Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Синонимы –слова, близкие по значению: лексические – смысловые




 Синонимы –слова, близкие по значению: лексические – смысловые

 (отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).    

 Омонимы- слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение: омофоны ( различные по написанию: леса- лиса); омографы (слова разных частей речи: каменная печь печь пироги); омографы (различные по произношению: замок- замок). Каламбур – игра слов (не жалея мыла, мыла).

Антонимы – слова, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте « Волки и овцы»).

Паронимы – однокоренные слова, разные по значению, но близкие  по звучанию и написанию (абонент- абонемент).

Риторические фигуры (фигуры речи, средства поэтического синтаксиса) – особое построение словосочетаний и предложений для создания эмоциональности и выразительности речи.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, который используется для привлечения внимания и выразительности речи. ( И какой русский не любит быстрой езды?! )

Риторическое обращение – обращение, которое используется для привлечения внимания и выразительности речи. ( О Волга! Колыбель моя! )

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое используется для создания эмоциональности и выразительности речи. ( Да здравствует солнце…! )

Антитеза – противопоставление понятий, явлений, качеств предметов, картин для создания худ. образа. ( Ты и убогая, ты и обильная …)

Градация– расположение слов по эмоциональному нарастанию. (Не жалею, не зову, не плачу…)

Синтаксический параллелизм – сходное построение предложений, фраз. (Ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка…)

Лексический повтор – повтор слова или его формы независимо от места в предложении или в соседних предложениях. ( Правда же бывает только правдой…)

Анафора ( единоначатие) –повтор в начале строк, предложений. (Как всё вокруг сурово, снежно. Как этот вечер сиз и хмур! )

Эпифора -повтор в конце строк, предложений. (Это свершилось! Враг побеждён – это свершилось! )

Парцелляция - членение предложений на смысловые части. (Он посмотрел на ночное небо, усыпанное алмазными россыпями звёзд. И долго любовался этим великолепием. )

Ряды однородных членов (В этой картине сокрыто многое: тайное, сокровенное, искреннее, душевное… Инверсия –обратный порядок слов в предложении, при котором сказуемое стоит перед подлежащим, определение – перед определяемым существительным (Страшно сверкали глаза его. )

Вопросно – ответная форма изложения. ( Как научится быть счастливыми? На этот вопрос наука ответа пока не даёт. ) Инверсия – обратный порядок слов (Не видел я девушки краше…)

                   

 

                                          Часть 3. Задание С 1. Написание сочинения – рассуждения.

1. Вступление 2. Зачин. (В одном абзаце. ) 1. Составить(устно) ряд понятий – ассоциаций,  имеющих философское или социальное звучание: добро и зло, нравственность, дружба, честь, совесть и т. п. ). Записать в качестве вступления ряд назывных предложений или риторических вопросов (Честь и совесть… Насколько важны эти понятия в наше время? ) 2.  (Над данными вопросами размышляет автор текста… Многие современные публицисты обращались к этим вопросам. Автор данного текста также приглашает нас поразмышлять над …)  
3. Формулирование проблемы. Сформулировать одну из проблем текста на основе выделенных понятий, указывая на актуальность, определяя характер проблемы (философская, социальная, политическая, экологическая, нравственно – этическая). 3.  Варианты формулировок проблемы:
  • Автор текста обращается к нравственно- этическому кругу вопросов и поднимает актуальную проблему (чего? - род. пад. )… или (связанную с чем? )…
  • Можно сформулировать проблему в форме проблемного вопроса.
( Какое содержание вкладывают наши современники в понятие чести? Именно эту актуальную проблему нравственного характера поднимает автор текста. )
4. Комментирование сформулированной проблемы. (Комментирование – это обращение к различным аспектам проблемы … Не пересказывайте, а анализируйте содержание текста, используя оценочные слова. ) 4. Автор акцентирует внимание читателей на одном из аспектов проблемы -… (на таком важном аспекте проблемы, как…). Если текст основан на ситуации, случае из жизни, нужно обязательно указать на это в сочинении. (Данную проблему… автор раскрывает на примере случая из жизни … Раскрывая данную проблему…, автор обращается… / Ф И рассуждает о… / Автора волнует… / с болью (с особой теплотой) автор говорит о… / убедительно доказывает мысль о … / Интересна мысль автор о том, что…/ Публицист говорит о том, что « цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / Автор приводит нас к мысли о том, что…)
5. Определение авторской позиции. Выражение согласия – несогласие с мнением автора; утверждение данной точки зрения. 5. Если текст публицистического стиля, авторская позиция выражена открыто. (Заслуживает уважения (интересна) позиция автора по этому вопросу. ФИ считает (утверждает), что… / Нельзя не согласиться с мнением автора. / Я согласен (согласна) с мнением автора и также считаю, что… / Можно поспорить с мнением автора. / Позиция автора очевидна: … / « Цитата», - именно в этих словах выражается позиция автора. Если текст художественного стиля, позиция автора выражается через поступки и речь героев. (Автор через слова (поступки) своих героев хочет донести до нас мысль о том, что… / …осуждает … / одобряет... ) Если текст научно– популярного стиля, позиция автора - заинтересовать читателей научными фактами.
6. Привести 2 аргумента: из читательского и / или жизненного и опыта. ( На основе литературного материала и / или случая из жизни. Чтобы не было стилевого различия в сочинении, лучше привести два литературных аргумента: из художественной и научной литературы (например, учебника, энциклопедии … )   6. 1 литературный аргумент (из художественной литературы). (Многие русские писатели размышляли о … К этой же теме обращается … (И Ф писателя) в произведении… Герои ( автора текста) и (автора произведения – аргумента) попадают в схожие ситуации / совершают схожие поступки / имеют одинаковые взгляды на…/ И то, и другое произведение учит нас (чему? )… / Авторы и того, и другого произведения призывают нас к 2 литературный аргумент (из научной или публицистической литературы с обязательной ссылкой на источник информации). (Мне приходит на память материал из учебника обществознания, литературы…, в котором понятие… трактуется как …) 2 аргумент из жизненного опыта: Читаешь этот текст, и на память приходит… (описать случай из жизни как совершившийся факт, созвучный проблеме текста).
7. Твоё мнение о прочитанном тексте. Что нового ты открыл(а) для себя, прочитав текст. 7.  Этот текст заставил меня задуматься о … Я благодарен(а) автору текста за то, что он дал мне возможность по - новому взглянуть на проблему….

Проблематика текстов ЕГЭ:

Проблема Литературные аргументы
1. Проблема нравственного выбора. М. Шолохов « Судьба человека» Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» /Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
2…. сохранения чувства собственного достоинства. М. Шолохов « Судьба человека» Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
3… истинной и ложной красоты Н. Заболоцкий « Некрасивая девочка» (« Что есть красота? »)
4. Роль книги в духовной жизни человека (современного общества). Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
5. Проблема бездуховности… потребительства в современном обществе. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
6. Проблема истинных и ложных ценностей. Публицистика А. И Солженицина «Крохотки». А. И Солженицин «Матрёнин двор»
7… взаимоотношения отцов и детей. И. С. Тургенев. Роман « Отцы и дети»
8…. ответственности за свои поступки. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
9…. влияния известных личностей на подростков. Макаренко. Педагогическая поэма
10… взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
11… сохранения книги в жизни человека в условиях развития современных технологий. Публицистика Д. Писаренко
12. … влияния Интернета и СМИ на человека. Публицистика Д. Писаренко
13. Проблема восприятия природы, воздействия человека на окружающую среду. Пришвин « Времена года» В. Астафьев « Царь – рыба»
14. … восприятия окружающего мира человеком. А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц»
15… цели и средства её достижения в науке. А. К. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
16. …духовного потенциала личности и его реализации. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»/ Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
17…. утраты нравственных ориентиров. А. И. Солженицын « Матрёнин Двор»
18…. воспитания истинного патриотизма, гражданина (гражданственности). М. Шолохов « Судьба человека»
19… любви. А. С. Пушкин « Я Вас любил…»
20… свободы и несвободы человека. А. С. Пушкин «К Чаадаеву», публицистика А. Приставкина
21… нравственной стойкости человека. М. Шолохов « Судьба человека» Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
22…творчества и судьбы художника А. А. Булгаков « Мастер и Маргарита»
23…экологии и судьбы современной цивилизации. В. Распутин « Прощание с Матёрой»
24…. Милосердного, гуманного отношения к другому человеку. А. Куприн «Чудесный доктор» Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…»
25… сохранения чистоты русского языка.   Стихотворение в прозе « Русский язык» И. С. Тургенева
26… чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным людям. А. П. Чехов « Толстый и тонкий»
28… бедности, экономической отсталости, социального неравенства Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир»
29…. Роли и соотношения материального и интеллектуального ( духовного) в жизни человека Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
30…одиночества   Лирика М. Ю. Лермонтова  («Сосна»)
31… распада традиционных нравственных ( семейных) отношений Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
32…. добра и зла А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
33… прекрасного в жизни человека  Ф. М, Достоевский «Идиот» («Красотой спасётся мир») / Н. Заболоцкий « Некрасивая девочка» (« Что есть красота? »)
34. .. творческого отношения к труду К. Г. Паустовский «Золотая роза»
35. … нравственного выбора в жизненных ситуациях. А. И. Солженицин «Матрёнин двор»  М. Шолохов « Судьба человека»
36… самоопределения человека в жизни. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
37… смертной казни. Э. Войнич « Овод»
38. .. ответственности писателя (творческой личности) перед обществом. А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
39… общественного благосостояния. Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир»
40. .. сохранения исторической памяти. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
41… проблема народа и интеллигенции. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» / В. М. Шукшин «Срезал»
42… истинной интеллигентности. Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
43. … взаимосвязи творческой личности и « массы», проблема сильной личности, роли личности в истории Философия Ницше, М. Горький «Старуха Изергиль» (Образ Ларры), Чацкий их «Горе от ума» А. С. Грибоедова
44. …правосудия А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
45… утечки мозгов Публицистика В. Познера
46… толкования понятия чести, сохранения и защиты чести А. С. Пушкин « Капитанская дочка»
47…влияния искусства на человека К. Г. Паустовский «Золотая роза» / Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
48. …памяти о Родине, родном доме, детстве Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» Стих – е «С чего начинается Родина? »
49… влияния телевидения на человека Публицистика В. Познера
. 50… назначения искусства К. Г. Паустовский «Золотая роза
51…влияния канцелярита на нашу речь Герои сатирических рассказов М. Зощенко («Аристократка», «В бане»)
52. … коммерциализации культуры Публицистика В. Познера
53… человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия А. Куприн «Чудесный доктор» Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…»
54…духовности Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
55…взаимоотношения с близкими людьми, с родителями, семьёй… Л. Н. Толстой «Война и мир» (семья Ростовых)
56…духовного совершенствования человека Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
57…счастья А. С. Пушкин « На свете счастья нет, а есть покой и воля…», А. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

 

· Дополнительный материал к сочинению – рассуждению. Афоризмы

· Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. ( Н. В. Гоголь) / Архитектура – это застывшая музыка. (Ф. Шеллинг) / Великая архитектура - это величайшее свидетельство человеческого величия. (Ф. Райт)

·   Воспитание, воспитанность: Воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский) Человеческим делают нас отец и мать, человечным делает нас воспитание. (К Вебер) / Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. (Козьма Прутков) / Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А. П. Чехов )

·  Воображение - глаза души. (Ж. Жубер)

· Воля: Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия. (И. Павлов

· Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. / Гражданин: Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. (В. Г. Белинский)

· Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками… (Д. Рескин)

· Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г. Торо) / Доброта язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Бови )/ Чувство долга и честь : Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чём мы черпаем счастье. (Ж. Бюфффон)

·   Дом: Тот счастливейший из всех, кто обрёл мир в собственном доме. (И. Гёте) / Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там. (Д. Мур)

·   Друг, дружба: Другом является такой человек, с которым я могу быть искренним. (Р. Эмерсон) / Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба. (Ф. Ларошфуко)  

· Душа, духовность: Душа – зеркало, перед которым проходят события жизни… (Д. Джебран )/ Лучшие духовные наши силы без вдохновения засыпают. Они – сокрытый внас трут, который ожидает искры. (И. Гердер)

· Живопись – это поэзия, которую видят…(Леонардо да Винчи) / Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий (Г. Гауптман )

· Знание – орудие, а не цель. (Л. Н. Толстой)

·   Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, она проявляется в добром отношении к людям и миру. (Д. С. Лихачёв)

·   Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. (А. Моруа)/ Высшая цель, которой может служить искусство, - способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше её любили. (Р. Кент)  

· Красота есть вечность, глядящаяся в вечность. (Д. Джебран)/ Красота спасёт мир. (Ф. М. Достоевский )

·  Книга – памятник ушедшим в вечность умам. (У. Дэвенант) / Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени… (Ф. Бэкон)/ Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Д. Аддисон)

· Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом. (В. Гюго )/ Любовь – это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души…. (К. Гельвеций )/Милосердие …не бывает чрезмерным…. (Ф. Бэкон)

· Человек милосердный благотворит душе своей. (Соломон) / Милосердие состоит …. в духовной поддержке ближнего. (Л. Н. Толстой)

· Мужество – добродетель, в силу которой люди … совершают прекрасные дела. ( Аристотель)/

· Мудрость обнаруживается только в истине. (И. Гёте)

· Музыка – язык души…. (Д. Джебран) / Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью. (Б. Арним)

· Величие мысли порождает величие выражения…  

· Нравственность – это разум сердца. (Г. Гейне)/ Нравственность заключается в совершенном познании добра, в умении и желании творить добро. (И. Песталоцци )

· Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи - лучшие в человеческой природе: разум и речь. (Плутарх)

·  В жизни … всегда есть место подвигам. (М. Горький)

· Человек познаёт сам себя только в той мере, в которой он познаёт мир. (И. Гёте)/ Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. (Ф. М. Достоевский)

·  Человек не может себе вообразить ничего прекраснее природы … (А. Ламартин)  / Творения природы совершеннее творений искусства. (Цицерон )

· Патриотизм состоит не в пышных возгласах, но в горячем чувстве любви к родине … (В. Г. Белинский) Самые большие подвиги… были совершены из любви к отечеству. (Ж. Ж. Руссо)/ Любовь к родине начинается с семьи. (Е. Лец)

· Есть в мире …. огромная сила, несущая в себе уверенность, имя ей – культур а. (А. Камю)

· Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И. С. Тургенев)

Литература

 

1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Учебник русского языка для 10 -11 классов. - М.: «Русское слово», 2007.

2. Демонстрационный вариант КИМа за 2010 г. – www. ege. edu. ru

3. Кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. – www. ege. edu. ru

4. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19. 05 1998 г. ).

5.  «Организация поэтапной текстовой деятельности учащихся на уроках словесности»/ Редколл.: Белова Н. А., Кашкарева Е. А. / Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2009.

6. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.

7. Розенталь Д. И. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. – М.: Астра, 1994.

8. Русский язык. Справочник для учащихся. – М.: Просвещение», 1984.

9. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2010 г. – www. ege. edu. ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...