Гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему
Тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка Исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование Своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы. В современной методологии выделяют различные уровни критериев Научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность Знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, Воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, Строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут Иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов Действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания С практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) Творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, Целей в объективно существующие предметы, процессы. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и Являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом Указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; Разум же функционирует на основе той исходной информации, которую
Поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует Рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, Этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою Специфику и существует в своих формах. Чувственное позвание реализуется в виде непосредственного получения Информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним Миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием Специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: Ощущение, восприятие и представление. Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов Окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет Собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, Передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который Управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не только Глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в Центральной нервной системе. Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении Нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение Отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно Воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление»[5]. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о Яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных Звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам
Ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных Факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают Сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой Пищи. «Первая посылка теории познания,— писал В. И. Ленин,— несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения»[6]. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент Чувственного познания и человеческого сознания вообще. Биологические и психо-физиологические дисциплины, изучая ощущение в Качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают Различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от Интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, Установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом Месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны Отображать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных) Диапазонах физико-химических воздействий. Так, орган зрения может Отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с Длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала Находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в Другую — инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не Воспринимает. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от Нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой Частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо Ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств. Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств Человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир. Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир Оборачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются
Свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, В том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости Соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, Прибор ночного видения и т. п.). Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для Его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с Окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь, Которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями Для них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в Радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, Которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой Объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) От ощущаемого к неощущаемому. В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых Причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о Существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их Существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, Необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из Звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|