Полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Научное познание и его особенности. Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный На постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это, Обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс Приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование[1].» Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными Способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически Исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, Практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные Отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь Процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития Практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в Различных своих формах. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, Политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, Художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них Имеет свою специфику. Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим Целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего. Основными особенностями научного познания являются:
Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов Действительности — природных, социальных (общественных), законов самого Познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на Общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их Выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в Достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит Необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание Стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в Качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само Понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность Изучаемых явлений. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и Методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда Характерная черта научного познания — объективность, устранение по Возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы Называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную Картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность Субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее Неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, Исключающего косность, догматизм, апологетику. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на
То, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по Изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, Чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в Настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с Возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает Возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание Открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного Его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут Быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как Возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как Подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет Одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека»[4]. Существенной особенностью современной науки является то, что она стала Такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука Превращается в его мать. Многие современные производственные процессы Родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только Обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве Предпосылки технической революции. Великие открытия за последние Десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической Революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя Автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и Материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились Предпосылки для гигантского развития производительных сил общества. 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный Противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную Развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных
Форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — Искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно Воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии Со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются Революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к Смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении Которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного Самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель Научности. В процессе научного познания применяются такие специфические Материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания Характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких Идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, Математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и Другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже). Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|