Памятка. Выделите грамматическую основу, вспомнитеклассификацию предложений по структуре: простые(с одной грамматической основой) и сложные (с двумя и более грамматическими основами). Простые предложения могут осложняться однородными членами, обращениями,
Памятка. Выделите грамматическую основу, вспомнитеклассификацию предложений по структуре: простые(с одной грамматической основой) и сложные (с двумя и более грамматическими основами). Простые предложения могут осложняться однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые; сложные предложения с разными видамисоюзной (сочинительной и / или подчинительной) и бессоюзной связи.
А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова.
Определите, к какой части речи относится слово (по грамматическому значению: то, что слово обозначает, вопрос, на который оно отвечает).
Памятка. Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи
Части речи
Обозначают
Отвечают на вопросы
Разряды, примеры
Имя существительное
Предмет
Кто? Что?
Нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевлённые; конкретные (парта, ученик);
отвлечённые (доброта), собирательные (учительство).
Имя прилагательное
Признак, принадлежность предмета (по сравнению с причастиями у прилагательных признак более постоянен: усталый ( прил. ) – уставший (прич)
Качественные обозначают признак, который проявляется в большей или меньшей степени (имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, обр. краткую форму: красивый – красивее, очень…, красив);
относительныеобозначают материал, пространственные и временные отношения ( не имеют степени сравнения, не сочетаются со словом очень, не обр. краткую форму); притяжательные обозначают принадлежность предмета; суфф.: -й-, -ов-, -ин- (волчий, мамин, отцов).
Имя числительное
Количество предметов, число, порядок предметов при счёте
Сколько? Какой? Который?
Количественные (количество предметов: пять парт; порядковые(порядок при счёте: пятая парта);
собирательные (несколько предметов как одно целое (пятеро);
по структуре: простые(пять), сложные(состоят из двух корней: пятнадцать), составные (пятьсот пятьдесят пять).
Глагол
Действие или состояние предмета
Что делать? Что сделать? и т. д.
Несовершенного вида (что делать? ) читать; совершенного вида (что сделать? ) прочитать;
переходные ( могут сочетаться с сущ. мест., числ., в винительном пад. без предлога: читать (что? ) книгу); непереходные ( немогут сочетаться с сущ. мест., числ., в винительном пад. без предлога: написать в письме; возвратные –глаголы с суфф. –ся-, -сь-, действие которых переходит на самого себя (умывается).
Наречие (неизменяемая часть речи)
Место, время, способ действия
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Обстоятельственныеобозначают образ действия (пешком), время (вечером), место, причину (сгоряча), цель(нарочно);
Определительныеобозначают меру и степень (вдвое), качество (слегка), способ действия (едва).
Местоимение
Не обозначает, а лишь указывает на предметы, признаки, количества
Разряды местоимений:
1) личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);
2) возвратное (себя – не имеет форму им. падежа, числа и рода);
3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их – являются притяжательными, если обозначают принадлежность, отвечают на вопрос: чей? );
4) указательные (то, это, этот, такой, тот, таков, сей, оный, этакий);
5)определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, если при нём нет пояснительного слова: Другой (местоимение) откликнулся вместо него. – Другой (прилагательное) человек встретил её. )
6 -7) вопросительные ( служат для выражения вопроса) и относительные ( служат средством связи (союзными словами) в СПП): кто, что, какой, который, сколько, чей;
8) неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кто – то, какой – либо, кое – кто);
9) отрицательные (никто, ничто, некого, нечего, никакой, нисколько)
Причастие
Признак предмета по действию (по сравнению с прилагательными у причастий признак не постоянный, а временный: уставший (в какое - то время - прич. ), усталый (долгое время – прил. )
Какой? (можно заменить глаголом)
Действительные причастияобозначают признак предмета, который сам производит действие (читающий мальчик); суффиксы действительных причастий: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, - ш-, -вш-.
Страдательные причастияобозначают признак предмета, над которым кто - то совершает действие (читаемая книга); суффиксы страдательных причастий: -ом-, -ем-, -им-, енн-, -т-.
Деепричастие
Дополнительное действие к основному действию, выраженному глаголом- сказуемым
Что делая? Что сделав?
Несовершенного вида (Что делая? - читая);
совершенного вида (Что сделав? - прочитав)
Слова категории состояния
Состояние предмета или окружающей среды
Каково?
Мнегрустно. На улицехолодно.
Служебные части речи
Служебные части речи
Роль в предложении
Разряды, примеры
Предлоги
Связывают слова в словосочетании и предложении
Простые непроизводные: по, под, в, на, у, около, над, за, из-за, для, без, до, к, о, об, от, ото, пред, при, с, через.
Простые и составные производные предлоги:
Вокруг, навстречу, путём, в течение, в продолжение, вследствие, благодаря, согласно, вопреки, напротив, наперекор, в счёт, насчёт, в связи, несмотря на, ввиду, вроде, посреди, вслед.
Союзы
Связывают однородные ЧП
Сочинительные союзы:
1) соединительные: и; да (=и); ни-ни, не только…, но и; как…, так и; тоже, также, не только…, а и; не только…, да и; не только…, однако и.
2) противительные: а, но, да (= но), однако (же), зато;
3) разделительные: или, либо, то-то, не то- не то.
4) присоединительные (имеют добавочное значение): и, же, да и, также и;
5) пояснительные: то есть.
Связывают простые предложения в составе сложного
Подчинительные союзы:
1) временные: когда; едва; как только; после того как; с тех пор как; лишь только;
2) изъяснительные: что; чтобы; как; будто; сколько; насколько;
3) целевые: чтобы; дабы; для того чтобы, с тем чтобы; лишь бы; только бы;
4) Причинные: потому что; так как; вследствие того что; в связи с тем что; поскольку; оттого что; ибо; благодаря тому что;
5) Следствия: так что;
6) Условные: если; раз; коли; когда; как скоро; кабы; ежели;
7) Уступительные: хотя; пусть; пускай; даром что; между тем как; несмотря на то что; как ни; где ни; куда ни, что ни; кто ни;
8) Сравнительные: как; как будто; слово; точно; как если бы.
Частицы
Вносят различные оттенки значения и служит для образования форм слова
Формообразующие (служат для образования условного и повелительного наклонений глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий): бы (б), бывало, да, давайте, пусть, пускай; более, менее, самый;
2) смысловые ( модальные), выражающие:
-вопрос (ли, разве, неужели);
- восклицание (что за, как);
- указание (вот, а вот, вон, а вон);
- сомнение (вляд ли, едва ли);
- уточнение (именно, как раз);
- выделение, ограничение (только, лишь, исключительно, почти);
- усиление (даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё – таки, -то);
- пояснение (якобы); смягчение требования (-ка);
3) отрицательные (не, ни).
А 11. Укажите значение слова в предложении… ( Соотнесите значение слова в данном контексте с предложенными вариантами и выберите правильный вариант, проверьте себя по толковому словарю. )
А12. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется н (нн)? Памятка. Определите, к какой части речи относится слово. Если это прилагательное, определите от чего оно образовано: от имени сущ. (отымённое) или от глагола (отглагольное)- это нужно для того, чтобы применить то или иное правило.
Н – нн в отымённых прилагательных
Н
НН
1. В суффиксах –ан-, -ян-, -ин- (глиняный, соловьиный);
исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
2. Запомнить: свиной, пряный, румяный, бараний, тюлений, юный, зелёный, багряный, рдяный (н входит в корень)
Запомнить: в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных прилагательных! (туманная - туманна)
Запомнить: ветряная мельница – ветреный день; масляная краска – масленая каша.
1. В прилагательных, образованных от сущ. с основой на н + суфф. -н-(туманный);
2. В суффиксах –енн-, -онн- (традиционный); искл.: ветреный, но:
безветренный;
3. В прилагательных, образованных от разносклоняемых сущ. с основой на -мя (временный, безымянный).
· Н – нн в отглагольных прилагательных и причастиях
Н
НН
1)Если образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида (крашеный – от красить, раненый – от ранить), если нет зависимого слова;
2) в кратких причастиях (работа выполнена);
Запомнить: приставка не- не влияет на правописание н –нн! (некрашеный забор)
Сравните и запомните: названый братец
(прил. ) – названный в честь отца (прич. ); посажёный отец – посаженные деревца;
конченый человек – законченная работа; Прощеное воскресенье, смышлёный ребёнок.
1)Если есть приставка (кроме не)
(прочитанная книга);
2) если есть зависимые слова (читанная мной книга, раненный в руку солдат);
3) прилагательные на –ованный, -ёванный (асфальтированный), кромеслов: жёваный, кованый, клёваный (-ов-, -ев- входят в корень), но: подкованный, разжёванный, исклёванный.
4) если образовано от глагола совершенного вида (решённая задача)? Искл. : раненый
Запомнить: деланный, желанный, жеманный, медленный, нежданный, негаданный, священный, чванный, чеканный.
Запомнить: в наречиях и существительных пишется столько же н, сколько и в прилагательных, образованных от них (современник – современный, нежда нн о – нежда нн ый, тушё н ка – тушё н ый - тушить, несов. вида).
А 13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?
Памятка. Безударные гласные корня делятся на проверяемые, непроверяемые ударением (словарные слова) и чередующиеся гласные, которые нельзя проверять ударением. Поэтому сразу исключите строчки с чередующимися гласными: -гор- гар-, -зар-зор-, -твар –твор-, -клан- клон –, -лаг- лож-, - раст –ращ- -рос-, - скак – скоч-, -бер- бир-, -пер-пир-, -мер- мир-, -тер-тир-, -дер-дир-, -жег- жиг-, -стел- стил-, -чет- чит-, -блест – блист-, -кас- кос-, корни с им-ин, -равн – ровн-, -мак – мок-, - плав- плов- плыв-.
Запомните: корни -благ-, - блаж- не являются чередующимися (благость, блажь).
Исключите строчки со словарными словами, проверьте ударением слова в оставшейся строчке.
2) От последующего cогласного: лаг - лож, раст – ращ- рос, скак-скоч, -лаг- лож- ( перед г пишу а, перед ж – о: предлагать, предложить ); искл.: полог; - раст –ращ- рос- (перед ст, щ пишу а, нет ст, щ – пишу о: растение, выращенный, поросль);
· исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов, ростовщик и слова, производные от них;
· - скак – скоч (перед к пишу а, перед ч – о: скакать, вскочить); искл.: скачок, скачу;
· 3) От суффикса а : в корнях бер- бир, пер-пир, мер- мир, тер-тир, дер-дир, жег- жиг, стел- стил, чет- чит, блест – блист, в корнях с им-ин пишем и, если за корнем следует суффикс а, в остальных случаях – е (соб и р а ть – соб е ру, прин и м а ть); исключение: соч е тание (от чета – пара), соч и нение;
·. в -кас- кос- пишем а, если за корнем следует суффикс а, в остальных случаях – о (касаться – коснуться);
· 4) От значения: равн – ровн, мак – мок: - равн - ( «равный, одинаковый»: уравнять в правах ); – ровн- («ровный, гладкий»: сровнять с землёй ); исключение: уровень, равнина.
· - мак- («опускать в жидкость»: макать сухарь в чай); - мок- («пропускать жидкость, становиться мокрым»: вымокнуть под дождём)
Корень –плов - содержится в словах пл о вец, пл о вчиха; корень –плыв- содержится в слове пл ы вуны, в остальных случаях – а.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква в приставке или после приставки? Виды и правописание приставок
Неизменяемые
На –з, -с
Рос-(рас-), роз-(раз-)
При-, пре- (от значения)
с-, по, под-, над-, про-,
в-, от-, об-, за-, пред-, поза-, пра- (в значении «предок»: прадедушка) и др.
перед звонкими – з
(безжалостный)
перед глухими – с
(бесшумный)
под ударением – о
(роспись, розвальни)
без ударения – а
(расписание, разговор)
При-: приближение (приблизить),
присоединение (привинтить), неполнота действия (прислушаться), близость (привокзальный), доведение действия до конца (прибежать), «взять себе» (приобрести); пре -: =очень, -
(престранный), =пере - (преступить).
Различайте слова с омонимичными приставками: при бывать на вокзал (приезжать, приближаться) – пре бывать в городе (находиться); при ёмник радиоволн (аппарат, принимающий радиоволны) – п ре емник президента (продолжатель дела) - пре емственность в образовании; при ступить к работе ( начать) – пре ступить закон (совершить правонарушение ); при ходящий работник (тот, кто приходит) – пре ходящие явления ( временные), не пре ходящие ценности ( вечные); при дел к дому (пристройка) – пре дел желаний (ограничение); при творить дверь (неполное действие: закрыть не до конца) – пре творить мечту в жизнь (осуществить), пр и зирать сироту (проявить милосердие, дать приют) – пр е зирать врага (не уважать).
Запомните: после приставок на согласный пишется ы, если слово без приставки начинается с и (без ы нициативный – от и нициативный). После приставок на гласный и приставок сверх-, супер-, меж-, дез-, пан-, контр-, пост- пишется и ( по и скать, сверх и нтересный, меж и нститутский, дез и нформация). В сложных словах также пишется и (пед и нститут).
Правописание Ъ и Ь.
Ъ
Ь
1. Перед е, ё, ю, я после приставок на согласный (предъюбилейный).
2. Запомните исконно русские и иноязычные слова, в которых приставки срослись с корнями: адъютант, объять, объём, объект, субъект, инъекция, конъюнктура.
1. Переде, ё, ю, я, и в корне или после корня (завьюжить).
2. Запомните иноязычные слова:
пьедестал, пьеса, фельетон, интервью, бульон, павильон, медальон, почтальон, каньон, арьергард.
3. В сложных словах после первой части – числительного (двухъярусный).
· А 15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е (и), а (я), у (ю)?
· Памятка. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий.
· Образуйте неопределённую форму и определите спряжение:
2 спряжение
1 спряжение
1) Все глаголы на – ить в н. ф., кроме брить, стелить, зиждиться («основываться, строиться»).
1. Все остальные глаголы
на –ать, - ять, - оть, -уть, -ти, -чь…
2)11 глаголов – исключений: 4 гл. на –ать:
гнать, держать, дышать и слышать; 7 гл. на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
· Запомнить глаголы с суффиксом –ва- (он всегда ударный): застр е вать, затм е вать, намер е ваться, продл е вать.
· Запомнить: обессил е ть – обессил е л – обессил е вший (сам по себе, непереходный);
обессил и ть – обессил и л – обессил и вший (кого – то, переходный);
обезлюд е ть – обезлюд е л – обезлюд е вший (сам по себе, непереходный);
обезлюд и ть – обезлюд и л - обезлюд и вший (кого – то, переходный);
обезлес е ть – обезлес е л – обезлес е вший (сам по себе, непереходный);
обезлес и ть – обезлес и л – обезлес и вший (кого – то, переходный).
· Перед суффиксами – л-, -в-, -вш-, пишу ту же гласную, что и в н. ф. (кле и л – кле и ть, зала я в – зала я ть, зате я вший - зате я ть).
· Гласную перед суффиксом -ва- (он всегда ударный ) в глаголах несовершенного вида проверяем, отбрасывая суффикс -ва-, смотрим получившуюся начальную форму глагола совершенного вида (претерп е вать – претерп е ть).
· В глаголах с приставкой вы- отбрасываем приставку и проверяем по н. ф. ( вызр е вать - зр е ть)
безударные -ов-, -ев- (искл. милост и вый, юрод и вый); запомните: гуттаперч ев ый – от гуттаперча + -ев-);
· Чтобы различить суффиксы – чив-, -лив-, -ев -, выделите корень, например: эмал- ев -ый – от эмаль + -ев-).
· -Оват-, еват- (в значении чуть – чуть такой: бел ова тый); -ат-, -чат- (дымчатый).
· В существительных ж. р пишется суффикс –иц- ( сестр иц а ), м. р. -ец- (брат ец, глян ец; в сущ. ср. р. – иц- пишем в постударном слоге (имень и це), - ец- - в предударном слоге (письм е цо).