Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается





Латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и

Отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской

Буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются

Терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.

Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.

Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным

Суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной

Познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом

Разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде

Единичных, частных и общих суждений.

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или

Отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке

Выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается

Или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В

Русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,

«часть», «не все» и др

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или

Отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что

Утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета

Рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,

«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,

«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и

Отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде



Общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое

Значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат

Мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные

Закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не

Означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.

Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных

Явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже

Единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,

Возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное

Познавательное значение.

Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,

однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может

служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее

Отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному

Отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не

Путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе

Уже имеющихся знаний.

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и

Понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.

Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо

Сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в

Процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и

Опосредованные.

Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью

Органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная

Информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке

Большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены

Не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.

Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под

умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного

Знания выводится новое знание.

Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре

любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение

(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при

Этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения.

Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и

выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением

Есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного

К другому. Другими словами, это есть отношение логического следования.

Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний

Из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются

Следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и

Дедуктивное.

Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании.

В науке они используются как способ познания прошлого, которое

Непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений

Формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о

происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития

Общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для

Понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать

Еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития,

Действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.

Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают

Ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где

Органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-

Либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования,

Закономерностей его развития и т. д.

Методы научного познания.

Понятие метода и методологии. Классификация методов научного

Познания.

Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо)

Означает совокупность приемов и операций практического и теоретического

Освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил,

Руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом

Означает для человека знание того, каким образом, в какой

Последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных

Задач, и умение применять это знание на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к

Совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и

Действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые

Ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.