Раздел 8. Самообслуживание
Эта глава содержит упражнения, которые помогут аутичным детям приобрести навыки, с помощью которых они будут менее зависимы от помощи других лиц. Важнейшими сферами, в которых должна быть достигнута самостоятельность, являются: прием пищи, пользование туалетом, уход за телом, одевание и раздевание. Это очень важная проблема для родителей и учителей, так как дети, отстающие в развитии, долгое время не в состоянии выполнять самостоятельно эти жизненно важные функции. Названные функции по уходу за собой должны быть включены в ежедневную тренировку дома, в детском саду и школе.
Хотя эти упражнения взяты в основномиз опыта работы с душевнобольными детьми, их можно без труда применять в работе с аутичными детьми, если будут учтены при этом специфические учебные проблемы. К специфическим особенностям аутичных детей, которые учтены в упражнениях этой главы, относятся: 1. Выраженное предпочтение определенным продуктам питания. Это означает, это самостоятельный прием пищи может усваиваться с помощью этих продуктов. 2. Плохо развитые языковые способности, которые не позволяют давать указания в данной (языковой) форме. Четкие жесты и демонстрация помогают детям быстрее понять, что от них требуют. 3. Сильная потребность постоянства или твердое следование привычкам. Если ребенок приобрел навык в специфической ситуации, то ее трудно перенести в другую ситуацию и приспособить к изменившимся условиям. 4. Реакция ребенка на различные запахи, ощущение влажности, холода, голода или боли могут быть сильно заторможены или вообще отсутствовать. 5. Ограниченный период внимания, который делает необходимым очень четко организовывать учебные ситуации и связывать внимание ребенка с визуальными и слуховыми сигналами.
Упражнения этой главы разработаны так, что они демонстрируют действия, учитывающие эти специфические особенности аутичных детей. Кроме того, демонстрируются используемые виды конкретных сигналов и поддержек, помогающих ребенку переносить ранее изученные образцы поведения из одной ситуации в другую. Упражнение 226. Есть приготовленные кусочки пищи Функции, по уходу за собой: прием пищи, 0-1 год Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Имитация: моторная, 0-1 год Учебная цель: самостоятельно есть Задание: самостоятельно взять кусочек приготовленной пищи и положить в рот Материал: нарезанные кусочки хлеба,сосисок, вареной моркови и т.п., нарезанные так, чтобы их можно было легко взять в руку
Посадите Алексея на стул и положите перед ним на столе кусочки хлеба или что-то другое. Следите, чтобы он наблюдал, когда Вы берете кусочек и кладете его себе в рот. Мимикой четко показывайте, что Вам очень вкусно. Побудите Алексея сделать то же самое. Если он Вас не имитирует или если он только играет с пищей, то соответствующим образом подведите его руку, повторяя уже показанное действие, чтобы быть для него образцом. Выполняйте свои движения подчеркнуто и попытайтесь привлечь его внимание к Вашей руке, демонстрируя ему движения. Попытайтесь выяснить, какие продукты питания Алеша особенно любит, а какие нет. Упражнение с его любимой едой значительно легче организовать. Когда его руки станут увереннее, отрезайте постепенно маленькие кусочки. Упражнение 227. Пить из чашки Функции по уходу за собой: прием пищи, 0-1 год Учебная цель: самостоятельно пить из чашки Задание: взять чашку двумя руками и поднести ее ко рту Материал: большая пластмассовая чашка, любимый напиток
Дима уже пьет из чашки, которую Вы держите, но самеееще не держит. Он противится каждому новому требованию. Поэтому необходимо постепенно вводить новые образцы движения, чтобы он мог их понять, не возбуждаясь. Очень медленно переходите при этом от одного учебного шага к другому, если убедитесь, что он овладел предыдущим.
1-й шаг: встаньте за ним, возьмите чашку и поднесите к его рту. 2-й шаг: встаньте за ним, подведите его руку к чашке, охватите ее своей рукой и таким образом поднимите ее вместе с ним. 3-й шаг: действуйте, как во 2-м шаге, но положите свою руку на тыльную сторону его руки, чтобы предохранить захват его руки. 4-й шаг: расслабьте захват своей руки, чтобы придать ему уверенность, но продолжайте держать чашку. 5-й шаг: сократите свою помощь вплоть до легкого касанщ его руки, чтобы напомнить ему, что он должен делать. Упражнение 228. Есть ложкой Функции по уходу за собой: прием пищи, 1-2 года Тонкая моторика: хватание, 0-1 года Тонкая моторика: оперирование материалом, 0-1 года Учебная цель: самостоятельно есть Задание: есть самостоятельно ложкой, не разливая при этом Материал: ложка
После того как Андрей научится брать ложкой пищу, не проливая ее (см. упр. 98), можно начинать использовать ложку для самостоятельного приема пищи. Чтобы облегчить этот учебный шаг, подберите пищу, которую он любит и которая легко держится на ложке, например густая каша, картофельное пюре, пудинг или хлебные хлопья. Дайте ему ложку в руку и охватите его руку своей. Окуните ложку в пищу и осторожно поднесите ее ко рту. Хвалите Андрея после каждого действия. Уменьшите контроль за его рукой, держа ее легонько, потом поддерживая тыльную сторону руки, пока он не станет есть самостоятельно. Повторите этот процесс с другими видами пищи, пока ложка не станет ему привычной и он не будет есть самостоятельно. Упражнение 229. Пользоваться ложкой, а не пальцами Функции по уходу за собой: прием пищи, 1-2 года Тонкая моторика: хватание, 0-1 год Тонкая моторика: оперирование материалами, 0-1 год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|