Памятка. Выделите грамматическую (-ие) основу (-ы), определите вид предложения по наличию основ: если одна основа - предложение простое, в котором союз и связывает однородные члены - запятая не нужна, если в две и более основы - сложное, сложносочинённое с союзом и– запятая нужна.
Исключение: запятая не ставитсяв сложносочинённом предложении перед союзом и, если в предложении есть общий второстепенный член (обычно обстоятельство места или времени): Рано утром в деревне раздаётся заливистое кукареканье петухов и слышится мычание проснувшихся коров.
· А20. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при обособленных определениях, обстоятельствах)?
· Памятка.
·Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак или принадлежность предмета и отвечающий на вопросы: какой ( -ая, -ое, -ие)? Относится к определяемым словам - существительным.
·Выделяются на письме запятыми (обособляются) определения:
· согласованные распространённые, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого существительного (Перед глазами расстилалась равнина, пересечённая цепью холмов. );
· -относящиеся к личному местоимению ( Одарённый необчайной силой, он работал за четверых. );
· одиночные однородные прилагательные, стоящие после определяемого существительного (Длинныеоблака, красные и лиловые, сторожили его покой. );
· -стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное значение ( Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снегасбежали мутными ручьями на потоплённые луга. Сбежали почему? Потому что их гонят лучи... ).
·Не выделяются на письме запятыми (не обособляются):
· согласованные распространённые определения, выраженные причастным оборотом, стоящие перед определяемым существительным и не имеющие обстоятельственного значения. (Я смотрел на блестевшие от солнца крыши домов. )
·Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обычно относится к глаголу - сказуемому.
·Всегда выделяются на письме (обособляются):
· обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (что делая? что сделав? ): Уходя, гасите свет. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
· обороты с предлогом несмотря на ( Несмотря на непогоду, корабль вышел в море. ).
· уточняющие обстоятельства места и времени (Именно здесь, в тридесятом государстве, происходит действие сказки. )
· А 21. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при вводных словах)?
· Памятка. Всегда выделяются на письме вводные слова – слова или словосочетания, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова могут выражать:
Значения вводных слов
Примеры
- чувства говорящего
К счастью, к несчастью, к радости, к сожалению, к огорчению, к удивлению, к досаде, к ужасу, на радость, на беду, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час, чего доброго;
- различную степень уверенности
конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй;
- источник сообщения
говорят, сообщают, передают, по словам..., по мнению..., по сообщению..., по - моему, на мой взгляд, помниться, слышно, дескать;
- приёмы и способы оформления мыслей
словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать;
- связь мыслей, последовательность изложения
итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к слову сказать, главное, таким образом, кстати, во - первых, с одной стороны, повторяю, подчёркиваю;
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, не в укор будет сказано, сказать по чести, между нами говоря;
-степень обычности
бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению.
· Памятка. Слова однако, наконец, значит, может, казалось, кажется могут являться вводными и выступать в роли самостоятельных частей речи - членов предложения:
Вводные слова
(выделяются запятыми, можно исключить из предложения).
Самостоятельные части речи – члены предложения (не выделяются запятыми, обычно нельзя исключить из предложения).
1. Однако (если стоит в середине предложения).
1. Однако выступает в роли союза но, если стоит в начале предложения или в начале части сложного предложения.
2. Наконец (в значении дополнения к сказанному, = и ещё).
2. Наконец - наречие, отвечает на вопрос
как? Употребляется в значении « в конце»,
« под конец».
3. Значит (в значении вывода)
. Может, казалось, кажется (выражают
различную степень уверенности)
3. Значит, может, казалось, кажется – части составного сказуемого (нельзя исключить из предложения).
· Памятка. Запомнить: вводные слова от союза а не отделяются запятой. (Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал ещё крепче и энергичнее. ); запятая не ставится перед сравнительными союзами как, словно, будто, точно, присоединяющими сказуемое. ( Гладь реки словно зеркало. )
· А 22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. Найдите однородные члены предложения, определите, какими союзами они связываются.
Запятая ставится
Запятая не ставится
1) если ОЧП не связаны союзами;
1) перед одиночными соединительными и противительными союзами и, или, либо, да (= и), связывающими два ОЧП;
2) перед противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако;
2) если в предложении два ряда ОЧП (Они должны знать устройство машин и приборов и уметь работать на них. );
3) перед повторяющимися созами и…и, ни- ни, то - то, не то - не то, или…или, либо…. либо;
примечании: если перед первым ОЧП нет повторяющегося союза, запятая всё равно ставится во всех случаях (В гостиной зеркала, и картины, и вазы были настоящими. );
3) в устойчивых сочетаниях (ни рыба ни мясо, ни свет ни заря…. ).
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и; как…, так и; тоже, также, не только…, а и; не только…, да и; не только…, однако и (запятая ставится один раз перед второй частью);
5) между парами ОЧП (Много суетливого и забавного, деловитого и хитрого сочеталось в нём. )
А 23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Памятка. Вначале выделите грамматическую (-ие) основу (-ы ) и установите вид предложения: простое с обобщающим словом при однородных членах (если одна основа) или сложное бессоюзное (если две или более). Если предложение сложное бессоюзное, вспомните правила постановки двоеточия и тире.
Двоеточие
Тире
1. Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. (= а именно). (Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. )
1. Первая часть противопоставляется второй(= а, но). (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
2. Вторая часть указывает на причинутого, о чём говорится в первой части (= потому что, так как). (На станции был опущен шлагбаум: шёл курьерский поезд. )
2. Указывается на быструю смену событий. (Сыр выпал – с ним была плутовка такова. )
3. В первой части есть (или пропущены) слова и увидел, и услышал, и почувствовал. (= что) (Вдруг я чувствую: кто – то берёт меня за плечо и толкает. )
3. В первой части указывается на время или условиесовершения действия (= когда, если). (Любишь кататься – люби и саночки возить. )
4. Вторая часть содержит прямой вопрос. (Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? )
4. Вторая часть содержит вывод, следствие (= поэтому). (Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. )
6. Вторая часть имеет изъяснительное значение. ( =что)
(Иногда мне думается – надо убежать. )
7. Вторая часть – присоединительное предложение (= это). ( На стене ни одного образа – дурной знак. )
· А 24. Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным с союзным словом который).
Памятка. Выделите главную и придаточную части в СПП с придаточным определительным (главное – это то предложение, от которого можно поставит вопрос, придаточное – то, в котором содержится союз или союзное слово, в данном случае союз. сл. который ).
Памятка. Запятую ставят после того слова, от которого мы задаём вопрос к придаточному предложению. (Мы пошли к церкви (какой? ), купола которой белели вдалеке. )
· А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Памятка. Выделите основы, определите, простое или сложное предложение. Перед союзом и ставится запятая, если союз исвязывает части сложного предложения; на стыке двух союзов ставится запятая, если нет второй части союзов то, так, но. Запятая не ставится на месте стыка двух союзов, еслиесть то, так, но.
Памятка. Не путайте СП с разными видами связи (с союзом и ) от СПП с однородным подчинением, при котором перед союзом и, связывающим однородные придаточные, запятая не ставится. (Капитан говорил, что в любом преступнике остаётся частица доброго начала и что именно этот участок человеческой души является главным помощником следствия. )
· А 26. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженном причастным оборотом?
· Выделяем придаточную часть (со словом который), находим глагол – сказуемое и пытаемся образовать от него причастие того же времени.
· Памятка. Запомните:
· нельзя образовать причастия от глаголов будущего времени или н. ф. глагола ( Пример ошибки: Мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится ( буд. вр. ) завтра.
· нельзя заменить, если причастный оборот будет относиться к другому слову или при этом искажается смысл предложения. ( Пример ошибк и: Голос отца не имел того выражения доброты, которое трогало меня до слёз. )
·
А 27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Памятка: найдите (подчеркните) ключевые слова - главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставьте её с предложенными вариантами, соблюдая фактологическую достоверность.
А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Памятка: внимательно прочитайте текст, сопоставьте предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.
· А 29. Типы речи
Типы речи
Вопрос
О чём говорится?
Строение текста
Языковые особенности
Описание
Каков предмет, человек?
О признаках предмета, человека
Общее впечатление, общий признак и отдельные признаки предмета, человека
Использование прилагательных и причастий, помогающих точно и выразительно описать предмет, человека
Повество
вание
Что происходит?
О событиях и действиях
(смена событий и действий во времени)
Использование слов, подчёркивающих последовательность мыслей (вводные слова) вопросительно – ответная форма изложения.
· Памятка. Запомните: в рассуждении так же, как и в повествовании, могут приводиться факты, но в качестве аргументов, доказывающих мысли автора; эти факты, в отличие от развивающегося во времени события в повествовании, имеют статичный характер.