Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая база, регулирующая трудоустройство выпускников высших учебных заведений




 

Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной работы (производства), распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. Именно нормативно-правовая база регламентирует и регулирует отношения между субъектами трудоустройства. В результате правового регулирования достигается упорядочение и нормативное развитие социально-трудовых отношений, обеспечивается слаженность в работе и координации трудовой деятельности людей и их объединений.

Основными документами, регулирующими трудоустройство работоспособного населения страны, а также инвалидов, других групп людей и инвалидов, в частности, является:

Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 11.07.2011 с изменениями от 23.04.2012) «О занятости населения в Российской Федерации»

«Трудовой кодекс РФ» (ТК РФ) от 30.12.2001, действующий по сей день и являющийся ФЗ №197.

1) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривает:

А) определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения,

Б) определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

В) дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок.

Г) прописывается определение «безработного», которым признаётся трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней.

Д) закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

) Вторым нормативно-правовым актом, рассматривающим проблемы трудоустройства, является «Трудовой кодекс Российской федерации» от 30.12.2001 г. (ТК РФ). Документ был принят 21.12.2001 года и является федеральным законом №197. Также является кодифицированным законодательным актом (кодексом) о труде. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.

Трудовой кодекс предусматривает наличие 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

В частности, Трудовой Кодекс:

) устанавливает права и обязанности работника и работодателя,

) регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства.

) закрепляет правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

) отдельные главы посвящает особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Что касается молодёжи и молодых специалистов конкретно, то для них, в частности, в сфере регулирования трудоустройства и занятости отведено не так много статей, законов и постановлений. К сожалению, и Трудовой кодекс Российской Федерации также не предусматривает квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи. Однако законы, принятые на региональном уровне немного исправляют обострившуюся проблему, касающуюся занятости выпускников ВУЗов. Так, например:

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» предусмотрено квотирование рабочих мест для молодежи. В соответствие с законом, квотирование осуществляется не только для инвалидов, но и для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (ст. 2 данного закона).

Законом города Санкт-Петербург от 8 октября 1997 г. №161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи» в редакции Закона от 12 января 2005 г. №718-2 устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К таким лицам были отнесены:

А) лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения;

Б) выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, прошедшие итоговую аттестацию (вне зависимости от ее результатов) с получением соответствующего документа об образовании (справки, свидетельства, диплома) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения;

В) граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации;

Г) граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; граждане, прошедшие курс лечения и реабилитации от наркомании; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне законодательное регулирование квотирования-предоставления рабочих мест направлено на сужение круга лиц, испытывающих трудности в поиске работы, для которых осуществлялось квотирование рабочих мест.

Ситуацию исправляет лишь региональное законодательство, которое предусматривает довольно широкий перечень лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу и в силу этого нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, в том числе квотировании для них рабочих мест.

Однако существует государственный орган, являющийся одним из главных субъектов, занимающихся урегулированием отношений в сфере трудоустройства. Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости. Основным органом, непосредственно ведающим вопросами трудоустройства в Российской Федерации является Федеральная служба по труду и занятости населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...