Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние рынка труда современной России и рычаги его регулирования




КУРСОВАЯ РАБОТА

Положение выпускников высших учебных заведений на рынке труда


Введение

работодатель занятость высший учебный

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана, с перспективами социальной стабильности государства.

Как отмечает консультант по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров» г. Москва Елена Брыкина, минувший кризисный 2011 год внес серьёзные коррективы как в ситуацию, происходящую на российском рынке труда, так и во взаимоотношения работодателей и соискателей. Заметно изменился список востребованных специалистов, и те, чьи профессии еще год назад были в приоритете, сейчас находятся в самом конце рейтинга популярности. При этом труднее всего пришлось молодым специалистам, которые только начинают свое профессиональное становление.

По словам работодателей, одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. В особой степени это относится к высшей школе. ВУЗы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников ВУЗов работают не по специальности. Однако для устранения данной негативной тенденции в будущем необходимо выяснить истинные причины существования массовой безработицы среди выпускников ВУЗов, и разобраться, почему многие молодые специалисты порой остаются без работы, соответствующей их профессии и образованию, а вынуждены трудиться не по специальности.

За молодыми специалистами будущее, они являются надеждой государства, и именно оно должно являться активным посредником между рынком труда и системой образования, которая готовит будущих профессионалов. Так же государство должно обеспечить и нормативно-правовую поддержку формирования связей между профессиональным образованием и работодателем. Именно для того, чтобы это взаимодействие было наиболее эффективным, следует уделить пристальное внимание детальному изучению положения молодых специалистов на рынке труда, т.к. проблема занятости выпускников ВУЗов, которые из года в год составляют весомую долю процента населения нашей страны, так и останется в подвешенном состоянии, порождая собой всё большие социально-экономические проблемы в стране.

Проблема работы: Каково современное состояние рынка труда в отношении выпускников высших учебных заведений?

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: выпускники ВУЗов на рынке труда.

Цель работы: проанализировать положение молодых специалистов на рынке труда.

Задачи:

1. Описать современное состояние рынка труда

2. Проанализировать нормативные акты и документы, регулирующие трудоустройство выпускников ВУЗов

.   Выявить тенденции развития трудоустройства выпускников высших учебных заведений.

4. Рассмотреть и выявить взаимные требования участников рынка труда: работодателей и молодых специалистов.

Успешность трудоустройства выпускников ВУЗов является одним из показателей функционирования и системы высшего образования, и рынка труда, и экономики в целом. Она во многом зависит от того, насколько продуктивен будет процесс подготовки и приспособления выпускников ВУЗов к выходу на рынок труда. Вместе с тем, и отечественный, и зарубежный опыт показывает, что значительное количество выпускников испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных местах или остается без работы. Именно поэтому проблему трудоустройства выпускников ВУЗов изучали и изучают по сей день во всех странах мира.

 


Социально-экономический и правовой контекст трудоустройства выпускников

Состояние рынка труда современной России и рычаги его регулирования

 

«Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют субъекты собственности на факторы производства - на средства труда и рабочую силу, - происходит стоимостная оценка разнокачественной рабочей силы, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложения. Условиями рынка труда являются существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего - продавца и капиталиста-покупателя.»

В широком понимании рынок труда определяется как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование рабочей силы.

Так же как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг рынок труда является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

С течением времени понятие «рынок труда» постоянно претерпевало изменения. На разных этапах развития экономики в разных странах рынок труда определялся по-разному.

Например, Карл Маркс, исследуя механизмы функционирования рыночной экономики, исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

Однако с развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы.

Сегодня рынок труда в России отличается большой динамикой, гибкость же его ограничивается, по оценке ряда исследователей, в основном затрудненностью межотраслевой и межрегиональной мобильности. Проблема межрегиональной мобильности трудовых ресурсов, в общем виде, состоит в том, что перемещение трудовых ресурсов связано в России с неоправданными издержками для работника: в регионах, испытывающих нехватку рабочей силы, стоимость жилья отличается от регионов с избыточными ресурсами довольно резко. Межотраслевые притоки рабочей силы в современной экономической и социально-политической ситуации также затруднены. Абсолютно ясно, что проблема затруднений с занятостью является не самостоятельным явлением и уж тем более не причиной современного тяжелого положения в экономике, а его следствием. Однако ситуация на рынке труда определяется не только общим состоянием национальной экономики, но и другими социально-экономическими и демографическими особенностями. К таким особенностям, в частности, можно отнести: уровень жизни населения страны, её демографическую ситуацию, характер спроса и предложения на рабочую силу, а также уровень и параметры безработицы населения.

Главными составляющими частями рынка труда являются предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и спрос, как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Однако существуют и иные элементы. Ещё одной неотъемлемой составляющей рынка труда являются такие социально-экономические явления как «занятость», «трудоустройство» и «безработица». Ниже рассмотрим эти понятия подробнее, раскроем их сущность и их определение, а также выявим различия между ними.

Под занятостью (или трудоустройством) понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается. Нужно заметить, что любая деятельность гражданина, связанная с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью.

Безработица - это более сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, лишаясь вследствие этого заработной платы, как основного источника необходимых средств для поддержания жизни. Отметим, что довольно долгое время понятие «безработица» рассматривалось как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Для определения состояния сферы занятости современной России некоторые специалисты рассматривают трудоустройство с помощью различных параметров, характеризующих результаты сложившихся социально-трудовых отношений. Для этого используют количественно измеримые показатели, которые позволяют зафиксировать текущее состояние территориального и национального рынка труда в определенный момент времени. Например, А.Ю Шевчук предлагает взять в качестве критериев оценки следующие параметры:

Первоочередным параметром, к которому следует обратиться исследователям российской сферы занятости, является уровень безработицы. (По данным Росстата, во многих регионах России сегодня наблюдается напряжённая ситуация на рынке труда. При этом наиболее проблемными регионами являются Ингушетия (уровень безработицы в I квартале 2012 г. - 48,9%), Чеченская республика (35,3%), Тыва (21,7%), Алтай (17,2%), Кабардино-Балкария (13%), Дагестан (12,7%), Калмыкия (13,3%), Астраханская область (10,4%), Калининградская область (10,1%), Курганская область (11,9%) и некоторые другие. Основной причиной такого положения дел эксперты называют слабую интеграцию некоторых регионов в производственный процесс, высокий уровень коррупции и перенаселенность.

Высокий уровень безработицы наблюдается и в большинстве российских моногородов. Хотя в минувшем году ситуация на рынке труда в таких моногородах улучшилась, однако прогресса удалось добиться прежде всего за счет оттока рабочей силы в более благополучные регионы, что хорошо для статистики, но приводит к опустению целых городов, разрушению градообразующих предприятий и, как следствие, к упадку производства и снижению конкурентоспособности всего государства в целом).

Вторым количественным показателем, традиционно используемым в статистических исследованиях занятости населения, является уровень экономической активности населения, представляющий собой удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения, рассчитанный в процентах. Экономически активным населением считаются граждане в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными. Данный показатель во многом зависит от региональной экономической политики.

По итогам обследования населения по проблемам занятости Росстат подтвердил следующие данные: численность экономически активного населения в апреле 2012 г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,9 млн. человек, или 94,2% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,4 млн. человек (5,8%) не имели занятия, но активно его искали (они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн. человек.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю апреля 2012 г., уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 63,9%. В общей численности занятого в экономике населения в марте 2012 г. 34,5 млн. человек, или 49,4% составляли штатные работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В целом существует позитивная тенденция увеличения уровня экономической занятости населения за период 2008-2012 гг. Прослеживается некоторое снижение уровня безработицы и повышение занятости населения. Не прошёл бесследно кризис 2008-2009 года, сказавшийся на статистике, когда уровень безработицы населения страны достиг 6372.8 тыс. человек. Правительство РФ сумело удержать ситуацию под контролем и обеспечило выход из кризисной ситуации, предотвратило страну от последующих экономических потрясений, однако удалось лишь стабилизировать ситуацию, но не искоренить массовую безработицу. В 2010 году уровень безработных составил 5636.3 тыс. человек, в первом квартале 2011 г. - 5617 чел., во втором квартале 2011 г. - 4959 тыс. человек. Данные показатели ниже показателей 2012 года. Однако в целом, данные показатели всё же являются высокими, поэтому проблема занятости трудоспособного населения, как и прежде, остаётся одной из наиболее острых проблем нашей страны сегодня. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что всё-таки Россия испытывает некоторые проблемы с активностью трудоспособного населения, этот факт очевиден. Из приведённых данных мы видим, что уровень безработных в стране, но трудоспособных остаётся значительным, затрудняя процесс активного интегрирования трудоспособного населения в экономику.

Третьим параметром состояния сферы занятости является уровень заработной платы, сложившийся по регионам и отраслям. Для подробного исследования данного параметра применительно к нашей стране ниже приведём таблицу, где собраны данные за 2011 год по уровню заработной платы в различных федеральных округах России.

Таблица 1. - Средняя зарплата в России по областям в 2011 году

Субъекты Российской Федерации Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 1 квартале 2011, рублей Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в декабре 2011 года, рублей
Российская Федерация 21353,9 30856,0
Центральный федеральный округ 25913,8  
Калужская область 17822,5 26501,3
Курская область 14094,4 22194,5
Московская область 25969,3  
Орловская область 12998,3 19149,7
Тульская область 15842,6 21866,7
Ярославская область 16491,2 23794,0
г. Москва 39016,3 64400,7
Северо-Западный федеральный округ 23880,8  
Республика Коми 26552,0 34477,0
Ненецкий автономный округ 45449,2 48243,0
Ленинградская область 21603,4 41653,0
Мурманская область 29243,7 32797,0
Псковская область 14451,5 21418,0
г. Санкт-Петербург 27387,1 41653,0
Южный федеральный округ 15584,6  
Республика Адыгея 13043,5 13670,6
Республика Калмыкия 11339,6 17988,2
Краснодарский край 16553,7 18101,7
Астраханская область 17160,6 16884,3
Волгоградская область 14849,8 15882,4
Ростовская область 14917,6 16434,9
Северо-Кавказский федеральный округ 12624,7  
Республика Дагестан 10100,8  
Республика Ингушетия 13568,2 15434,7
Кабардино-Балкарская Республика 12106,2 14863,7
Карачаево-Черкесская Республика 11566,4 13168,1
Республика Северная Осетия - Алания 12027,3 14879,0
Чеченская Республика 13654,0 21796,8
Ставропольский край 14027,5 15660,0
Приволжский федеральный округ 15753,4  
Республика Башкортостан 16459,6 17650,6
Пермский край 17700,1 18870,7
Кировская область 13434,7 19957,9
Нижегородская область 16274,4 17803,3
Оренбургская область 15601,8 16498,9
Саратовская область 14627,5 15632,0
Ульяновская область 13682,8 14694,6
Уральский федеральный округ 25949,2  
Курганская область 13514,6 20106,2
Свердловская область 20502,2 29762,4
Тюменская область 39565,2 41596,0
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 42319,9 43104,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 56051,6 60161,0
Челябинская область 18158,4 19681,0
Сибирский федеральный округ 18964,2  
Республика Алтай 14148,9 15477,5
Республика Бурятия 18099,2 20473,6
Республика Тыва 16681,9 18467,0
Республика Хакасия 18671,8 21154,7
Алтайский край 12307,0 14312,2
Красноярский край 23455,6 25576,3
Иркутская область 20752,5 22563,3
Кемеровская область 18655,2 21111,9
Новосибирская область 18568,1 20809,4
Омская область 17071,2 19319,3
Томская область 21845,5 24130,1
Дальневосточный федеральный округ 26389,1  
Республика Саха (Якутия) 30061,3 31613,5
Камчатский край 35190,8 35955,1
Амурская область 21988,9  
Магаданская область 38405,8  
Сахалинская область 35652,2 51789,3
Еврейская автономная область 21191,8 22300,0
Чукотский автономный округ 46938,8 51638,7

 

Из таблицы 1 видно, что самый низкий уровень заработной платы России наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, показатель среднемесячного номинального начисления заработной платы в 1 квартале 2011 составил 12624,7 рублей. Наивысший показатель наблюдается на Дальневосточном федеральном округе и составляет 26389,1 рублей. Однако размер заработной платы варьируется и среди областей и отдельных городов приведённых выше федеральных округов, что опять же свидетельствует о неравномерном распределении заработной платы по регионам России. Ярким примером служит г. Москва. Из таблицы 1 можно заметить, что уровень оплаты труда в данном городе намного отличается от средних показателей других областей Центрального федерального округа. Размер оплаты труда в Москве в среднем составляет 39016,3 - на 1 квартал 2011 года и 64400,7 рублей - под конец того же года. Также нужно отметить, что данные показатели почти в два с половиной раза превышают показатели всего округа в целом. Также нужно взять во внимание тот факт, что приведённые данные являются номинальным показателем уровня заработной платы.

Таким образом, уровень заработной платы по стране в целом очень разнообразен и резко варьируется в зависимости от социально-экономического состояния, географического расположения и иных специфических черт каждого федерального округа и входящих в него регионов и областей. В наибольшем количестве регионов страны уровень заработной платы не высок, что соответственно говорит о неэффективности распределения рабочей силы на рынке труда и негативной ситуации в сфере занятости в целом. Исправляют статистику лишь показатели отдельных регионов или городов с высоким доходом населения (например, г. Москва, г. Санкт-Петербург). Москва и Санкт-Петербург являются местами скопления основных денег, крупных инвестиций, а также скопления различных слоев рабочий силы страны. В данных городах имеется множество организаций, фирм, предприятий, которые предоставляют рабочие места с достаточно высокой заработной платой, однако число таких вакансий ограничено, соответственно возникает высокая конкуренция. Для столь высокооплачиваемого труда, конечно же, требуется высококвалифицированная рабочая сила, поэтому именно здесь происходит скопление профессионалов и специалистов со всех уголков России, претендующих на столь перспективную работу. Таким образом, скопление происходит в отдельных крупных экономических городах-центрах, подобных Москве и Санкт-Петербургу, что в целом негативно сказывается на состоянии рынка труда в стране в целом. Вследствие перемещения рабочей силы в подобные города-миллионеры в других регионах формируется нехватка квалифицированных специалистов, которые в итоге вынуждены работать не по специальности, что приводит к неэффективному распределению трудовых ресурсов в сфере занятости. Совершенно очевидно, что такие регионы как Москва и Санкт-Петербург развиваются намного стремительнее, нежели остальные регионы, в которых средний уровень заработной платы намного ниже, а таких регионов в России большинство.

Рассмотрев детально каждый из критериев, выделенных А.Ю. Шевчуком, можно сделать вывод об общем состоянии и положении сферы труда и занятости населения в России. И результаты, к сожалению, отнюдь не утешительные: на сегодняшний день многие регионы России испытывают затруднения в обстановке на рынке труда, по сей день огромное число трудоспособных граждан остаются безработными в силу того, что рынок труда не может обеспечить достаточное количество эффективных, а не номинальных, рабочих мест. Ситуацию усугубляет высокий уровень коррупции и перенаселенность в некоторых регионах страны, где в силу избытка населения рынок труда не способен предоставить соответствующее число вакансий. Россия испытывает некоторые проблемы и с активностью трудоспособного населения, а низкий уровень заработной платы по стране в целом создаёт дополнительную напряжённость на рынке труда, а также порождает незаинтересованность в низкооплачиваемой работе и высокую конкурентность на более высокооплачиваемые должности, количество которых весьма ограничено.

Однако напряжённую ситуацию на рынке труда и выявленные критерии оценки её состояния можно улучшить, применяя специальные рычаги регулирования и стабилизации. Такими рычагами регулирования трудоустройства и сокращения объёмов безработицы, в частности, является:

1) Государственное регулирование занятости населения. Трудовое законодательство обычно регулирует отношения найма и увольнения, но оно не должно лишать предпринимателя свободы выбора нужного ему работника, свободы конкуренции за него. И Россия - не исключение. (В частности, ни Конституция РФ, ни другие нормативно-правовые документы не предусматривают какую-либо ограниченность нанимателя, работодателя, предпринимателя в выборе будущего сотрудника). Современная российская экономическая система, сформированная в результате перехода к рыночной экономике, в некоторой степени ограничила государственное регулирование занятости населения, однако всё же приоритетным и главным субъектом регулирования по-прежнему остаётся государство. Нужно отметить, что в разных регионах страны складываются абсолютно разные ситуации, поэтому российский рынок труда существует в виде относительно самостоятельных региональных рынков, имеющих свою специфику развития. Ситуация на рынке труда в данном случае регулируется созданием и реализацией государством программ, принятием попыток создания и внедрения различных целевых программ, созданием специальных законов. Вопрос лишь в том, насколько это регулирование эффективно. Путём создания подобных программ и т.п. государство оказывает прямое влияние на рынок труда (например, запуская программу развития той или иной отрасли производства или создав целевую программу подготовки тех или иных специалистов, внедряя закон о поддержке малого и среднего бизнеса или возрождения сельского хозяйства, возможен и запрос определённого числа специалистов конкретной сферы трудовой деятельности). Всё это непосредственно влияет на изменение ситуации на рынке труда: на спрос специалиста той или иной сферы, на смену приоритетов при выборе работы или направления профессиональной подготовки в учебном заведении, на количество специалистов той или иной области деятельности и др.

2) Инфраструктура сферы занятости - это совокупность правовых норм, экономических инструментов, организационных мер, организаций, обеспечивающих условия для эффективного функционирования рынка труда, для достижения баланса интересов работодателей и работников.

Шевчук А.Ю предлагает следующую классификацию инфраструктур, относящихся к сфере занятости:

нормативно-правовое обеспечение: это международные нормы трудового права, национальное трудовое законодательство, региональные и местные правовые документы, касающиеся трудовой сферы;

- финансы, опосредующие отношения между субъектами рынка труда: государственные социальные фонды, страховые фонды, связанные с трудовой сферой, фонды оплаты труда на предприятиях;

информация о состоянии рынка труда, включающая банки данные об имеющихся вакансиях на предприятиях, по отраслям и регионам, а также о работниках, которые решить проблему трудоустройства в настоящее время или в будущем.

Также Шевчук А.Ю условно делит все организации, входящие в инфраструктуру, на два типа:

) Организации, деятельность которых полностью связана со сферой занятости населения. Основная функция организаций этого типа - обеспечение посредничества между потенциальными работниками и работодателями. К ним относятся:

− государственные службы занятости;

−  коммерческие службы трудоустройства).

) Организации, выполняющие множество различных функций, и только часть их них относится к трудовой сфере, это, в первую очередь,

− органы законодательной власти осуществляют исключительное право издавать нормативные акты - законы, создают нормативно-правовую среду сферы занятости населения;

−  органы исполнительной власти наделены различными управленческими функциями и полномочиями, в том числе принимают меры по реализации трудовых прав граждан;

−  хозяйствующие субъекты - организации и предприниматели занимаются созданием материальных и нематериальных благ, и входят в инфраструктуру сферы занятости населения через собственные отделы кадров;

−  профсоюзные объединения решают широкий спектр социальных проблем работников и относятся к инфраструктуре в той части, которая связана с защитой трудовых прав;

−  страховщики, входящие в систему обязательного и добровольного социального страхования, связаны со сферой занятости населения через такие программы как страхование от несчастных случаев на производстве, страхование от безработицы, пенсионное страхование;

−  учреждения профессионального образования предоставляют образовательные услуги населению, которые не обязательно применяются в профессиональной деятельности, а могут удовлетворять познавательные потребности человека, но при этом основная цель сферы профессионального образования состоит в подготовке для сферы занятости населения работников определенной специальности и квалификации. (В нашей стране инфраструктура развита довольно слабо, поэтому необходимо любо увеличить эффективность уже существующих служб, организаций и т.д., либо стремиться к созданию новых).

) Немаловажную роль в регулировании сферы занятости населения играют и сами работодатели. Их регулирующая роль охватывает следующие направления:

соблюдение условий договоров,

реализация мер, предусмотренных законодательством о труде,

оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке

предоставления дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций,

создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и т.д.

Если бы данные условия выполнялись, то регулирование осуществлялось намного быстрее и эффективнее. Работодатели в данном случае оказали бы значительную помощь и поддержку государству, самостоятельно решая некоторые проблемы трудоустройства.

В Российской Федерации за годы рыночных реформ произошло несколько кардинальных поворотов в отношении регулирования сферы занятости населения. Естественно произошли и некоторые положительные сдвиги. Так, в 1991 году была создана система обязательной социально-страховой защиты от безработицы на основе деятельности Государственного внебюджетного социального фонда страхования занятости. За 1991-2000 гг. российская служба занятости на базе финансирования из Фонда занятости помогла трудоустроить около 10 млн. безработных граждан. Однако в целом негативная и осложнённая ситуация на рынке труда не изменилась, поэтому из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод о том, что для активного и успешного функционирования рынка труда необходимо: - использование дополнительных эффективных элементов государственного правового регулирования этой сферы.

принятие более эффективной и продуманной государственной политики в сфере трудоустройства и занятости, ведь политика государства, касающаяся рынка труда, не должна замыкаться на поиске оптимальной меры вмешательства в трудовые отношения граждан.

искоренение препятствий государства в реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Иными словами, высокая степень занятости населения должна достигаться созданием наиболее эффективных рабочих мест, а не ограничиваться наличием огромного количества номинальных должностей.

активное использование такого важного инструмента воздействия на занятость, как политика в области подготовки и переподготовки кадров.

поменять оперативный характер регулирования занятости на направленность к устранению текущих проблем, в то время как решаемые вопросы возникают регулярно, что требует стратегического управления.

Таким образом, чтобы определить состояние рынка труда современной России, необходимо рассмотреть его содержание и состояние при помощи определённых параметров, показатели которых в дальнейшем в зависимости от развития экономики можно изменить как в лучшую, так и в худшую сторону.

Реализация правоотношений по трудоустройству складывается из двух этапов. К первому этапу относятся все связи, возникающие между субъектами отношений по трудоустройству до момента определения субъектов будущих трудовых правоотношений - работодателя и возможного работника. Участниками второго этапа отношений по трудоустройству являются только работодатель и возможный работник. Содержание второго этапа заключается в выработке и согласовании условий трудового договора и подготовке проекта трудового договора. Он продолжается до подписания трудового договора.

Субъектами правоотношений по трудоустройству являются:

1. лицо, ищущее работу,

. работодатель,

. органы, оказывающие содействие в трудоустройстве (органы-посредники).

Отношения по трудоустройству основываются на определённой сложившейся нормативно-правовой базе, основные документы и акты которой впоследствии и являются рычагами регулирования отношений данного типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...