На 2-й ступени дошкольного образования
2-я ступень дошкольного образования предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. На 2-й ступени решается ряд педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, когнитивные умения и навыки, необходимые для первичной адаптации в обществе и продолжения образования. Основными задачами являются: 1.Формирование базовых социальных знаний, умений и навыков для дальнейшей социальной адаптации и интеграции. 2.Развитие творческих способностей детей. 3.Подготовка к школьному обучению и предварительный подбор типа школы. 4.Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье. 5.Развитие познавательной деятельности и личности детей. 6.Развитие речи. 7.Развитие двигательной сферы. 8.Развитие эмоционально-волевой сферы детей. Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы ребенок не воспринимал себя больным, инвалидом, особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества. Развитие психических и моторных функций нужно проводить ненавязчиво в тех видах деятельности, которые, собственно, и составляют обычную жизнь ребенка. Необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок непроизвольно тренировался, а сам процесс тренировки и его результат приносили бы ему удовлетворение. На этой ступени продолжаются мониторинг и работа по индивидуальным программам развития познавательной деятельности, а также реализация программ «Креативная терапия», «Музыка», «Знакомство с природой на прогулках». Новыми на данной ступени являются программы «Адаптация» и «Трудотерапия». Программа «Адаптация». Социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды. При этом у человека должен быть набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, умение выбирать наиболее оптимальный вариант поведения и способность к самостоятельному принятию решения. Безусловно, в дошкольном возрасте
возможно сформировать лишь первичную базу для социальной адаптации. Создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции, собственно, и составляет сущность процесса психолого-педагогической абилитации ребенка дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Целью данной программы является обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь. Реализации этой цели способствует решение следующих задач: 1.Обогащение представлений об окружающем мире. 2.Развитие познавательной деятельности путем формирования способов познания окружающего. 3.Развитие речи. 4.Развитие игровой деятельности. 5.Формирование умений ориентироваться в окружающем. 6.Формирование навыков общения в различных ситуациях. 7.Формирование навыков самообслуживания. 8.Формирование культурно-гигиенических навыков. 9.Формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений. 10. Формирование самосознания личности. Знакомство с окружающим миром осуществляется в системе и последовательности от близкого к далекому. Программа средней группы включает темы: —Человек: тело человека, одежда, личность и семья. —Квартира: комната, кухня, ванная и туалет, прихожая и коридор. —Двор и улица: части двора, растительный и животный мир, улицы, проспекты, площади, транспорт. В программе старшей группы темы:
—Городской дом: квартира, подъезд, дом. —Город: магазин, парикмахерская, почта, ателье по ремонту обуви, швейная фабрика, больница, кафе, школа, театр. —Село: сельский дом, усадьба, совхоз или ферма. В подготовительной группе изучаются темы: —Город и село. —Лес и луг. —Вода и воздух. —Земля и космос. —Личность и общество. Материал изучается концентрически. В процессе курса обеспечивается повторение и закрепление материала в разных системах связей. Так, например, овощи изучаются как продукт питания в темах «Кухня» и «Магазин», затем как растения и продукты труда в темах «Село», «Город и село». Животный мир представлен в темах «Квартира», «Двор и улица», «Село», «Город и село», «Лес и луг», «Вода и воздух», «Земля и космос». Человек выступает как индивидуум, как член коллектива, как субъект и объект коммуникации, как субъект производственных отношений, как часть Вселенной, как личность в системе общественных отношений. Система расположения материала в программе позволяет максимально охватить тот круг явлений, с которыми сталкивается ребенок, и провести знакомство с ним и на уровне, доступном детям. В разных возрастных группах различен характер изучения материала. Возрастает круг знаний в связи с расширением радиуса изучаемого пространства. Качественно меняется уровень познания окружающей действительности, т. к. у детей развиваются познавательные интересы и способности. Развитие общения и деятельности побуждает к использованию новых методов и приемов. В средней группе обеспечивается первичная социально-бытовая адаптация в ближнем пространстве. Педагог помогает детям сориентироваться в схеме своего тела, в квартире, во дворе, на улице. Его усилия направлены на осознание детьми воспринимаемого, связь восприятия со словом, формирование первичных обобщений. Установление тождеств и различий в объектах позволяет детям проводить их первичную классификацию, что в дальнейшем явится базой для формирования понятий. Обращается внимание на регулярность в следовании друг за другом некоторых явлений, т.е. закладывается основа первоначальных представлений о причинности. В этом возрасте многие дети с церебральным параличом предпочитают более ранние формы общения и деятельности. В связи с этим педагог так организует занятия, чтобы обеспечить постепенный переход детей от ситуативно-делового общения в ведущей предметно-практической деятельности к внеситуативно-познавательному общению и ведущей игровой деятельности.
В старшей группе предусматривается адаптация в пределах населенного пункта — города и села. Формирующиеся у детей познавательные интересы создают потребности в объяснении окружающей действительности и стремление к пониманию сути вещей и явлений. В связи с этим рассматривается назначение изучаемых объектов. Выделение существенных и несущественных признаков предметов и явлений обеспечивает переход от наглядных форм мышления к мышлению понятийному. Овладение элементарными отношениями между понятиями начинается с постижения отношений подчинения частного общему. Поэтому в теме «Город» каждый раздел предусматривает изучение общего на примере частного. Так, магазин рассматривается как тип учреждения торговли. Одновременно уточняются знания детей о других типах торговых учреждений: киосках, ларьках, рынках. Систематизируются знания о специализации магазинов, их устройстве, профессиональных функциях работников торговли, отрабатывается алгоритм поведения для приобретения товаров в магазине. Аналогично парикмахерская рассматривается как учреждение гигиенического назначения, почта как средство связи, ателье по ремонту обуви как учреждение бытового назначения, швейная фабрика как тип производственного предприятия, кафе как учреждение общественного питания, школа как учреждение системы образования, больница как учреждение здравоохранения, театр как учреждение культурного назначения. Постижение логики существования различных сфер жизнедеятельности человека, основ их устройства и функционирования связано с осознанием элементарных причинно-следственных зависимостей. Преобладающими формами общения и деятельности становятся внеситуативно-познавательное общение и сюжетно-ролевые игры. От бесед, экскурсий, моделирования фрагментов окружающей действительности к свободным сюжетно-ролевым играм должен вести детей педагог.
В подготовительной группе радиус изучаемой действительности выходит за пределы чувственного познания детей. Однако все изучение строится на близком и понятном детям материале с использованием максимального количества наглядности. В познавательной деятельности детей активно используется прием сравнения, что заложено уже в самих названиях тем: «Город и село», «Лес и луг», «Вода и воздух», «Земля и космос», «Личность и общество». Отмечая сходное и различное в этих фрагментах действительности, педагог подчеркивает неразрывность их существования, их диалектическое взаимодействие. Развитие логического мышления детей позволяет им постигать некоторые причинно-следственные отношения в природе, делать первичные умозаключения. JB то же время сохраняется направленность на первичную адаптацию, т. е. в центре находится формирование навыков ориентирования в природе, стереотипов поведения в различной обстановке. В этом возрасте осуществляется переход от внеситуативно-познавательного общения к внеситуативно-личностному. Ребенок начинает осознавать себя как часть целостного мира и свое место в социуме, Игровая деятельность становится менее зависимой от наличия атрибутов и больше сплетается с познавательной деятельностью. Таким образом, к концу занятий в подготовительной группе не только формируется база для первичной социальной интеграции, но и создаются предпосылки к учебной деятельности. При прохождении программных тем во всех группах педагог должен учитывать возрастные особенности детей. Нужно помнить, что формулировки, использованные в программе, даны для педагогов, а не для воспитанников. В дошкольном возрасте формируются лишь первичные понятия, которые в дальнейшем будут углубляться и расширяться. Так, изучая «Личность и общество», с детьми следует побеседовать о потребностях личности. Человеку нужны не только еда, вода, воздух, но и музыка, книги, театр, друзья... Герои сказок, фильмов, рассказов, либо какие-то конкретные люди могут быть идеалами детей, и анализ их характеров и поведения поможет внести коррективы в поведение дошкольников. Психотерапевтическую направленность должно иметь обсуждение вопроса о способностях и силе воли человека, эмоциях и чувствах. В процессе всей этой работы закладываются основы самооценки. Понятия государства и общественного строя в примитивных формах всем знакомы с раннего детства. Во многих сказках фигурируют царь, бояре, министры и т.д. По телевидению и радио, в речи взрослых часто называются президент, депутаты. Дети знают об армии, милиции, пожарных. Упорядочить эти знания — задача педагога.
О взаимодействии личности и общества речь идет при обсуждении прав и обязанностей гражданина. И, конечно же, особый акцент следует сделать на семью как ячейку общества, т. к. патриотическое воспитание начинается с воспитания любви к своим родным и близким. В этой теме интегрируются знания, полученные детьми при прохождении всей программы, закладываются основы мировоззрения, формируется отношение к труду, образованию, науке, искусству, религии. Известно, что дети с церебральным параличом могут иметь различные интеллектуальные способности в силу разного характера органического поражения головного мозга. Занятия по данной программе могут проводиться одновременно с детьми, имеющими сохранный интеллект, задержку психического развития и легкую степень умственной отсталости. Основой адаптационного воспитания является создание у ребенка типовых моделей поведения в разных ситуациях, что, безусловно, необходимо для детей с разным уровнем развития интеллекта. В то же время, объем и глубина усвоенных знаний об окружающем у этих детей будут различны. Реализуя программу, нужно помнить о ее пропедевтическом V характере. В каждой ситуации нужно «проигрывать» несколько моделей поведения, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений. В этих ситуациях ребенок должен выступать в разных ролях с тем, чтобы он мог не только осваивать различные варианты поведения, но и учиться понимать окружающих его людей. Важным моментом в адаптации является развитие инициативы детей, поэтому нужно все занятия строить так, чтобы у детей была возможность выбора деятельности. Например, при изучении комнаты педагог может предложить нарисовать ее, сконструировать из какого-либо материала, поиграть в «семью», инсценировать короткий рассказ или стихотворение. Планируя работу, воспитатель должен учитывать коррекционную направленность, связь с программой дефектолога по развитию познавательной деятельности детей. Ознакомление с окружающим в любом случае связано с развитием сенсомоторной сферы, речи, внимания, памяти, мышления, математических представлений. Нужно, чтобы этот процесс носил систематический и планомерный характер. В то же время важно учитывать и необходимость создания компенсаторных приемов у детей-инвалидов. Среди них большое значение имеет формирование установки на взаимодействие с окружающими людьми в трудных ситуациях. Здесь нужно проводить работу таким образом, чтобы эта установка не оборачивалась позицией иждивенчества. Так, обращается внимание на поиск помощи со стороны окружающих людей лишь после оценки собственных возможностей. Отрабатываются формулировки просьб и выражения благодарности. Необходимо настраивать ребенка и на заботу об окружающих, оказание помощи им. При этом подчеркивается значимость не только материальной, но и психологической поддержки. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе. Коррекции эмоциональных нарушений способствует и само знакомство с окружающим миром. Вместе с тем нужно дать детям сведения о доступных им предметах и явлениях, представляющих опасность для человека: ядовитых веществах, огне, травматизме и т. п. Здесь также важно сформулировать простейшие алгоритмы поведения в случаях угрозы жизни и здоровью людей. Одним из важнейших условий успешной работы является совместная реализация программы персоналом учреждения и семьей ребенка. Для этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка, дается установка на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности реализации своих желаний. Все люди имеют разные способности, главное — найти свое место в жизни с оптимальным учетом возможностей и наклонностей. Родителям разъясняется необходимость развития у детей стремления к максимальному самообслуживанию и выполнению работы, значимой для окружающих. Воспитание детей проводится с одновременной коррекцией внутрисемейных отношений. Воспитатель проводит с родителями обсуждение различных моделей поведения ребенка в семье, анализирует типичные и атипичные, но реально имевшие место в семьях детей группы ситуации. Предлагая родителям создать дома ту или иную ситуацию для формирования навыков поведения у ребенка, воспитатель тактично подсказывает, какие взаимоотношения в семье наиболее приемлемы. В целом вся работа по адаптации должна быть направлена на формирование нравственного осознания человеческих отношений, восприятие эстетики окружающего и стремление к ней в быту, оптимистической позиции. Содержание программы «Адаптация» представлено в приложении. Программа «Трудотерапия». Трудотерапия для детей с церебральным параличом – незаменимое средство социальной абилитации. Деятельность, направленная на получение социально значимого результата, способствует самосознанию и самоутверждению личности, формированию активной жизненной позиции. Изготовление красочных поделок из бумаги, ваты, ниток, бросового и природного материала — увлекательное и полезное занятие для детей. Оно является одновременно и средством формирования положительных личностных качеств, и средством психофизического развития, и средством развития эмоционально-волевой сферы. Трудотерапия призвана повысить уверенность ребенка в своих силах, его самостоятельность. Она позволяет родителям реально и оптимистично оценить возможности больных детей и избежать гиперопеки в их воспитании. Целью трудотерапии является максимальное развитие качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию ребенка. Задачи: 1.Формировать осознание значимости собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности. 2.Формировать навыки общения в процессе трудовой деятельности, умения работать в коллективе. 3.Развивать зрительное восприятие. 4.Развивать функции руки — опорную, указывающую, отталкивающую, хватательную. 5.Развивать зрительно-моторную координацию. 6.Развивать внимание, память. 7.Развивать мышление через формирование умения планировать свою деятельность. 8.Корригировать эмоционально-волевую сферу и поведение: развивать ответственность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, самоконтроль и самооценку. 9.Развивать желание заниматься трудом, воспитывать привычку к трудовому усилию, готовность участвовать в интересной работе. 10.Формировать навыки и культуру труда. 11.Воспитывать творческое воображение, художественный вкус. 12.Учить изготавливать некоторые виды поделок. На занятиях исключается принуждение детей. Педагог заинтересовывает детей, постепенно вовлекает их в работу, поощряет 1 на протяжении всей деятельности. Продукты деятельности детей 1 красиво оформляются. Например, из комочков цветной бумаги 1 можно сделать бусы для куклы, ягоды для корзинки и т. п. Педагог демонстрирует продукты деятельности детей всем приходящим в группу, родителям, отмечает индивидуальные успехи. При отборе содержания программы учитывается, прежде всего, характер трудовых операций. Предпочтение отдается таким видам деятельности при которых наиболее успешно развивается ручная моторика. Желательно подбирать виды работ для детей дифференцированно, с учетом пожеланий врача ЛФК. Так, например, при изготовлении бумажных шариков ребенок постепенно переходит от движений ладонями к движениям пальцами. При плетении ковриков активно работает лучезапястный сустав и требуется удержание нити или булавки пальцами. При плетении косичек обе руки должны работать одинаково активно. На практике особенно хорошо зарекомендовало себя использование звездочного плетения. Для этого плетения необходимо, прежде всего, подготовить заготовку — деревянный крест с равными лучами. Педагог подвязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, педагог подвязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остается на крестовине. Педагог подбирает нити разной фактуры и толщины с учетом развития мелкой моторики ребенка, привлекает его к выбору цвета нитей. В дальнейшем заготовка может состоять из шести и более скрепленных в виде звездочки лучей, и, соответственно, коврик приобретет многоугольную форму. Затем в качестве основы может быть использован картонный круг, на который радиально натягиваются нити, заменяющие деревянные лучи. На такой основе изготавливаются коврики круглой формы. Комбинируя коврики, изготовленные детьми, подвешивая их к рейке на разной высоте, можно сделать панно для украшения группы. При звездочном плетении не только получаются замечательные коврики, но и разрабатывается ручная моторика, зрительно-моторная координация, восприятие фактуры, цвета и формы, художественный вкус. При обучении детей различным видам трудотерапии необходимо учитывать характер двигательной недостаточности ребенка и индивидуально подходить к каждому с учетом его возможностей. Важным моментом является организация рабочего места, обучение правилам личной гигиены и техники безопасности при работе с инструментами. Для компенсации двигательной недостаточности используются различные приспособления: станочки, челночки, заготовки из картона, кольца для плетения веревочек, косичек и т. п. Если ребенку трудно удерживать нить для плетения коврика, можно сделать пластиковые булавки с отверстием для нити. В процессе трудотерапии обеспечивается не только моторное, но и сенсорное развитие. При изготовлении поделок педагог обращает внимание детей на цвет, форму, фактуру, звучание материалов и инструментов. Заодно подчеркиваются эстетические параметры поделок: гармония цветов, форм, линий и т. д. Необходимо учить детей планировать свою работу, находить решения, доводить начатое дело до конца. Занятия проводятся в сопровождении музыки, пения, создаются игровые ситуации, трудовые действия объединяются сюжетом, используется художественное слово. Содержание программы, составленное педагогом Н. И. Ивановой, представлено в приложении. Практика показала, что результаты трудотерапии — поделки — способствуют не только личностному становлению ребенка, но и меняют отношение к ребенку в семье. Повышается родительская оценка способностей ребенка, они начинают более реально оценивать его перспективы и осознают необходимость развития его самостоятельности. Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они рассказывали родным и знакомым о достижениях ребенка, демонстрировали продукты его труда. У родителей появляется заинтересованность в раскрытии способностей ребенка, они уже менее сосредоточены на его болезни и больше способны увидеть в нем маленького человека со всеми присущими его возрасту достоинствами и потребностями. Подведем итоги. 1.На 2-й ступени дошкольного образования формируется первичная основа для социальной интеграции ребенка и продолжения образования. 2.Задачи образования на 2-й ступени могут быть реализованы через комплекс программ. В данном пособии это программы «Развитие познавательной деятельности», «Креативная терапия», «Ознакомление с природой на прогулках», «Музыка», «Адаптация» и «Трудотерапия». 3.Работа по программе «Адаптация» позволяет системно решать целый комплекс задач дошкольного образования. Эта программа направлена, прежде всего, на обеспечение дальнейшей социальной интеграции ребенка. 4.Работа по программе «Трудотерапия» позволяет не только развивать сенсомоторную сферу детей, но и активно воздействовать на личностное развитие.
Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|