Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О происхождении и употреблении денег




Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

Но, когда разделение труда только еще зарождалось, эта возможность обмена часто встречала очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал большим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена.

В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись последовательно для этой цели. В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена, как говорят, был скот; и хотя он был весьма неудобен для этой цели, однако мы находим, что в древние времена предметы часто оценивались по тому количеству скота, которое давалось в обмен на них.

Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли, в конце концов, необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею, ибо вряд ли какие-нибудь другие предметы обладают большею прочностью по сравнению с ними, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок; этим качеством не обладает никакой другой продукт, отличающийся такою же прочностью, и именно оно, больше чем какое-нибудь другое, делает их пригодными служить орудием обмена и обращения.

Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.

(А.Смит)

 

1. Как связаны между собой разделение труда и обмен? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, сформулируйте значение обмена в жизни людей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) определена связь между разделением труда и обменом, например: - разделение труда приводит к тому, что человек не может удовлетворить все свои потребности за счет продуктов собственного труда, ему необходимо обменивать произведенное им на другие необходимые товары, следовательно разделение труда порождает обмен. 2) сформулирвано значение обмена (обменных отношений) в жизни людей, допустим: - только благодаря обмену люди способны удовлетворять свои разнообразные потребности, приобретать необходимые для них товары и услуги. Значение обмена может быть указано в иной формулировке.  
Правильно определена связь между разделением труда и обменом, сформулировано значение обмена.  
Правильно определена связь между разделением труда и обменом, ИЛИ сформулировано значение обмена.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

2. Какие товары использовали люди в древности в качестве средства обмена? Приведите авторский пример. Опираясь на знание обществоведческого курса и курса истории, приведите два примера использования иных подобных товаров, в качестве эквивалентных при обмене.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) приведен товар, указанный автором: - в древние времена в качестве универсального средства обмена люди применяли скот. 2) приведены два иных товара, например: - в средневековой Японии в качестве эквивалентного товара применялись мешки с рисом, их количество также служило мерой богатства человека; - в древней Руси в качестве эквивалентного товара применялись шкурки пушного зверя, меха (куница, лисица, белка и т.д.), название меха перешли и на названия серебряных монет.   Могут быть приведены иные уместные примеры.  
Приведен авторский товар, приведены два иных примера  
Приведен авторский товар, приведен один пример ИЛИ авторский товар не приведен, но приведены два примера  
Приведен только авторский товар или только один пример ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

 

 

3. Почему в качестве универсального средства обмена (денег) люди стали применять ценные металлы? С опорой на текст и знание курса, сформулируйте три причины применения ценных металлов в качестве денег.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть сформулированы причины применения ценных металлов в качестве денег, допустим: 1) длительная сохранность металла, его прочность, использование металлических средств в течение многих обменных операций, многих циклов обращения; 2) редкость ценных металлов и трудности, связанные с их добычей; 3) делимость, возможность отлития слитков меньшего объема, производства монет меньшим весом; 4) компактность, возможность уместить целое состояние в одном кожаном кошельке… и т.д.   Могут быть приведены иные верные формулировки причин.  
Сформулированы три причины  
Сформулированы две причины  
Сформулирована одна причина  
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

4. Какие современные виды платежных средств (денежных агрегатов) вы знаете? Приведите три конкретных примера применения современных денежных средств для платежа и покупки товаров.

 
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть приведены примеры, допустим:   1) современным средством платежа являются банковские карты, при помощи которых можно сделать покупку в магазине, произвести коммунальный платеж и т.д. 2) современным средством платежа являются электронные деньги, например карточки WebMoney, при помощи которых можно оплатить товар или услугу в Интернет-магазине; 3) современным средством платежа являются банковские чеки, например, чеки American Express, принимаемые к оплате в большинстве стран мира.   Могут быть приведены и другие верные примеры.  
Приведены три примера  
Приведены два примера  
Приведен один пример  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

 

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребительский спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о потребительском спросе.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «потребительский спрос – это то количество товара, который потребитель готов приобрести при данной цене в данный момент времени». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о потребительском спросе, опирающейся на знания курса, например: – «На потребительский спрос влияет значительное количество факторов, среди которых ведущая роль принадлежит ценовым». – «Среди неценовых факторов, влияющий на потребительский спрос можно привести веяния моды, сезонные факторы, культурные и религиозные традиции». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о потребительском спросе.  
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.  
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.  
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 2

 

 

6. Государство содействует развитию малого и среднего бизнеса в стране. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами политику государства по поддержке малого и среднего бизнеса.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе политика государства может быть проиллюстрирована конкретными примерами, допустим: 1) предоставление предприятиям малого и среднего бизнеса льгот по налогообложению; 2) выделение предприятиям малого и среднего бизнеса льготных кредитных линий или же беспроцентного кредита; 3) государственное финансирование программ по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса; 4) защита законами конкурентной среды в экономике, благоприятной для малого и среднего бизнеса. Могут быть приведены другие примеры.  
Приведены три примера.  
Приведены два примера.  
Приведен один пример.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

 

7. Коммерческие банки значительно сократили предложения по ипотечному кредитованию, повысив проценты по ипотеке.

Какие последствия вызовут данные изменения политики банков? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину удорожания ипотеки.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулированы последствия: - сократятся объемы жилищного строительства; - меньшее количество людей будет способно пользоваться ипотечным кредитом для улучшения своих жилищных условий, снизится спрос; - возможно некоторое снижение цен на недвижимость, вследствие сокращения инвестиций.   2) указана причина, например: подобное удорожание ипотеки может быть связано - с общим экономическим спадом в стране, - ростом задолженности по ипотеке, - тем, что меньше людей способны ее оплачивать.    
Правильно сформулированы два последствия, указана причина.  
Правильно сформулированы два последствия, причина не указана ИЛИ сформулированы одно последствия, указана причина.  
Правильно сформулировано любое одно из последствий ИЛИ указана причина.  
Ответ неверный.  
Максимальный балл 3

 

 

8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль фирмы в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответе учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:   1. Понятие о фирме. 2. Основные признаки фирмы. 3. Цели фирмы в рыночной экономике: а) производственные (производство товаров и услуг); б) коммерческие (реализация и сбыт произведенных товаров и услуг). 4. Организационно-правовые формы фирм: а) хозяйственные общества б) хозяйственные товарищества в) производственные кооперативы г) индивидуальные предприниматели д) унитарные предприятия 5) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены. 6) Деятельность фирмы в условиях конкурентной борьбы. а) стратегия менеджмента фирмы; б) стратегия маркетинга. 7) Особенности фирм в современной российской экономике.   Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.  
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.  
Максимальный балл 2

 

 

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

Экономика «Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нем держится весь мир». (С.Ю.Витте)

 

Экономика «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

 

Экономика «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». (Ч.Диккенс)
Экономика «Прогнозировать средние экономические показатели — все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов». (Милтон Фридман)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.  
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.  
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.  
К2 Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией  
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.  
К3 Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.  
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.  
Суждения и аргументы не приведены.  
  Максимальный балл 5

 

Пример эссе

«Труд – отец богатства, земля – его мать» - У. Петти.

 

Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - проблема роли факторов производства в хозяйственной жизни общества. От того понимаем ли мы какие факторы производства играют главную роль в экономике какой-либо страны, мы можем понять суть той или иной экономической системы.

Я выбрал эту тему для своего эссе, так как эта проблема будоражила умы ученых-экономистов на протяжении столетий; главенствующие факторы производства постоянно менялись или же приобретали несколько иную форму. Также хотелось бы подчеркнуть актуальность этой темы, поскольку мы наблюдаем в оочию становление нового, информационного, общества, с приходом которого меняются и приобретают иную форму основные факторы производства.

Автор высказывания, У.Петти, указывает в качестве основных факторов производства труд, понимая его как труд по обработки земли, и непосредственно землю в прямом смысле этого слова. Как известно, У.Петти жил в XVII веке и принадлежал к школе физиократов. Справедливость его суждения стоит оценивать с точки зрения его времени, для своего времени он безусловно прав, так как действительно в XVII веке основу производства составляло сельское хозяйство. А вот для современной экономики факторы производства указанные автором отнюдь ведущими не будут.

С течением времени меняется характер экономической системы, стоит вспомнить споры Меркантелистов и Физиократов, которые абсолютно по разному понимали сущность богатства, сферы его накопления, роль денег в экономике и многие другие аспекты хозяйственной жизни общества. Что же касается современной экономике, то сегодня мы должны говорить уже о другом труде. Физический труд на земле уходит в прошлое, в наши дни труд становиться высокотехнологичным, наукоемким. Если говорить о земле как о факторе производства, то в современной экономике земля олицетворяет в большей степени недра, ресурсы которые находятся в ее глубинах. Этот фактор производства, безусловно, важный (для стран экспортеров энергоносителей даже является определяющим), но он отнюдь не олицетворяет лицо современной экономики. Лидирующие позиции в экономической сфере переходят к таким факторам производства, как знания, информация, интеллект.

Подводя итог всего выше сказанного, можно сделать вывод, что труд как был, так и остается отцом богатства, только в несколько иной форме, а вот матерью богатства в современной экономике по праву можно назвать знания.

 

 

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман)

Автором данного суждения поднята проблема роли и места инфляции в экономике, ее воздействия на субъектов рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни, ведь борьба с растущей инфляцией – главный вопрос на повестке дня правительств почти всех развивающихся стран, в том числе и России.

По мнению А. Фридмана, инфляция является результатом действия рыночных механизмов. Последствия её негативны, но являются естественным результатом определенных действий участников рынка.

Я согласен с позицией автора данного высказывания. По моему мнению, инфляция нередко становится результатом некорректной экономической политики или действий участников рынка. Её последствия негативны для всех, и поэтому ее можно назвать наказанием.

Итак, под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Иными словами, инфляция возникает, когда масса обращающихся в экономике денег превышает количество товаров. Но мы говорим об инфляции как наказании и, следовательно, она возникает вследствие каких-то действий. Каковы же основные источники инфляции? Во-первых, инфляция может возникать вследствие излишней эмиссии денег государством. Когда государство решает финансовые проблемы, как сейчас принято говорить, с помощью «печатного станка», темпы инфляции резко увеличиваются, деньги обесцениваются, т.к. в экономике их становится слишком много. Вспомним, например, что таким образом решала свои проблемы Россия в 90-е годы XX века. Результатом этого стала инфляция, достигающая 100%. Во-вторых, инфляция может возникнуть вследствие необоснованного повышения заработной платы или социальных выплат. В связи с этим, инфляция достигает наибольших значений в экономиках с планово-командными элементами управления, где и размер зарплат, и размер социальных выплат определяет исключительно государство. Это подтверждается фактами: сегодня наибольшая инфляция (превышающая 25%) наблюдается в Венесуэле, Афганистане, Монголии и т.д.

Последствия инфляции являются настоящим наказанием для всего общества. Так, растет безработица, снижается покупательная способность, падает уровень потребления, ценообразование перестает быть прозрачным… Правительство Греции в последние годы проводило политику по предотвращению безработицы любыми средствами, не гнушаясь и оплаты не востребованного рынком труда. Заработная плата постоянно повышалась; несмотря на падающую производительность труда, в экономику «вливалось» все больше денег. Результатом этих непоследовательных мер стала гиперинфляция, вылившаяся в безработицу, падению уровня жизни людей. Сегодня по всей Греции происходят массовые забастовки, уличные шествия, погромы.

Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты), ревальвация (повышение курса национальной валюты), нуллификация (объявление старых денег недействительными либо обмен их по крайне низкому курсу). Российское правительство в период последнего экономического кризиса избрало политику девальвации, т.е. оно постепенно снижало курс рубля. Это объясняется и тем, что резервы РФ хранятся во многих валютах, и девальвация нанесла наименьший урон этому фонду.

Таким образом, инфляция действительно является наказанием без законного основания.


Раздел «Социология»

ЧАСТЬ А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...