Синонимы –слова, близкие по значению: лексические – смысловые
Синонимы –слова, близкие по значению: лексические – смысловые
(отличающиеся оттенками значения: большой - огромный); стилистические ( разного стиля: глаз – око); контекстные (приобретающие близкое значение только в определённом контексте: выгода – преимущество); синтаксические (с разным построением: начать работу – приступить к работе).
Омонимы- слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение: омофоны ( различные по написанию: леса- лиса); омографы (слова разных частей речи: каменная печь – печь пироги); омографы (различные по произношению: замок- замок). Каламбур – игра слов (не жалея мыла, мыла).
Антонимы – слова, противоположные по значению: радость – горе; контекстные антонимы ( приобретающие противоположное значение только в определённом контексте « Волки и овцы»).
Паронимы – однокоренные слова, разные по значению, но близкие по звучанию и написанию (абонент- абонемент).
Риторические фигуры (фигуры речи, средства поэтического синтаксиса) – особое построение словосочетаний и предложений для создания эмоциональности и выразительности речи.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, который используется для привлечения внимания и выразительности речи. ( И какой русский не любит быстрой езды?! )
Риторическое обращение – обращение, которое используется для привлечения внимания и выразительности речи. ( О Волга! Колыбель моя! )
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, которое используется для создания эмоциональности и выразительности речи. ( Да здравствует солнце…! )
Антитеза – противопоставление понятий, явлений, качеств предметов, картин для создания худ. образа. ( Ты и убогая, ты и обильная …)
Градация– расположение слов по эмоциональному нарастанию. (Не жалею, не зову, не плачу…)
Синтаксический параллелизм – сходное построение предложений, фраз. (Ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко – как голубушка…)
Лексический повтор – повтор слова или его формы независимо от места в предложении или в соседних предложениях. ( Правда же бывает только правдой…)
Анафора ( единоначатие) –повтор в начале строк, предложений. (Как всё вокруг сурово, снежно. Как этот вечер сиз и хмур! )
Эпифора -повтор в конце строк, предложений. (Это свершилось! Враг побеждён – это свершилось! )
Парцелляция - членение предложений на смысловые части. (Он посмотрел на ночное небо, усыпанное алмазными россыпями звёзд. И долго любовался этим великолепием. )
Ряды однородных членов (В этой картине сокрыто многое: тайное, сокровенное, искреннее, душевное… Инверсия –обратный порядок слов в предложении, при котором сказуемое стоит перед подлежащим, определение – перед определяемым существительным (Страшно сверкали глаза его. )
Вопросно – ответная форма изложения. ( Как научится быть счастливыми? На этот вопрос наука ответа пока не даёт. ) Инверсия – обратный порядок слов (Не видел я девушки краше…)
Часть 3. Задание С 1. Написание сочинения – рассуждения.
1. Вступление
2. Зачин. (В одном абзаце. )
| 1. Составить(устно) ряд понятий – ассоциаций, имеющих философское или социальное звучание: добро и зло, нравственность, дружба, честь, совесть и т. п. ). Записать в качестве вступления ряд назывных предложений или риторических вопросов (Честь и совесть… Насколько важны эти понятия в наше время? )
2. (Над данными вопросами размышляет автор текста… Многие современные публицисты обращались к этим вопросам. Автор данного текста также приглашает нас поразмышлять над …)
|
3. Формулирование проблемы. Сформулировать одну из проблем текста на основе выделенных понятий, указывая на актуальность, определяя характер проблемы (философская, социальная, политическая, экологическая, нравственно – этическая).
| 3. Варианты формулировок проблемы:
- Автор текста обращается к нравственно- этическому кругу вопросов и поднимает актуальную проблему (чего? - род. пад. )… или (связанную с чем? )…
- Можно сформулировать проблему в форме проблемного вопроса.
( Какое содержание вкладывают наши современники в понятие чести? Именно эту актуальную проблему нравственного характера поднимает автор текста. )
|
4. Комментирование сформулированной проблемы. (Комментирование – это обращение к различным аспектам проблемы … Не пересказывайте, а анализируйте содержание текста, используя оценочные слова. )
| 4. Автор акцентирует внимание читателей на одном из аспектов проблемы -… (на таком важном аспекте проблемы, как…).
Если текст основан на ситуации, случае из жизни, нужно обязательно указать на это в сочинении. (Данную проблему… автор раскрывает на примере случая из жизни … Раскрывая данную проблему…, автор обращается… / Ф И рассуждает о… / Автора волнует… / с болью (с особой теплотой) автор говорит о… / убедительно доказывает мысль о … / Интересна мысль автор о том, что…/ Публицист говорит о том, что « цитата». / Логика рассуждений автора проста и убедительна. / Автор приводит нас к мысли о том, что…)
|
5. Определение авторской позиции. Выражение согласия – несогласие с мнением автора; утверждение данной точки зрения.
| 5. Если текст публицистического стиля, авторская позиция выражена открыто. (Заслуживает уважения (интересна) позиция автора по этому вопросу. ФИ считает (утверждает), что… / Нельзя не согласиться с мнением автора. / Я согласен (согласна) с мнением автора и также считаю, что… / Можно поспорить с мнением автора. / Позиция автора очевидна: … / « Цитата», - именно в этих словах выражается позиция автора.
Если текст художественного стиля, позиция автора выражается через поступки и речь героев. (Автор через слова (поступки) своих героев хочет донести до нас мысль о том, что… / …осуждает … / одобряет... )
Если текст научно– популярного стиля, позиция автора - заинтересовать читателей научными фактами.
|
6. Привести 2 аргумента: из читательского и / или жизненного и опыта. ( На основе литературного материала и / или случая из жизни. Чтобы не было стилевого различия в сочинении, лучше привести два литературных
аргумента: из художественной и научной литературы (например, учебника, энциклопедии … )
| 6. 1 литературный аргумент (из художественной литературы).
(Многие русские писатели размышляли о … К этой же теме обращается … (И Ф писателя) в произведении… Герои ( автора текста) и (автора произведения – аргумента) попадают в схожие ситуации / совершают схожие поступки / имеют одинаковые взгляды на…/ И то, и другое произведение учит нас (чему? )… / Авторы и того, и другого произведения призывают нас к
2 литературный аргумент (из научной или публицистической литературы с обязательной ссылкой на источник информации). (Мне приходит на память материал из учебника обществознания, литературы…, в котором понятие… трактуется как …)
2 аргумент из жизненного опыта: Читаешь этот текст, и на память приходит… (описать случай из жизни как совершившийся факт, созвучный проблеме текста).
|
7. Твоё мнение о прочитанном тексте. Что нового ты открыл(а) для себя, прочитав текст.
| 7. Этот текст заставил меня задуматься о … Я благодарен(а) автору текста за то, что он дал мне возможность по - новому взглянуть на проблему….
|
Проблематика текстов ЕГЭ:
Проблема
| Литературные аргументы
|
1. Проблема нравственного выбора.
| М. Шолохов « Судьба человека»
Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» /Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
|
2…. сохранения чувства собственного достоинства.
| М. Шолохов « Судьба человека»
Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
3… истинной и ложной красоты
| Н. Заболоцкий « Некрасивая девочка» (« Что есть красота? »)
|
4. Роль книги в духовной жизни человека (современного общества).
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
|
5. Проблема бездуховности… потребительства в современном обществе.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
6. Проблема истинных и ложных ценностей.
| Публицистика А. И Солженицина «Крохотки». А. И Солженицин «Матрёнин двор»
|
7… взаимоотношения отцов и детей.
| И. С. Тургенев. Роман « Отцы и дети»
|
8…. ответственности за свои поступки.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
|
9…. влияния известных личностей на подростков.
| Макаренко. Педагогическая поэма
|
10… взаимосвязи образованности и нравственных качеств человека
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном».
|
11… сохранения книги в жизни человека в условиях развития современных технологий.
| Публицистика Д. Писаренко
|
12. … влияния Интернета и СМИ на человека.
| Публицистика Д. Писаренко
|
13. Проблема восприятия природы, воздействия человека на окружающую среду.
| Пришвин « Времена года»
В. Астафьев « Царь – рыба»
|
14. … восприятия окружающего мира человеком.
| А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц»
|
15… цели и средства её достижения в науке.
| А. К. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
|
16. …духовного потенциала личности и его реализации.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»/ Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
|
17…. утраты нравственных ориентиров.
| А. И. Солженицын « Матрёнин Двор»
|
18…. воспитания истинного патриотизма, гражданина (гражданственности).
| М. Шолохов « Судьба человека»
|
19… любви.
| А. С. Пушкин « Я Вас любил…»
|
20… свободы и несвободы человека.
| А. С. Пушкин «К Чаадаеву», публицистика А. Приставкина
|
21… нравственной стойкости человека.
| М. Шолохов « Судьба человека» Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
|
22…творчества и судьбы художника
| А. А. Булгаков « Мастер и Маргарита»
|
23…экологии и судьбы современной цивилизации.
| В. Распутин « Прощание с Матёрой»
|
24…. Милосердного, гуманного отношения к другому человеку.
| А. Куприн «Чудесный доктор»
Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…»
|
25… сохранения чистоты русского языка.
| Стихотворение в прозе « Русский язык» И. С. Тургенева
|
26… чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным людям.
| А. П. Чехов « Толстый и тонкий»
|
28… бедности, экономической отсталости, социального неравенства
| Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир»
|
29…. Роли и соотношения материального и интеллектуального ( духовного) в жизни человека
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
30…одиночества
| Лирика М. Ю. Лермонтова («Сосна»)
|
31… распада традиционных нравственных
( семейных) отношений
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
32…. добра и зла
| А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
33… прекрасного в жизни человека
| Ф. М, Достоевский «Идиот» («Красотой спасётся мир») / Н. Заболоцкий « Некрасивая девочка» (« Что есть красота? »)
|
34. .. творческого отношения к труду
| К. Г. Паустовский «Золотая роза»
|
35. … нравственного выбора в жизненных ситуациях.
| А. И. Солженицин «Матрёнин двор»
М. Шолохов « Судьба человека»
|
36… самоопределения человека в жизни.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
37… смертной казни.
| Э. Войнич « Овод»
|
38. .. ответственности писателя (творческой личности) перед обществом.
| А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
39… общественного благосостояния.
| Писатель – сатирик М. Задорнов «Этот безумный, безумный, безумный мир»
|
40. .. сохранения исторической памяти.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
41… проблема народа и интеллигенции.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном» / В. М. Шукшин «Срезал»
|
42… истинной интеллигентности.
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
43. … взаимосвязи творческой личности и « массы», проблема сильной личности, роли личности в истории
| Философия Ницше, М. Горький «Старуха Изергиль» (Образ Ларры), Чацкий их «Горе от ума» А. С. Грибоедова
|
44. …правосудия
| А. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
|
45… утечки мозгов
| Публицистика В. Познера
|
46… толкования понятия чести, сохранения и защиты чести
| А. С. Пушкин « Капитанская дочка»
|
47…влияния искусства на человека
| К. Г. Паустовский «Золотая роза» / Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
48. …памяти о Родине, родном доме, детстве
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
Стих – е «С чего начинается Родина? »
|
49… влияния телевидения на человека
| Публицистика В. Познера
|
. 50… назначения искусства
| К. Г. Паустовский «Золотая роза
|
51…влияния канцелярита на нашу речь
| Герои сатирических рассказов М. Зощенко («Аристократка», «В бане»)
|
52. … коммерциализации культуры
| Публицистика В. Познера
|
53… человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия
| А. Куприн «Чудесный доктор»
Заповедь Нового Завета: «Возлюби ближнего своего…»
|
54…духовности
| Д. С. Лихачёв. Сборник публицистических статей «Письма о добром и прекрасном»
|
55…взаимоотношения с близкими людьми, с родителями, семьёй…
| Л. Н. Толстой «Война и мир» (семья Ростовых)
|
56…духовного совершенствования человека
| Повесть Л. Н. Толстого «Детство»
|
57…счастья
| А. С. Пушкин « На свете счастья нет, а есть покой и воля…», А. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
|
· Дополнительный материал к сочинению – рассуждению. Афоризмы
· Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. ( Н. В. Гоголь) / Архитектура – это застывшая музыка. (Ф. Шеллинг) / Великая архитектура - это величайшее свидетельство человеческого величия. (Ф. Райт)
· Воспитание, воспитанность: Воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский) Человеческим делают нас отец и мать, человечным делает нас воспитание. (К Вебер) / Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. (Козьма Прутков) / Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А. П. Чехов )
· Воображение - глаза души. (Ж. Жубер)
· Воля: Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия. (И. Павлов )
· Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. / Гражданин: Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. (В. Г. Белинский)
· Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками… (Д. Рескин)
· Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Г. Торо) / Доброта язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К. Бови )/ Чувство долга и честь : Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чём мы черпаем счастье. (Ж. Бюфффон)
· Дом: Тот счастливейший из всех, кто обрёл мир в собственном доме. (И. Гёте) / Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там. (Д. Мур)
· Друг, дружба: Другом является такой человек, с которым я могу быть искренним. (Р. Эмерсон) / Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба. (Ф. Ларошфуко)
· Душа, духовность: Душа – зеркало, перед которым проходят события жизни… (Д. Джебран )/ Лучшие духовные наши силы без вдохновения засыпают. Они – сокрытый внас трут, который ожидает искры. (И. Гердер)
· Живопись – это поэзия, которую видят…(Леонардо да Винчи) / Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий (Г. Гауптман )
· Знание – орудие, а не цель. (Л. Н. Толстой)
· Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, она проявляется в добром отношении к людям и миру. (Д. С. Лихачёв)
· Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. (А. Моруа)/ Высшая цель, которой может служить искусство, - способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше её любили. (Р. Кент)
· Красота есть вечность, глядящаяся в вечность. (Д. Джебран)/ Красота спасёт мир. (Ф. М. Достоевский )
· Книга – памятник ушедшим в вечность умам. (У. Дэвенант) / Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени… (Ф. Бэкон)/ Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Д. Аддисон)
· Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом. (В. Гюго )/ Любовь – это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души…. (К. Гельвеций )/Милосердие …не бывает чрезмерным…. (Ф. Бэкон)
· Человек милосердный благотворит душе своей. (Соломон) / Милосердие состоит …. в духовной поддержке ближнего. (Л. Н. Толстой)
· Мужество – добродетель, в силу которой люди … совершают прекрасные дела. ( Аристотель)/
· Мудрость обнаруживается только в истине. (И. Гёте)
· Музыка – язык души…. (Д. Джебран) / Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью. (Б. Арним)
· Величие мысли порождает величие выражения…
· Нравственность – это разум сердца. (Г. Гейне)/ Нравственность заключается в совершенном познании добра, в умении и желании творить добро. (И. Песталоцци )
· Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи - лучшие в человеческой природе: разум и речь. (Плутарх)
· В жизни … всегда есть место подвигам. (М. Горький)
· Человек познаёт сам себя только в той мере, в которой он познаёт мир. (И. Гёте)/ Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. (Ф. М. Достоевский)
· Человек не может себе вообразить ничего прекраснее природы … (А. Ламартин) / Творения природы совершеннее творений искусства. (Цицерон )
· Патриотизм состоит не в пышных возгласах, но в горячем чувстве любви к родине … (В. Г. Белинский) Самые большие подвиги… были совершены из любви к отечеству. (Ж. Ж. Руссо)/ Любовь к родине начинается с семьи. (Е. Лец)
· Есть в мире …. огромная сила, несущая в себе уверенность, имя ей – культур а. (А. Камю)
· Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И. С. Тургенев)
Литература
1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Учебник русского языка для 10 -11 классов. - М.: «Русское слово», 2007.
2. Демонстрационный вариант КИМа за 2010 г. – www. ege. edu. ru
3. Кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. – www. ege. edu. ru
4. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19. 05 1998 г. ).
5. «Организация поэтапной текстовой деятельности учащихся на уроках словесности»/ Редколл.: Белова Н. А., Кашкарева Е. А. / Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2009.
6. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
7. Розенталь Д. И. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. – М.: Астра, 1994.
8. Русский язык. Справочник для учащихся. – М.: Просвещение», 1984.
9. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2010 г. – www. ege. edu. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: