Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Презентация: Практичность Священных писаний. 10 мин




 

Дать цитату 1.1.

1.1. Материалисты полагаются только на свои несовершенные чувства, не признавая авторитет богооткровенных писаний. В ведическом обществе принято соотносить все с авторитетной точкой зрения богооткровенных писаний. Шастра- чакшух: на все следует смотреть глазами ведических писаний. Только так можно понять разницу между духовным миром и материальным. (Чайтаньия Чаритамрита, Мадхья 12.184, комментарий)

 

Объяснить, что шастра-чакшу – это практично само по себе, это иной взгляд на мир. Можно сравнить с очками – очки сами по себе практичны. Но знание шастр должно быть актуально для нас, иначе оно становится непрактичным.

 

Медитация. 50 мин

 

Дать цитату 2.1.

2.1. Лучше всего читать по одной главе в день, но если ты сможешь каждый день медитировать на несколько стихов Бхагавад-гиты, это лучше, чем просто читать каждый день по часу, а потом забывать о предмете до следующего чтения. (Письмо Парамананде, 29 июля 1969)

 

Суть – показать практичность стихов Бхагавад-гиты Вы можете придумать иной способ. Здесь мы приводим пример того, как это можно сделать:

 

Взять стихи БГ 5.27-28. Спросить у студентов, кажутся ли они им практичными на первый взгляд.

Провести медитацию:

00 - Сделать небольшую любую практику пранаямы.

0 - Попросить закрыть глаза.

1 – Отвлекитесь от всего происходящего вокруг.

2 – сосредоточьте взгляд на межбровье или кончике носа,

3 – сделайте практику пранаямы (которой вы их научили только что),

4 – Войдите в умонастроение: «Я хочу прекратить обусловленное существование, когда я хочу чего-то для себя. Я хочу служить тебе, о Господь. Позволь мне служить тебе!»,

5 – Наблюдайте за своим телом, чувствами, мыслями. Вы – не есть это все.

6 – Вы ничего не хотите для себя. Ни …., ни …., ни ….. Нет повода бояться – Кришна рядом. Нет повода гневаться - все происходящее вокруг лишь последствия моих же прошлых поступков.

7 – В таком настроении прочитайте джапу 2-3 минуты, индивидуально.

8 – представьте, как весь свой будний день Вы проводите в таком состоянии. Что Вы будете чувствовать? Как Вы будете реагировать на проблемы?

9 – завершить медитацию.

 

Попросить пару желающих поделиться впечатлениями.

Объяснить, что медитация была построена полностью по стихам 5.27-28:

1. Полностью отрешившись от объектов чувственного восприятия

2. Сосредоточив взор на межбровье

3. Уравновесив в ноздрях вдох и выдох и остановив дыхание

4. Йог, стремящийся к освобождению

5. Укрощает таким образом свой ум, чувства и разум

6. и избавляется от желаний, страха и гнева.

Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно, освобожденная душа.

 

Взять стих БГ 5.29

Провести медитацию.

0 – Попросить закрыть глаза.

1 – Думать о том, что: «Господь есть. Он Один.»

2 – «Что он Верховный повелитель всего, и даже травинка не шелохнется без его ведома»

3 – «Что он наш друг. И делает все, чтобы нам было хорошо.»,

4 - «Что только ему нам стоит посвящать все наши действия, только его нам стоит пытаться удовлетворить.

5 – представить свою повседневную жизнь в таком настроении.

Спросить пару желающих поделиться впечатлениями.

Объяснить, что медитация была построена по стиху 5.29.

1. Человек, полностью осознавший, что Я единственный,

2. кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества,

3. что Я верховный владыка всех планет и полубогов,

4. а также друг и благодетель всех существ,

5. избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.

 

Работа в группах. По 4-5 человек. Взять одну любую главу из Бхагавад-гиты. 20 мин

Читая только стихи, выписать все наставления, которые Бхагавад-гита дает нам в этих главах.

Затем взять один стих из этой главы и выписать все наставления, которые Шрила Прабхупада дает нам в комментарии к этому стиху.

Наставления должны быть максимально практичны для нас.

Составить список (письменно)

Один из участников группы читает получившийся список.

Из списка каждый индивидуально выбирает 3 вещи, которые он попробует практиковать следующие две недели.

Домашнее задание 5 мин

- Прочитать цитаты к пройденному уроку

- Практикуйте те 3 вещи, которые Вы выбрали на занятии. Каждый вечер ставьте себе письменно оценку о том, как хорошо у Вас получалось их практиковать.

- Прочитайте «Бхагавад‑гиту»: предисловие и часть Введения до слов: «Можно привести немало примеров того, как …». Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии 1 (раздел — Понимание священных писаний. Примечание: здесь и во всех последующих уроках не нужно отвечать на вопросы из раздела: Уважение). Подумайте над своими вопросами к прочитанному разделу «Бхагавад‑гиты».

 

Изучение Бхагавад-гиты и Шри Ишопанишад. Занятия 12-51

 

Основная цель данного блока – развить в преданных веру в священные писания, углубить их понимание писаний, а также развить привычку к регулярному чтению книг Шрилы Прабхупады и обсуждению этих книг с преданными.

Как готовиться к этим занятиям

1. Перед каждым занятием необходимо прочитать отрывок из священных писаний, просмотреть предлагаемые нами вопросы, и понять, знаете ли Вы ответы на все из них. Вам необходимо будет самим подумать над ответами к этим вопросам или найти их в книгах Шрилы Прабхупады (в скобках указаны номера стихов, где Шрила Прабхупада отвечает на эти вопросы).

2. Вопросы, приведенные нами, не претендуют на полноту. Скорее, они были составлены в помощь преподавателям. Поэтому помимо чтения Вам самим необходимо подумать над вопросами, которые Вы могли бы составить к тому или иному отрывку.

Вопросы могут быть на:

1. Знание.

2. Понимание.

3. Рассеивание сомнений.

4. Потенциальное неправильное понимание.

5. Потенциальные вопросы, которые могут возникнуть у студентов.

6. Применение в жизни.

7. Проповедь.

Мы рекомендуем не отдавать большое количество времени вопросам на «знание информации», а сосредоточиться на том, чтобы дать подопечными глубокое понимание священных писаний, которое бы стало частью их повседневной деятельности.

3. Ознакомиться со структурой данной главы. Это можно сделать по пособиям: «Самое сокровенное знание» (Бхуриджан прабху), «Наглядная философия Бхагавад-гиты» (Ватсала прабху) или из любых других источников.

 

Как проводить эти занятия

При проведении занятий, у Вас есть большая свобода, т.к.:

· Вы можете выбирать вопросы, которые кажутся Вам наиболее важными и добавлять свои вопросы

· Вы можете давать свои ответы на вопросы (делясь своими реализациями), если Ваши ответы не расходятся со мнением Шрилы Прабхупады.

· Вы можете выбирать различные форматы ведения занятия, будь то обсуждения, лекция и т.д. (хотя мы рекомендуем спрашивать подопечных, получать от них ответы и добавлять к ним что‑то по необходимости)

· И т.д.

Пример проведения занятия (Вы можете построить свое занятие иначе):

15 минут Преданные делятся: - запомнившимися мыслями по прочитанному материалу или - запомнившимися мыслями по прослушанным лекциям, или - тем, что практичного они нашли для себя в прочитанном, или - тем, как смогли в течение недели применять знания, полученные на основе изученного материала.
10 минут Объяснение структуры стихов из прочитанного дома отрывка.
30 минут Обсуждение наиболее важных вопросов из домашнего задания
20 минут Обсуждение вопросов студентов и преподавателя
15 минут Более подробный разбор одного из стихов прочитанного отрывка.

 

Ниже приводится список рекомендуемых стихов из Бхагавад-Гиты для более подробного разбора во время занятий.

Раздел Стих
БГ 1.1-1.27 1.1
БГ 1.28-2.10 2.7
БГ 2.11-2.30 2.13 / 2.20
БГ 2.31-2.53 2.44
БГ 2.54-2.72 2.72
БГ 3.1-3.16 3.9
БГ 3.17-3.43 3.27
БГ 4.1-4.15 4.2 /4.8 / 4.9
БГ 4.16-4.33 4.33
БГ 4.34-5.6 4.34
БГ 5.7-2.26 5.18
БГ 5.27-6.9 5.29
БГ 6.10-6.47 6.47
БГ 7.1-7.14 7.5 / 7.14
БГ 7.15-7.30 7.19
БГ 8.1-8.22 8.5 / 8.16
БГ 8.23-9.10 9.2 / 9.4
БГ 9.11-9.28 9.14 / 9.25 / 9.26 / 9.27
БГ 9.29-10.7 9.29
БГ 10.8-10.18 10.8 / 10.10
БГ 10.19-10.42 10.42
БГ 11.1-11.31 11.4
БГ 11.32-11.55 11.54
БГ 12.1-12.20 12.8 / 12.9
БГ 13.1-13.19 13.19
БГ 13.20-13.35 13.22 / 13.23
БГ 14.1-14.27 14.26
БГ 15.1-15.20 15.7 / 15.15
БГ 16.1-16.24 16.23
БГ 17.1-17.28 17.28
БГ 18.1-18.40 18.5
БГ 18.41-18.55 18.54
БГ 18.56-18.78 18.65 / 18.66

 

Домашние задания:

Не забывайте напоминать студентам о важности каждой части домашнего задания.

Им важно:

1. Читать Бхагавад-гиту или Шри Ишопанишад

2. Размышлять над вопросами, которые приводятся в учебнике

3. Составлять свои вопросы

4. Запоминать аналогии

5. Читать определения (что приводятся в учебнике). Их не нужно запоминать, но нужно хотя бы примерно иметь представление, что означает тот или иной термин. Эти определения далеко не всегда полностью точны, т.к. носят упрощенную форму для начинающих студентов.

6. Записывать 5 пунктов того, как на практике можно применять то, что они прочитали в Бхагавад-гите. Выбирать среди них как минимум один пункт. И каждый день оценивать, насколько у них получалось этому пункту следовать. В учебники студента после каждого занятия они заполняют следующий блок:

Как Вы могли бы применять прочитанное:

1.

2.

3.

4.

5.

 

Применение в течение недели:

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
             

 

7. Ставить себе оценку за подготовку к занятию и за свою работу на занятии.

Номер занятия Само занятие Подготовка к занятию.
       
     
       

 

Занятия 12-34

 

Занятие 12. Бхагавад‑гита — Предисловие и Введение, часть 1

Вопросы на понимание:

1. Чем отличается данная версия «Бхагавад‑гиты» от других? Какая в этом заслуга Шрилы Прабхупады?

Если в этом есть какая‑то моя заслуга, то она заключается только в том, что я старался изложить «Бхагавад‑гиту» как она есть, не внося в нее никаких изменений.

Но из всех английских изданий «Бхагавад‑гиты», которые мне приходилось видеть в Америке, да и в самой Индии, ни одно нельзя назвать действительно авторитетным, так как практически в каждом из них комментатор излагает собственные взгляды и не передает истинного духа «Бхагавад‑гиты».

2. Можно ли найти истину в других версиях «Бхагавад‑гиты»?

3. Кто может понять «Бхагавад‑гиту»?

Любому, кто не является преданным слугой Кришны и не принадлежит к парампаре (цепи ученической преемственности), трудно понять абсолютную природу Кришны.

4. В каком настроении необходимо читать «Бхагавад‑гиту», чтобы понять ее?

Принимая лекарство, мы должны следовать указаниям, написанным на упаковке. Мы не можем принимать лекарство по собственному усмотрению или по указанию кого‑нибудь из наших друзей. Лекарство можно принимать только в соответствии с указаниями на упаковке или по предписанию врача.

Поэтому изучать «Бхагавад‑гиту» следует с преданностью и смирением.

5. «Всем необходимо знать, что живое существо всегда остается слугой, и если оно не служит Кришне, то ему приходится служить иллюзии во всем многообразии различных сочетаний трех гун материальной природы, обрекая себя на бесконечные скитания». Почему говорится, что душа всегда служит? Как проявляется ее служение материальной природе?

6. Почему служение Господу – естественное предназначение души?

Живое существо является вечно блаженной неотъемлемой частицей Господа, поэтому его естественное предназначение состоит в том, чтобы служить Господу.

7. В каких пяти видах отношений с Господом может находиться преданный?

1. Преданный может быть связан с Господом отношениями, не подразумевающими активного взаимодействия.

2. Он может быть связан с Господом отношениями активного служения.

3. Преданный может быть связан с Господом узами дружбы.

4. Преданный может быть связан с Господом узами родительской любви.

5. Преданного могут связывать с Господом узы супружеской любви.

8. Подумайте, что значит, что «Господь – высший приют, обитель всего сущего; чистейший и Его не может коснуться материальная скверна; верховный наслаждающийся; изначальный; трансцендентный; нерожденный; величайший.»

9. «Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. На самом деле нам не должно угрожать небытие, ибо душа вечна, однако по той или иной причине мы оказались в атмосфере асат. Асат значит “то, чего не существует”».

Что это значит?

10. «Любая деятельность, которой занимается человек, будет бессмысленной, если он не задается вопросом о природе Абсолюта».

Почему?

11. «Живые существа в качественном отношении неотличны от верховного повелителя».

Что это значит?

12. Как во Введении Шрила Прабхупада доказывает существование Бога?

Для ребенка, к примеру, автомобиль является чудом, так как он движется сам, без помощи лошади или другого тяглового животного. Однако здравомыслящий человек знает, как устроен автомобиль, и помнит о том, что управляет этим механизмом водитель.

13. Как Шрила Прабхупада объясняет, что такое карма?

Предположим, к примеру, что я бизнесмен, которому с большим трудом удалось заработать огромное состояние. В этом случае я выступаю в роли наслаждающегося, но затем мои дела расстраиваются, я теряю все свои деньги, и в результате мне приходится страдать. Аналогичным образом, какой бы сферы жизни мы ни коснулись, повсюду живые существа либо наслаждаются результатами своей деятельности, либо страдают из‑за них.

14. Является ли материальный мир вечным?

Аналогичным образом, в назначенный срок материальный мир проявляется, существует в течение отведенного ему времени, а затем исчезает.... Однако данный цикл повторяется вечно, поэтому пракрити тоже считается вечной.

15. В чем разница между дживой и Господом?

Он, так же как и живое существо, обладает сознанием, однако сознание живого существа действует лишь в пределах одного тела, а сознание Господа распространяется на все тела.

Сознание живого существа может измениться, проходя сквозь материальную оболочку, подобно тому как свет, прошедший сквозь цветное стекло, принимает другую окраску, однако сознание Бога не подвержено влиянию материи.

16. «Нет, нам необходимо очистить свои действия, и такая очищенная деятельность называется бхакти. Эта деятельность внешне похожа на обычную, но на самом деле она свободна от материальной скверны. Невежественному человеку может показаться, будто преданный работает, совсем как обыкновенный человек».

Как Вы понимаете эту цитату? Приведите примеры такой деятельности и поясните их.

17. Как проявляется обусловленность живых существ?

Его ложное сознание проявляется в том, что оно считает себя порождением материальной природы. Такое сознание называют ложным эго.

Материальное сознание состоит из двух психических компонентов: «Я творец» и «Я наслаждающийся».

18. «Однако подлинным творцом и наслаждающимся является Верховный Господь, а живое существо, будучи частицей Верховного Господа, не творец и не наслаждающийся, а лишь соучастник».

Что означает, что живое существо – соучастник? Справедливо ли это?

Руки, ноги, глаза и многие другие органы – все это части тела, однако истинным наслаждающимся являются не они, а желудок. Ноги носят нас, руками мы отправляем пищу в рот, зубы пережевывают ее – таким образом все части нашего тела стараются удовлетворить желудок, ибо он является главным органом, который питает и поддерживает весь организм. Все части нашего тела работают на желудок. Дерево питают, орошая корень, а тело – обеспечивая пищей желудок; если мы хотим, чтобы наше тело было здоровым, то все его органы, сотрудничая друг с другом, должны обеспечивать пищей желудок. Аналогичным образом, Верховный Господь является наслаждающимся и творцом, а мы, зависимые живые существа, должны сотрудничать друг с другом для того, чтобы удовлетворить Его. Такое сотрудничество принесет пользу прежде всего нам самим, подобно тому как пища, отправленная в желудок, приносит пользу всему организму. Если пальцы на нашей руке вдруг решат, что, вместо того чтобы отправить пищу в желудок, они должны съесть ее сами, их ждет разочарование. Главную роль в сотворении и наслаждениях играет Верховный Господь, а живые существа всего лишь соучаствуют в этом и таким образом наслаждаются. Живое существо связано с Богом отношениями слуги и господина. Когда доволен господин, доволен и слуга.

19. Как Шрила Прабхупада доказывает, что у Господа есть форма?

Полное целое отнюдь не бесформенно. Если бы Господь был лишен формы или в чем‑то уступал Своему творению, то Он не был бы полным. Полное целое должно включать в себя всё – и то, что доступно нашему восприятию, и то, что находится за его пределами. В противном случае Его нельзя назвать полным.

20. Какие 4 недостатка свойственны людям?

Люди обречены совершать ошибки, постоянно пребывают в иллюзии, склонны обманывать других и ограничены своими несовершенными чувствами. Эти четыре недостатка лишают человека возможности быть источником совершенного и всеобъемлющего знания.

21. Как Вы докажете кому‑то, что Ведическое знание – непререкаемая истина?

Аналогии:

-

Определения:

Абсолютная Истина - недвойственная субстанция, проявляющая себя в виде трех аспектов - Брахман, Параматма и Бхагаван; Верховная Личность Бога Шри Кришна. ШБ 1.2.11, ШБ 2.10.7, Ади 2.65

Авидья (невежество) - функция материальной энергии; внешняя энергия Верховной Личности Бога, предназначенная держать живые существа в состоянии забвения своего изначального положения, и служащая фундаментом для ложного эго. ШБ 3.10.17, ШБ 3.24.18, Мадхья 6.154, Мадхья 6.155, НН 7

Ананда - аспект блаженства Абсолютной Истины; духовное счастье, порожденное духовным многообразием и отношениями с Господом. ШБ 2.10.44, ШБ 8.24.52, Ади 2.5, Учение Господа Капилы 6

Атма-ниведана - стадия и процесс в преданном служении, при которых преданный, не имея никаких эгоистичных мотиваций, предлагает все (включая разум, ум, тело и все имущество) Господу и выполняет свои действия с единственной целью удовлетворить Верховную Личность Бога. ШБ 7.5.23-24

Бхакти – преданное служение; занятие всех свои чувств служением Верховной Личности Бога, повелителю чувств. Мадхья 19.170)

Вайкунтха - духовный мир; бесчисленного множество духовных самосветящихся планет, на которых пребывает Сам Бог со Своими спутниками, вечно освобожденными живыми существами; обители Его полных экспансий, где Господь пребывает в образе Нараяны, а их обитатели служат Господу, преклоняясь перед Его беспредельным величием. ШБ 1.6.31, ШБ 3.2.20

Голока - личная обитель Господа Кришны, обитатели которой служат Ему, движимые чувством спонтанной любви и привязанности к Нему. ШБ 3.2.20

Дасьям - один из девяти процессов преданного служения, в котором преданный внутренне ощущает себя вечным слугой Кришны, даже если при этом он не занимается каким-либо еще видами преданного служения. ШБ 7.5.23-24

Джива (душа) - индивидуальное живое существо, неотъемлемая частичка Верховного Господа, равная с ним качественно, но не количественно; частица татастха-шакти ШБ 1.2.21, ШБ 3.28.41, ШБ 11.11.4, Ади 5.45

Дхарма - 1) религия, данная Верховной Личностью Бога; религиозная система, ведущая человека к преданности Господу 2) неотъемлемое свойство какого-либо объекта. БГ Введение, ШБ 1.2.6, ШБ 6.3.19

Йога (связь) - способ установления нарушенной связи с Высшей Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога; преданное служение Господу. ШБ 2.7.30, ШБ 3.20.34, ШБ 10.2.6, НП 39, ВПП 5

Кала - 1) энергия времени Господа, приводящее материальный мир в движение; всепожирающее время, в форме которого (кала-рупа) Господь низошел в материальный мир 2) непроявленный, безличный аспект Господа, отделяющий Верховного Господа от материального мироздания ШБ 3.21.32, ШБ 7.9.33

Киртанам - 1) второй из девяти процессов преданного служения; воспевание Святых имен Господа; 2) прославление Господа с помощью воспоминаний о нем, посещения храмов, предложения молитв и т.д. ШБ 2.4.15, ШБ 7.5.23

Кришна - изначальная Личность Бога, источник вех остальных воплощений - полных частей, либо частей полных частей Господа. У самого же Господа Кришны нет иного источника, кроме Него Самого. Кришна обладает шестьюдесятью четырьмя основными свойствами, в то время как Его различные экспансии лишь частично проявляют эти свойства. БГ 2.2, ШБ 1.3.28

Майявада (имперсонализм) - школа философии, созданная Шримадом Шанкарачарьей; вымышленное объяснение Вед, утверждающее, что Господь безличен, что каждое живое существо полностью идентично Сверхдуше и Верховной Личности Бога, а так же, что не существует существования отдельно от безличного Брахмана, а чувство отделенности от Него является иллюзией. ШБ Введение, ШБ 4.21.27, ШБ 4.20.10, ШБ 4.22.38, ШБ 6.16.52

Мукти (мокша) - 1) освобождение от всех греховных реакций; 2) освобождение пяти видов: салокья (вознесение на планету, где обитает Личность Бога), самипья (возможность войти в окружение Верховной Личности Бога), сарупья (обретение четырехрукого тела, в точности подобного телу Господа), саршти (владение теми же богатствами, какими обладает Верховный Господь), и саюджья (представляет собой растворение в Брахмане, сиянии Господа). ШБ 5.24.20, ШБ 8.4.13, Мадхья 6.266

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, продолжение Введения.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по введению к Бхагавад Гите.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 13. Бхагавад‑гита — Введение, часть 2

Вопросы на понимание.

1. «Нужно быть достаточно разумными, чтобы понять важность человеческой жизни и перестать жить так, как живут животные».

Что подразумевается под животным образом жизни?

2. Что такое санатана‑дхарма?

Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом. Санатана‑дхармой, как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа.

3. Чем санатана‑дхарма отличается от религии?

Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто‑то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что‑то другое. Между тем санатана‑дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня.

Тем не менее люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств, и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какой‑нибудь другой секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана‑дхарме. Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин – индусом, а христианин – кем‑то еще. Но при любых обстоятельствах смена веры никак не сказывается на вечной деятельности живого существа в служении другим.

4. В чем санатана‑дхарма живого существа? Приведите примеры.

Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому‑нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим – по‑разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие.... Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ.

5. Докажите своими словами, что санатана‑дхарма – не секта.

6. Почему мы должны служить Господу, а не кому‑то еще?

Мы созданы для того, чтобы доставлять Ему наслаждение, и, принимая участие в вечных наслаждениях Господа, мы сами обретаем истинное счастье. Другого способа стать счастливыми не существует. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком.... Господь постоянно пребывает в блаженстве, и, если живые существа восстановят свою связь с Господом, будут сотрудничать с Ним и искать Его общества, они также станут счастливыми.

7. «Здесь ясно сказано, что людьми, которые, вместо того чтобы поклоняться Верховному Господу Кришне, обращаются к полубогам, движет вожделение».

Чем отличается поклонение полубогам и поклонение Господу? Почему поклонение полубогам подразумевает вожделение?

8. Представьте, что Вы говорите с человеком, которые не верит, что Господь может прийти на Землю. Объясните ему, как и зачем Он приходит.

Поэтому Господь нисходит на землю, чтобы призвать к Себе все падшие обусловленные души и привести их в вечную духовную обитель, где вечные живые существа смогут вернуться на свое вечное место и вечно общаться с Господом.

Когда Сам Господь находится перед нами в Своем истинном облике, отпадает необходимость гадать, как Он выглядит. Чтобы прекратить всевозможные домыслы, Он Сам приходит в материальный мир и являет людям Свой истинный облик Шьямасундары.

Господь всемогущ, поэтому Он может предстать перед нами в Своем истинном облике и явить Свои игры, которые в точности воспроизводят игры, проходящие в Его обители.

9. Как Шрила Прабхупада доказывает существование духовного мира?

Подобно этому, материальный мир является отражением духовного. Материальный мир – это лишь тень реальности. Тень бесплотна и лишена подлинности, но по тени можно судить о существовании реальности. В пустыне, как известно, нет воды, однако миражи свидетельствуют о том, что вода где‑то существует.

10. Что такое сат‑чит‑ананда? Почему материальное тело не является ни сат, ни чит, ни анандой?

Оно не сат, а асат, то есть не вечно, а бренно. Наше тело не является чит, исполненным знания; напротив, оно погрязло в невежестве. Мы ничего не знаем о духовном царстве и даже о материальном мире знаем далеко не все. Материальное тело также нирананда: вместо того чтобы ощущать блаженство, оно постоянно испытывает страдания.

11. Как определяется следующее тело живого существа?

Человек оставляет одно тело и получает другое в соответствии со строгими законами. Тело человека умирает после того, как становится ясно, какую форму тела он получит в следующей жизни. Это решение принимают высшие силы, а не сам человек. В зависимости от того, что мы делали в этой жизни, мы либо поднимемся по эволюционной лестнице, либо опустимся. Наша нынешняя жизнь – подготовка к следующей.

О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.

12. Достаточно ли помнить о Кришне в момент смерти, не делая ничего, связанного с Кришной, при жизни?

Если, ведя борьбу за существование, человек не научится помнить о Кришне, он не сможет вспомнить о Нем в момент смерти.

13. Каким образом можно перенести свои мысли из области материальной энергии в сферу энергии духовной?

В мире существует множество произведений, которые наполняют наши мысли материальной энергией. Это газеты, журналы, романы, повести и так далее. Наши мысли, в данный момент поглощенные подобной литературой, должны сосредоточиться на ведических произведениях. Вот почему великие мудрецы оставили нам множество ведических произведений, таких как Пураны.... Умы материалистов постоянно поглощены чтением газет, журналов и многих других произведений на мирские темы. Подобным же образом мы должны читать произведения, оставленные Вьясадевой. Благодаря этому мы сможем помнить о Верховном Господе в момент смерти. Это единственный путь, указанный Самим Господом, который гарантирует результат: «В этом не может быть никаких сомнений».

14. Достаточно ли лишь медитировать на Господа?

Кришна никогда не советовал Арджуне просто медитировать на Него и отказаться от исполнения своего долга. Нет. Господь никогда не станет предлагать нам чего‑то невыполнимого. Человек, живущий в материальном мире, должен работать, чтобы поддерживать душу в теле.... Поэтому мы должны научиться всегда, круглые сутки, помнить о Господе, повторяя Его имена и организовав свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы постоянно помнить о Нем.

15. Как можно помнить о Господе, и выполнять свои материальные обязанности?

Когда замужняя женщина любит другого мужчину или женатый мужчина – другую женщину, их привязанность обычно очень сильна. Человек, оказавшийся в подобной ситуации, постоянно думает о любимом или любимой. Замужняя женщина, мысли которой заняты возлюбленным, даже занимаясь домашними делами, все время думает о встрече с ним. В действительности она выполняет домашнюю работу даже более тщательно, чем прежде, чтобы муж не догадался о ее привязанности. Так и мы должны постоянно помнить о верховном возлюбленном, Шри Кришне, и вместе с тем добросовестно исполнять свои обязанности в материальной жизни.

16. Не потеряет ли чего‑то тот, кто читая «Бхагавад‑гиту», не читает изначальных Вед?

Поскольку «Бхагавад‑гита» рассказана Верховной Личностью Бога, нет никакой необходимости читать какие‑либо другие произведения ведической литературы. Достаточно просто внимательно и регулярно слушать и читать «Бхагавад‑гиту». В наш век люди так погрязли в мирских делах, что не в состоянии прочесть все ведические писания. Но в этом и нет необходимости. Вполне достаточно одной «Бхагавад‑гиты», так как эта книга – квинтэссенция всех ведических произведений, прежде всего потому, что ее поведал Сам Верховный Господь («Гита‑махатмья», 4).

17. «Экам шастрам деваки‑путра‑гитам: пусть же люди поймут, что есть только одно писание, общее для всех – «Бхагавад‑гита». Эко дево деваки‑путра эва: есть только один Бог для всего мира – Шри Кришна. Эко мантрас тасйа намани: есть только один гимн, одна мантра, одна молитва – Его святое имя, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кармапи экам тасйа девасйа сева: и есть только одно дело – служить Верховной Личности Бога».

Является ли это утверждение сектантским? Почему?

Аналогии:

-

Определения

Нараяна - полная экспансия Господа Кришны, обладающая 60 из 64 качеств Кришны; четырехрукая форма Господа; БГ 11.54, ШБ 1.9.24

Пада-севанам - один из девяти процессов преданного служения; сильное стремление думать о лотосных стопах Господа; для тех, кто склонен применять именно этот метод, он постепенно начинает включать другие процессы, такие как: созерцание образа Господа, обход вокруг изваяния или храма, омовение в Ганге, служение чистому вайшнаву и др. ШБ 7.5.23-24

Парампара - цепь ученической преемственности, по которой от одного духовного учителя к другому спускается знание, исходящее от Самого Господа. БГ Введение

Пракрити – 1) проявленное состояние, в которое переходит совокупность материальных элементов (прадхана) в результате взаимодействия трех гун материальной природы; 2) совокупность материальной природы и живых существ. БГ Введение, ШБ 3.26.10

Санатана-дхарма - вечная, неизменная деятельность живого существа, являющаяся ее неотъемлемой частью; преданное служение Верховной Личности Бога. (БГ Введение, ШБ 7.11.2)

Санкхья - 1) Атеистическая санкхья. Философский размышления, благодаря которым человек приходит к заключению, что живое существо не принадлежит к материальному миру, но является частицей высшего духовного целого. 2) Теистическая сакхья. Настоящее знание о материальном и духовном мирах, благодаря которому человек может выбраться из материального рабства, т.е. преданное служение. (ШБ 1.3.10, ШБ 3.12.4, ШБ 3.24.10, ШБ 3.24.38)

Сат - аспект вечности Абсолютной Истины, посредством реализации которого живое существо может осознать Брахман. (Ади 2.5)

Сач-чид-ананда-виграха - духовная, вечная форма Господа, полная знания и блаженства (ШБ 3.16.24)

Сварупа - определенные вечные взаимоотношения с Господом, имеющиеся у каждого живого существа. (БГ Введение)

Сварупа-сиддхи - стадия, на которой преданный понимает свои изначальные отношения с Господом. (БГ Введение, ШБ 3.9.11, ШБ 9.19.25, Мадхья 8.83, НП 9)

Смаранам - памятование о Господе и попытка глубже и глубже постичь его; процесс бхакти, рекоммендуемый преданному, когда он отчистил свое сердце регулярным слушанием и повторением. Бывает пяти видов: а)поиск той ипостаси Господа, которой человек хотел бы поклоняться; б)сосредоточение ума на одном объекте и прекращение всей психической деятельности (в том числе мышления, ощущения и желания), которая связана с другими объектами; в)концентрация внимания на определенном образе Господа (это называется медитацией); г) постоянная сосредоточенность ума на образе Господа (это называется дхруванусмрити, совершенной медитацией); д)пробуждение привязанности к определенному образу Господа и стремление всегда созерцать только его (это называется самадхи, духовным трансом). Сосредоточение ума на божественных играх, которые Господь являет в тех или иных обстоятельствах, тоже называется памятованием. (ШБ 7.5.23)

Смрити - писания, следующие Ведическим принципам; дополнительные произведения, разрабатывающие темы Вед и написанные великими мудрецами; выводы, сделанные на основе Вед (например: Гита, Махабхарата, Пураны) (ШБ 4.18.3, ШБ 7.11.7, Ади 7.106, Ади 7.117)

Читта - материальный элемент; оскверненное сознание, в котором живое существо считает себя наслаждающимся (БГ Введение, ШБ 3.26.14)

Чит - аспект знания Абсолютной Истины, посредством реализации которого живое существо может осознать Параматму (Ади 2.5)

Шраванам - самый первый из девяти процессов преданного служения; слушание святого имени Господа, а также описаний Его облика, качеств, окружения и игр, которые приводятся в «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите» и других авторитетных источниках. (ШБ 7.5.23)

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту 1.1-1.27.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по первой главе
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовал
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...