Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная служба по труду и занятости населения, как субъект регулирования трудоустройства




Федеральная государственная служба по труду и занятости (далее ФСТЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. ФСТЗ осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Все эти государственные органы оказывают услуги по обеспечению занятости бесплатно. ФСТЗ находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы главным образом регламентируется двумя вышеперечисленными правовыми документами (трудовым кодексом и законом о занятости населения), а так же другими нормативно-правовыми актами, такими как:

) Конституцией Российской Федерации. Именно 37-я статья Конституции РФ предусматривает право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства. (При этом следует заметить, что на протяжении десятилетий в нашей стране господствовал принцип всеобщей «поголовной» занятости).

) федеральными конституционными законами,

) федеральными законами,

) актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,

) международными договорами Российской Федерации,

) нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации,

) «Положением о федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324 и др.

Федеральная служба по труду и занятости в сфере своей деятельности имеет право:

) организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

) давать юридическим и физическим лицам разъяснения, а так же запрашивать и получать сведения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда

В сфере труда и занятости Федеральная служба обладает следующими компетенциями:

) осуществление государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эта компетенция реализуется путем проведения проверок, обследований и т.д.

) проведение надзора за нормативно-правовым регулированием по вопросам полномочий в области содействия занятости населения, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

) осуществление:

обобщения практики применения и анализа причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов.

реализации федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

принятия решений о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;

информирования о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

проведения государственной экспертизы условий труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

) взаимодействия в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности и т.д.

Нужно заметить, что приведенный список - лишь важнейшая часть сферы деятельности Федеральной службы, так как законодательно закрепленный круг полномочий гораздо шире. Также важно обратить внимание на то, что Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Помимо государственных существуют и негосударственные организации содействия занятости и трудоустройству населения. Создание негосударственной системы трудового посредничества в России относят к началу 1990-х годов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 250 негосударственных агентств по трудоустройству, большая часть которых действует в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге. В отличие от государственных органов службы занятости, которые предоставляют все услуги бесплатно, негосударственные организации оказывают гражданам и работодателям платные услуги. Следует обратить внимание на то, что осуществлять платную деятельность в содействии трудоустройству гражданам вправе только юридические лица. Обращение граждан в негосударственные организации по содействию занятости не влечет за собой каких-либо взаимных обязательств у граждан и государства. Граждане вправе самостоятельно решать, куда обращаться за содействием в трудоустройстве - в государственную службу занятости или в негосударственную организацию. Допускается и одновременное обращение в указанные организации. Негосударственные структуры по содействию занятости и трудоустройству очень многообразны в направлениях своей деятельности (например, в настоящее время в городе Москва действует «Женский деловой центр» и «Ресурсный центр»).

Что касается конкретно выпускников ВУЗов, то местные службы по труду и занятости населения активно содействуют их трудоустройству, разрабатывая всё новые и новые программы для молодых специалистов. Однако для разработки и подготовки подобных проектов требуется определённый профессиональный кадровый состав, который возьмёт инициативу в свои руки, а также необходимо денежное финансирование, которое не всегда вовремя обеспечивается и в недостаточном размере.

Так Центр занятости г. Томска участвует в федеральной программе, призванной содействовать трудоустройству молодых специалистов. Название программы - «Стажировка». Суть программы заключается в том, что служба занятости населения частично компенсирует работодателю расходы на заработную плату молодого специалиста в размере 4430 рублей, а также осуществляет социальные выплаты на Фонд заработной платы. Условия данной программы являются достаточно выгодными для работодателя, следовательно, участие выпускника ВУЗа в рамках данной программы обеспечивает наибольшую вероятность найма его на работу, так как это будет выгодно обеим сторонам, как работодателю, так и соискателю.

Также на базе того же Центра занятости населения г. Томска формируется кадровый Банк (Банк резюме) «Молодой специалист». Данная программа предоставляет дополнительную возможность ищущим работу молодым специалистам предложить свои услуги, оставив своё резюме. Основными требованиями организаторов данной программы являются следующие ограничения:

возраст соискателя не более 25 лет

- срок окончания учреждения высшего, среднего

или начального профессионального образования не должен превышать 3 года.

Разработчики программы советуют молодым специалистам активно размещать свои резюме и утверждают, что шанс получения работы велик, ведь довольно часто работодатель обращается за помощью в подборке кадрового состава в Центр занятости населения. В целом данная программа Банк «Молодой специалист» помогает сократить время поиска работы и эффективно решает проблему трудоустройства молодёжи.

Для решения вопросов содействия трудоустройству, социальной и психологической адаптации молодежи, вступающей на рынок труда впервые, Центр занятости населения города Томска предлагает ряд мероприятий. Одним из них является реализация программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» в рамках проекта «Содействие занятости населения Томской области на 2012-2014 годы». Целью данной программы является временное трудоустройство молодых выпускников на предприятия и в организации для приобретения ими профессиональных знаний, умений и навыков, производственного опыта с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда, а также расширения возможностей трудоустройства. Возможностями программы уже воспользовались многие выпускники как высших, так и начальных профессиональных заведений. Данная программа действует и по сей день, приглашая принять участие молодёжи, которая не нашла подходящую работу по специальности или вовсе не определилась с желаемым видом дальнейшей трудовой деятельности.

Таким образом, мы видим, что центры занятости населения борются с нарастанием проблем трудоустройства среди выпускников ВУЗов, предлагая альтернативные пути развития их трудовой деятельности. Но, к сожалению, даже при значительном увеличении данных программ и проектов спрос на молодых специалистов на рынке труда растет очень медленно, и связано это с тем, что программы содействия трудоустройству студентов, отношения компаний, организаций и предприятий с ВУЗами и уровень профессиональной подготовки специалистов в ВУЗах все ещё остаются на низком уровне.

Успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах. Что еще требуется работодателю и знают ли об этом выпускники? Подробнее рассмотрим эти вопросы в следующей главе.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...