1. Какую часть выкупа выплачивали крестьяне помещику за землю, чтобы получить её в полную собственность?
Тест 5
1. Какую часть выкупа выплачивали крестьяне помещику за землю, чтобы получить её в полную собственность? а) 100% б) 50% в) 20%
2. Какие реформы были проведены в России после аграрной реформы? а) земская б) городская в) судебная г) реформа образования д) военная е) денежная
3. Когда был учреждён Государственный банк? а) 1850 г. б) 1860 г. в) 1870 г.
4. Главные направления экономической и финансовой политики? а) устранение неразменных бумажных денег; б) улучшение торгового баланса путем уменьшения государственных расходов и привоза иностранных товаров одновременно с увеличением отечественного вывоза; в) создание большой сети железных дорог для облегчения вывоза главного предмета экспорта – хлеба; г) передача железнодорожного строительства частной инициативе; д) развитие кредитной системы; е) уничтожение сверхсметных расходов администрации.
5. Какие казенные дороги были переданы в частные руки в 1870 г.? а) Одесская б) Киево – Брестская в) Московско – Курская
6. Когда в банковском деле развернулась учредительская горячка? а) начало 1860 гг. б) конец 1860 гг. в) конец 1860 – начало 1870 гг.
7. Вторая волна учредительской горячки? а) 1870 гг. б) 1880 гг. в) 1890 гг. 8. Сколько акционерных банков было учреждено в России в конце XIX? а) 20 б) 40 в) 60
9. После денежной реформы 1894-1895 гг. были выпущены золотые монеты номиналом? а) 5 руб. б) 10 руб. в) 7, 5 руб. г) 15 руб.
10. Каков был профицит бюджета в 1909 – 1913 гг.? а) 300 млн руб. б) 383, 5 млн руб. в) 450 млн руб.
11. Сколько акционерных банков было в России на 1 июля 1914 года?
а) 27 б) 37 в) 47
6. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В ГОДЫ " ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" (1917-1921 годы)
Строительство нового общества представлялось большевикам как процесс создания экономики, основанной на нерыночных отношениях командного типа. В качестве образца предлагалось использовать опыт Парижской Коммуны 1871 г. Считалось, что после революции в стране не будет армии, полиции, все чиновники будут выборными и подотчетными перед народом. В переходный период строительства коммунистического общества вместо буржуазного государства будет диктатура пролетариата, которая сможет осуществлять две основные функции: подавление сопротивления буржуазии и руководство массами населения. Предполагалось, что уже в переходный период в экономике будет отсутствовать частная собственность, будет проведено полное обобществление производства, сформируются хозяйственные связи, основанные на административном распределении продукции из единого экономического центра. После революции Советское правительство начало активно внедрять эти теоретические установки в хозяйственную практику. И если внимательно проанализировать историю Советского периода, то можно с уверенностью утверждать, что большая часть этих установок действовала на протяжении нескольких десятилетий. Почему же большевикам удалось достаточно быстро воплотить в жизнь такую модель? Во-первых, в России на протяжении веков государственная (казенная) собственность традиционно занимала ведущее положение. Государственное вмешательство в экономику было весьма сильным, что создавало соответствующие предпосылки для создания сверхцентрализованной системы управления хозяйством, присущей тоталитаризму. Во-вторых, в массовом сознании людей преобладали наивные представления о социальной справедливости, об уравнительном распределении собственности, и прежде всего земли (что и обещали большевики). Поэтому основная часть населения всюду поддерживала первые шаги Советской власти.
В-третьих, новая власть по своей природе была основана на репрессивном аппарате, силы которого стали использоваться уже в первые месяцы после Октябрьского переворота (создание ВЧК в декабре 1917 г., разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. ). Формирование командной экономики ознаменовалось систематической борьбой большевиков против частной собственности, экспроприация которой началась с Декрета о земле, где было записано, что частной собственности на землю лишаются все слои общества, кроме крестьян. По декретам от 14 декабря 1917 г. и 24 марта 1918 г. все недвижимое имущество в городах было сначала изъято из торгового обращения, а затем передано в государственную собственность. Декрет ВЦИК от 3 февраля 1918 г. аннулировал все внутренние долги государства. В апреле 1918 г. было запрещено покупать, продавать и сдавать в аренду торговые и промышленные предприятия, в мае 1918 г. отменено право наследования. Ни одна из этих мер не была продиктована “насущной необходимостью”, поскольку страна еще не находилась в состоянии гражданской войны. Все это делалось с целью лишения граждан страны прав владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, а значит, лишения их экономической и политической самостоятельности. 14 ноября 1917 г. ВЦИК принял постановление о введении рабочего контроля на всех промышленных, банковских, транспортных, торговых и других предприятиях, где применялась наемная рабочая сила. Органы контроля имели большие полномочия: наблюдать за производством, хранением, реализацией продукции, устанавливать минимальный выпуск продукции для данного предприятия, определять издержки изготовляемых изделий, следить за деловой перепиской, за приемом и увольнением работников, а также за финансовой деятельностью администрации, что подразумевало отмену коммерческой тайны. Это, чаще всего некомпетентное, вмешательство рабочих контролеров вызывало недовольство среди предпринимателей, в результате чего стали закрываться заводы и фабрики. В ответ по стране началась “красногвардейская атака на капитал”, то есть массовая экспроприация частной собственности,
Как же проходил этот процесс? Прежде всего, в декабре 1917 г. при Совнаркоме был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, объединять деятельность центральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочего контроля. ВСНХ получил также право конфисковывать частные предприятия, проводить принудительное синдицирование различных промышленных предприятий и т. д. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаваться местные органы управления экономикой – советы народного хозяйства (совнархозы). После этого усилилось наступление на частную собственность: стала осуществляться национализация путем насильственного безвозмездного отчуждения (т. е. конфискация) собственности промышленной, торговой, финансовой буржуазии в пользу государства. Очень тяжело шла национализация железных дорог, чья администрация и почти все инженерно-технические работники отказались сотрудничать с новой властью, покинув свои рабочие места. Это привело к полной дезорганизации движения поездов. Действия управленческого персонала поддержали руководители Всероссийского исполкома союза железнодорожников (Викжеля), которые вели открытую борьбу с Советским правительством. Противостояние длилось почти полгода, и только к лету 1918 г. большинство железных дорог было национализировано. В первые месяцы 1918 г. была проведена также национализация речного и морского флота. В апреле 1918 г. был издан декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило об аннулировании огромных внутренних и внешних долгов, сделанных царским и Временным правительствами. Национализация крупной промышленности оказалась сложным делом и требовала большего времени, нежели национализация банков и транспорта. Сначала в государственную собственность передавались лишь отдельные предприятия и акционерные общества в соответствии с постановлениями правительства. Но местные органы власти и рабочие организации самостоятельно проводили конфискацию предприятий у прежних владельцев, насильно отстраняя их от управления производством. В основном это были предприятия в топливной, металлургической, химической, металлообрабатывающей промышленности, в машиностроении.
Весной 1918 г. руководство страны высказывало озабоченность о слишком быстрых темпах “атаки на капитал”, поскольку результаты введения рабочего управления на предприятиях оставляли желать лучшего. Но уже к лету 1918 г. экономическое положение Советской России настолько ухудшилось, что надвигалась угроза полной остановки производства, поэтому правительство решило ускорить национализацию промышленности. В мае был принят декрет о национализации сахарной промышленности, вскоре после этого – нефтяной промышленности, а в июне было объявлено о массовой национализации крупных предприятий в горнодобывающей, металлообрабатывающей, электротехнической, хлопчатобумажной, лесной и других отраслях народного хозяйства. К концу 1918 г. была обобществлена основная масса предприятий тяжелой индустрии, завершился же этот процесс в 1920 г. Наряду с этим в стране было намечено провести целый ряд мероприятий, таких как организация строжайшего учета и контроля за производимой продукцией и ее расходованием, организация социалистического соревнования, использование принципа материальной заинтересованности при оплате труда, укрепление трудовой дисциплины. Все это предполагалось осуществить для достижения наивысшей, по сравнению с капитализмом, производительности. В 1918 г. было положено начало реализации Декрета о земле, в соответствии с которым крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн га удельной, помещичьей, монастырской и прочей земли, что было равносильно конфискации этих земель. Такой же принцип был применен к лесам, водам и недрам. Помимо земли и прочих угодий в руки крестьян передавалось все движимое и недвижимое имущество примерно на 300 млн руб. Были ликвидированы огромные ежегодные платежи помещикам и сельской буржуазии за аренду земли (примерно на сумму 700 млн руб. золотом). Был аннулирован долг Крестьянскому поземельному банку, составлявший к тому времени 3 млрд руб. В феврале 1918 г. был принят Закон о социализации земли, который провозгласил переход земли из частной собственности в общенародную. Правительство сделало попытку наладить обмен с деревней, поставляя туда промышленные товары повседневного спроса. Но этот обмен закончился неудачей, потому что товарные запасы в городах оказались небольшими. Крестьянство, в свою очередь, стало сокращать объемы проданного хлеба государству. Так, в ноябре 1917 г. было заготовлено 641 тыс. т зерна, в декабре – 136, в январе 1918 г. – 46, в апреле – 38, а в июне – только 2 тыс. т.
В мае 1918 г. правительство объявило о введении продовольственной диктатуры, что означало переход к политике жесткого давления на зажиточное крестьянство, к насильственному изъятию хлебных запасов. В деревню были посланы многотысячные вооруженные продовольственные отряды (продотряды) из числа рабочих и солдат, занимавшиеся прямой конфискацией продовольствия. В этой работе продотряды опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), созданные на основе декрета ВЦИК от 11 июня 1918 г. По неполным данным, к ноябрю 1918 г. в 33 губерниях Российской Федерации было организовано свыше 122 тыс. комитетов бедноты. В конце 1918 – начале 1919 гг. комбеды были слиты с волостными и сельскими Советами, поскольку правительство усмотрело в их деятельности превышение полномочий и проявление “двоевластия” в деревне. До сих пор нет единого мнения о том, когда началась непримиримая вооруженная борьба между различными социальными слоями населения ( гражданская война). Можно считать, что острое противостояние началось в феврале 1917 г., когда общество раскололось на сторонников и противников революции. Насильственное свержение Временного правительства и захват власти большевиками, разгон Учредительного собрания все более обостряли обстановку в стране. Но вся эта борьба приняла общероссийский масштаб только в середине 1918 г. Поводом для этого, с одной стороны, послужила жесткая политика правительства по отношению к частным предпринимателям в промышленности, торговле, сельском хозяйстве. С другой стороны, обострению обстановки в стране способствовали действия противников Советской власти, в частности, чехословацкий мятеж, крестьянские восстания, что привело летом 1918 г. к общенациональной гражданской войне, обостренной военной интервенцией держав, входящих в Антанту, а также Германии, Японии и других стран. Именно в это время стала складываться жестко централизованная социально-экономическая система, названная “военным коммунизмом”, когда государство сконцентрировало в своих руках почти все трудовые, финансовые и материальные ресурсы, заставляя их работать на принципах военного подчинения. В этот период была проведена широкая национализация промышленных предприятий, включая и мелкие, “с числом рабочих более десяти или более пяти, но с использованием механического двигателя”. Все оборонные предприятия и железнодорожный транспорт были переведены на военное положение. Для управления промышленностью в ВСНХ было создано более 50 главных управлений, или Главков, получивших, по существу, абсолютные полномочия в руководстве отдельными отраслями. На предприятиях повсеместно была введена военная дисциплина и единоначалие, не допускалось никакой хозяйственной самостоятельности, а все решения принимались директорами только после согласования с Главками. С введением “военного коммунизма” значительно расширился управленческий аппарат. Главки и комитеты ВСНХ превратились в чрезвычайные органы республики. Эта система управления получила название “главкизм”. Одним из направлений политики диктатуры пролетариата в период “военного коммунизма” было установление прямого продуктообмена между городом и деревней с использованием внеэкономических и военных мер. Приоритетной целью этой политики была аккумуляция продовольствия в государственных фондах для обеспечения нужд армии и рабочих, занятых на оборонных предприятиях. В январе 1919 г. Совнарком издал декрет об обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков хлеба и фуража. Государственные органы давали планы по изъятию хлеба производящим губерниям. Те, в свою очередь, распределяли (разверстывали) задании по своим уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Весь этот процесс получил название продразверстки.
В основу построения финансовой системы был положен принцип несовместимости Советской власти и товарно-денежных отношений, что на практике означало их ликвидацию. Национализация банков началась с захвата Государственного банка вооружёнными отрядами еще в дни октябрьского переворота. Но только в конце ноября 1917 г. он стал нормально функционировать, поскольку сначала его служащие не соглашались сотрудничать с новой властью. Следующим этапом была национализация акционерных и частных банков коммерческого кредита: Русско-Азиатского, Торгово-промышленного, Сибирского и др. 27 декабря 1917 г. они были заняты вооруженными красногвардейцами в Петрограде, а на следующий день и в Москве. В это же время ВЦИК утвердил декрет о национализации банковского дела в стране, по которому устанавливалось исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия). В январе 1918 г. были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям. Государственный банк был переименован в Народный банк и поставлен во главе всех других. В течение 1919 г. все банки, кроме Народного, были ликвидированы. В приказном порядке были открыты все сейфы и конфискованы ценные бумаги, золото, наличность. Только в Москве из банковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс. царских руб. золота и на 150 тыс. руб. серебра, да еще золото в слитках и песке. Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918-1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты. На практике же крестьянам платили очень мало. Основная масса денег, выпускаемых казной, шла не на закупку сельскохозяйственной продукции, а на выплату заработной платы рабочим и чиновникам. По подсчетам члена Президиума ВСНХ Ю. Ларина, в 1920 г. было 10 млн работников, получавших ежемесячно в среднем по 40 тыс. руб., то есть 400 млрд руб. А все затраты на продовольствие, закупленное в 1918-1920 гг. по твердым ценам, составили меньше 20 млрд руб. Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Денежная масса исчислялась квадриллионами, стоимость коробка спичек или билета в трамвае оценивалась в миллионы советских рублей – совзнаков, что означало гиперинфляцию. Результатом такой политики стало превращение денег в “раскрашенные бумажки”. Но в отличие от других европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная система также находилась в глубоком кризисе, гиперинфляция в России была осуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространено мнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как она “съедает” денежные накопления бывших эксплуататоров путем их обесценения, и тем самым быстрее произойдет вытеснение денег из обращения. По данным Временного правительства, к концу 1917 г. в России находилось в обращении более 22 млрд руб. Основная масса этих денег состояла из царских рублей, известных как “николаевки”. В ходу было очень много бумажных денег, выпущенных Временным правительством, так называемых “керенок”. По внешнему виду это были простые талоны, напечатанные на одной стороне листа, не имевшие ни серийного номера, ни других атрибутов казначейских билетов. Они выпускались номиналом в 20 и 40 руб. неразрезанными листами величиной с газету. Курс “керенок” был ниже, чем курс царских денег. Советское правительство вплоть до февраля 1919 г. продолжало печатать “керенки”, не внося в их внешний вид никаких изменений. Это объяснялось опасением, что население, и прежде всего крестьяне, не будут принимать новые деньги из-за их низкой покупательной способности. Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 г. Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд практически ничем не обеспеченных рублей – “керенок”, – зачастую их даже не разрезали на отдельные купюры. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61, 3 млрд руб., две трети которых составляли “керенки” советского выпуска. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались “расчетные знаки РСФСР”. Они находились в обращении вместе с “николаевками” и “керенками”, но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег. В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. Печатный станок был включен на полную мощность. К концу года на монетном дворе работало 13 616 человек. Экспедиция заготовления государственных бумаг работала в праздничные и выходные дни. Единственным ограничением этой работы была нехватка бумаги и краски, которые правительство закупало за границей. Пришлось открыть в Петрограде специальную бумажную фабрику, создать организацию по заготовке тряпья – сырья для печатания денег. В 1921 г. ежемесячно выпускалось бумажных денег в среднем на 188, 5 млрд руб. По словам Н. Осинского, во второй половине 1919 г. на печатание денег уходило от 45 до 60% бюджетных доходов. При этом он подчеркивал, что по этой причине нужно было бы как можно скорее отменить деньги, дабы сбалансировать бюджет. В течение 1919 г. количество бумажных денег увеличилось примерно в 4 раза – до 225 млрд руб., в 1920 г. – еще в 5 раз – до 1, 2 трлн руб., а в 1921 г. до 2, 3 трлн руб. Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, стали выпускать купюры по 5 и 10 тыс. руб., но одновременно стало катастрофически не хватать мелких денег, наступил так называемый “разменный кризис”. С крестьянами при сдаче хлеба расплачивались крупными купюрами: одной на несколько человек. Тут же оживились различные “менялы”, которые за размен сторублевой банкноты брали 10-15 руб. В качестве разменных денег использовались, например, почтовые и гербовые марки, на которые накладывался штемпель, определяющий денежный номинал. В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1918 г. он составил 102, в 1920 г. – 9 620, 1922 г. – 7 343 000, а в 1923 г. – 648 230 000. Как заявлял Е. Преображенский на Х съезде партии (1921), массовая инфляция служила формой косвенного налогообложения в пользу государства при изъятии у крестьян сельскохозяйственной продукции. В результате советские деньги были полностью обесценены. В 1921 г. покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценных денег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль. Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”. Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т. д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра. После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд руб., а доходы – не более 5 млрд руб. Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд руб., а Москве и Петрограду, в свою очередь, следовало заплатить 3 и 2 млрд руб., соответственно. Такая мера нередко использовалась с целью наказания определенных слоев населения. Хотя следует признать, что требуемые суммы собрать полностью не удавалось нигде. В результате финансовая система России была разрушена, экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда. Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение. В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др. На предприятиях все шире распространялась уравнительная система оплаты труда: если в 1917 г. заработная плата у высококвалифицированного рабочего была в 2, 3 раза выше, чем у чернорабочего, то в1918 г. – в 1, 3 раза, а к 1920 г. – всего в 1, 04 раза. В годы “военного коммунизма” был введен запрет на забастовки рабочих. Свободные профсоюзы превратились по существу в государственные организации. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность. Еще в апреле 1917 г. В. И. Ленин заявлял, что трудовая повинность есть громадный шаг на пути к социализму, поскольку, в соответствии с требованиями экономического планирования, трудовые ресурсы должны находиться под контролем государства, как и все другие хозяйственные ресурсы.
Исторически политика “военного коммунизма” объяснима чрезвычайными условиями войны. Однако многие руководители страны, а также публицисты, ученые того времени воспринимали ее не только как вынужденную, временную, но и как вполне закономерную систему при переходе к бесклассовому обществу, свободному от рыночных отношений. Считалось, что социалистическая экономика должна быть натуральной, безденежной, что в ней обязательно будет присутствовать централизованное распределение всех ресурсов и готовой продукции. Ведь недаром многие из чрезвычайных мер были установлены в 1920 г., когда гражданская война и интервенция уже заканчивались. Финансы – это денежные отношения, в этой связи говорить о финансовой системе в период политики военного коммунизма сложно. Из всех ее звеньев в этот период имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной частей. Все налоги с населения и предприятий были отменены. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|