Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало




Научное познание и его особенности.

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный

На постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,

Обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс

Приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и

совершенствование[1].»

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными

Способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически

Исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд,

Практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные

Отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь

Процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития

Практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в

Различных своих формах.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии,

Политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания.

Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое,

Художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.

Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них

Имеет свою специфику.

Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания.

Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим

Целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.

Основными особенностями научного познания являются:

Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов

Действительности — природных, социальных (общественных), законов самого

Познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на

Общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их

Выражение в системе абстракций. «Сущность научного познания заключается в

Достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит

Необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе

осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание

Стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в

Качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само

Понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность

Изучаемых явлений.

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания —

Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и

Методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда

Характерная черта научного познания — объективность, устранение по

Возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации

«чистоты» рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: «То, что мы

Называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то,

что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную

Картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность

Субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее

Неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности,

Исключающего косность, догматизм, апологетику.

Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на

То, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по

Изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.

Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать,

Чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в

Настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с

Возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает

Возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание

Открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного

Его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут

Быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как

Возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как

Подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет

Одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает

его от других форм познавательной деятельности человека»[4].

Существенной особенностью современной науки является то, что она стала

Такой силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука

Превращается в его мать. Многие современные производственные процессы

Родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только

Обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве

Предпосылки технической революции. Великие открытия за последние

Десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической

Революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя

Автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и

Материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились

Предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный

Противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную

Развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных

Форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно —

Искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.).

Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно

Воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии

Со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются

Революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к

Смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении

Которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного

Самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель

Научности.

В процессе научного познания применяются такие специфические

Материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое

«научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее

(синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.).

Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания

Характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких

Идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика,

Математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и

Другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность

полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...