Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов





Ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым

Доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в

Радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем

Обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не

Только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области

Электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об

Электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для

Познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, -

Сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его

совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа

Чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне

Компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными

Возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий

Возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным

Компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром),

Предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме.

Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не

Просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим

Совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и

Всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.

Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут

Проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего

Мира может приводить даже к психическому недомоганию.



Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ

Окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества

Факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание

Включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в

Последующей форме чувственного познания — в восприятии.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый

Мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе

Восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто

Механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов

Чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ

Предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем

Информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и

Температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус,

То узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется

Целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то

Стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.

Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой

Деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,

Увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя

Сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,

Чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно

Дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно

Больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются

представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при

Непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,

Ни восприятия), то представление возникает без непосредственного

Воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как

Предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти

(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в

Руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим

Представлением, отличается от того образа, который существовал в

Восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем

Многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии

Предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в

Представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется

целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане

Будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном

Познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий

Характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,

Исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время

Нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных

Процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические

Новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей

(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то

Технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного

Восприятия людей.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с

Восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.

Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных

Предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях

(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,

Растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях

Моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом

Представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,

Ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и

Своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-

тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно

связывает человека с внешним предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к

мышлению;

— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не

Перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.