При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4
Научная картина мира
Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира — это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).
Главное отличие научной картины мира от донаучной и ненаучной состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием.
В основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации. Наличие общих признаков организации позволяет объединить различные объекты в классы разнообразных систем. Эти классы часто называют уровнями организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между собой генетически, т.е. каждый из них развивается из другого.
Современные научные представления о мире формируют новое мироощущение, которое получило название космизм. Оно рассматривает человечество как закономерную ступень космической эволюции, как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны. Психотерапевтическая функция такой идеи очевидна. Идея человека как закономерного звена в развитии Вселенной снимает проблему бытийственной укорененности человека в мире. Духовные силы людей начинают рассматриваться не просто как продукт случайного сцепления обстоятельств на планете, затерявшейся в бездне галактик, а как проявление необходимых, но скрытых механизмов, приводящих в движение земную цивилизацию, примиряющих временное и вечное, относительное и абсолютное, земное и небесное.
Одна из центральных идей заключается в следующем. В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Подобного рода проблемы, решаемые в границах соответствующих картин мира, являются «вечными», так как не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обречено на то, чтобы всегда прислушиваться к таинственной тишине межгалактических просторов и ощущать в душе неизъяснимое очарование творческого постижения звездного неба над своей головой.
(Е.И. Попов)
1. С опорой на текст, сформулируйте определение научной картины мира. Укажите и охарактеризуйте два компонента этой картины мира, которые приводит автор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) сформулировано определение: «Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов».
2) указаны два компонента:
- понятийный, представленный философскими категориями (материя, движение), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии).
- чувственнообразный, представленный совокупностью наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Meгагалактики в виде расширяющейся сферы).
|
|
Сформулировано определение, указаны и охарактеризованы два компонента
|
|
Сформулировано определение, указан один компонент ИЛИ определение не сформулировано, но указаны и охарактеризованы два компонента
|
|
Сформулировано определение, ИЛИ указан один компонент ИЛИ ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 2
|
2. Сформулируйте на основании текста основные признаки научной картины мира. Какие картины мира автор именует донаучными и ненаучными? С опорой на знание курса приведите две любых, отличных от научной, картины мира, указав к каждой из них наиболее существенный признак.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сформулированы признаки научной картины мира, например:
- научная картина мира строится на основе определенной фундаментальной научной теории, служащей ее обоснованием;
- в основе современных научных представлений о строении мира лежит идея ее сложной системной организации.
2) приведены две картины мира, допустим:
- мифологическая (религиозная) картина мира, основанная на теоцентризме и идее сотворенности мира сверхестественными силами;
- эстетическая (художественная) картина мира, основанная на эмоционально-образном восприятии мира и представлении о нем в категориях «прекрасное» - «безобразное».
Могут быть приведены иные картины мира.
|
|
Сформулированы два признака научной картины мира, приведены и охарактеризованы две иных картины мира
|
|
Сформулированы два признака научной картины мира, приведена и охарактеризована одна иная картина мира ИЛИ
Сформулированы два признака, иные картины не приведены ИЛИ признаки не сформулированы, но указаны две иные картины
|
|
Сформулированы два признака ИЛИ приведена и одна иная картина мира ИЛИ ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 2
|
3. Изложите сущность идеи космизма. Поясните с опорой на текст и знание курса вывод автора о психотерапевтической функции этой идеи (приведите три пояснения).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
В правильном ответе должны быть приведены элементы:
1) Изложена сущность идеи космизма с опорой на текст, например:
- представление о человечестве как закономерной ступени космической эволюции, «как своеобразную кристаллизацию творческих сил Природы, как бы допустившей в лице человека возможность постичь ее сокровенные тайны».
2) Приведены три пояснения психотерапевтической функции космизма, допустим:
- идея обосновывает причину, логику и смысл человеческого бытия;
- человек осознает свою важность во вселенной, как элемент, призванный ее познать и объяснить;
- объяснена органическая связь человека и человечества со всем остальным миром, взаимосвязи и взаимовлияние космоса и микрокосма (человека).
Могут быть приведены иные пояснения.
|
|
Изложена сущность идеи, приведены три пояснения
|
|
Изложена сущность идеи, приведены два пояснения
ИЛИ сущность идеи не изложена, но приведены три пояснения
|
|
Изложена сущность идеи, приведено одно пояснение ИЛИ
сущность идеи не изложена, но приведены два пояснения
|
|
Изложена сущность идеи ИЛИ приведено одно пояснение
ИЛИ Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 3
|
4. «В процессе естественной эволюции суперсистема «Вселенная» обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы». Приведите три аргумента в обоснование приведенного суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
Приведены три аргумента, допустим:
1) человечество проводит важные исследования в космическом пространстве, на МКС, это позволяет определять возможные риски и угрозы для жизни, предотвратить их;
2) при помощи исследований, проводимых на Большом адронном коллайдере, моделируется версия о происхождении Вселенной из «большого взрыва», это позволяет определить перспективы развития всей нашей цивилизации;
3) осознавая глобальные вызовы, угрозы и риски, стоящие перед земной цивилизацией и человечеством, люди ищут и находят средства преодоления этих вызовов и угроз.
Могут приводиться и иные аргументы
|
|
Приведены три аргумента
|
|
Приведены два аргумента
|
|
Приведен один аргумент
|
|
Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 3
|
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о диалоге культур.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «диалог культур – взаимосвязь и взаимопроникновение различных культур друг в друга, обмен определенными культурными традициями и явлениями».
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например:
– «Диалог культур выступает в качестве важного элемента процесса глобализации».
– «Диалог культур не всегда осуществляется на равноправных началах, иногда он приобретает вид подчинения, порабощения более мощной и сильной культурой локальных культур».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о диалоге культур.
|
|
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
|
|
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
|
|
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,
ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,
ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,
ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,
ИЛИ ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 2
|
6. Массовая культура обладает как позитивными, так и негативными признаками. Укажите три позитивных признака массовой культуры, каждый из которых проиллюстрирован конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены признаки и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) доступность (например, телезритель не прилагает дополнительных усилий, чтобы посмотреть любимый телесериал или фильм);
2) демократичность (воспринять и понять популярную книгу способен даже тот человек, который не имеет хорошего образования);
3) отражение универсальных ценностей (например, во многих произведениях массовой культуры добро побеждает зло).
Могут быть указаны иные признаки, приведены другие примеры.
|
|
Указаны три признака, каждый из которых проиллюстрирован примером.
|
|
Указаны три признака, приведены два примера ИЛИ указаны два признака, приведены два примера.
|
|
Указаны два признака, приведен один пример ИЛИ примеры не приведены, указан один признаков ИЛИ приведен один пример.
|
|
Указана один признак без приведения примера ИЛИ Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 3
|
7. Социологические службы страны М. проводили на протяжении ряда лет исследование предпочтений граждан в потреблении материалов СМИ. Гражданам задавался вопрос: «В каких средствах массовой информации информация им представляется наиболее качественной и достоверной».
На основании проведенных опросов была составлена диаграмма:
Сформулируйте три основных вывода, которые могут сделать ученые на основании полученных данных.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Сформулированы три вывода, например:
1) практически не изменилась оценка гражданами качества телевизионной информации, телеканалы сохранили свои позиции и аудиторию;
2) существенно возросла аудитория электронных СМИ, информация Интернет СМИ оценивается ее потребителями как наиболее качественная и заслуживающая доверия;
3) снизилась оценка гражданами качества информации, представленной в печатных СМИ, это очевидно связано и с сокращением потребителей печатных СМИ;
4) в аутсайдерах – радиоканалы и радиотрансляции, это отражение тенденции сокращения внимания к радиоканалам.
Могут быть сформулированы иные выводы.
|
|
Сформулированы три вывода
|
|
Сформулированы два вывода
|
|
Сформулирован один вывод
|
|
ИЛИ Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
| 3
|
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль религии в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
При анализе ответе учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
|
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Религия как одна из основных форм культуры.
2) Характерные признаки религии.
3) Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) коммуникативная;
в) компенсаторная;
г) нормативная.
3) Классификация религий:
а) традиционные;
б) национальные;
в) мировые.
4) Основные черты и признаки мировых религий.
5) Религия и конфессии.
6) Конфессиональный мир РФ.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
|
|
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
|
|
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
|
|
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.
|
|
Максимальный балл
| 2
|
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия
| «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит)
|
Философия
| «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Дидро)
|
Философия
| «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться» (Ж. Брак)
|
Философия
| «Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным принципам, вложенным в систему школьного образования» (Д.И. Менделеев).
|
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
|
№
| Критерии оценивания ответа на задание С9
| Баллы
| К1
| Раскрытие смысла высказывания
| Смысл высказывания раскрыт.
|
| Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
|
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
|
| К2
| Представление и пояснение собственной позиции
| Представлена собственная позиция с аргументацией
|
| Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.
|
| К3
| Уровень приводимых суждений и аргументов
| Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
|
| Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.
ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.
|
| Суждения и аргументы не приведены.
|
| | Максимальный балл
| 5
|
|
Пример эссе
«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д.Дидро)
Я выбрала высказывание французского писателя, философа-просветителя Дени Дидро: «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок».
На мой взгляд, данный афоризм поднимает проблему назначения искусства, его роли в жизни человека.
Я остановила свой выбор именно на этом афоризме, так как тема, затронутая классиком, как никогда актуальна для современного мира. В наши дни искусство зачастую используется не как носитель высоких идеалов и ценностей, представлений о Добре и Зле, а как всего лишь средство получения прибыли.
Автор считает, что истинное предназначение искусства – являться сосредоточением морально-этических норм и идеалов, нести в себе идеи добра и добродетели, помогать человеку сформировать шкалу ценностей и представлений о достойной жизни, поведении.
Я не могу не согласиться с мнением автора. Вне всякого сомнения, во многом через искусство мы познаем мир и получаем воспитание. Искусство дает каждому из нас возможность понять и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного. Нельзя и отрицать того факта, что искусство является воплощением культурного наследия общества, отражением той или иной эпохи; оно оказывает серьезное влияние на общественное сознание, восприятие окружающей действительности людьми.
Искусство, как уже было упомянуто выше, лежит в основе формирования личности. Влияние искусства каждый из нас ощущает ежедневно, порой, не осознавая этого. Искусство связывает поколения, объединяет и сплачивает народ, тем самым непосредственно влияя и на судьбу государства.
Взаимодействие с миром искусства удовлетворяет человеческие духовные потребности, которые, кстати, ставились на самую вершину пирамиды потребностей американским ученым А. Маслоу. Любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль, познание мира и самого себя – все нашло воплощение в искусстве.
Если же искусство будет нести в себе порок, ложные идеалы, то его влияние будет разрушительно как для отдельно взятой личности, так и для всего общества в целом.
Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что искусство только тогда является искусством, когда оно несет в себе посыл, который может повлиять на человека, изменить его, направить на правильный путь, когда оно учит добру, справедливости, настоящей, искренней любви к близким, Родине…
Раздел «Экономика»
ЧАСТЬ А
Воспользуйтесь поиском по сайту: