Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?




Памятка.   Выделите грамматическую (-ие) основу (-ы), определите вид предложения по наличию основ: если одна основа - предложение простое, в котором союз и связывает однородные члены - запятая не нужна, если в две и более основы - сложное, сложносочинённое с союзом и– запятая нужна.

Исключение: запятая не ставитсяв сложносочинённом предложении перед союзом и, если в предложении есть общий второстепенный член (обычно обстоятельство места или времени): Рано утром в деревне раздаётся заливистое кукареканье петухов и слышится мычание проснувшихся коров.

· А20. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при обособленных определениях, обстоятельствах)?

· Памятка.  

· Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак или принадлежность предмета и отвечающий на вопросы: какой ( -ая, -ое, -ие)? Относится к определяемым словам - существительным.

· Выделяются на письме запятыми (обособляются) определения:

· согласованные распространённые, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящими после определяемого существительного (Перед глазами расстилалась равнина, пересечённая цепью холмов. );

· -относящиеся к личному местоимению ( Одарённый необчайной силой, он работал за четверых. );

· одиночные однородные прилагательные, стоящие после определяемого существительного (Длинныеоблака, красные и лиловые, сторожили его покой. );

· -стоящие перед определяемым словом и имеющие обстоятельственное значение ( Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снегасбежали мутными ручьями на потоплённые луга. Сбежали почему? Потому что их гонят лучи... ).

· Не выделяются на письме запятыми (не обособляются):

· согласованные распространённые определения, выраженные причастным оборотом, стоящие перед определяемым существительным и не имеющие обстоятельственного значения. (Я смотрел на блестевшие от солнца крыши домов. )

· Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обычно относится к глаголу - сказуемому.

· Всегда выделяются на письме (обособляются):

· обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (что делая? что сделав? ): Уходя, гасите свет. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

· обороты с предлогом несмотря на ( Несмотря на непогоду, корабль вышел в море. ).

· уточняющие обстоятельства места и времени (Именно здесь, в тридесятом государстве, происходит действие сказки. )

· А 21. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (при вводных словах)?

· Памятка.   Всегда выделяются на письме вводные слова – слова или словосочетания, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова могут выражать:

Значения вводных слов Примеры
- чувства говорящего К счастью, к несчастью, к радости, к сожалению, к огорчению, к удивлению, к досаде, к ужасу, на радость, на беду, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час, чего доброго;
- различную степень уверенности конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй;
- источник сообщения говорят, сообщают, передают, по словам..., по мнению..., по сообщению..., по - моему, на мой взгляд, помниться, слышно, дескать;
- приёмы и способы оформления мыслей словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать;
- связь мыслей, последовательность изложения итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к слову сказать, главное, таким образом, кстати, во - первых, с одной стороны, повторяю, подчёркиваю;
- призыв к собеседнику, привлечение внимания видишь ли, понимаешь ли, знаешь ли, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, пожалуйста;
-мера того, о чём говорится самое большее, самое меньшее, по крайней мере;
- экспрессивность высказывания по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, не в укор будет сказано, сказать по чести, между нами говоря;
-степень обычности бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению.

· Памятка. Слова однако, наконец, значит, может, казалось, кажется могут являться вводными и выступать в роли самостоятельных частей речи - членов предложения:

            Вводные слова (выделяются запятыми, можно исключить из предложения). Самостоятельные части речи – члены предложения (не выделяются запятыми, обычно нельзя исключить из предложения).
1. Однако (если стоит в середине предложения).   1. Однако выступает в роли союза но, если стоит в начале предложения или в начале части сложного предложения.
2. Наконец (в значении дополнения к сказанному, = и ещё).   2. Наконец - наречие, отвечает на вопрос как? Употребляется в значении « в конце»,   « под конец».
3. Значит (в значении вывода) . Может, казалось, кажется (выражают различную степень уверенности) 3. Значит, может, казалось, кажется – части составного сказуемого (нельзя исключить из предложения).

 

· Памятка. Запомнить: вводные слова от союза а не отделяются запятой. (Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал ещё крепче и энергичнее. ); запятая не ставится перед сравнительными союзами как, словно, будто, точно, присоединяющими сказуемое. ( Гладь реки словно зеркало. )

· А 22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. Найдите однородные члены предложения, определите, какими союзами они связываются.                                                                                 

Запятая ставится Запятая не ставится
1) если ОЧП не связаны союзами;   1) перед одиночными соединительными и противительными союзами и, или, либо, да (= и), связывающими два ОЧП;
2) перед противительными союзами а, но, да (=но), зато, однако; 2) если в предложении два ряда ОЧП (Они должны знать устройство машин и приборов и уметь работать на них. );
3) перед повторяющимися созами и…и, ни- ни, то - то, не то - не то, или…или, либо…. либо; примечании: если перед первым ОЧП нет повторяющегося союза, запятая всё равно ставится во всех случаях (В гостиной зеркала, и картины, и вазы были настоящими. ); 3) в устойчивых сочетаниях (ни рыба ни мясо, ни свет ни заря…. ).
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и; как…, так и; тоже, также, не только…, а и; не только…, да и; не только…, однако и (запятая ставится один раз перед второй частью);  
5) между парами ОЧП (Много суетливого и забавного, деловитого и хитрого сочеталось в нём. )  
  • А 23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
  • Памятка.   Вначале выделите грамматическую (-ие) основу (-ы ) и установите вид предложения: простое с обобщающим словом при однородных членах (если одна основа) или сложное бессоюзное (если две или более). Если предложение сложное бессоюзное, вспомните правила постановки двоеточия и тире.

 

Двоеточие Тире
1. Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. (= а именно). (Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. ) 1. Первая часть противопоставляется второй(= а, но). (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
2. Вторая часть указывает на причинутого, о чём говорится в первой части (= потому что, так как). (На станции был опущен шлагбаум: шёл курьерский поезд. ) 2. Указывается на быструю смену событий. (Сыр выпал – с ним была плутовка такова. )  
3. В первой части есть (или пропущены) слова и увидел, и услышал, и почувствовал. (= что) (Вдруг я чувствую: кто – то берёт меня за плечо и толкает. )   3. В первой части указывается на время или условиесовершения действия (= когда, если). (Любишь кататься – люби и саночки возить. )  
4. Вторая часть содержит прямой вопрос. (Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? )        4. Вторая часть содержит вывод, следствие (= поэтому). (Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. )
  5. В значении сравнения (= как). (Посмотрит - рублём одарит. )  
  6. Вторая часть имеет изъяснительное значение. ( =что) (Иногда мне думается – надо убежать. )  
  7. Вторая часть – присоединительное предложение (= это). ( На стене ни одного образа – дурной знак. )

· А 24. Указать вариант, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным с союзным словом который).  

  • Памятка. Выделите главную и придаточную части в СПП с придаточным определительным (главное – это то предложение, от которого можно поставит вопрос, придаточное – то, в котором содержится союз или союзное слово, в данном случае союз. сл. который ).
  • Памятка.   Запятую ставят после того слова, от которого мы задаём вопрос к придаточному предложению. (Мы пошли к церкви (какой? ), купола которой белели вдалеке. )

 

 

·   А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

 Памятка.  Выделите основы, определите, простое или сложное предложение. Перед союзом и ставится запятая, если союз исвязывает части сложного предложения;  на стыке двух союзов ставится запятая, если нет второй части союзов то, так, но. Запятая не ставится на месте стыка двух союзов, еслиесть то, так, но.

Памятка. Не путайте СП с разными видами связи (с союзом и ) от СПП с однородным подчинением, при котором перед союзом и, связывающим однородные придаточные, запятая не ставится.   (Капитан говорил, что в любом преступнике остаётся частица доброго начала и что именно этот участок человеческой души является главным помощником следствия. )

 

·    А 26. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженном причастным оборотом?

·  Выделяем придаточную часть (со словом который), находим глагол – сказуемое и пытаемся образовать от него причастие того же времени.                                                                                   

· Памятка.  Запомните:  

· нельзя образовать причастия от глаголов будущего времени или н. ф. глагола ( Пример ошибки: Мы не смогли отменить встречу в Лондоне, которая состоится ( буд. вр. ) завтра.

· нельзя заменить, если причастный  оборот будет относиться к другому слову или при этом искажается смысл предложения.  ( Пример ошибк и:  Голос отца не имел того выражения доброты, которое трогало меня до слёз. )

·   

    А 27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Памятка: найдите (подчеркните) ключевые слова - главную информацию, заключённую в тексте, и сопоставьте её с предложенными вариантами, соблюдая фактологическую достоверность.

А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

Памятка: внимательно прочитайте текст, сопоставьте предложенные варианты с предложениями, содержащими авторскую позицию, главную мысль текста.

 

· А 29. Типы речи

Типы речи Вопрос О чём говорится? Строение текста Языковые особенности
Описание Каков предмет, человек? О признаках предмета, человека Общее впечатление, общий признак и отдельные признаки предмета, человека Использование прилагательных и причастий, помогающих точно и выразительно описать предмет, человека
Повество вание Что происходит? О событиях и действиях (смена событий и действий во времени) Зачин – завязка – развитие действия- кульминация – развязка - концовка Использование глаголов, слов, указывающих на последовательность действий: сначала, затем…
Рассуждение Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? О причинах действий, признаков, событий (причинно-следственная связь) 1. Тезис (осн. мысль) 2. Аргументы (Доказательства) 3. Вывод Использование слов, подчёркивающих последовательность мыслей (вводные слова) вопросительно – ответная форма изложения.

· Памятка. Запомните: в рассуждении  так же, как и в повествовании, могут приводиться факты, но в качестве аргументов, доказывающих мысли автора; эти факты, в отличие от развивающегося во времени события в повествовании, имеют статичный характер.

                                          

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...