Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции трудоустройства выпускников




 

По мнению исследователей молодежного рынка труда Аврамовой Е.М, доктора экономических наук, заместителя директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Кулагиной Е. и Верпаховской Ю.Б, младших научных сотрудников того же института, складывается новая поведенческая модель молодых специалистов-выпускников вузов. Она характеризуется и отличается от других предыдущих моделей своим разнообразием трудовых стратегий, инвариантности. Например, если одни начинают работать еще во время учебы, то другие максимально откладывают выход на рынок труда. Для одних ценна адаптация в рамках полученной специальности, другие же стремятся сразу ее поменять. Для части начавших работать важнее укрепиться на существующем рабочем месте, для других - сразу же искать новую работу. Такое разнообразие, по мнению экспертов, следует оценивать позитивно и рассматривать как следствие свободного выбора и отсутствия жесткой регламентации. Вместе с тем разнообразие стратегий сочетается с рядом тенденций.

Первая тенденция выпускников заключается в том, что достаточно высокие материальные и статусные позиции молодых специалистов достигаются посредством перепрофилирования, их миграции из секторов рынка труда с низкой оплатой в те, где оплата труда в разы выше. Данные исследований свидетельствуют о том, что переток происходит из научно-производственных отраслей в финансово-экономическую, сервисную, торговую, управленческую сферы. Именно в сфере услуг наиболее динамично осуществляется создание рабочих мест, что смягчает количественные диспропорции на рынке труда, однако в данной сфере наблюдается серьезное несоответствие рабочего места и профессиональной подготовленности работника (например, профессиональные педагоги занимаются торговлей, инженеры - финансовой деятельностью и т.д.) Поэтому важно поддерживать другие направления мелкого и среднего бизнеса в сфере производства и сельского хозяйства.

Другая тенденция связана с неформальными отношениями, играющими исключительно большую роль в ходе трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов и их карьерных продвижений. Использование социальных связей в большинстве случаев является необходимым условием трудоустройства не только на престижную и хорошо оплачиваемую, но и на любую работу. Подразумевается, что специалист работает, как правило, в тесном контакте с заказчиком, клиентом, обсуждая с ним различные варианты решения проблемы и находя консенсус. Доминирующей формой социального и профессионального объединения и общения являются сети. Благодаря динамично развивающейся информационной инфраструктуре сети становятся гибкой формой для выполнения конкретных проектов и преобладающей структурой современных организаций. В связи с появлением и расширением масштабов сетей и соответствующих методов работы на первый план выходит задача профессиональной адаптации и обучения работника успешному использованию таких информационных сетей.

Результаты других исследователей также свидетельствуют о дифференциации и массовом появлении всё более новых стратегий трудоустройства молодых выпускников, стремящихся найти успешную и перспективную работу. Так же дифференцируется и их модели поведения непосредственно на самом рынке труда. Среди таких стратегий-моделей можно выделить следующие:

) сразу начать работать;

) продолжить обучение;

) «осмотреться» и пока не работать и не учиться;

) не работать, посвятить себя семье.

Однако в последнее время помимо других более актуальной становится негативно окрашенная тенденция трудоустройства выпускников, которая заключается в том, что многие из них рискуют войти в так называемую «группу риска». Как отмечают некоторые эксперты, еще пару лет назад многие работодатели охотно принимали на работу молодых людей без большого опыта, желающих развиваться в дальнейшем и достигать всё новых и новых высот трудовой деятельности. Но сегодня ситуация совершенно иная (приведём соответствующие данные ниже в таблицах 6 и 7).

Таблица 6. - Принимаете ли Вы на работу молодых специалистов (выпускников вузов)?

Ответ Процент
Да 89
Нет 11

 

Приведённые данные свидетельствуют о том, что сегодня всё чаще выпускникам ВУЗов отказывают в работе, не желая тратить время на обучение молодого специалиста конкретной профессиональной деятельности, введение его в курс работы, чёткий инструктаж, предоставление определённого периода времени на адаптацию в коллективе. Намного проще нанять специалиста, который уже имел дело с подобной работой и видом деятельности, который не отнимет времени работодателя на разъяснения своих обязанностей и функций, ведь ему всё это уже знакомо. К тому же, такой специалист будут чувствовать себя намного увереннее и выполнять работу быстрее, нежели молодой специалист. Примерно такие же доводы приводили работодатели, когда им задали вопрос о причинах массовых отказов в рабочих местах выпускникам ВУЗов. Результаты приведём ниже в таблице 7.

Таблица 7. - Почему Вы не принимаете выпускников на работу?

Ответ Процент
Они неопытны 75
Для них нужен наставник 58
У них недостаточно теоретических знаний 13
Другое 17

 

Многие исследователи также убеждены в том, что на сегодняшний день сократилось число приёма на работу молодых специалистов и увеличилось число случаев, когда молодым и, казалось бы, перспективным предпочитают зрелых специалистов с опытом.

По словам Елены Алдошиной, руководителя офиса Консалтингового центра «Вакансия Плюс» г. Новосибирск, многие работодатели свернули или вовсе заморозили проекты, связанные с приемом на работу молодых специалистов. По информации департамента труда и занятости населения Новосибирской области, сегодня каждый третий безработный - это молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет (официально безработных, по данным на 1 апреля, в области 35 800). Молодой специалист молодому специалисту, конечно, рознь. Есть такие, кто еще со студенческой скамьи подыскал себе работу и за годы учебы закрепился в штате, а потому сегодня ничего не боится. Есть те, кто успел зарекомендовать себя, найдя работу уже после окончания вуза. Но есть и другие. Именно им приходится труднее всего. Чаще всего в группе риска оказываются те, которые пришли позже всех, или те, кто имеет наименьший опыт работы, считает Елена Шестак, региональный директор международной рекрутинговой компании «Kelly Services» по Сибири и Дальнему Востоку. Выбирая, кого оставлять в штатном составе - молодого или опытного специалиста, чаще всего предпочтение отдают работнику более высокого уровня, способному решать ряд сложных и многофункциональных задач. Но из каждого правила бывают исключения. Оптимизация структуры компании может преследовать разные цели. Часть компаний сокращает финансовые издержки, экономя на зарплатах топ-менеджеров или закрывая новые или сопутствующие направления, сохраняя при этом персонал основного направления. Риски одинаковы у работников государственных структур и частных компаний, считают эксперты. Существенное отличие здесь одно: из бюджетного учреждения вас уволят по всем правилам, а работодатели-коммерсанты трудовое законодательство соблюдают не всегда.

Таким образом, обобщив результаты проведенных исследований рынка труда молодежи, можно сделать вывод, что сложившаяся на нем современная конкурентная среда существенным образом деформирована и не вполне соответствует нормам конкурентной рыночной экономики. Однако именно в таких условиях молодым специалистам - выпускникам вузов и приходится конкурировать друг с другом за вакантное рабочее место. Рассмотренные тенденции и стратегии поведения молодых специалистов на рынке труда опять же свидетельствуют о проблеме несоответствия вузовской подготовки реальным требованиям современного рынка труда.


Заключение

 

Итак, при анализе положения выпускников Российских ВУЗов на рынке труда, мною были выявлены основные особенности рынка труда современной России, раскрыты понятия, связанные с трудоустройством в целом, а так же выделены специфические черты безработицы молодых специалистов, причины и дальнейшие тенденции их трудоустройства.

Безработица - социально-экономическое явление, без которого не может обойтись ни один город. Она существует там, где есть рынок труда, в разных видах и формах. Безработица среди выпускников ВУЗов отличается своими характерными особенностями и имеет определённые причины. Сейчас наибольшие трудности на рынке труда испытывают молодежь, высшее образование которой связано с социально-гуманитарной сферой. Намного легче трудоустроиться выпускникам, имеющим техническое образование. Так же наблюдается недобор рабочих тяжёлого физического труда.

Особенно тяжело приходится молодым специалистам с высшим образованием, проживающим в небольших населённых пунктах (мини-городах, сёлах, деревнях), так как найти работу соответствующую уровню приобретённого образования достаточно тяжело в связи с ограниченным числом учреждений и организаций, как коммерческого, так и государственного типа.

Активно борются с безработицей областные Центры занятости. Среди мер, предпринятых этими учреждением, выделились некоторые направления:

организация и проведение необходимых обследований, мероприятий, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение или ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности;

реализация проектов и программ и проектов, содействующих повышению занятости населения.

Также проводятся мероприятия и реализуются программы, направленные конкретно на молодых специалистов, помогающие подобрать работу выпускникам ВУЗов. На примере города Томска в своей работе я рассмотрела следующие три программы, реализующиеся на базе местного Центра занятости населения:

. «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»;

. «Стажировка»;

. «Молодой специалист».

Данные мероприятия и проекты являются шансом для молодого специалиста, пока не нашедшего работу или не определившегося с дальнейшей профессиональной деятельностью, ознакомиться с любой профессией и подобрать себе наиболее подходящую работу из предложенных вакансий. Данные мероприятия в рамках работы социальных служб в некоторой степени разрешают противоречие между достаточностью теоретической подготовки и малым (или полностью отсутствующим) опытом трудовой деятельности выпускника ВУЗа, помогая молодому специалисту встать на путь профессионального развития и накопления опыта.

Однако для большей эффективности необходимо проводить практические занятия студентов в условиях реального производства, приглашать для преподавания специалистов-практиков, организовать выполнение курсовых и дипломных работ по конкретным заказам предприятий, организаций и фирм. Также, на мой взгляд, немаловажным аспектом является установление перспективного сотрудничества ВУЗов с предприятиями и компаниями, особо заинтересованными в их выпускниках. Возможно, данные мероприятия исправят затруднённую на сегодняшний день ситуацию на рынке труда среди молодых специалистов России.


Список литературы

1. Аврамова Е.М, Гурков И.Б, Карпухина Г.Ю, Левинсон А.Г, Михайлюк М.В, Полушкина Е.А, Стучевская О.И (Под ред.: Тлячко Т.Л, Краснова Г.А) / Требования работодателей к системе профессионального образования / Москва, Макс Пресс, 2010, серия «Управление. Образование. Финансы».

2. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е.М.

Бабосов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2010. - 114 с.

5. Кязимов К.Г Для удвоения ВВП требуется более активная политика занятости // Ученые записки №3 - 2009 - С. 94-97.

6. Макконнелл К.Р., С.Л Брю / Экономикс в 2-х томах. - М., 1992. - Т.1.-С. 656.

7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика анализ и применение. М.: Финансы и статистика. 2011. - С. 14.

8. Чижова Л.С. Проблема обеспечения баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда // Материалы совещания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Проблема правового обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда» - М., 2004. - С. 17

9. Шевчук А.Ю. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения // Курс лекций по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование», Москва, 2009: с. 39-40.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...