Этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается
Латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и Отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской Буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются Терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным Суждение: «железо (S) электропроводно (P)». Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной Познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом Разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде Единичных, частных и общих суждений. Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или Отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке Выражаются словами «это», именами собственными и т. д. Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается Или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В Русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые», «часть», «не все» и др Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или Отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что Утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета Рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,
«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях). В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и Отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде Общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое Значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат Мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные Закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не Означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частных Явлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже Единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах, Возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное Познавательное значение. Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее Отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному Отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не Путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе Уже имеющихся знаний. Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и Понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо Сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в
Процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и Опосредованные. Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью Органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная Информация составляет значительную часть всех человеческих знаний. Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке Большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены Не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного Знания выводится новое знание. Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при Этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением Есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного К другому. Другими словами, это есть отношение логического следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних знаний Из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются Следующие два фундаментальных типа умозаключений: индуктивное и Дедуктивное. Умозаключение широко используется в повседневном и в научном познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое Непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений Формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития Общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для Понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать Еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития,
Действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают Ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где Органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого- Либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, Закономерностей его развития и т. д. Методы научного познания. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного Познания. Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) Означает совокупность приемов и операций практического и теоретического Освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, Руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом Означает для человека знание того, каким образом, в какой Последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных Задач, и умение применять это знание на практике. «Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к Совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и Действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые Ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|