Иерархия личных отношений.
Так мы с нашими детьми и друзьями (а как еще назвать людей, которые разделяют с тобой взгляды на воспитание) опытным путем нашли структуру личности, нашли средства к ее развитию и даже получили за три года прекрасный результат на опыте: ПРИЯТЕЛЬСТВО – ТОВАРИЩЕСТВО – ДРУЖБА – ЛЮБОВЬ. Приятелями должны быть по возможности все люди вокруг. Мы стремимся к этому инстинктивно, а теперь и научились этим управлять, посещая общественные балы. Товарищей значительно меньше, но и они тоже должны быть из числа приятелей. Ведь достигать совместных результат, например - напилить дров, не только полезно, но хочется, чтобы было приятно. Но приятелей не стоит напрягать предложениями участвовать в общих делах. Не все могут разделить дело, а от этой невозможности приятность может исчезнуть. Так что нужно быть осторожным и ценить приятелей за их любезность, а товарищей за умение разделить «товар» и труды. Друзей и среди товарищей немного, да быть много не должно. Тем более, что друзья проявляются в несчастьях, когда и дел то с таким несчастным человеком быть не может. Когда дела прекращаются из-за болезни, упадка сил, или просто ошибки, то товарищи отходят на второй план, а остается несколько друзей. Запоминаем их, ценим, учимся благодарить друзей и стать в свою очередь другом для них, но и только товарищей не нужно отвергать и рвать с ними отношения. Вроде бы говорят, что «дело – это дело, и ничего личного», но мы уже поняли, что деловые отношения имеют прямое отношение к личности, но на своем уровне. «Что же с любовью?» - спросит читатель. Отвечу, что все хорошо. Наши дети подросли и настолько увлечены тремя этими занятиями – быть приятелем, быть товарищем, быть другом, что «любовью» не озабочены. Просто некогда, да и не нужно. Многие из ребят и девочек подходили и в разных словах сообщали, что прежние проблемы с псевдо-любовью, с зажатостью, стеснительностью, разборками (сложностями) в подростковой среде их больше не мучают и не портят им и так нелегкую детскую жизнь.
Теперь я уверен, что когда они встретят свою любовь, они смогут быть любимому человеку и приятны (не опускаться до скандалов), товарищем (нести вместе тяготы семейной жизни), быть другом (поддерживать любимого в трудную минуту). Ну а если не смогут (взрослые, т.е. мы плохо научили или не подали должный пример), то, по крайней мере, будут иметь четкое представление о проблеме и как ее решать. Уже сейчас подростки научаются видеть содержание отношений и чувств: пустое ли это чувство, пустая ли эта привязанность или наполнена приятными отношениями, товариществом и дружбой. Вышеназванные четыре элемента личного роста и воспитания были присущи традиционной русской культуре всех слоев общества, а теперь сохраняются часто отдельно друг от друга. При соединении воедино они дают решение многих жизненных проблем, связанных с личностью. Интересно, если дать возможность личности ребенка развиваться по всем четырем направлениям сразу, то проблемы, мучающие сейчас взрослый мир, просто не возникнут. А чтобы исправить личность взрослого человека даже описанных усилий будет мало. Где-то с 16-18 лет прекращается рост тела человека и закрываются возможности направленного роста личности. Как говорил киногерой: «Что выросло, то выросло». И чтобы это исправить нужны уже усилия не только воспитателя, а руководителя и воспитателя одновременно, но это уже другая тема из серии как управлять обществом, а не как его правильно создать.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Как бы мы ни развивали личности наших детей в детстве, как бы ни старались дать им «самое» лучшее, но что получается, то получается. Наблюдая за людьми, приходится признать, что все мы делимся на некоторые психологические типы. Об этом нам постоянно говорят психологи, а теперь и в школе начинаются попытки чуть ли не с первого класса определить некий психологический тип ребенка и обучать в соответствии ему. Правда речь идет не о воспитании, а о белении детей на производственные касты. Одни должны с самого раннего возраста готовиться управлять и быть всякого рода «творцами-креативщиками», другие быть инженерами, третьи рабочими у станков, четвертые – сельскохозяйственными рабочими. Речь о свободном выборе профессии и жизненного пути, по мнению этих горе-воспитателей, нужно исключить.
Нежизнеспособность такого подхода очевидна для многих, и как учит история тех кто желает у нее учиться - судьба неуемных революционеров незавидна. А для нежелающих это понимать, следует напомнить, что попытки поставить преграду жизненным силам общества всегда кончались плохо для таких преград. Нужно не придумывать искусственные общественные конструкции, а идти вслед жизненным силам народа, лишь направляя их в возможное лучшее русло. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Например, на Западе успешно работает модель деления личности по геометрическим типам: круг, квадрат, треугольник, зигзаг. Как-то изучая эту типологию между делом обратил внимание, что почти невозможно подвести кого-то из моих товарищей под один из типов. На мое недоумение один психолог объяснил: «Это у них на Западе все прекрасно работает. Там действительно если человек круг, то он круг и никак не проявляет свойств треугольника». Вывод запомнил, а вопрос остался: как можно понимать окружающих меня людей с точки зрения психологии? Жизнь, как всегда оказалась интересней теории и помогла разобраться с вопросом самым неожиданным способом. Началось все с того, что после начала занятий танцами в клубе собралось большое число девиц. Если парни требовали только приключений, то от девушек шел мощный призыв к пониманию их проблем, не учитывание которого грозило взорвать клуб изнутри. Девицам нужно было жать ответ на второй извечный русский вопрос: «Что делать?»
СКАЗКА О ЗОЛУШКЕ. «Кто женщину поймёт, тот будет править миром, А.Фет Конечно же, первый психологический тип девушки в обществе – это ПРИНЦЕССА. Она мила, весела, говорлива, готова общаться. Принцесс мало, но общество образуют они и это их главная забота. Про принцесс написана большая половина сказок. Василиса Премудрая и Золушка – суть принцессы или становятся ими. Принцессы любят все красивое: красиво одеваться, красиво двигаться, красиво говорить, красиво жить. Но беда всех принцесс в том, что для красивой жизни нужен принц, а принцев мало даже среди воспитанников военно-патриотических клубов. Поэтому мы стали разбирать с нашими принцессам смысл сказки о Золушке. Кто такая Золушка по сюжету сказки? Будем опираться на прекрасный вариант сказки от Евгения Львовича Шварца, вышедший на киноэкраны в 1944 году. Она дочь знатного вельможи – главного лесничего и по праву происхождения приглашена на бал – смотрины невест для принца. Правда, жизненные обстоятельства заставляют Золушку заниматься работой и самой черной, от чего девушка постоянно покрыта слоем золы и немного неопрятна, но уверена, что «очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь». Попадая на бал, Золушка сразу же попадает в центр внимания. Все от короля до принца ее сразу же замечают, как будто нет других знатных и красивых девушек. Секрет Золушки очень прост: она ведет себя как девушка из двух общественных групп: тонка, воспитана как знатная дама, проста как крестьянка («не ломается» когда ее просят спеть), умела как горничная (зашивает королю воротник). Такие контрасты не могут не заинтересовать окружающих. Такова, кстати, природа интереса молодого барина Алексея Берестова к переодетой крестьянкой Лизе Муромской в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Проявляя особенности и простой крестьянки и недоступной, строговоспитанной барышни Лиза сразу овладевает вниманием Алексея. Да и сам интерес Лизы к столичному гостю диктуется контрастом, складывающимся из рассказов ее горничной и ее подружек из числа помещичьих дочек.
Поэтому нашим принцессам сразу разъяснялся смысл сказок про Золушку, и сами девочки пристраивались к работе. Пилить дрова, варить кашу, ставить палатку в походе, шить платья и всякие безделушки к балу, убирать, мыть, наряжать – все это добровольно (по-волонтерски) и с радостью. Девочки за дело взялись (всем ведь хочется быть принцессой, а не только ей казаться), и тут обнаружилась разница в их поведении. Нужно было создавать модель поведения личности в обществе. «ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД ОКНОМ ….» Три девицы под окном - "Кабы я была царица,- А.С. Пушкин Что было дальше – история всем знакомая с детства. Одна сестрица, проявившая прямое отношение к личности молодого человека облеченного властью становится его супругой - царицей. Две остальные сестры, воспринимавшие молодого мужчину через его внешние атрибуты (возможность всех организовать систему массового питания, возможность наладить производство полотна) отправлены заниматься тем, к чему у них была расположенность. Тем более, что каждая из них заявила о своем желанном занятии. Но они от чего-то обижаются. С чего бы? – «Знать завидуют оне государевой жене». Это важный психологический момент как для развития сюжета сказки, так и для понимания психологической природы всех русских бунтов и революций. Но сейчас оставим его за рамками нашего исследования. В первой главе, была упомянута способность русского человека совмещать разные психологические типы, разные занятия, занимать положение в разных сословных группах одновременно. Люди, проявляющие противоположные качества нас не настораживают, а вызывают живой интерес и даже желание сжиться с ними, дружить и любить их. Не в этой ли особенности русской души таится то беззаветное чувство, с которым наши предки восприняли Иисуса Христа, иным народам казавшимся столь противоречивым?
ЧАСТИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. «ТКАЧИХА» Но все же, в каждом многогранном человеке есть одно из трех различных стремлений, определяющий тип его личности. Так «ткачиха» стремится иметь отношения с бездушными предметами. Ее тянет к рукоделию и если не развивать интерес и потребность в общении, то такая личность навсегда останется «ткачихой». Развитие личности у ткачихи блокируется в основном осуждением ближнего. Начни осуждать окружающих и сможешь дело иметь только с ремеслом. С работой, или с такими же осуждающими. Осуждение приводит к сужению сознания, а объединение людей с узким сознанием порождает секту. И все же, перед любой «ткачихой» за самым современным станком всегда стоит пример открытых личностей и потому «плачет у станка ткачиха…». «Ткачиха» ткет из того что есть и ориентируется только на свои представления об истине, красоте и порядке. Изменить усвоенные истины «ткачихе» самостоятельно практически невозможно.
Из «ткачих» выходят прекрасные рабочие, интеллигенты-технари, чиновники-исполнители, солдаты, наконец. «ПОВАРИХА». Личность «поварихи» не ограничена своими абстрактными представлениями как у ткачихи. Она уже может взаимодействовать с другими личностями, понимать их вкусы, желания, стремления и потому ей удается угождать вкусам окружающих – «готовить им». Собственные представления «повариха» умеет подвергать сомнению, может управлять их содержанием как повар управляет вкусом приготовляемой пищи. И не обязательно это будет приготовление пищи. Например секретарша, умеющая понять ситуацию и помочь директору и своим товарищам также относится к типу «поварихи». Если «ткачихи» прекрасные производственные работницы, то «поварихи» -великолепные помощницы, но не в личных, а в производственных отношениях. «ПРИНЦЕССА» («ЦАРИЦА»). Тип «царицы» или «принцессы» ориентирован целиком на личность человека. И не важно мужчина это, или женщина. «Принцесса» в первую очередь помогает состоятся личности другого, а не берется опекать как «повариха», или делать вместонего как «ткачиха». Поэтому с практической точки зрения «принцессы» - существа никчемные, но в перспективе только они позволяют другим личностям развиваться и быть счастливыми. «Принцы» и «принцессы» умеют воплощать в своей жизни какие-нибудь идеи, заражая ими окружающих. Будь то идея красоты, идея доблести, идея власти «принц» будет воплощать ее в своей жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|