Антуан де сент-экзюпери (1900—1944)
Известный писатель, романист и эссеист Антуан де Сент-Экзюпери вошел в литературу для детей своей сказочной повестью «Маленький принц». Писатель дебютировал в 1927 году романом «Южный почтовый», но лишь в 1939 году ему принесла славу книга «Ночной полет». Автор писал о том, что ему было знакомо по личному опыту,— о первых самолетах и полетах на них. В 1939 году его книге «Планета людей» Французская академия присудила Большую премию романа. В годы Второй мировой войны Сент-Экзюпери был военным летчиком, и книга под названием «Военный летчик» увидела свет в 1942 году. Незавершенным осталось его произведение «Цитадель» — однажды Сент-Экзюпери не вернулся с боевого задания. Это была героическая личность, обаяние которой ощущается и в его творчестве. Романы, очерки и эссе французского писателя отличаются проникновенной лиричностью и глубоким философским содержанием. «Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями, — пишет Сент-Экзюпери в «Планете людей». — Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Так и самолет — орудие, которое прокладывает воздушные пути, — приобщает человека к вечным вопросам». Лейтмотив его произведений — это связь человека с человеком как главная ценность на земле. Вспоминая свой первый ночной полет, автор пишет, какое неизгладимое впечатление произвело на него море тьмы под крылом самолета и мерцающие там и сям огоньки — города людей. Каждому нужны эти огни, свет очага, тепло семьи — поэту, учителю, плотнику. Если бы подать друг другу весть и позвать эти огоньки, разбросанные по всей земле, — такова заветная мечта летчика и писателя.
«Маленький принц» был написан в 1943 году и иллюстрирован автором. Писатель вспоминает, как он сам шестилетним мальчиком рисовал картинки, которые были непонятны взрослым. И потому ему не с кем было поговорить по душам. Сказочными подробностями повесть начинает обрастать тогда, когда Сент-Экзюпери рассказывает о реальном событии в своей жизни —вынужденной посадке самолета в пустыне Сахаре. Маленький принц, разбудивший пилота на рассвете, сразу же находит с ним общий язык. Малыш поведал автору о планете, с которой он прилетел, о чудесном цветке, который он заботливо поливает. Планета его — как маленький уютный домик, по утрам он греет себе завтрак на ее вулканах. Поучительны в повести портреты обитателей соседних планет, к которым наведывается в гости Маленький принц: ребенок с трудом понимает, что за странный народ эти взрослые. Межпланетная фантазия Сент-Экзюпери столь же прекрасна, как цветок на планете Маленького принца. Она позволяет юному читателю как бы окинуть мысленным взором всю планету Земля, ее страны и континенты. Вопросы, которые задает Маленький принц, не всегда понятны взрослым, но их без труда понимает поэт и любой другой, кто сам помнит себя маленьким. Прилетев на Землю и очутившись в пустыне, сказочный малыш изведал все одиночество этого уголка Земли. И все равно все дороги веду т ц людям, замечает автор. После некоторых скитаний Маленький принц встречает на своем пути Лиса. Эта встреча образует новеллу внутри повести. В уста своего персонажа писатель вкладывает важные слова о дружбе, о нужности друг другу и о том, что мы в ответе за тех, кого мы приручили. Мой лис, говорит Маленький принц, «ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете». Надо быть всегда в отвеге за тех, кого приручил, — напоминает малышу Лис. И раскрывает свой главный секрет: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Такое зоркое сердце, непосредственность чувств даруются каждому из нас в детстве. «Одни только дети знают, чего ищут, — говорит Маленький принц. — Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут...» Образ любимой куклы, который встречается у Сент-Экзюпери, представлен и в мечтах маленькой Козетты в эпопее «Отверженные» Виктора Гюго.
Потребность в общении, в сопереживании, любви, защите свон-ственна и детям, и взрослым, только дети своей наивностью и простодушием скорее могут напомнить забывчивым взрослым эп I вечные и непреходящие истины. Сказочный образ колодца, который потерпевший аварию пилот и Маленький принц находят в пустыне, символизирует эту обретенную истину: «Искать надо сердцем». Таковы главные уроки этой прекрасной и печальной книги, герой которой —мальчик с золотыми волосами, звонким смехом и преданным сердцем друга. Социальная ориентация присутствует в творчестве известного современного писателя Пьера Гамарра (род. 1919). Первый его роман «Огненный дом» (1948) посвящен воспоминаниям о детских годах, проведенных в Тулузе. Родной город писателя предстает перед читателями и в романе «Дети нищеты», повествующем о жителях рабочего квартала Тулузы в послевоенной Франции. Автор романов участвовал в движении Сопротивления, был учителем, журналистом, главным редактором журнала «Эроп». крупным общественным деятелем и борцом за мир. Гамарра писал романы, поэмы, стихи. Большое место в его художественном творчестве занимают книги для детей и юношества, которые известны также в переводах на русский язык. Мир детства и романтика приключений присутствуют в его повестях «Тайна Берлюр-летты» (1957), «Клад Трикуара» (1959), «Берлюрлетта против Эйфелевой башни» (1961), «Капитан Весна» (1963). Многие приключенческие произведения Пьера Гамарра насыщены детективными элементами. Такова повесть с детективным сюжетом «Двенадцать тонн бриллиантов». Из одного издательства крадут рукопись, в которой описан способ изготовления искусственных бриллиантов. Но детективная линия служит раскрытию увлекательной истории книгопечатания. Тайна рождения книги, работа редактора над ней, история типографского дела — все это имеет свою познавательную ценность для подрастающего поколения.
Пьер Гамарра в своих публицистических статьях и выступлениях неустанно обращал внимание читателей на подлинные культурные ценности, борясь с засилием комиксов, романов для девочек, полицейских серий, засоряющих французскую литературу для детей. ИТАЛИЯ В Италии эпоха Возрождения проявилась в литературе и искусстве раньше, чем в других европейских странах. Человек становится главным объектом изображения в творчестве таких широко известных величайших художников той эпохи, как Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело... Отблеск классической дрег ности сочетался у них с убеждением в гигантских возможности свободного человека, с верой в его праве на земное счастье, пристальным вниманием к его внутреннему миру. Высокая ду ховность произведений великих художников Возрождения чрезвычайно важна для развития личности и любого современног. человека. Детям среднего возраста, например, уже вполне д». ступны лирические стихи Петрарки. ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304—1374) Наряду с Данте и Боккаччо он на века прославил итальянскую литературу. Имя его стало бессмертным не только потому. что он явился родоначальником повой европейской поэзии, но и прежде всего потому, что он был одним из первых великих гуманистов и как никто другой способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека. Его взгляды, складывавшиеся в неприятии им средневековых клерикальных догм о неисправимой изначальной греховности человека, о необходимости в связи с этим умерщвлять плоть, привели поэта к глубоким размышлениям о силе чувств и разума, о физических и духовных возможностях людей, о свободе их воли. Он писал философские трактаты, исторические сочинения, в которых открыто выражал свои взгляды. А отраженные в его ставших непререкаемым художественным образцом для всех поэтов Европы стихах эти убеждения обращали взор к внутреннему миру человека, к познанию его нравственного и гражданского призвания.
Родился Франческо Петрарка в семье флорентийского нотариуса, и отец его, когда пришло время, настаивал на юридическом образовании сына. Однако призванием его стала римская античность —ей он посвятил всю жизнь. Латинский язык он знал так же хорошо, как и итальянский, его библиотека древнеримских авторов славилась на всю Европу. В этих фолиантах поэт находил то, что волновало его, он восхищался и совершенством их формы, и музыкальностью языковых построений. Да и многие сочинения самого Петрарки в соответствии с традициями того времени написаны на латинском языке. Однако главное из них — «Канцоньере» («Книга песен») — это стихи на «вольгаре», на просторечии итальянского, что свидетельствует о стремлении автора выйти за узкий круг образованных «интеллектуалов» к более широкому читателю. В нее включены 317 сонетов (итальянский сонет состоит из соединенных особой рифмовкой четырнадцати строк —двух четверостиший и двух трехстиший), а также произведения других поэтических форм: канцоны, баллады, мадригалы. Все, что было дорого поэту, стало лирическим материалом в создании этого грандиозного цикла. К главным земным радостям он относил природу, которую любил и умел наблюдать, наслаждаясь ее красотами. Их он видел в тесном единении с плотской прелестью, с физическим совершенством любимого существа, в котором отражается и его духовное совершенство: Любимого дыханья благодать Живит пригорки, рощи и поляны, Зефир знакомый, нежный и желанный, Возвыситься велит мне и страдать. Все лирические линии в «Книге песен» сходятся к одной героине — Лауре; ее, случайно увидев в церкви, поэт полюбил на всю жизнь и посвятил ей свое творчество. Однако чувство это осталось неразделенным Лаурой де Сад, женой знатного человека. И тем не менее великому чувству Петрарки мы обязаны его прекрасным вдохновенным строкам «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она рано умерла, заразившись чумой). В них отразились самые тонкие и нежные чувства и жизненные впечатления, какие только может испытывать человек. И все это выражено в блестящей форме, языком простым и непринужденным, стихом настолько гармоничным и благозвучным, что это чувствуется даже в переводе: Благословляю день, минуту, доли Минуты, время года, месяц, год И место и предел чудесный тот, Где светлый взгляд обрек меня неволе. Юность — пора увлечений, любви, и если посчастливится си припасть к такому чистому и живому источнику, как стихи Пет-рарки, то новым светом озарятся и чувство, и сама жизнь. Недаром русские поэты К. Батюшков, А. Майков, И. Бунин, В. Брюсов переводили Петрарку. В 1970 году в издательстве «Детская литература» вышла «Избранная лирика Петрарки» в переводах Е. Солоновича.
Итальянские народные сказки впервые со -брал и обработал писатель Джанбаттиста Базиле (1575—1632,!. Его «Пентамирон», или «Сказка о сказках», по форме представляет собой подражение «Декамерону» Боккаччо и состоит из пятидесяти новелл. Их в течение пяти дней рассказывают десяч 1 разных повествовательниц. «Пентамирон» был опубликоваг лишь через два года после смерти Базиле. Почти целый век книгаоставалась беззвестной, и только в XIX веке она возбудила к себе интерес благодаря вниманию к ней братьев Гримм. «Пента мирон» не является сборником народных сказок в полном смысла этого слова — в нее включены и средневековые легенды, встречаются и мотивы классических произведений. В западной науке Базиле считается отцом литературной сказки.
КАРЛО КОЛЛОДИ (1826—1890) Настоящее имя этого писателя — Карло Лоренциии. Он родился во Флоренции и с юности примкнул к движению за освобождение. Почти тогда же началась и его литературная деятельность. Избрав себе псевдоним по названию городка, откуда родом была его мать, он создал смешную и трогательную историю об удивительных похождениях деревянного мальчика — «Приключения Пиноккио», получившую широкую популярность во всем мире. Коллоди вполне справедливо считается основоположником итальянской детской литературы. Герой его первой повести «Джаннетино», написанной специально для маленьких читателей, — веселый мальчик-сладкоежка, любитель всяческих приключений, хотя и не обладающий для этого храбростью. Писатель создал о нем целую серию книжек. Но настоящий успех к нему пришел лишь после выхода в 1881 году «Истории одного буратино» (по-итальянски «буратино» — марионетка). Позже автор переименовал ее в «Приключения Пиноккио, или История одной марионетки». Здесь высокая художественность изображения сочетается с живым юмором, не оставляющим места для навязчивых и скучных для малышей поучений. Хорошо понимая детскую психологию, писатель облекает серьезные мысли в доступную для ребенка форму забавных приключений персонажей. Многие эпизоды основаны на очень точных и тонких авторских наблюдениях. Вот один наглядный пример. Дети мыслят конкретно и метафору воспринимают, как правило, буквально. Поэтому поговорка “У лжи короткие ноги” дает Коллоди повод, обратившись к другой склонности юных читателей — преувеличивать, “овеществил” это метафорическое выражение: у Пиноккио, когда он начинает врать, непомерно растет нос. Или другой пример. Нередко глупого человека называют ослом. И у Пиноккио, который удрал в Страну развлечений от заставлявшей его учиться доброй феи, вырастают вскоре длинные ослиные уши, тело покрывается шерстью и даже появляется хвост. Демократические симпатии Коллоди сказываются в его книге во всем. Пиноккио—сын не имеющего за душой ни гроша бедняка Джепетто, которому приходится продать куртку, чтобы купить своему малышу азбуку. А сам деревянный человечек превращается в настоящего мальчика лишь тогда, когда начинает трудиться, чтобы поддержать старого отца и заболевшую фею — Девочку с лазоревыми волосами. В иронических тонах обрисованы более состоятельные персонажи. Остроумно высмеивается правосудие, осуждающее невинного, но бедного человека: герой попадает на четыре месяца за решетку, и ему приходится клеветать на самого себя, чтобы попасть под объявленную в Болвании амнистию и освободиться. Смешна и сцена суда над деревянным человечком. Слушая его рассказ о злоключениях, судья выглядит очень растроганным и взволнованным, но потом вызывает двух собак в полицейских мундирах и приказывает: “У бедняги украли четыре золотые монеты. Стало быть, вяжите его и немедленно посадите в тюрьму”. Оригинальная сказка, в которой фантастика соединяется с современной автору действительностью, принадлежит жанру, чрезвычайно органичному для итальянского искусства. Италия — родина театра масок, кукольного театра с его знаменитыми персонажами—Арлекино, Коломбиной, Пульчинеллой... Еще в XVIII веке Карло Гоцци писал и ставил на сцене своеобразные пьесы-сказки, в которых действуют излюбленные персонажи итальянского театра комедии дель-арте и причудливо переплетаются фантастические мотивы и злободневность (например, столь широко известные и у нас в стране “Король Олень” или “Любовь к трем апельсинам”). Традиции кукольной комедии, к которым обратился Коллоди, уходят корнями в творчество великих комедиографов древнего Рима — Плавта, Терен-ция. К тому же в приключениях Пиноккио чувствуются отзвуки итальянских народных сказок. Мотив ожившей куклы встречается в них довольно часто, так же, как и другие персонажи: добрая фея, злющий кот, хитрая лиса. С итальянскими сказками русских детей познакомил М. Горький. В 1912 году под его редакцией вышел сборник этих сказок. А «Приключения Пиноккио» стали известны в России, когда их вольно пересказал Алексей Толстой, назвав книгу «Золотой ключик». Он дополнил сказку актуальными для того времени мотивами и освободил от материала, не очень, по его мнению, близкому отечественным юным читателям, переосмыслил некоторые образы. У нас в стране этот пересказ получил столь широкую популярность, что на время отодвинул на второй план первоисточник. Однако же высокая художественность, непринужденный юмор, близость к народному миропониманию, органичное соединение комизма и тонко поданного назидания — все это навечно сделало книгу Коллоди классическим детским чтением. Заложенная писателем традиция сатирико-юмористической повести-сказки получила продолжение в итальянской литературе, в частности в творчестве такого известного и у нас в стране автора, как Джанни Родари.
ДЖАННИ РОДАРИ (1920—1980) Свою творческую жизнь этот писатель начал с журналистики, а завершил как всемирно известный автор-сказочник, которому за литературную деятельность была присуждена Золотая медаль Х.К. Андерсена. Сын булочника, уроженец небольшого городка у подножья Альп, на севере страны, он с ранних лет отличался неуемной фантазией. Богатому воображению ребенка все давало пищу: прозрачная вода озера, замок на острове посреди его, вздыхающая квашня и пузырящееся тесто в пекарне отца... Пришлось ему в те годы познать и труд ради куска хлеба, и тщетность мечты: он не стал, как хотел, ни музыкантом, ни художником, а попал в семинарию, учиться в которой ему было невыносимо тоскливо и скучно. Однако он сумел все же распорядиться своей судьбой — слушал лекции в университете, стал учителем, причем не «ученым-сухарем», а веселым, доступным детям человеком. Он был уверен: школа нуждается в юморе, так как в ней «мало смеются», а «многое, что можно было бы выучить, смеясь, учат со слезами, горькими и бесполезными». Первые свои стихи Родари опубликовал, когда в газете «Унита», где он тогда работал, ему поручили вести «Уголок для детей». Газета была коммунистической, молодой автор разделял ее идеи и считал, что должен в первую очередь отражать жизнь беднейших слоев населения: Чиччо в подвале живет, у помойки, Спит на скрипучей, расшатанной койке. Стол хромоногий да табурет — Больше в подвале мебели нет. «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», «Удильщик», Рыбак», «Метельщик» — названия этих его стихотворений говорят сами за себя, указывают на основную направленность творческих усилий писателя в начале литературного пути. На педаль нажимая ногою, Он вращал колесо ремешком. Колесо он носил за спиною, А ходил по дорогам пешком. Нередко рядом с реальными героями в стихах Родари возиг кают популярные образы итальянских народных сказок. Это осо бенно приближает их к детскому восприятию, в котором события повседневной жизни тесно переплетаются с воображаемыми, фап тастическими. Особенно близки многие из таких произведений по своей форме к детскому фольклору, называемому «филастрокке», — колыбельные, считалки, загадки, в которых неизменш отражен светлый взгляд маленького человека на мир. Сказке писатель посвятил все свое основное творчество. «Я считаю, что сказки — и старые, и новые —могут помочь воспитать ум, — писал он. — Сказка — это кладезь всевозможных гипотез. Сказка может дать ключи, чтобы войти в действительность новы ми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его» воображением и научить критически воспринимать окружающее. На мысль создать свою большую сказку Родари натолкнула клас сическая книга Коллоди «Пиноккио». Однако в его «Чипполино действуют не куклы, а очень похожие на людей овощи и фрукты. звери и насекомые. Они наделены юмором, добрыми и злыми чуг ствами. Повествование исполнено человечности и стремления максимально приблизиться к жизненным проблемам бедных людей Неистощима фантазия автора — бедняков олицетворяют кум Тык ва, мастер Виноградинка, профессор Груша. Герои у Родари всегда социально строго определены, поэтому на другом полюсе и сказке — принц Лимон, бездельник Апельсин, сыщик Морковь К сожалению, Чипполино вместе со всей своей луковой семьей живет в Лимонном королевстве, и все их злоключения происходят гь злой воле принца, хотя «люди они хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни. Что поделаешь: где лук, там и слезы)» Заботы сказочных героев в большинстве случаев связаны с жизненными перипетиями. Вот тысяченожке-папе понадобилось сменить обувь у двух своих сыновей. Но у мастера Виноградинки не найдется столько кожи для такого количества башмаков. К тому же папе пришлось бы работать всю жизнь, чтобы заплатить за них. Выход бедняки находят: меняют лишь несколько пар, самых изношенных. На протяжении всего повествования его персонажи сохраняют свои характерные черты, присущие данным овощам. фруктам, насекомым, животным. При этом автор мастерски п упорно подводит маленького читателя к мысли: хорошие, добрые должны жить лучше, плохие, злые — отказаться от своих негодных устремлений и не подавлять хороших.Все приключения и чувства положительных героев направлены к одной цели— к установлению справедливости. В конце сказки это и происходит. Но, как часто повторял старый Чиполлоне своему сыну Чиполлино, «не забывай, дружок, негодяев на свете много, и те, кого вы выгнали, могут еще вернуться...» Широкой популярности этой сказки в нашей стране способствовал великолепный ее перевод на русский язык С. Маршака. Родари во всем своем творчестве никогда не изменяет социальным мотивам, не отходит от идеи справедливости. И даже когда немыслимо закручен сюжет сказки «Торт в небе», где атомная бомба превращается в гигантский торт, повисший над рабочим предместьем, то и тогда мораль, как утверждает автор, «прозрачна: если бы богатства и ресурсы, которые люди тратят на гонку вооружений, были использованы на добрые дела, то можно было бы не только накормить миллионы голодных, но сделать так, чтобы шоколадные торты стали доступны всем». К важным мыслям и обобщающим выводам Родари стремится привести своих читателей при помощи тем, интересных современному ребенку. В «Планете Новогодних елок» герой Марко путешествует в космическом корабле, а встречавшиеся ему в этом странствии инопланетяне столь дружелюбны, что возникает мысль о возможности объединения всех, какие есть, космических цивилизаций. Сказка «Джип в телевизоре», созданная, когда в умах воинственных политиков возникла идея звездных войн, утверждает: ученые должны сосредоточить свои усилия не на вооружении, а на мирном освоении Вселенной. И если маленький Джип вдруг непостижимо как попадет внутрь телевизора, а затем на другую планету, его тогда можно будет быстро спасти, запустив искусственные спутники. Ведь жизнь мальчика «дороже трех искусственных спутников и даже трехсот спутников или трехсот тысяч миллионов космических ракет». Мысль о ценности человеческой жизни — еще одной красной нитью проходит в творчестве Родари, как и мысль о том, что суть человеческого существования заключена в общеполезном труде. Но к тому, чтобы быть полезным людям, надо готовиться еще в Детстве. Поэтому писатель насытил свои произведения познавательным материалом, циклы своих стихов так и назвал «Про все на свете», а цикл маленьких изящных новелл, перемешанных со стихами, — «Почему? Отчего? Зачем?» Особенно полно устремления писателя к формированию гармоничной личности воплотились в сказке «Джельсомино в Стране Лгунов». Пафос ее — в борьбе с ложью, потому что, как утверждает Родари, «самые опасные враги человечества — это лжецы». Для большей яркости изображения он использует прием абсурда: нелепым выглядит город, где все реалии представлены «с точностью до наоборот»: купить что-либо можно лишь за фальшивые деньги, коты лают, вместо слова «страх» принято говорить «храбрость» и т.д. В этой ситуации герой, разумеется, никак не может принять столь дикий, на разумный взгляд, порядок, ведет свою — бескровную, как всегда у Родари, борьбу с искаженным, лживым миром. Обладая необыкновении голосом, он вполне успешно использует его: «Достаточно только хорошо спеть песню, чтобы разрушить это королевство» Все, написанное Джанни Родари, переведено у нас в стране и уже много лет пользуется неизменным признанием у нашего детского читателя. В 1973 году вышла его книга «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывать истории)» — плод его опыта и раздумий о природе фантазии. Он здесь обобщил свои наблюдения в этой сфере, объяснил, какие использует приемы в создании сказок, как они рождаются в воображении художник Знакомство с этой книгой, а также сопоставление художественной практики, жанров и приемов, использованных такими великолепными мастерами, как Коллоди и Родари, дает основание говорить об определенной художественной традиции итальянской литературы для детей. Ее продолжили и по-своему развили другие детские писатели Италии. Так, Марчелло Арджилли и Габриэлла Парка создали повесть «Приключения Кьодино» — веселую историю механического мальчика (в переводе его имя —гвоздик), сделанного профессором Прилуккой из железных обрезков, старых кастрюль и колесиков от мясорубки. Как и деревянный Пиноккио, этот герой оказывается большим шалуном, удирает из дому и, подкрепляясь смазочным маслом на автозаправочных станциях, бродит по улицам. При этом он то и дело попадает в разные переделки: то его притягивает магнит, то он внезапно ржавеет, то его чуть не отправляют в переплавку вместе с железным ломом. Однако же в целом этот герой «запрограммирован» на добрые дела, и судьба его в конце концов складывается счастливо. Сохранился в итальянской детской литературе и интерес к историческому прошлому — традиция, заложенная «Спартаком» Джованьоли. Она, например, ярко проявилась в произведениях Джулианы Болдрини, автора чудесного романа «Путешествие Веля». В нем рисуется древний мир этрусков. А свои рассказы «Открытие прошлого» писательница построила таким образом, что историческое действие развертывается вокруг мальчика в эпоху древнего Египта, Греции, Рима и т.д. К детской исторической литературе относится икнига Эмилио Солгари «Черный корсар».
ИСПАНИЯ Испанская культура развивалась удивительно неравномерно. В каждый отрезок времени, конечно, появлялись свои выдающиеся писатели, философы, художники, но рубеж XVI—XVII веков и первую половину XVIII историки назвали «Золотым веком» испанской культуры — тогда творили Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Эль Греко, Веласкес... Главное литературное событие этого периода — великое произведение «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, многие сокращенные переводы которого еще с конца XVIII века прочно вошли в круг детского чтения в России. Каждое новое поколение воспринимает это главное произведение писателя по-своему, но всегда как вполне современное, затрагивающее в душах какие-то сокровенные струны. Может, так происходит потому, что, по словам В.Г. Белинского, «каждый человек есть немного дон Кихот». МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА (1547—1616) Сама жизнь Сервантеса, его приключения, беды и разочарования во многом обусловлены упадком огромной Испанской империи, противоречиями и контрастами того периода. Все это, по сути, и легло в основу грандиозной эпопеи «Дон Кихот», великой художественной метафоры, гениально отразившей современную автору эпоху. И в наши дни исследователи обращаются к этому шедевру мировой литературы, открывают все новые нюансы в его сложнейшей художественной структуре — ведь это поистине энциклопедия литературных жанров и форм своего времени. Что мы сегодня знаем о жизни Сервантеса? Известно, что родился он в семье лекаря, которая считалась знатной, — члены ее пользовались репутацией «настоящих идальго», хотя и обедневших. До сих пор многие города Испании оспаривают честь считаться родиной писателя, так как отец семейства вынужден был в поисках заработка переезжать с места на место. «Не так уж мно-
панист И.А. Тертерян, —храбром солдате, мужественном пленнике, нищем одноруком ветеране, неудачливом начинающем драматурге, несчастливом семьянине, узнике севильской тюрьмы, погруженном в свой титанический замысел, наконец авторе книги.., переведенной еще при жизни ее создателя на другие языки». Секрет успеха «Дон Кихота» кроется прежде всего в широте охватываемой романом социально-философской проблематики, в его художественной яркости и живости выведенных в нем образов, в его сатирической направленности. Высмеивая стремление к консервации прошлого (проявляемой, в частности, в страстном увлечении главного героя рыцарскими романами), Сервантес в то же время раскрывает и вечную трагическую проблему: честный и благородный человек вступает в конфликт со своим временем. Отсюда и противоречивое сочетание в Доне Кихоте черт комических и трагических, безумия и мудрости. И все это облечено в форму столь же простую, сколь и гениальную: провинциальный дворянин, человек добрый и снискавший любовь и уважение окружающих, обожает рыцарские романы и истово верит в их реальность, хотя все они фантастичны, да и времена странствующих рыцарей давно минули. Но герой всего этого не замечает, он испытывает непреодолимое желание самому стать странствующим рыцарем и отправиться в путь, чтобы отстаивать справедливость, защищать обиженных во имя Прекрасной дамы — так, как это описано в рыцарских романах. Такова как бы немудреная завязка произведения. За ней следует целый ряд действий героя, которые приводят к появлению многих новых персонажей и в первую очередь его верного постоянного спутника и оруженосца, а по сути антипода — Санчо Панса. Рядом с высоким, худым, с благородной аристократической внешностью Доном Кихотом возникает толстый, невысокого роста простодушный крестьянин, резко отличающийся от своего хозяина и характером, и миропониманием. Комическая, на первый взгляд, пара отправляется в полные удивительных приключений странствия, в ходе которых Санчо Панса постоянно переводит романтические увлечения своего «странствующего рыцаря» в план прозаической, нередко весьма неприглядной действительности. В таком контрасте и таится секрет увлекательной сатиры и юмора романа. Но главное, что заключено в его двух героях, — это великая гуманистическая линия романа. Выступавший вначале в виде пародии на героев рыцарских повествований Дон Кихот постепенно приобретает черты непримиримого борца за справедливость, человека высокой морали и честности. А Санчо Панса от почти служебной роли — оттенять неприспособленность главного персонажа к реальной жизни, начинает все более уверенно выступать как носитель истинно народных качеств—сметливости, трезвого понимания жизни, делового расчета. Так «Рыцарь печального образа» сделался одним из значительнейших героев мировой литературы, с которым наши дети имеют возможность знакомиться в раннем возрасте благодаря переводам и пересказам многих крупных русских писателей и переводчиков, хотя по авторскому замыслу роман предназначался взрослому читателю. Однако и литература, вполне доступная и маленькому читателю, зародилась в Испании еще в XII—XIII веках. Правда, к чисто детской ее можно относить условно — ее читали и взрослые и дети. Таковы, например, «Чудеса богоматери», написанные монахом-бенедиктинцем Госало де Берсео, или «Песни к святой Марии» Альфонсо Мудрого. Одной из наиболее любимых была книга «Граф Луканор, или Книга Петрония», содержащая притчи. Здесь интересна, например, история «О короле и насмешниках, соткавших сукно», очень напоминающая широко известную сказку Андерсена «Голый король». Среди подобного рода произведений преобладали назидательные. Тут следует назвать «Воспитание и наставление по добродетели», посвященное ее автором Педро Грасиа Деи принцессе Исабели. Распространены были также издания для детей, объединенные названием «Кристус» (Христос), так как каждая книга начиналась с этого имени. Это были буквари, катехизисы, хрестоматии. В них содержались церковные наставления, гимны, молитвы, благочестивые истории. В XVI веке в круг детского чтения входили уже и рыцарские романы, такие, как «Амадис Гальский» или «Тирант Белый». От этого времени остались и многочисленные сборники сказок, басен, описаний игр. А великий драматург Лопе де Вега создал тогда для своего сына Карлитоса книгу «Вифлеемские пастухи». В ней были религиозные истории, в стихах и прозе, и «пастушеские беседы» со стихами и рождественскими песнями. В XVIII веке в Испании появляется и переводная детская литература, главным образом —французская. При этом широкое распространение получают прогрессивные тогда педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. Под их влиянием испанские авторы создают немало детских книг дидактической направленности. Так, Томас де Ириарте написал завоевавшие широкую популярность «Литературные басни», а также «Образовательные лекции по истории и географии». Распространение получила и литература, предназначенная для простого народа и направленная на воспитание послушного, строго следующего церковным установкам, человека. «Аллилуйя» —так назывались, например, картинки религиозного содержания с соответствующими подписями — двустишиями или короткими изречениями. Интерес к фольклору, распространившийся в XIX веке в Европе, затронул и Испанию. Фернан Кабальеро (1796—1877) ездила по стране и записывала произведения устного народного творчества, а потом под псевдонимом Сесиль Бель де Фабер выпустила «Народные сказки и стихи», «Мифологию», «Волшебные сказки». Ее ученик священник Луис де Колома (1831—1914) создал серию сказок для детей, в которой явно видно влияние испанского фольклора. И в начале XX века продолжился этот интерес к народному творчеству, в том числе созданному самими детьми. Издания для детей продолжают расширяться, переводятся многие произведения мировой детской литературы, возникают специальные детские журналы. Особенно этот процесс получил развитие во второй половине века, когда появляется целое созвездие «взрослых» прозаиков, чьи произведения вошли и в круг детского чтения. Это и «Зеленая улица» Хуана Валеры, и «Мул и бык» Бенито Переса Гальдоса, и «Трое малышей из Сории» Хосе Ортега-и-Мунилья... ФЕДЕРИКО ГАРСИЯ ЛОРКА (1893—1937) Этот великий испанский поэт еще в юности сочинил для детей веселые песни. Многие из них написаны в фольклорной манере и как бы отображают самую суть детской поэзии. На эти произведения автора, как он сам говорил, вдохновила «муза в коротком платьице», которая проявила себя в них с поистине детской беззаботностью и чистосердечием. Позже Лорка включил их в книгу «Песни», посвятив им целый раздел — «Песни для детей»: Праздничный день мчится на колесах веселья, Вперед и назад вертится на карусели. ………………………………………………….. Синяя пасха. Белый сочельник. ………………………………………………….. Мы карусель привяжем Меж звезд хрустальных, Это тюльпаны, скажем, Из стран дальних. Пятнистые наши лошадки На пантер похожи. Как апельсины сладки — Луна в желтой коже! Светлой печалью и нежностью наполнены эти стихи. В каждой строке чувствуется ностальгия по чистому безмятежному детству, общечеловеческое сливается в них с глубоко национальным и личным. Однако, помимо непосредственно детских стихов, все творчество Лорки являет собой обширное поле для детского чтения — маленьким читателям всегда близки подлинный лиризм и яркая поэтическая образность, которыми в большой мере отмечены произведения поэта. (К сожалению, пока единственный сборник такого рода на русском языке — выпущенная издательством «Детская литература» в 1980 году книга Лорки «Стихи и песни».) Писал Лорка также статьи о детской поэзии и фольклоре, много лет собирал народные колыбельные песни и рассказывал о них в своих публичных выступлениях. В написанном им варианте народной колыбельной, как и во многих других его стихах, есть явное предчувствие своей безвременной гибели. Как известно, предчувствие оправдалось: Лорка был расстрелян испанскими фашистами — они, как и все фашисты, смертельно боялись подлинных поэтов, знающих и открывающих людям сущность добра и зла. Другой крупнейший поэт Хуан РамонХименес(1881<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|