Личность и индивидуальность.
Подобно тому как обществоведы почти не оперируют понятиями мужского и женского начал такая же ситуация сложилась с понятием "личности". Та единица из которой все получается, строится и выводится - "индивид". Индивид - "неделимый", или "атом" по-гречески. Между тем «индивид», как и «атом» философов-досократиков сам по себе никаких свойств не имеет, он есть – субстанция, все свойства которой навешиваются на него как игрушки на елку, т.е. Внешним образом. Сам же индивид – есть вещь-в-себе. Понятие личности кроме самоопределенности, несет в себе изначальное отношение к другому, к другой личности. Понятие личности впервые подробно было разработано в христианском богословии для определения отношения Бога и человека и Лиц Пресвятой Троицы между собой. При этом Бог обращался к народам, как к неким соборным личностям. Открытость личности сравнивается со светом и называется любовью. Бог – есть Любовь, и развитая личность человека также воспринимается окружающими как любовь. Таким образом, личность, любовь и индивид со своими интересами образуют противоположности, которые можно одинаково класть в основание общественного устройства. Только в случае с индивидом мы модель общества будет не учитывать личные факторы и никоим образом не сможет вместить в себя основополагающее чувство и содержание жизни человека, сведя жизнедеятельность людей к удовлетворению потребностей индивидов.
Глава 2. МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА. ВВЕДЕНИЕ. После рассмотрения понятий в первой части следует разобрать позитивистскую модель в которой они используются. Определение структуры модели и предложения по ее развитию предлагается читателю в части номер два. Здесь же будет предложено краткое описание «новой» модели общества. Почему «новой» - условно? Потому что многие элементы уже использовались в построениях обществоведов особенно консервативных. Это и учение о семье как основе общества, а не следствии его развития, это и сословное деление, которое было объявлено «устаревшим» в обществах перешедших на классовую модель и многое другое.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА. Интересно, что «все домарксистские философы, в том числе и материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями». Идеальные побуждения, т.е. Внутренние долгое время считались основой общественных отношений. Но с развитием капитализма, поставившего людей в зависимость от товарного производства и эффективности продаж оказалось возможным убедить людей, что общество определяют внешние материальные факторы. Эти факторы и реакции людей на них легко фиксировались опытно и точно измерялись численно. Была построена модель такого общества. По сути, эта модель общества, хорошо знакомая поколениям выросшим в СССР представляет собой повторяет модель строения «первых материалистов». В основу модели общества легла модель строения вещества атомистов: общество составляют люди - индивиды («атомы» по греч.). Все свойства индивидов, в том числе и сознание возникают в процессе трудовой, общественно-производственной их деятельности. Деление людей на мужчин и женщин для возникновения общества не важно, т.к. Связано лишь с функцией продолжения рода. Семья возникает в процессе развития общественных отношений и потому быть «ячейкой общества» не может. Главной ячейкой, элементом общества является человек-индивид. Разнообразные внешние факторы естественно материально происхождения побуждают такого человека взаимодействовать с себе подобными, образовывать первоначально неструктурированные группы, трудиться, трудиться совместно, общаться, вырабатывать язык для общения друг с другом, подчиняться и подчинять, создавать общества с властью, дополнительно структурировать эти общества, порождая сложные структуры государства и конечно же создавать семьи, нескольких видов. В этом усложнении общества, установлении все большего количества общественных связей состоит общественное развитие (прогресс). Со времен Маркса проблема человека в таком обществе в том, что он порабощен этими связями и ему надо от них освободиться, сохраняя, при этом, все достижения развитого сознания. Все это были декларируемые намерения, и есть все основания предполагать, что за ними стояли неблагие цели. Противники этого учения видели множество нестыковок, но дать непротиворечивое и логически обоснованное учение о структуре общества не удавалось. К тому же вряд ли его стали бы слушать в то время. Практика последовательного проведения положений исторического материализма в жизнь в 20 веке дала очень закономерные и повторяемые результаты. Причем закономерные с точки зрения именно учения о строении вещества, но не атомистического, а более развитого и научного - атомно-молекулярной теории, которую впервые сформулировал Михаил Ломоносов («Элементы математической химии» 1741г). Разрушение связей между атомами из которых состоят молекулы приводит к выделению больших количеств энергии. Разрушение общественных связей в результате революций приводило также к огромным выбросам энергии людских масс не связанных никакими внешними условностями. Внутренние ограничения были разрушены еще раньше все теми же материалистическими учениями. Всплеск насилия в революционных обществах отрезвил многих сторонником материализма. Дальнейшие события показали, что для введения в жизненное русло революционной массы людей, т.е. Создания из них «нового» общества потребовались еще большие внешние ограничения и подавление чем были раньше. Коммунистическое рабство и принуждение затмило своей жестокостью все бывшие до той поры системы властвования, так критиковавшиеся коммунистами. Сбылись все мрачные предсказания консерваторов о грядущем новом феодализме и рабстве. Выход был найден в усложнении обществ в социалистических странах, приведшее к усложнению структуры и общественному расслоению, вобравшему в себя активность народных масс. Глобальное давление руководящей силы – коммунистической партии на народ, лишенный своей общественной структуры (т.е. «реакционных классов»), было ослаблено выстраиванием новой советской интеллигенции. В результате давление на множество общественных слоев распределилось и в позднем СССР многими не ощущалось как проблема. Проблемы начались в 1991 году с начало второй волны ломки сложившегося общества, которая не завершена до сих пор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|