Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,




способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам

органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с

помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который

Оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы

Развивать научное знание.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,

Являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством

Познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность

Вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они

Постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного

Восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что

Не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.

Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и

Внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны

Вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а

Сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе

Перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит

Выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии

воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже

Имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,

Знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного

субъекта.»[9]

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,

суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,

Которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое

Накопило человечество.

Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -

Это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса

познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;

Отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют

Важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и

явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит

Диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,

Особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и

Несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и

Количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая

Закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная

Возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении

Заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в

Нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.

Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:

Сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление

Признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение

Однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),

Абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее

Существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все

Эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе

Образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения

Между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,

Холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие

Понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают

Взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере

Науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.

Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же

Влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои

Понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее

Понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие

Понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии

Относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более

Общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном

Познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия

(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и

Т.п.).

В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,

Которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)

Различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или

Глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных

Проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных

Понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для

Нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,

Образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является

Суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой

Качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в

Мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное

Непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их

расчленение и соотношение дается в суждении»[11].

Объективной основой суждения служат связи и отношения между

Предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической

Деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек

Стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и

Постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный

Характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом

И группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких

Реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается

Наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.

е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь

Относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира

С их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...