Органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,
способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.); — рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств; —регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств; — органы чувств дают тот минимум первичной информации, который Оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы Развивать научное знание. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, Являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством Познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность Вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они Постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека. Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного Восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что Не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и Внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны Вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а Сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе Перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит Выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже Имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,
Знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.»[9] Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, Которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое Накопило человечество. Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия - Это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; Отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют Важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит Диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, Особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и Несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и Количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая Закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная Возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении Заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в Нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: Сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление Признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение Однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), Абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее
Существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все Эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе Образования понятия. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения Между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, Холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие Понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают Взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы. Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере Науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же Влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои Понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее Понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие Понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии Относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др. По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более Общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном Познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и Т.п.). В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия, Которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке») Различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или Глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных Проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных Понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для Нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, Образующих основные сферы научного знания. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является
Суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой Качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в Мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное Непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении»[11]. Объективной основой суждения служат связи и отношения между Предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической Деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек Стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и Постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них. Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный Характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом И группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких Реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. «Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается Наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь Относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира С их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|