии: 4.21 Деталь чистят и смазывают, чтобы сохранить ее в рабочем состоянии, и точно так же человек, обладающий сознанием Кришны, заботится об удовлетворении насущных потребностей своего тела только для того, чтобы быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий.
4.24 Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом - простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в «Бхагавад-гите». Определения: Акарма - 1) действия, не приносящие материальных реакций, и освобождающие человека из курговорота рождений и смертей (Ишопанишад 2, БГ 4.18, БГ 4.20) 2) неисполнение своего высшего долга ШБ 11.3.43 Ванапрастха-ашрам - один из четырех укладов жизни; подготовительный к отреченному укладу жизни третий уклад или жизнь в удалении от мирских дел, посвященная постяжению духовной науки и путешествиям по святым местам всего мира. ШБ 1.3.19, ШБ 2.1.15, ШБ 5.18.13 Гьяна-канда - один из трех разделов Вед, рекомендующий деятельность, позволяющую постичь безличный аспект Абсолютной истины для того, чтобы слиться с ним; философские спекуляции о природе Абсолютной истины ШБ 4.20.30, ШБ 5.11.2, Мадхья 20.147, УГЧ 5, УГЧ 23 Прана - один из десяти видов воздуха (более тонких проявлений элемента воздуха, чем обычный воздух, которого мы можем коснуться) в теле, поддерживающий жизнь; связан с нашим дыханием. ШБ 2.5.31, ШБ 2.10.28, ШБ 3.6.9, ШБ 10.85.6 Домашнее задание:
Занятие 23. Бхагавад‑гита — 4.34-5.6 Вопросы на понимание: 1. Можно ли понять духовную науку лишь с помощью изучения священных книг? 4.34 Нельзя достичь духовного совершенства и с помощью самостоятельного изучения священных книг. 2. Какие качества ученик должен проявлять в своих отношениях с духовным учителем? 4.34 Ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного учителя и, отбросив гордыню, служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя, истинного духовного учителя. Пытливость и смирение – вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. 3. Если мы не понимаем каких‑то наставлений духовного учителя, можем ли мы просить объяснить их или нужно просто предаться и следовать наставлению? В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Надо не просто смиренно внимать духовному учителю, но и, став его послушным слугой и задавая ему вопросы, составить ясное представление о духовной науке. 4. В чем суть знания, которое мы получим от духовного учителя? Каковы практические следствия этого знания для нашей жизни? 4.35 Получив знание от осознавшей себя души, то есть от того, кто постиг истинную природу вещей, человек понимает, что все живые существа – неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны. 5. Что такое вера в Кришну? 4.39 Верой в Кришну называют непоколебимую уверенность в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства. 6. Что необходимо для развития этой веры? 4.39 Чтобы развить эту веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кроме того, необходимо научиться владеть своими чувствами. 7. Что значит понимание того, что я – душа? 5.2 Итак, гьяны, или знания о том, что я не материальное тело, а вечная душа, еще не достаточно, чтобы обрести освобождение. Человек должен действовать как душа, иначе ему не удастся вырваться из материального плена. 8. Каково видение человека, который действительно отрешен от материального мира? 5.2 Отречение от мира можно назвать полным лишь тогда, когда оно основано на понимании того, что все в этом мире принадлежит Господу и что никто не имеет права считать себя собственником чего бы то ни было. Необходимо осознать, что на самом деле нам ничего не принадлежит. Так от чего же нам отрекаться? Тот, кто знает, что все является собственностью Кришны, всегда отрешен от мира. 9. Опишите, что такое санкхья‑йога и преданное служение: в чем их суть, их цель, единство, различия. (5.1‑5.5) 10. Что в конечном счете происходит с теми, кто пытается отречься от материальной деятельности, не заменяя ее духовной? 5.6 Санньяси‑майявади нередко сходят с пути самоосознания и начинают заниматься мирской благотворительностью, которая материальна по своей природе. Аналогии: - Определения: Брахман - 1) безличный аспект Абсолютной Истины; сияние, исходящее от тела Кришны; 2) вечное, нерушимое живое существо; суммарная материальная энергия. БГ 4.35, БГ 7.13, БГ 13.13, БГ 14.3, ШБ 1.2.11 Тьяга (отречение) - понимние того, что все является собственностью Кришны; постоянное виденье себя как частички Верховного Господа, не имеющей права наслаждаться плодами своего труда; полная зависимость от милости Господа. (БГ 5.2, БГ 18.49, ШБ 1.18.22) Домашнее задание:
Занятие 24. Бхагавад‑гита — 5.7-5.26 Вопросы на понимание: 1. Как преданный относится к живым существам вокруг себя? 5.7 Тот, кто пытается обрести освобождение, действуя в сознании Кришны, очень дорог каждому существу, и все существа дороги ему. Причина этого в том, что такой человек обладает сознанием Кришны. Ему известно, что живые существа неотделимы от Кришны, так же как листья и ветви неотделимы от дерева. Он знает, что, поливая корни дерева, мы насыщаем влагой все его листья и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем необходимую энергию всему организму. Поскольку тот, кто действует в сознании Кришны, служит таким образом всем живым существам, он очень дорог каждому. И поскольку все довольны его деятельностью, его сознание всегда остается чистым. 2. «Тот, кто полностью осознал, что все принадлежит Кришне, что Господь – хозяин всего и что, стало быть, все должно использоваться для служения Господу, никак не связан последствиями своих действий, как благочестивых, так и греховных». 5.10 Значит ли это, что преданный может заниматься любой греховной деятельностью? ... можно использовать в сознании Кришны. В этом случае оно не оскверняется грехом,... 3. Если преданный все еще живет в материальном мире, значит ли это, что у него обязательно есть ложное эго? Почему? 5.11 Такой человек лишен ложного эго, поскольку не отождествляет себя с материальным телом и не считает себя его владельцем. Он прекрасно знает, что отличен от тела и что тело ему не принадлежит. Его тело, как и он сам, принадлежит Кришне. Когда преданный использует все, что у него есть – тело, ум, разум, речь, жизненную силу, имущество, – для служения Кришне, он немедленно восстанавливает свою связь с Кришной. 4. «Человек, который привязан к Кришне и трудится и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|