Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования работодателей к молодым специалистам и выпускникам ВУЗов




 

Уже при первом взгляде на рынок труда России становится очевидно, что он вполне соответствует понятию конкурентного: на нем в полной мере представлено и большое количество фирм и предприятий, одним словом работодателей, и большое количество работников, предлагающих всевозможные квалификационные и профессиональные качества, услуги и возможности. При этом ни законодательство о труде, ни реалии общественно-политической жизни в стране не позволяют работникам или их профессиональным союзам диктовать работодателям условия труда, в том числе и размер его оплаты. Однако, работодатели, в свою очередь, предоставляют потенциальному работнику определённый ряд требований, который с каждым годом подвергается всяческим дополнениям, уточнениям и кардинальным изменениям вслед за инновациями и информационным прогрессом.

По данным управления ФГСЗН, наибольшее число вакансий, например, в Томской области, как и во многих других регионах России, приходится на работников физического труда, в том числе низкой квалификации. Однако спрос не является проблемным с точки зрения качества подготовки работников, поскольку подготовка работников такого рода осуществляется быстро, постоянно неудовлетворённый спрос связан с низкой заработной платой и тяжёлыми условиями труда.

Более сложной является ситуация с высококвалифицированными работниками. Дело не только в том, что таких рабочих не хватает, а в том, что практически нет пополнения за счёт молодёжи. Вместе с тем спрос на специалистов с высшим образованием как технического, так и социогуманитарного профиля также есть, хотя он в количественном отношении гораздо меньше, чем выпуск из вузов. Однако зачастую в качественном отношении предлагаемые выпускники не удовлетворяют требованиям работодателей, и в этом отношении можно констатировать недостаточное «качественное» предложение со стороны высших учебных заведений.

Выпускник ВУЗа или студент старших курсов является одной из специфических особенных групп людей, нуждающихся в работе (наряду с инвалидами, людьми пенсионного возраста и т.п.), которым присущи определённые специфические черты. Следовательно, можно выделить ряд требований, которым должен соответствовать будущий работник. К стандартным или базовым требованиям работодателей относятся наличие фундаментального образования, коммуникативность, определённый опыт работы, однако в последнее время всё чаще в такой перечень требований работодатели включают и другие, более индивидуальные способности работника. Так в своей работе Рыкун А.Ю, Южанинов К.М, Матулис В.В. и Мухин Л.Н упоминают следующие способности, которыми следует обладать работнику для достижении наибольшего успеха в труде:

А) обучаемость (т.е. способность более быстро усваивать новые потоки информации, структурировать и сортировать её, овладевать новыми навыками и возможностями)

Б) уделение особого внимания деталям (как для специалистов инженерно-технического профиля - где речь идёт о технических деталях оборудования, так и для специалистов социального, экономического и гуманитарного профилей - о деталях этического и коммуникативного плана)

В) нестандартное, неординарное мышление (нестандартное мышление даёт человеку возможность мыслить системно, что является не маловажным качеством для работодателя помимо «профильного» мышления выпускника)

Г) самообучение и саморазвитие

Д) обладание умением использовать и осваивать новейшие дорогостоящие технологии (на сегодняшний день, это качество особо актуально, так как технологии сегодня развиваются с особой стремительностью).

Помимо вышеперечисленных также выделяют ещё два важных критерия: многозадачность и невысокие амбиции по заработной плате. (Считается, что в условиях кризиса эти требования становятся особенно актуальными, поскольку компании вынуждены экономить, в том числе и на зарплате сотрудников).

Совершенно очевидно, что по мере того, как менялось время и эпохи, менялись и требования к рабочей силе. Но изменения требований коснулись не только профессионально-квалификационной сферы труда, а затронули и социально-культурный аспект работника. Так, допустим, если основными морально-психологическими качествами работника в эпоху промышленного капитализма были, прежде всего, дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые ценности ориентируют на большую инициативу и самостоятельность, способность работать в рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Однако появился совершенно новый, присущий лишь веку высочайший информационно-коммуникационных технологий, критерий. Современный работник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и признанию среди коллег-профессионалов. Работник должен свободно переходить от одного исследовательского проекта к другому. Свою карьеру он делает сам, а не принимает от корпоративной бюрократии. Проектный характер работы ведёт к снижению уровня корпоративной лояльности и величины «социального капитала».

Составим наглядный перечень более популярных и распространённых требований, предъявляемых работодателем к выпускникам ВУЗов, находящихся в поиске работы, в процентном соотношении. Он выглядит следующим образом:

) опыт работы (86,6%);

) наличие высшего образования (80,4%);

) наличие нужных связей (70,5%);

) знания и трудовые навыки (60,4%);

) мотивация к дальнейшему обучению (57,4%);

) обучение в ведущем вузе города или региона (10%);

) наличие красного диплом (5%).

Другой онлайн-опрос, проведённый 24-31 октября 2011 года для молодых специалистов, в котором приняли участие около 600 российских компаний, показал следующие результаты:

Таблица 2. - Какие обязательные требования при подборе выпускников Вы предъявляете в отношении их знаний и умений в первую очередь?

Ответ Процент
Хорошие знания в работе с ПК 57
Прикладные знания (практика работы в вузе или хотя бы небольшой опыт работы) 48
Отличные теоретические знания в своей области 42
Знание специализированных программ по профессии 34
Знание иностранного языка 21
Никаких особенных требований не предъявляем 10
Другое 13

 

Из таблицы 2 становится очевидным тот факт, что наибольший процент предпочтений современного работодателя приходится на требование умелым пользованием ПК. Это вполне объяснимо, ведь сегодня работник, претендующий называть себя профессионалом в той или иной сфере, должен уметь обращаться и пользоваться компьютерными технологиями. В двадцать первом веке, веке инновационных и информационных технологий, персональными компьютерами оборудована практически каждая фирма, организация и учреждение. Соответственно и работа выполняется при помощи компьютеров, что позволяется увеличить скорость её выполнения. Прикладные знания отходят на второй план, однако остаются в перечне общеобязательных требований. Наличие требования обладанием отличными теоретическими знаниями в сфере своей профессиональной деятельности говорит о том, что работодателю важно, чтобы работник хорошо разбирался в своей работе и успешно её выполнял, обладая совершенными знаниями, которые может эффективно применять в профессиональной деятельности. Знание иностранного языка особенно актуальное требование работодателя сегодня, ведь ведущие российские компании всё чаще взаимодействуют с коллегами подобных фирм по всему миру, это взаимодействие, общение, переговоры и т.д., конечно же, происходят на иностранном языке (чаще всего на английском, так как он является универсальным языком общения). Также нужно заметить, что для работодателя владение одним иностранным языком на сегодняшний день может показаться и вовсе не достаточным - требуется владение двумя и более языками.

В ходе опроса был задан дополнительный вопрос, касающийся списка требований, которые на взгляд работодателей являются также важными помимо вышеперечисленных.

Таблица 3. - Какие еще обязательные требования Вы предъявляете к выпускникам при трудоустройстве?

Ответ Процент
Личные качества (например, ответственность, коммуникабельность, инициативность, самостоятельность и пр.) 84
Не младше определенного возраста / выпускник (студент последнего курса) 38
Наличие стажировок по специальности 18
Обучение в ведущем вузе города или региона 10
Наличие рекомендаций от преподавателей 8
Наличие красного диплома 5
Никаких дополнительных требований не предъявляем 5
Другое 4

 


Приведённые данные из таблицы 3 свидетельствуют о том, что немаловажную роль при приёме на работу играют личные качества молодого специалиста. Умение работать и общаться в трудовом коллективе, умение правильно организовать свою работу также ценятся работодателем. Нужно отметить, что возраст будущего работника также имеет значение. Потенциальный работник должен достичь уровня выпускника ВУЗа или студента старших курсов. В этом случае можно рассчитывать на больший успех. Молодые люди младшего возраста не особо пользуются спросом у работодателей, в большинстве случаев в связи с отсутствием опыта и определённого объёма багажа знаний. Примечательно и то, что сегодня наличие красного диплома, наличие рекомендаций и положительных отзывов преподавателей о молодом специалисте, наличие диплома одного из престижных и ведущих ВУЗов страны, города не являются ведущими, а находятся почти в конце списка.

Таким образом, современный российский работодатель весьма требователен, поэтому совершенно не удивительно, что складываются массовые представления о жестком требовательном работодателе, которому не так просто угодить. Требовательность работодателя заключается в том, что с каждым годом перечень требований пополняется новыми пунктами с пометкой «обязательные». Однако данное явление расширения требований лишь повышает уровень конкурентности на рынке труда, а также стимулирует молодых специалистов набираться опыта, черпать новые и новые знания, уметь их эффективно применять на практике, лавировать в знаниях разных областей, быть разносторонними, мобильными, целеустремлёнными и трудолюбивыми.

По утверждению некоторых исследователей, а в частности Г. Перкина, происходит третья профессиональная революция, начало которой учёный датирует 1970-ми годами, когда глобальная конкуренция выдвигает на первый план высокообразованных людей свободных профессий. Подобных людей Г. Перкин назвал транспрофессионалами. Словарь управления персоналом определяет «транспрофессионалов» как специалистов, которые должны быть готовы за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Для таких работников характерно свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, отказ от формальных стандартов и креативный стиль мышления. Именно поэтому в сложившихся условиях работодатель предъявляет все более высокие требования к качеству рабочей силы, в том числе и выпускникам, являющимся реальными претендентами на рабочие места.

Однако возникает вопрос о том, осведомлены ли сегодняшние выпускники ВУЗов о потребности работодателей в подобных «работниках-транспрофессионалах». Возможно, молодые специалисты не в полной мере понимают, чего именно от них хотят и требуют работодатели, и именно поэтому происходит несоответствие ожиданий и реальности соискателей. Готов ли молодой специалист сегодня к столь объёмному перечню предъявляемых требований работодателя, и какие вообще ожидания распространены среди выпускников, выходя из стен высших учебных заведений в конкурентную среду рынка труда?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...