Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с негативным родительским архетипом




 

 

Как уже было упомянуто, для того чтобы человек, переступивший рубеж пубертатного возраста, мог самостоятельно развиваться как свободная индивидуальность, ему необходимо пройти через процесс расторжения связей с обоими родителями, независимо от того, каким было их влияние на ребенка — положительным или отрицательным, и независимо от его возраста.

Однако в том случае, если влияние одного из родителей было чрезмерно негативным, необходимо предпринять еще один шаг в этой работе, поскольку такой родитель в глазах ребенка, как правило, принимает архетипические, или преувеличенные нечеловеческие пропорции. Именно в отношении этой архетипической фигуры и следует провести дополнительную работу. В таких случаях существует два отдельных ритуала: один из них — освобождение ребенка от негативной матери, а другой — от негативного отца. Для оказания помощи в выполнении этой работы нам были даны различные символы — персонажи из сказок: драконы, ведьмы, колдуны, великаны-людоеды, оборотни, а также различные пауки- кровососы, например, паук под названием «черная вдова», спруты и другие разновидности чудовищ самых разнообразных категорий.

Как всегда, после проведения упражнения релаксации и визуализации Треугольника, мы предлагаем человеку попросить его Высшее «Я» показать ему фигуру, которая олицетворяла бы для него негативный родительский архетип, нависший над ним наподобие тени. В данном случае я опишу пример моего собственного опыта в работе с чрезмерно негативным материнским архетипом, типичным примером доминирования со стороны матери.

Прошло сравнительно немного времени с тех пор, как я начала использовать в работе над собой технику ревери, когда во время одного рабочего занятия я пережила внутренний опыт конфронтации и символического противоборства с драконом, который для меня был прообразом негативного материнского архетипа. В то время я не совсем ясно представляла, себе весь смысл того, что со мной произошло. И лишь впоследствии, когда, нам были показаны другие подобные символические фигуры и объяснено их значение, нам стало ясно, что это была демонстрация метода, благодаря которому можно было помочь людям освободиться от этих влиятельных и могучих сил.

Как только я после предварительного этапа расслабления достигла медитативного достояния сознания, которое мы называем «сновидение наяву[5]», мне представилась следующая картина: будто бы я скачу верхом на лошади и на мне доспехи и шлем, как у рыцарей прошлых времен. Вскоре мне стало ясно, что в это путешествие я отправилась для того, чтобы убить дракона, пожиравшего людей с катастрофической быстротой. Внутреннее чутье подсказывало мне, что я должна была застать дракона врасплох, поэтому я слезла с лошади и, привязав ее к ближайшему дереву, продолжила свой путь пешком в направлении той пещеры, в которой прятался дракон. Прикрываясь щитом, который я держала прямо перед собой в левой руке, и с копьем в правой руке, я украдкой пробиралась к пещере, не сводя глаз с дракона, спящего там на, земле. Я знала, что мне необходимо было найти его уязвимое место, которое находилось между животом и сердцем, и пронзить его в этом месте копьем. Мое нападение было внезапным, поэтому преимущество было на моей стороне, и после короткой схватки с драконом мое копье пронзило его мягкий живот, из раны хлынула кровь, и он в предсмертных судорогах стал извиваться и бить хвостом о землю. Я наблюдала за ним до тех пор, пока не вытекла вся его кровь, глубоко просочившись в землю, и думала о том, что теперь эта кровь напитает собой почву, сделает ее плодородной. Меня охватило трепетное благоговение. Я встала на колени рядом с этим мертвым телом, которое теперь было пустым каркасом, пронзила его копьем, сняла свой шлем и повесила его на вершину древка. Потом я сняла доспехи и, расположив их вокруг копья, использовала все это как алтарь, перед которым я смиренно преклонила колено, чтобы выразить свою благодарность за то, что теперь нечего было бояться.

Когда я вставала, я вдруг заметила, что в глубине пещеры появилась старая сгорбленная старуха, которая, увидев меня и мертвого дракона, неожиданно выпрямилась, при этом ее сухая и покрытая морщинами кожа стала трескаться и опадать, и передо мной появилась прекрасная юная девушка.

Неподалеку от нас протекала река, образуя небольшой водопад, и мы, взявшись за руки, направились к воде, чтобы очиститься в этом прозрачном и прохладном источнике. Она смыла с себя все остатки старой кожи, а я смыла следы крови убитого дракона, так что мы обе были как новенькие. Теперь, когда мы нашли друг друга, мы могли вместе продолжить свой путь вверх по горной тропе — к Высшему «Я», для того чтобы стать едиными с Ним.

В своей практике мы провели много людей через подобные ритуалы. Некоторые использовали в качестве символа дракона, а в других случаях людям были показаны иные символы негативной подавляющей материнской фигуры, такие как старая ведьма, спрут, черный паук-кровосос («черная вдова»), а также разнообразные чудовища женского рода из древних мифов.

Смысл этой важной внутренней работы, которая должна быть проделана как мужчинами, так и женщинами, заключается в том, чтобы освободить свой женский аспект или энергию женского начала, которая находилась в заточении и была подавлена негативным доминирующим материнским архетипом. Женский аспект человеческой природы выстраивается, как правило, под влиянием матери, а мужской — при воздействии отца. Если какой-либо из этих аспектов был угнетен и подавлен сильной доминирующей волей родителя, человек не может достигнуть равновесия, так как один из его аспектов оказывается сильнее, а другой слабее.

После проведения этой работы чувство облегчения и освобождения иногда бывает настолько интенсивным, что кажется чем-то невероятным для человека, испытывающего его. Часто это сопровождается бурным потоком слез, высвобождающим скрытые «карманы» негативности, которая долгое время была запечатана внутри человека. Интересным результатом такого освобождения является также то, что фигура физической матери и ее влияние в жизни человека обычно «дают усадку», уменьшаясь до нормальных размеров, а это приводит к тому, что общение становится более простым и легким.

Как и в других случаях растождествления, мы предупреждаем человека, что последующие три дня после проведения этой работы могут быть для него эмоционально заряженными, но это не должно быть причиной его волнений и тревог, так как вскоре этот период перепада настроений пройдет, и тогда он испытает новое ощущение свободы, а также прилива сил и той дополнительной энергии, которая до сих пор была заперта в негативной мыслеформе фигуры матери, а теперь распечатана и может быть свободно им использована.

Когда работа по растождествлению с негативной фигурой матери и освобождению от ее поглощающего или Удушающего влияния проводится мужчиной, освобождается из заточения его анима, или его женский аспект чувствования, который теперь обретает свободу действий и в более полной мере проявляется в его повседневной жизни. А в том случае, когда через процесс такого внутреннего противоборства с негативной матерью проходит женщина, на поединок с чудовищем вызывается ее собственный анимус, или ее мужской аспект. В данном случае термины анима и анимус, которые в свое время употреблял Карл Юнг, используются для обозначения женского аспекта в мужчине и мужского аспекта в женщине. Подробно значение этих терминов будет рассмотрено в одной-из последующих глав. С помощью своего анимуса личность женского пола может освободить свое женское начало, которое было подавлено и затемнено в ней с детства.

Негативный архетип подавляющего отца, как правило, символизируется великаном или людоедом, а также очень часто одноглазым циклопом. Обязательным требованием для человека, стремящегося освободиться от этой силы, будет очень тщательная подготовка к этому противоборству. Ему следует иметь на себе защитный бронированный костюм, доспехи и снаряжение, быть верхом на лошади и держать в руках меч, кинжал или другое подходящее оружие, которое подошло бы для ритуала нанесения смертельного удара. Негативный отцовский архетип требует большой осторожности в приближении к нему — это необходимо делать очень тихо, под покровом темноты и пока он спит, чтобы он не атаковал первым. Всегда существует какое-нибудь одно уязвимое место, в которое необходимо целиться, чтобы нанести удар, так же как и в противоборстве с драконом. В случае с циклопом вначале нужно поразить его единственный глаз, после чего можно будет легко убить его ударом ножа в сердце. Как только он будет мертв, необходимо выпустить на свободу фигуру юноши, который находился в заточении внутри чудовища или в его замке, в башне, а теперь может воссоединиться со своим спасителем.

Результат этого воссоединения одинаково благотворен как для мужчины, так и для женщины. Аналогично освобождению от негативного архетипа матери, это ведет к возможности уравновешивания мужского и женского начала в человеке. Вариаций в проведении этой работы может быть бесчисленное множество, но основной контур работы неизменно остается тем же и от человека к человеку не меняется. Детали и подробности очень часто могут варьироваться в зависимости от тех образов, которые каждый человек приноси с собой на рабочее занятие, и зависят от его прошлого опыта, а также от его способности визуализировать.

Благотворные результаты работы по освобождению от этих двух негативных архетипов имеют одинаковую, ценность как для мужчин, так и для женщин. Когда человек, независимо от того, к какому полу он принадлежит, оказывается наконец свободным от их влияния, обе его функции чувств и интеллекта, символически представленные анимой и анимусом, могут быть приведены к более полному равновесию. И тогда он сможет стать более цельной, личностью» так как вместо того чтобы опираться на другого человека в попытке восполнить недостающие ему качества, он будет в более полной мере использовать свои собственные безграничные ресурсы человеческой души.

 

 

Глава шестая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...