Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скандинавия: дания. Норвегия. Швеция




Можно смело утверждать, что вся детская — как, впрочем, и взрослая — литература в Скандинавии выросла из древнеисландской литературы.

Открытие и заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известный исландский ученый Иоунас Кристианссон пишет: «На своих быстрых и прочных судах викинги пересекали моря, как молния обрушивались на острова и побережье и пытались создать новые государства на западе — и Шотландии, Ирландии и Англии, на юге — во Франции и на востоке — на Руси.

Но племена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, что немногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местного населения, утратив свои национальные черты и язык».

Ученый обращает внимание на то, что викинги могли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены, и Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период.

История исландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает более тысячи лет. Во всем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням «Старшей Эдды».

«Старшая Эдда» — это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся в единственном списке — «Королевском кодексе», найденном в Исландии в 1643 году.

Вся древнеисландская поэзия распадается на два вида поэтического искусства —эддическую поэзию и поэзию скальдов, о которой речь пойдет ниже.

Эддическая поэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма относительна проста, а рассказывает она или о богах и героях, либо содержит в себе правила житейской мудрости.

Самой знаменитой песней «Старшей Эдды» считается «Прорицание вёльвы», в которой дается картина мира от его сотворения до трагического конца — «гибели богов» — и нового возрождения мира.

Ранняя исландская поэзия тесно связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина.

Есть в «Старшей Эдде» и песни общегерманского происхождения, например песни о Сигурде и Атли. Сказание это южногерманского происхождения и наиболее известно по «Песне о Нибелунгах».

Правила поэзии и пересказ древнескандинавской мифологии держится в «Младшей Эдде», принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178—1241). Скальдическая поэзия, столь похожая на вязь скавдинавской резьбы, не может быть воспринята современным человеком без специального объяснения.

Именно в изощренной форме и заключался смысл скальдической поэзии, ибо форма должна была не обнаруживать смысл, то актуальное настоящее, и так хорошо известное аудитории скальда, а наоборот, с помощью особых, строго регламентированных, приемов скрывать его, ибо только особая вычурность формы и возможность ее варьирования могли сделать факт простого настоящего предметом поэзии.

Основной заслугой скальдов было то, что они впервые избрали предметом поэзии не эпическое прошлое, а единичный факт настоящего, часто самый прозаический. Скальдическую поэзию можно назвать хитросплетением речи, полной условностей и завуалированных намеков, ориентированных на догадливость и определенный фонд знаний слушателей. «Скальды первыми в истории литературы стали считать себя непосредственными авторами произведений, хотя их авторство было направлено лишь на форму, а не на содержание.

Скальдическое искусство исконно было связано с рунической магией. Не случайно с происхождением и скальдической поэзии, и рунического искусства в мифах связан именно Один — верховный бог древних скандинавов. Не раз руны и скальдическое искусство в древнескандинавской литературе употребляются как синонимы.

Руны — это общий для англосаксов алфавит, которым пользовались и все родственные им племена. Свидетельства подтверждают, что алфавит этот был в ходу повсеместно на всей заселенной ими территории, как в самых отдаленных областях Скандинавии, так и в землях, орошаемых водами Дуная и Рейна. Происхождение этой ранней письменности невозможно установить с точностью; одни говорят о заимствовании из латинского алфавита, другие ссылаются на греческие источники. В силу широкого распространения рун среди германских племен можно сделать предположение, что письмо это существовало с незапамятных времен, и куда древнее, чем самые ранние скандинавские надписи, которые, по всей вероятности, относятся к III веку нашей эры. Доказано, что письменность эта использовалась и в IV веке. Руны, 1 по всей вероятности, изначально вырезались на дереве, причем полости порою заполнялись красной краской, чтобы сделать знаки более отчетливыми.

Невозможно говорить с уверенностью об исконном предназначении рун. Английский историк литературы А.К. Пауи пишет, что неизвестно, употреблялись ли они изначально в качестве букв алфавита или в качестве магических знаков, вместилища тайных чар. Древнейшие образчики литературы германских народов содержат в себе многочисленные подтверждения магической природы рун, начиная от «Старшей Эдды» и вплоть до народных песен современности, — повсюду встречаются свидетельства мистического влияния рун на судьбы смертных. Руны могли оживлять мертвых, могли сохранить или отнять жизнь, могли исцелить страждущего или наслать жестокий недуг; могли вызвать благодатный дождь или свирепую бурю с градом; могли разбить оковы или, напротив, сковать надежнее, чем цепи и кандалы; могли сделать воина непобедимым и наделить его меч смертоносной силой; могли отнять рассудок или защитить от вероломства коварного друга. Более того, происхождение рун считалось божественным, поскольку в «Эдде» говорится, что Один пожертвовал собою ради того, чтобы узнать об использовании рун и овладеть тайным знанием. Один считался также величайшим «повелителем рун» древнегерманского мира.

Существовал даже особый жанр скальдической поэзии - н и д, хулительные стихи, и рассказывали, что когда один скальд сказал нид, на стенах в зале оружие пришло в движение, многие присутствующие на пиру были убиты, а ярл — богатый военачальник, против которого был направлен нид, упал без сознания, у него отгнила борода и половина волос по одну сторону пробора. Сочинение нидов запрещалось законом, а за заучивание их взимался штраф.

В основе такой веры лежит убеждение в том, что слово может оказать магическое действие. Именно поэтому конунги — скандинавские короли — всегда платили за хвалебную песню - драпу, которую сочинял для них скальд. Исландские законы запрещали также сочинение стихов о женщинах, ибо считалось, что такие строфы могут подействовать как приворот.

Большинство скальдических стихов дошло до наших дней в виде вкраплений в саги.

Саги - это рассказы о прошлом, которые были записаны в Х111 – Х1У веках. Бывают как саги о простых людях, так и саги о королях. Последние объединены в книге Снорри Стурлусона «Круг земной». Эта книга представляет собой «обзор истории» норвежских королей в хронологическом порядке с мифических времен до современных автору времен. Каждому королю посвящена отдельная сага.

В России существовало великое множество переложений и пересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишь одно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову. Однако недавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датского писателя Хенрика Ольсена «Эрик сын человека», представляющее собой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.

В последние годы в литературе для детей всех скандинавских стран наблюдается своеобразное «мифологическое» Возрождение», когда писатели пересказывают для юношества сказания «Старшей» и «Младшей Эдды».

Скандинавская баллада. Отдельные записи баллад сохранились с ху века, однако систематическое собирательство и запись текстов и мелодий начались в Скандинавии в эпоху романтизма.1

В Швеции первые сборники баллад вышли в 1814—1818 годах. Тогда же началось собирание баллад и в Дании, где их было собрано больше всего. Самое знаменитое собрание баллад в 10 томах начали издавать в 1853 году, но закончили этот многотомник в 1943-м.

Древнейшие исландские рукописные сборники баллад относятся к XVII веку, а изданы они были только в конце XIX века.

Значительно позже стали записываться баллады в Норвегии. Первым издал «Сборник народных песен и баллад на норвежском крестьянском языке» в 1840 году Йорген Му. Еще через несколько лет, в 1858 году, вышло собрание «Норвежских народных баллад» М.Б. Ландстада. Именно из этого сборника впоследствии заимствовал тексты и мелодику для своих баллад Эдвард Григ.

Знаменитый исследователь скандинавской баллады датчанин Грундтвиг делил их на героические, легендарные, исторические, сказочные и рыцарские. Героическими называют баллады о древних героях и баллады, построенные на мифологических сюжетах. Легендарными — баллады религиозного содержания, часто о святых. В исторических речь идет о действительно существовавших людях. Среди этих баллад типично шведскими считаются те, где рассказывается о похищении богатой невесты, дочери могущественного человека, ибо такие похищения являются средством усиления собственного влияния, средством борьбы завласть.

Однако самыми распространенными в Скандинавии были рыцарские баллады с условным героем-рыцарем и волшебные баллады, или сказочные, связанные со сказкой. Граница между этими двумя видами баллад довольно расплывчата, ибо герои их неизбежно встречаются со сверхъестественными существами, чаще всего — эльфами и троллями.

Тут будет уместно заметить, что очень часто эльфы представляются современным читателям сказок и баллад в виде воздушных существ, легких, как перышко, и благожелательно настроенных к людям. Однако это представление совершенно не соответствует скандинавским народным верованиям. Согласно им эльфы по внешнему виду ничем не отличаются от людей, но обладают при этом магической силой и бессмертны. Живут они, как правило, внутри горы.

Эльфы очень музыкальны и любят по ночам водить хороводы и петь. Нередко они заманивают в свой круг людей и вступают с ними в любовную связь. Сохранилось и известно из одной баллады («У эльфов») поверье о том, что эльфийская женщина может не разродиться, если к ней не прикоснется человек. Умеют они приготовлять и напиток забвения. Об этом часто рассказывается в балладах. Довольно много баллад об эльфах, в которых рассказывается о внезапной болезни, поразившей молодого человека и причиной которой оказывается невидимая стрела эльфа. Убийство героя чаще всего объясняется тем, что он раньше любил девушку-эльфа, а потом бросил ее.

В сказочных балладах люди встречаются не только с эльфами и троллями, но и с водяными, русалками, привидениями, карликами, оборотнями и прочими сверхъестественными существами.

В волшебных балладах, как правило, довольно ясно видны сюжеты народных сказок или сказок-быличек. К сказкам-быличкам же относятся и те рассказы, которые когда-то представлялись правдой, а затем перешли в разряд небылиц.

Эдвард Григ писал, что в скандинавском фольклоре его «поражала сила и точность выражения, способность в немногих словах сказать многое... В народной песне высказывается внутреняя, духовная жизнь нашего народа». Эти слова Грига можно в полной мере отнести и к скандинавской балладе.

 

ДАНИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...