Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.




 

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Научная картина мира

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).

Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.

В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уров­нями организации материи или видами материи. Все виды мате­рии связаны между собой генетически, т.е. каждый из них разви­вается из другого.

Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рас­сматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность по­стичь ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция та­кой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в раз­витии Вселенной снимает проблему бытийственной укорененнос­ти человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматри­ваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относи­тельное и абсолютное, земное и небесное.

Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции су­персистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, что­бы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответству­ющих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной ти­шине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъясни­мое очарование творческого постижения звездного неба над своей головой.

(Е.И. Попов)

 

1. С опорой на текст, сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте два компонента этой картины мира, которые приводит автор.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулировано определение: «Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов». 2) указаны два компонента: - понятийный, представленный философскими категориями (материя, движение), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). - чувственнообразный, представленный совокупностью наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).  
Сформулировано определение, указаны и охарактеризованы два компонента  
Сформулировано определение, указан один компонент ИЛИ определение не сформулировано, но указаны и охарактеризованы два компонента  
Сформулировано определение, ИЛИ указан один компонент ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

 

2. Сформулируйте на основании текста основные признаки научной картины мира. Какие картины мира автор именует донаучными и ненаучными? С опорой на знание курса приведите две любых, отличных от научной, картины мира, указав к каждой из них наиболее существенный признак.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сформулированы признаки научной картины мира, например: - научная картина мира строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием; - в основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. 2) приведены две картины мира, допустим: - мифологическая (религиозная) картина мира, основанная на теоцентризме и идее сотворенности мира сверхестественными силами; - эстетическая (художественная) картина мира, основанная на эмоционально-образном восприятии мира и представлении о нем в категориях «прекрасное» - «безобразное». Могут быть приведены иные картины мира.  
Сформулированы два признака научной картины мира, приведены и охарактеризованы две иных картины мира  
Сформулированы два признака научной картины мира, приведена и охарактеризована одна иная картина мира ИЛИ Сформулированы два признака, иные картины не приведены ИЛИ признаки не сформулированы, но указаны две иные картины  
Сформулированы два признака ИЛИ приведена и одна иная картина мира ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

 

3. Изложите сущность идеи космизма. Поясните с опорой на текст и знание курса вывод автора о психотерапевтической функции этой идеи (приведите три пояснения).

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы: 1) Изложена сущность идеи космизма с опорой на текст, например: - представление о человечестве как закономерной ступени космической эволюции, «как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность по­стичь ее сокровенные тайны». 2) Приведены три пояснения психотерапевтической функции космизма, допустим: - идея обосновывает причину, логику и смысл человеческого бытия; - человек осознает свою важность во вселенной, как элемент, призванный ее познать и объяснить; - объяснена органическая связь человека и человечества со всем остальным миром, взаимосвязи и взаимовлияние космоса и микрокосма (человека). Могут быть приведены иные пояснения.  
Изложена сущность идеи, приведены три пояснения  
Изложена сущность идеи, приведены два пояснения ИЛИ сущность идеи не изложена, но приведены три пояснения  
Изложена сущность идеи, приведено одно пояснение ИЛИ сущность идеи не изложена, но приведены два пояснения  
Изложена сущность идеи ИЛИ приведено одно пояснение ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

4. «В процессе естественной эволюции су­персистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, что­бы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». Приведите три аргумента в обоснование приведенного суждения.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: Приведены три аргумента, допустим: 1) человечество проводит важные исследования в космическом пространстве, на МКС, это позволяет определять возможные риски и угрозы для жизни, предотвратить их; 2) при помощи исследований, проводимых на Большом адронном коллайдере, моделируется версия о происхождении Вселенной из «большого взрыва», это позволяет определить перспективы развития всей нашей цивилизации; 3) осознавая глобальные вызовы, угрозы и риски, стоящие перед земной цивилизацией и человечеством, люди ищут и находят средства преодоления этих вызовов и угроз. Могут приводиться и иные аргументы  
Приведены три аргумента  
Приведены два аргумента  
Приведен один аргумент  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

 

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о диалоге культур.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга, обмен определенными культурными традициями и явлениями». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например: – «Диалог культур выступает в качестве важного элемента процесса глобализации». – «Диалог культур не всегда осуществляется на равноправных началах, иногда он приобретает вид подчинения, порабощения более мощной и сильной культурой локальных культур». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о диалоге культур.  
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.  
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

 

6. Массовая культура обладает как позитивными, так и негативными признаками. Укажите три позитивных признака массовой культуры, каждый из которых проиллюстрирован конкретным примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены признаки и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) доступность (например, телезритель не прилагает дополнительных усилий, чтобы посмотреть любимый телесериал или фильм); 2) демократичность (воспринять и понять популярную книгу способен даже тот человек, который не имеет хорошего образования); 3) отражение универсальных ценностей (например, во многих произведениях массовой культуры добро побеждает зло). Могут быть указаны иные признаки, приведены другие примеры.  
Указаны три признака, каждый из которых проиллюстрирован примером.  
Указаны три признака, приведены два примера ИЛИ указаны два признака, приведены два примера.  
Указаны два признака, приведен один пример ИЛИ примеры не приведены, указан один признаков ИЛИ приведен один пример.  
Указана один признак без приведения примера ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

7. Социологические службы страны М. проводили на протяжении ряда лет исследование предпочтений граждан в потреблении материалов СМИ. Гражданам задавался вопрос: «В каких средствах массовой информации информация им представляется наиболее качественной и достоверной».

На основании проведенных опросов была составлена диаграмма:

Сформулируйте три основных вывода, которые могут сделать ученые на основании полученных данных.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Сформулированы три вывода, например: 1) практически не изменилась оценка гражданами качества телевизионной информации, телеканалы сохранили свои позиции и аудиторию; 2) существенно возросла аудитория электронных СМИ, информация Интернет СМИ оценивается ее потребителями как наиболее качественная и заслуживающая доверия; 3) снизилась оценка гражданами качества информации, представленной в печатных СМИ, это очевидно связано и с сокращением потребителей печатных СМИ; 4) в аутсайдерах – радиоканалы и радиотрансляции, это отражение тенденции сокращения внимания к радиоканалам. Могут быть сформулированы иные выводы.  
Сформулированы три вывода  
Сформулированы два вывода  
Сформулирован один вывод  
ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответе учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Религия как одна из основных форм культуры. 2) Характерные признаки религии. 3) Функции религии: а) мировоззренческая; б) коммуникативная; в) компенсаторная; г) нормативная. 3) Классификация религий: а) традиционные; б) национальные; в) мировые. 4) Основные черты и признаки мировых религий. 5) Религия и конфессии. 6) Конфессиональный мир РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.  
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.  
Максимальный балл 2

 

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Философия «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит)

 

Философия «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Дидро)

 

Философия «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться» (Ж. Брак)

 

Философия «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным принципам, вложенным в систему школьного образования» (Д.И. Менделеев).

 

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.  
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.  
К2 Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией  
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.  
К3 Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.  
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.  
Суждения и аргументы не приведены.  
  Максимальный балл 5

 

Пример эссе

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д.Дидро)

Я выбрала высказывание французского писателя, философа-просветителя Дени Дидро: «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок».

На мой взгляд, данный афоризм поднимает проблему назначения искусства, его роли в жизни человека.

Я остановила свой выбор именно на этом афоризме, так как тема, затронутая классиком, как никогда актуальна для современного мира. В наши дни искусство зачастую используется не как носитель высоких идеалов и ценностей, представлений о Добре и Зле, а как всего лишь средство получения прибыли.

Автор считает, что истинное предназначение искусства – являться сосредоточением морально-этических норм и идеалов, нести в себе идеи добра и добродетели, помогать человеку сформировать шкалу ценностей и представлений о достойной жизни, поведении.

Я не могу не согласиться с мнением автора. Вне всякого сомнения, во многом через искусство мы познаем мир и получаем воспитание. Искусство дает каждому из нас возможность понять и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного. Нельзя и отрицать того факта, что искусство является воплощением культурного наследия общества, отражением той или иной эпохи; оно оказывает серьезное влияние на общественное сознание, восприятие окружающей действительности людьми.

Искусство, как уже было упомянуто выше, лежит в основе формирования личности. Влияние искусства каждый из нас ощущает ежедневно, порой, не осознавая этого. Искусство связывает поколения, объединяет и сплачивает народ, тем самым непосредственно влияя и на судьбу государства.

Взаимодействие с миром искусства удовлетворяет человеческие духовные потребности, которые, кстати, ставились на самую вершину пирамиды потребностей американским ученым А. Маслоу. Любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль, познание мира и самого себя – все нашло воплощение в искусстве.

Если же искусство будет нести в себе порок, ложные идеалы, то его влияние будет разрушительно как для отдельно взятой личности, так и для всего общества в целом.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что искусство только тогда является искусством, когда оно несет в себе посыл, который может повлиять на человека, изменить его, направить на правильный путь, когда оно учит добру, справедливости, настоящей, искренней любви к близким, Родине…


Раздел «Экономика»

ЧАСТЬ А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...