Этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов
Ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым Доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в Радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем Обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не Только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области Электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об Электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем. Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для Познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - Сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа Чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне Компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными Возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий Возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным Компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром), Предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не Просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим Совершенством, но и степенью развитости общественной практики. При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и Всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.
Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут Проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего Мира может приводить даже к психическому недомоганию. Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ Окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества Факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание Включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в Последующей форме чувственного познания — в восприятии. Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый Мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе Восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто Механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов Чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ Предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем Информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и Температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, То узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется Целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то Стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии. Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой Деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, Увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя Сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, Чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно
Дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно Больше, чем глаз орла. На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при Непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, Ни восприятия), то представление возникает без непосредственного Воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как Предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в Руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим Представлением, отличается от того образа, который существовал в Восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем Многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии Предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в Представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане Будет то главное, что нас интересует. Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном Познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий Характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, Исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время Нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных Процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические Новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то Технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного Восприятия людей. Представление является большим шагом вперед по сравнению с Восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных
Предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, Растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях Моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом Представлении о конкретном, единичном объекте. Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, Ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и Своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному. В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи- тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна: — органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; — без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению; — потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не Перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|