Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как Вы думаете, почему Дроначарья открыл секреты воинского искусства тому, кто должен был его убить? 1.3




… будучи великодушным брахманом, он не колеблясь открыл все свои военные секреты сыну Друпады, Дхриштадьюмне, когда тот обучался у него воинскому искусству.

 

4. Почему у Господа много имен? 1.15

У Господа много разных имен, в которых отражены различные стороны Его деятельности.

5. «В этом стихе Господь Кришна назван Хришикешей, ибо Он повелитель органов чувств всех живых существ». 1.15

Что значит, что Господь – повелитель органов чувств всех живых существ?

6. Чем знаменательно то, что Кришна стал колесничим своего друга? 1.21‑22

Господа и Его слугу связывают очень теплые, чисто духовные отношения. Слуга Господа всегда готов служить Ему, а Господь постоянно ищет возможности оказать ту или иную услугу преданному. И когда чистый преданный Господа пользуется этим и приказывает Ему, это доставляет Господу гораздо большее удовольствие, чем когда Он Сам отдает приказы. Поскольку Господь – владыка всего сущего, каждый из нас находится в Его власти и никто не вправе приказывать Ему. Но, когда Господь слышит приказ чистого преданного, Он испытывает трансцендентное блаженство, несмотря на то что всегда и всюду остается непогрешимым и всемогущим владыкой.

Аналогии:

-

Определения:

-

 

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, 1.28-2.10.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по второй главе.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 15. Бхагавад‑гита — 1.28-2.10

Вопросы на понимание.

1. «Тот, кто по‑настоящему предан Господу, обладает всеми добродетелями святых и полубогов, тогда как непреданные, сколь бы образованны и культурны с материальной точки зрения они ни были, лишены этих возвышенных качеств».

Что значит, что у материалистичных людей нет никаких хороших качеств? 1.28

Причина в том, что такой человек постоянно идет на поводу у своего ума и потому не может устоять перед соблазнами материальной энергии.

 

2. «Не зная, что истинной целью жизни является Вишну (или Кришна), обусловленные души ищут счастья в материальных, плотских отношениях. Ослепленные ложными представлениями о жизни, они забывают даже о том, как надо действовать, чтобы обрести материальное счастье». 1.31

Приведите примеры таких ложных представлений.

3. Почему преданные иногда страдают? 1.32‑35

Употребляя это важное слово, Арджуна хочет сказать, что Кришне должно быть известно, каким образом можно доставить удовольствие чувствам Арджуны. Но Говинда вовсе не обязан услаждать наши чувства. Однако если мы будем стараться доставить удовольствие Говинде, то это само по себе принесет удовлетворение нам и нашим чувствам.

4. «О Мадхусудана, когда учителя, отцы, сыновья, деды, дядья по матери, тести, внуки, зятья, шурины и другие родственники стоят передо мной, готовые расстаться с жизнью и потерять все, могу ли я желать их смерти, даже если иначе они убьют меня?»

Арджуна отказывается сражаться, даже несмотря на то, что тогда его убьют. Это кажется доблестным видением. Однако в чем проявляется эгоизм Арджуны? 1.31‑35

Я не понимаю, какое благо я получу, убив в этом сражении своих сородичей.

Забыв о своем первоочередном долге, он хотел отказаться воевать, поскольку думал, что, сохранив жизнь своим родным и близким, обретет большее счастье, чем то, которое принесет ему царство, завоеванное ценой гибели его двоюродных братьев, сыновей Дхритараштры. Делая свой выбор, он руководствовался эгоистическим стремлением удовлетворить прихоти своих чувств. Счастье, которое принесет Арджуне победа в сражении, так же как и счастье, которое он испытает, увидев своих сородичей живыми и невредимыми, основано на его личных интересах, ради которых он был готов пренебречь своим долгом и поступить вопреки рассудку. 2.39

5. «Тех, кто совершает эти преступления, нужно уничтожать на месте, и их убийство не запятнает человека грехом».

Не является ли это слишком жестоким наказанием преступников? Почему? 1.36

6. «Обязательства связывают человека только в том случае, если их выполнение приносит благо, а иначе он имеет полное право отказаться от них».

Приведите примеры. 1.37‑38

7. «По словам Чанакьи Пандита, женщины в большинстве своем не слишком разумны и потому им нельзя доверять».

Как правильно понимать это утверждение? 1.40

Женщины, как и дети, очень подвержены дурному влиянию и легко поддаются на обман. Поэтому и те, и другие должны находиться под опекой старших членов семьи.

8. Почему целомудрие женщин крайне важно для общества? 1.40

Благочестивое потомство является гарантией мира, процветания и духовного благополучия в обществе.... Благочестивые дети рождаются только у добродетельных женщин, хранящих верность своим мужьям.

9. Какую самую лучшую помощь мы можем оказать своим родственникам? 1.41

Просто занимаясь преданным служением, он может избавить сотни и тысячи своих предков от любых материальных страданий.

 

10. «Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обыкновенными живыми существами, членами своей семьи, всем человечеством и предками».

Что значит, что преданный освобождается от долгов перед своей семьей и пр.? Приведите правильный и неправильный примеры понимания этого утверждения. 1.41

11. «Мирское сострадание, скорбь и слезы выдают человека, забывшего свою истинную, духовную природу». 2.1

Могут ли преданные сострадать, скорбеть и плакать? Является ли это показателем их духовной неразвитости?

12. Если Абсолютная истина недвойственна, то как у нее может быть три аспекта – Брахман, Параматма и Бхагаван? 2.2

Эти три аспекта Божественного можно объяснить на примере Солнца, у которого также есть три аспекта: солнечный свет, солнечный диск и планета Солнце.

Таким образом, Кришна является изначальной Верховной Личностью Бога, Абсолютной Истиной, источником Сверхдуши и безличного Брахмана.

13. Кто такой Бхагаван? 2.2

Бхагаваном называют Верховную Личность, которая обладает всеми богатствами, всей силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью от мира.

14. Кого Веды считают цивилизованными? 2.2

Ариями называют тех, кто понимает истинную ценность человеческой жизни и чья культура основана на принципах духовного самопознания.

15. Как Шрила Прабхупада объясняет необходимость принятия духовного учителя в 2.7?

Трудности подстерегают нас на каждом шагу, поэтому все мы нуждаемся в помощи истинного духовного учителя, способного объяснить, как достичь высшей цели жизни. Все ведические писания призывают нас обратиться к истинному духовному учителю, чтобы он распутал клубок наших жизненных проблем и вывел нас из трудного положения, в которое мы попали помимо своей воли.

 

 

Аналогии:

2.1

Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело.

 

2.2

«Aбсолютную Истину постигают в трех аспектах, которые неотличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном». Эти три ипостаси Бога можно объяснить на примере Солнца, которое также проявляется в трех ипостасях: в виде солнечного света, солнечного диска и планеты Солнце.

Определения

Адхарма - все, что уводит от осознания своего изначального положения (мешает принципу предания себя Господу). Делится на 5 видов: видхарма (принципы, мешающие выполнять свои религиозные обязанности), пара-дхарма (принципы, предназначенные для других), упадхарма (принципы, созданные гордецом, либо противоречащие принципам Вед), чхала-дхарма (объяснение религиозных принципов на свой лад), абхаса (показная религиозность) ШБ 7.15.12, 7.15.13, Лекция по ШБ 6.1.47 от 29.07.1975

Арии - цивилизованные, продвинутые; люди, живущие в цивилизации, основанной на духовных принципах, и развивающиеся в Сознании Кришны, а так же в материальном благополучии. БГ 2.2, ШБ 3.21.52-54, ШБ 3.29.18, ШБ 3.33.7, ШБ 4.30.39-40, ШБ 7.2.60

Бхагаван - наивысший, личностный аспект Абсолютной Истины; Верховная Личность Бога, в полной мере владеющая шестью совершенствами - силой, славой, богатством, знанием, красотой и самоотречением. БГ 2.2, БГ 10.1, ШБ 1.1.2

Варна-санкара – нежелательное потомство, которое приносит беспокойства в обществе БГ 1.41; ШБ 3.17.35

Гуру (духовный учитель) - преданный, находящийся в авторитетной цепи духовной преемственности, знающий науку о Кришне и дающий духовные наставления. БГ 2.8, ШБ 2.9.43, ШБ 8.16.25, Мадхья 8.128

Нарака (ад) - 1) место, где доминирует гуна невежества 2) адские планеты, находящиеся между океаном Гарбходака и планетными системами, и предназначенные для наказания греховных живых существ и их отчищения от последствий их греховной деятельности БГ 1.43, ШБ 5.26.1, ШБ 5.26.5, ШБ 11.19.40

 

Параматма (Сверхдуша) - полная экспансия Господа; локализованный аспект Абсолютной Истины, который присутствует в каждом атоме и в сердце каждого живого существа БГ 2.2, БГ 3.28, БГ 5.18, БГ 6.15, ШБ 1.12.9

Шудры - представители одной из варн, занимающиеся физическим трудом и служением другим трем варнам; по рождению все люди шудры, но могут стать представителя других варн благодаря обучению и очистительному процессу; человек, который скорбит напрасно (БГ 2.1, БГ 18.41, БГ 18.44, Совершенство йоги 1)

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, 2.11-2.30.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по второй главе.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 16. Бхагавад‑гита — 2.11-2.30

Вопросы на понимание:

1. «Арджуна заявил, что принципы религии гораздо важнее политических соображений или интересов общества, однако ему было невдомек, что знание о материи, душе и Всевышнем выше даже религиозных заповедей».

Чем религиозные заповеди отличаются от знания о душе и Всевышнем? 2.11

 

2. Почему Арджуне не следовало скорбеть о тех, кто погибнет в этой войне? 2.11-13

 

Тот, кто знает об этом, является поистине образованным человеком, и у него нет причин для скорби, в каком бы состоянии ни находилось его материальное тело.2.11

Господь ясно говорит, что Он Сам, Арджуна и все цари, которые собрались на поле боя, вечно являются индивидуальными существами. Господь — вечный хранитель всех живых существ, как обусловленных, так и освобожденных. Он — верховная вечная личность, а Арджуна, неизменный спутник Господа, и цари, собравшиеся на поле боя, — подчиненные Ему вечные личности. Ошибочно думать, будто они не существовали как индивидуумы в прошлом или перестанут быть вечными личностями в будущем. Их индивидуальное бытие никогда не прерывалось и не прервется. Поэтому ни у одного живого существа нет и не может быть причин для скорби.2.12

Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остается неизменной. После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело — либо материальное, либо духовное, — Арджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть Бхишмы и Дроны и так сильно беспокоился о них. 2.13.

 

3. Кришна в Бхагавад-гите побуждает Арджуну сражаться и убивать. Значит ли это, что он побуждает к этому и остальных его последователей? К чему на самом деле побуждает нас Кришна? 2.14, 2.27, 2.30

Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.... Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа. Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. Точно так же священный долг кшатрия — сражаться, и он должен исполнять его, даже если приходится сражаться с друзьями или родственниками. Каждый должен выполнять заповеди священных писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи (иллюзии).2.14

Поскольку битва на Курукшетре должна была произойти по воле Господа, избежать ее было невозможно, а сражаться за правое дело — долг каждого кшатрия. 2.27

Поэтому Арджуна, будучи кшатрием, не должен отказываться от исполнения своего долга, боясь того, что его дед Бхишма и учитель Дрона погибнут в сражении.2.30

 

4. Подумайте, как принципы, которые можно выделить из дилеммы Арджуны, могут быть актуальны для Вашей практики сознания Кришны. 2.6-11

 

5. «Хотя источник энергии и сама энергия неотличны друг от друга, считается, что энергия всегда занимает подчиненное положение по отношению к ее источнику» 2.16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...