Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И применения заданий в тестовой форме




НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

(ЗАВ. КАФЕДРОЙ – ПРОФЕССОР Г.М. БАРЕР)1

 

Принципиальные отличия тестового контроля от традицион­ной формы:

> кратко сформулированные задания;

> возможность значительно быстрее провести контроль;

> технологичность, т.е. контроль через компьютер;

> экономия живого труда преподавателя;

> появляется элемент объективной оценки, т.к. преподаватель не участвует в выставлении оценок;

> студент с помощью компьютера сам получает оценку, соот­ветствующую уровню его подготовки.

 

Тестовый контроль ни в коем случае не заменяет собеседова­ния со студентом «вживую», которое выявляет умения клинически мыслить, излагать клиническую ситуацию, демонстрировать пре­подавателю приобретенные мануальные навыки. Однако благодаря тестовому контролю учебного времени на все вышеперечисленное остается больше.

Для успешного проведения тестового контроля задания должны быть составлены безукоризненно и соответствовать ряду требований.

 

При конструировании тестовых заданий мы руководствуемся следующими требованиями:

> тестовые задания должны охватывать всю учебную програм­му того раздела, в рамках которого проводится контроль;

> нельзя допускать в заданиях и ответах неоднозначности;

> задания и ответы должны быть краткие, лаконичные;

> тестовые задания не должны быть перегружены;

> задания должны быть предварены четкой инструкцией. Напри­мер: «обведите кружком номера всех правильных ответов»;

> в конце блока тестовых заданий помещаются правильные ответы.

 

Оценка ставится в зависимости от процента правильных ответов. По форме мы применяем в основном тестовые задания четы­рех видов:

> открытые;

> закрытые;

> на соответствие;

> на последовательность.

 

Каждая форма играет свою роль. Так, к примеру, тестовые за­дания «на последовательность» тренируют выработку алгоритма действий студента или врача при конкретном заболевании или кли­нической ситуации.

Примеры тестовых заданий.

I. Открытая форма.

Инструкция: обведите кружком номера всех правильных ответов.

1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:

1) менее 7

2) равняется 7

3) более 7

2. От фтористого натрия проницаемость эмали:

1) повышается

2) понижается

3) не изменяется

3. Гингивит —заболевание:

1) воспалительное

2) воспалительно-дистрофическое

3) дистрофическое

4) опухолевидное

4. Вкусовой чувствительностью обладают сосочки языка:

1) нитевидные

2) грибовидные

3) листовидные

4) желобоватые

Ответы

1. 1. 2. 2. 3. 1. 4. 2,3,4.

 

II. Закрытая форма. Инструкция: дополните.

1. Пульпа зуба располагается в _________________(1) зуба и условно разделяется на _____________(2) и_____________(3)

2. Симптом Никольского положителен при_____________________________

3. Карман при гипертрофическом гингивите называется ________________

4. Доброкачественные изменения губ воспалительного характера называют________________________________________

Ответы

1. (1)-полости;

(2) - коронковую;

(3) - корневую

 

2. пузырчатке

3. ложным

4. хейлит

III. На соответствие.

Инструкция: установите соответствие.

Заболевания

1. Гингивит острый катараль­ный средней степени тяжести

2. Пародонтит хронический генерализовнный легкой степени тяжести

3. Пародонтоз средней степе­ни тяжести

Рентгенологические признаки

A. Кортикальная пластинка межзубных перегородок разрушена

Б. Кортикальная пластинка и костная ткань межзубных перегородок сохра­нена, остеосклероз

B. Убыль костной ткани межзубных пе­регородок на 1/2 длины корней зубов

Г. Резорбция межальвеолярных перего­родок на 1/3 длины корней зубов Д. Изменений нет

 

Ответы

1. Д 2. А, Г 3. Б, В

IV. На последовательность.

Инструкция: установите правильную последовательность.

Этапы реставрации коронки зуба с применением гемокомпозита:

1) наложение изолирующей прокладки

2) нанесение бонда

3) протравливание эмали

4) послойное нанесение пломбировочного материала

5) полирование

6) шлифование

7) промывание струей воды и высушивание

 

Ответы

1,3,7,2,4,6,5.

 

После изучения каждого раздела специальности студенты про­ходят тестовый контроль, который заменяет трудоемкие зачеты. Итоговая государственная аттестация проходит в 3 этапа:

> оценка мануальных навыков;

> тестовый контроль теоретических знаний;

> собеседование.

На последнем этапе (собеседование) мы применяем разрабо­танные нами клинические ситуации со «шлейфами» тестовых зада­ний и видеорядом. Иллюстрации представляют клинику заболева­ния, дифференциальную диагностику, методы лечения. Это облег­чает студенту беседу с профессором, полностью имитируя ситуа­цию в клинике. Кроме студентов, тестовый контроль в период атте­стации проходят врачи - интерны и клинические ординаторы. Сложность тестовых заданий для последних, естественно, повышается.

В последние годы в МГМСУ начался постепенный переход на подготовку врачей-стоматологов общей практики, создаются сбор­ники интегративных клинических ситуаций со «шлейфом» интегра-тивных тестовых заданий и видеорядом. Планируется использова­ние их как для текущего контроля, так и для итоговой государст­венной аттестации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

К ПРОБЛЕМЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ»

В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ1

 

Потенциальная возможность конфликтной ситуации, заложенная во взаимоотношениях врач-пациент, наиболее наглядно, по нашему мнению, присутствует в стоматологии, где пациент на уровне своего бытового опыта относится к лечащему его врачу как к персоне, при­носящей ему боль. Это изначально отчуждает пациента от врача, вы­зывает у человека, сидящего в кресле зубоврачебного кабинета, по­вышенную нервозность и потенциальную боязнь самого процесса ле­чения. Тем более, что не каждый врач от рождения имеет эмпатический и интеллектуальный потенциал при соответствующей профес­сиональной подготовке. Негативный настрой пациента, в свою оче­редь, сказывается и на поведении стоматолога, вынуждая его не все­гда адекватно поступать в той или иной стрессовой ситуации.

На наш взгляд, еще одним обстоятельством, способствующим возникновению конфликтных ситуаций между врачом-стоматоло­гом и пациентом, является призывно-облегченная реклама услуг и возможностей конкурирующих между собой частных стоматологи­ческих клиник. Их рекламные обещания «полного обезболивания», «использования самого современного импортного оборудования и материалов», «имплантации зубов» для любого желающего форми­руют у пациентов устойчивое представление, что за свои деньги они вправе требовать в этих клиниках все, что обещается в рекламных проспектах, невзирая на определенные противопоказания, ко­торые есть у каждого.

Рассмотрим несколько типичных случаев из практики частных

коммерческих структур.

1. Больной Г. 37 лет на приеме потребовал от врача удалить больной зуб. После осмотра и рентгенологического обследова­ния врач объяснил пациенту, что зуб может быть сохранен при условии еще двух сеансов лечения. Больной в раздражении встал и ушел. В регистратуре его по возможности успокоили и посоветовали обратиться к другому врачу в этой же клинике. Зная о конфликтной ситуации, новый врач удаляет больному Г., по его просьбе, зуб без каких-либо предложений о лечении.

а) оцените ситуацию;

б) как бы Вы поступили в подобном случае?

Эталон:

1. Учитывая особенности личности больного Г., следовало бы на­стоять на совместной консультации с хирургом и ортопедом.

2. Если консультация не убедила бы пациента, желательно бы­ло бы отказать ему в его просьбе.

2. У больного К. 50 лет после обследования была обнаружена ал­лергия к анестетикам. Он, как оказалось, относился к группе риска, имел в анамнезе ряд соматических заболеваний. Боль­ной требовал анестезии перед лечением. Стоматолог объяснил пациенту, что для проведения обезболивания ему нужно по­добрать анестетик, безопасный для его здоровья, или предло­жить другой вид обезболивания. Пациент резко возразил про­тив предложенного плана лечения и, крайне недовольный, по­кинул клинику, а) какова Ваша тактика в данной ситуации?

Эталон:

1. Врачу следовало бы привести примеры из практики, связан­ные с возникновением тяжелых аллергических реакций в аналогичных ситуациях.

2. Необходимо было пояснить, что процесс подбора анестети­ка не займет много времени.

3. Можно было бы провести консультацию с коллегами. 4. При возникновении затруднений с подбором анестетика нужно обратиться в институт.

А вот пример другого плана. Случается, что врач-стоматолог не всегда может или хочет уделить должное внимание соматиче­скому анамнезу пациента, его психоэмоциональному настрою. «Жертвами» такого отношения стали две молодые женщины, по­павшие в частный стоматологический кабинет, с сотрудниками ко­торого их учреждение заключило договор.

3. Больная О. 43 лет пришла в клинику для удаления зуба. Она обратила внимание врача на то, что у нее в анамнезе была ре­акция на анестетик, на это доктор ответил, что за четыре года работы с ультракаином у него не было ни одного случая ос­ложнения. Через 5 минут после проведения анестезии у боль­ной случился обморок, который удалось снять в кабинете, но с его последствиями (слабость, боли в области сердца) больная боролась еще несколько дней.

а) обратится ли еще раз больная О. за помощью к этому врачу?

б) какие ошибки допустил врач?

в) как поступили бы Вы в данной ситуации?

Эталон:

1. Оценить эмоциональное состояние пациентки, наладить с ней контакт.

2. Собрать соматический анамнез (больная имела склонность к гипотензии).

3. Собрать аллергологический анамнез.

4. Выявить причину предыдущего обморока (больная была в состоянии психоэмоционального перенапряжения).

5. Подобрать оптимальный вид обезболивания, которое долж­но включать премедикацию больной.

Больной Т. - коллеге О. - перед лечением по поводу пульпита была сделана анестезия, приведшая к аналогичным последствиям, поскольку также были проигнорированы факторы риска в анамне­зе. Больше к врачу она не пришла.

Обе эти пациентки были санированы позднее в МГМСУ с при­менением премедикации и под местным обезболиванием.

Конечно, в настоящее время молодые специалисты и студенты имеют общее представление о том, что обезболивание является частью лечебного процесса и практически остается основным мето­дом контроля над болью в стоматологии. Однако можно констати­ровать, что проведение премедикации не всегда хорошо освоено и

правильно применяется.

Вот несколько примеров из практики кафедры факультетской стоматологии МГМСУ, которые иллюстрируют некоторые аспекты взаимоотношений врач-пациент.

4. Студент, имевший пятилетний стаж работы зубного техника, уверенно и самостоятельно работавший, пригласил на лечение своего знакомого. Пациент (23 года), вначале был спокоен. Препарирование по поводу кариеса оказалось болезненным, и больной потребовал у врача сделать ему анестезию, забыв в состоянии стресса о своих проблемах в анамнезе. Через 5 ми­нут при введении ультракаина у пациента случился обморок. Совместными усилиями по известной схеме больному оказали экстренную помощь. Позже в доверительной беседе пациент рассказал, что с детского возраста при виде иглы падал в об­морок. Через неделю после проведения премедикации больно­му безболезненно закончили лечение зуба.

а) как бы Вы поступили на месте врача-студента?

б) в чем состояла ошибка ассистента?

Эталон:

Ассистент до проведения студентом анестезии должен был проверить по истории болезни, правильно ли студент со­брал анамнез, выявлены ли факторы риска. На деле препо­даватель занял позицию пассивного нейтралитета, чтобы избежать конфликтной ситуации со студентом. 5. В этом случае в конфликтном узле приблизительно аналогич­ного содержания оказались одновременно завязаны три лица: пациент - молодая женщина 22 лет, которая пришла на прием по случаю лечения кариеса, врач-студент IV курса и ассистент - куратор приема больных врачами-студентами. Пациентке была обработана кариозная полость, однако на по­следней стадии она почувствовала резкую боль и потребовала про­вести анестезию. Врач-студент обратился с просьбой к ассистенту помочь ему сделать мандибулярную анестезию. При осмотре боль­ной преподаватель рекомендовал ей и врачу ограничиться аппликационной анестезией, поскольку объем оставшейся работы был не­значителен. Данная рекомендация была встречена враждебно не только пациенткой, но и студентом, который воспринял ее как не­желание ассистента помочь ему.

Преподаватель продемонстрировал студенту технику проведе­ния предложенной анестезии и в два этапа безболезненно закончил лечение. Пациентка была довольна. Врач-студент впервые увидел эффект от аппликационного обезболивания. Конфликтная ситуация была разрешена.

а) Вы согласны с тактикой преподавателя?

б) в чем, по Вашему мнению, был не прав студент?

В заключение отметим еще раз, что стоматологу всегда нужно помнить о своей ответственности перед больными, которая для не­го самого возрастает еще больше в силу специфики взаимоотноше­ний врача-стоматолога и пациента.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

АНКЕТА САМОДИАГНОСТИКИ

ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...