V-19. Прерывание деятельности
Поведение: Дразнить (например, прятать учебный материал). Мероприятие: Если Коля начинает дразнить Вас, пряча, например, учебный материал под стол, вместо того чтобы использовать его по назначению, он как будто бы провоцирует Вас подраться с ним, поругаться или забрать материал, то отклонитесь сразу же назад и положите руки на колени. Скажите затем ему, что Вы намерены делать с ним после занятия: "После поиграем с мячом". Покажите на место в комнате, где Вы намерены с ним играть. Затем спокойно повторите свое указание, которое он до этого не выполнил: "Положи автомобиль под коробку!". Подождите пару секунд и дайте ему следующий стимул, показывая ему правильное положение и повторяя: "Под коробку!". Причины успеха: У Коли были трудности в ситуациях, в которых он не знал, что будет дальше. Он чувствовал себя очень неуютно. Он начинал дразнить обычно тогда, когда упражнение было почти закончено. Когда ему говорили, что будет дальше, его поведение становилось лучше. V-20. Прерывание деятельности Поведение: Нытье и плач, чтобы выразить свои потребности. Мероприятие: Если Михаил ноет и плачет, чтобы ему дали какой-то предмет, то потребуйте указать на него, потрогать его или сказать слово (если он это слово знает). Если Вы знаете, что ему нужно, то научите его указывать на предмет или брать его рукой. Если он использует эти формы коммуникации, то дайте ему предмет на несколько секунд. Если он не сообщает Вам каким-то образом, что ему нужно, то отвернитесь от него на 10 секунд. Затем повернитесь к нему опять и помогите ему еще раз указать на предмет. Нет необходимости говорить ему, чтобы он молчал, если этот предмет он найдет сам.
Причины успеха: Миша познакомился с новым способом объявлять о своих желаниях, в то же время взрослый не реагировал больше на то, как Михаил выражал свои желания раньше. V-21. Прерывание деятельности Поведение: Частые вскакивания из-за стола Мероприятие: Поставьте стол и стул Руслана так, чтобы он сидел повернувшись спиной в угол комнаты. Усадите его на стул, привязав его к нему ремнем. Сразу же дайте ему учебный материал. Похвалите его, если он начнет им заниматься. Если он начнет кричать или придет в ярость, то поверните его стул так, чтобы он смотрел в угол, пока не успокоится, но не больше, чем на минуту. Затем поверните его обратно и дайте ему что-то съедобное в качестве поощрения, как только он начнет выполнять упражнение осознанно. Как только Руслан привыкнет сидеть во время занятий за столом, не приходя в ярость и не сопротивляясь, отпустите ремень, но не отстегивайте его. Причины успеха: Пристегнутый ремень постоянно напоминает Руслану, что он должен сидеть на месте. Он мешает его быстрым импульсивным движениям. Поворот к стене показал ему, что яростью он ничего не может изменить и не достигнет этим особого расположения. Ему легче было сидеть, когда он получал для работы легкие упражнения. Ремень не убирали, когда он стал чрезмерным физическим препятствием. Он и дальше служил ясным знаком того, что Руслан во время упражнений должен сидеть за столом. V-22. Прерывание деятельности Поведение: Частые громкие шумы или крики, имеющие самостимулирующий характер. Мероприятие: Владимир - большой (18 лет) юноша, который не понимает длинных речевых выражений. Он может научиться контролировать свои самостимулирующие шумы, если он узнает, что будут неприятные последствия. Носите всегда с собой деревянный шпатель, каким пользуется врач, один конец которого обернут клейкой лентой. Каждый раз, когда Владимир издает такие шумы, всуньте ему шпатель в рот и скажите: "Ни звука!". Если он поймет, что это происходит всегда, когда он шумит, то будет достаточно, чтобы Вы поднимали шпатель лишь для предупреждения, чтобы прервать его.
Причины успеха: Владимиру не нравилось, когда ему засовывали в рот шпатель, но он не сопротивлялся этому. Шпатель привлекал его внимание к источнику шума, его рту. Шумы прекращались сразу же, как только шпатель касался его рта. Родители и учителя проводили это мероприятие в течение двух недель. Владимир стал благодаря этому умнее и не шумел, когда кто-то из них находился с ним в комнате. V-23. Стереотипы Поведение: Продолжительное произнесение звуков Мероприятие: Как только Константин начинает произносить неприятные звуки, приложите палец к своим губам и сделайте "тсс..." Помогите ему сделать то же самое. Следите, чтобы он прижимал пальцы плотно к своим губам. Если он продолжает издавать звуки, как только Вы отпустите его руку, то накройте его голову на несколько секунд большим бумажным кульком так, чтобы он покрывал плечи. Поднимите его снова и продолжайте общее упражнение. Если он опять произносит звуки, то предостерегите его своим "тсс", жестом и, если необходимо, накройте его голову снова кульком. Пусть он останется на нем на этот раз несколько дольше, но не больше 15-20 секунд. Причины успеха: Так как кулек был достаточно большим, чтобы пропускать достаточно света и воздуха, он увеличивал силу шума, поэтому Константин более осознанно воспринял свои звуки. Одновременно он не мог ничего видеть и наблюдать, как реагировали взрослые на его шум. Ему эта процедура не нравилась, и скоро он научился подавлять желание шуметь, если видел бумажный кулек. Кулек оставался на его голове непродолжительное время, чтобы он не забывал, почему он на нем, и чтобы не обратился к другим самостимулирующим способам поведения. V-24. Стереотипы Поведение: Чрезмерная привязанность к предметам. Ребенок кричит, когда у него забирают маленькую цепочку. Мероприятие: Вы должны периодически забирать у Юлии цепочку, чтобы она могла использовать для работы обе руки. Делайте это постепенно: · Пусть Юлия держит цепочку в левой руке, в то время когда она втыкает штекер в доску с отверстиями.
· Положите цепочку на пальцы левой руки, в то время когда она держит этой рукой доску. · Положите ей цепочку на запястье левой руки. · Закрепите цепочку на левом запястье в виде браслета, прежде чем начать упражняться с доской. · Закрепляйте цепочку всегда в виде браслета, прежде чем начать любые упражнения за столом. Причины успеха: Перенося постепенно цепочку из руки на место, где она должна быть, Юлю убедили, что цепочку у нее не отберут. Поэтому она не стала паниковать. Она смогла спокойно выполнить упражнение и скороне обращала внимание на цепочку. V-25. Стереотипы Поведение: Чрезмерная привязанность к предмету.Ребенокне расстается с маленьким красным автомобилем. Мероприятие: Поставьте на стол возле Ивана красный поднос или положите красный лист бумаги и банку с мыльными пузырями. Затем постепенно научите оставлять автомобиль на красном поле, прежде чем начать выдувать пузыри. · Мягко подведите его руку с автомобилем к красному полю и держите ее там, в то время когда Вы выдуваете пузыри, которые он разбивает другой рукой. · Отпустите его руку, когда он другой рукой держит палочку с мыльной пеной, а вы выдуваете пузыри. · Немного отодвиньте поднос так, чтобы он стоял на расстоянии примерно 10 см от прежнего места, в то время когда Вы и далее выдуваете пузыри. · Отодвиньте поднос с автомобилем на 20 см, чтобы он стоял вне рабочего места. Дайте Ивану краткое задание и, как только он его выполнит, верните ему автомобиль. Вы можете попросить, чтобы он сам поставил автомобиль на красное поле и чтобы он стоял там во время выполнения всего задания. Причины успеха: Так как во время выполнения упражнения автомобилю было предписано специальное место, Иван знал, где он находится. Он не волновался, так как был уверен, что получит автомобиль обратно. V-26. Стереотипы Поведение: Цепляется за взрослых как маленький ребенок. Ребенок чрезмерно долго цепляется за шею матери, болтает ногами, если его хотят ссадить, и отказывается ходить.
Мероприятие: Павел слишком большой, чтобы держать и носить его на руках, как младенца, но все равно Вы хотели бы показать ему свое расположение. Так как он ведет себя слишком стереотипно и нелегко меняет привычки. Вы должны быть тем, кто эти изменения должен внести. Это Вы можете сделать следующим образом: · Откажитесь от того, чтобы держать и носить его,какмладенца. · Обучите его игре, во время которой нужен нежный контакт. Если он, например, расставит руки, чтобы его взяли,тосядьте рядом с ним на диван или на пол и обнимите его. Затем отпустите его и научите его игре "ладушки". Пойте с ним, улыбайтесь, хвалите и обнимайте его. Дайте емуеголюбимую игрушку и останьтесь некоторое время с ним. Если он отказывается идти, то не поднимайте его. Держите его за руку или обнимите за плечи. Если он все еще не хочет идти, то прервите контакт с ним и отвернитесь. Затем вернитесь к нему и попытайтесь еще раз. Побудите его идти с Вами, указав на его любимую игрушку или вознаграждение, к которому Вы идете. Сначала Павел этому не обрадуется, но если Вы будете последовательны, он научится изменять правила. Причины успеха: Хотя Павел несколько дней протестовал, ему понравилась игра "ладушки" и он смог отказаться от привычки цепляться. Он был в состоянии несколько минут играть со своей игрушкой, после того как мама ушла. Он был готов идти рядом с ней, если он видел то, что он хотел иметь. Его младенческое цепляние основывалось частично на старой привычке и частично на неспособности заняться чем-то другим. V-27. Дефицит поведения Поведение: Неспособность смотреть на человека, разговаривая с ним. Мероприятие: Сначала научите Игоря, чтобы он во время речевых упражнений (ответы по картинке на вопросы "что, кто, где") смотрел на Вас. Покажите ему картинку и спросите: "Скажи, Игорь, кто играет с мячом?". Затем закройте картинку, чтобы он больше не мог смотреть, и повторите: "Скажи мне!". Если он при ответе смотрит вниз или в сторону, повторите: "Скажи мне!". И осторожно поверните его голову в Вашем направлении. Хвалить и поощрять не нужно, пока он не посмотрит на Вас. Всегда, когда Игорь обращается к Вам ("Можно пойти поиграть?", "Я хочу еще..."), не реагируйте, если он не смотрит на Вас. Напомните ему о новых правилах, касаясь его щеки, если он не понимает, почему Вы не отвечаете на его вопрос. Причины успеха: Накрывание картинки прервало обычную тенденцию Игоря смотреть вниз. Задержка похвалы или поощрения дала ему стимул развить новую привычку смотреть, разговаривая с людьми. Повторяемая тренировка во время структурированных заданий помогла ему приспособиться к этой привычке. Позже новое поведение можно будет ожидать от него и в быту.
V-28. Дефицит поведения Поведение: Импульсивное хватание предметов Мероприятие: Держите материал так, чтобы на столе не было излишества предметов, которые Роман может взять. Оставьте в поле досягаемости только два сортировальных блюда. В руке держите что-нибудь съедобное для поощрения: орех или изюм. Повторите следующие этапы, пока упражнение не закончится. · Скажите: "Руки под стол!" - и ждите, пока Романнеуберет их со стола, успокоится и посмотрит на Вас. · Положите один из предметов для сортировки на стол и скажите: "Положи его сюда!". Если он положит его в нужное блюдо, задержите его руку и скажите: "Сделано отлично!" и "Руки под стол!". · Когда обе руки опять лежатна коленях, дайте ему вознаграждение. Причины успеха: Роман научился контролировать свои руки, так как ему точно сказали, что он должен ими делать. Он также ничего не получил для поощрения, пока не взял под контроль свои руки. Когда он этому научился, достаточно лишь требования "руки под стол!", чтобы прервать его импульсивное хватание предметов. V-29. Дефицит поведения Поведение: Недостаточная инициатива: ребенок пассивно ждет стимула извне. Мероприятие: Поставьте банку с мыльной пеной рядом с собой и дайте Анне блюдо с двумя бусинками и шнурок. Помогите ей нанизать первую бусинку. Помогите также начать нанизывать вторую и скажите, когда она нанизывает: "Готово!". Уберите бусинки, дайте ей мыльную пену и пусть она выдувает пузыри. Затем дайте ей еще две бусины. Теперь не помогайте, но напомните: "Сначала сделать, а затем дуть пузыри!". Если она нанижет две бусины без помощи, то на следующий раз дайте ей три и не помогайте. Причина успеха: Начав с очень короткого и простого занятия, Анна скоро узнала, что она может получить свою любимую игрушку без особых трудностей. Она привыкла быть активной, так как помощь, к которой она привыкла, отсутствовала и так как она не получила игрушку для выдувания пузырей, пока не стала активной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|