Познавательная деятельность
Слуховое восприятие неречевых звуков Различение звучания игрушек Стереогноз Узнавание на ощупь фактуры предметов: дерево _______металл________ стекло _________пластмасса __________ Узнавание на ощупь формы предметов: катушка _________ложка______ карандаш _________чашка______ Узнавание на ощупь геометрических фигур: шар ____________ куб __________ цилиндр______ пирамида________ Различение на ощупь предметов по величине: большой _______ средний ________ маленький______ Зрительное восприятие Восприятие цвета
Восприятие формы
Восприятия величины
Пространственные представления Ориентировка в сторонах собственного тела (правая, левая)_______________ Различение понятий: выше — ниже _________ дальше — ближе ____________________________ справа — слева _______ впереди — сзади ____________________________ Конструктивный праксис: прямое копирование образца из 3 элементов (для четырехлетних детей) _____________________________ из 5 (для пятилетних детей) _________________________________________ из 6 (для шестилетних детей) ________________________________________ Временные представления День ________ Вечер _________ Ночь ________ Утро __________ Зима ________ Весна ________
Лето _______ Осень __________ С пятилетнего возраста: Вчера ______Сегодня ______ Завтра ________ С шестилетнего возраста: Минута _______ Час ________ День______ Сутки _________ Математические представления С четырехлетнего возраста: Один________ Много _______ Поровну________ Прямой счет до 3 ____________________________________________ С пятилетнего возраста: Прямой счет до пяти__________________________________________ Сравнение количеств (на конкретном материале)_____________________ Пересчитать предметы. Сколько их?________________________________ С шестилетнего возраста: Сравнение чисел _________________________________________________ Количественный состав чисел из единиц (отложить 3 палочки)___________ Мышление Исключение лишнего предмета («четвертый лишний») __________________ Классификация предметов (овощи — посуда) __________________________ Понимание переносных значений слов («золотые руки», «золотые волосы»)_________________________________________________________ Память Зрительная память: раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности без называния при запоминании и воспроизведении через 5 секунд __________ Вербальная память: Повторение серии слов: дом, лес, стол, кот _____________________________ через 5 секунд____________________________________________________ Зрительно-вербальная память: раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности с называнием при запоминании и воспроизведении________________________ через 5 секунд____________________________________________________ Пересказ_________________________________________________________ Характеристика внимания Объем ___________________________________________________________ Концентрация ____________________________________________________ Переключаемость__________________________________________________ Заключение о развитии познавательной деятельности Стереогноз _______________________________________________________ Зрительное восприятие _____________________________________________ Пространственные представления_____________________________________ Временные представления_________________________________________ Математические представления ____________________________________
Мышление_______________________________________________________ Память___________________________________________________________ Внимание_________________________________________________________ Характеристика работоспособности___________________________________
Приложение 3. Карта оценки результатов Коррекционного обучения I—II год обучения 1.Регулярность посещения занятий__________________________________ 2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях 3.Динамика развития речи__________________________________________
—Импрессивная речь______________________________________________ —Общая характеристика экспрессивной речи _________________________ —Логопедический диагноз _________________________________________ 4.Динамика развития познавательных процессов: Стереогноз _______________________________________________________ Зрительное восприятие ____________________________________________ Пространственные представления__________________________________ Временные представления__________________________________________ Математические представления _____________________________________ Мышление ________________________________________________________ Память___________________________________________________________ Внимание_________________________________________________________ 5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________ III год обучения 1.Регулярность посещения занятий ___________________________________ 2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях 3.Динамика развития речи __________________________________________ 4.Динамика развития познавательных процессов: Стереогноз ________________________________________________________ Зрительное восприятие ______________________________________________ Пространственные представления ____________________________________ Временные представления __________________________________________ Математические представления _____________________________________ Мышление_______________________________________________________ Память___________________________________________________________ Внимание_________________________________________________________ 5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________ 6.Сформированность предпосылок школьного обучения ________________ Навыки коллективной работы________________________________________ Усидчивость на фронтальных занятиях ______________________________ Графические навыки _____________________________________________ Чтение (знание букв, чтение обратных слогов, чтение прямых слогов; послоговое чтение, чтение целыми словами)____________________ Характеристика к выпускной медико-психолого-педагогической комиссии
Приложение 4. Примерное распределение Программного материала по развитию Познавательной деятельности Средняя группа Развитие сенсорной сферы: —Восприятие основных цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету. —Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. —Восприятие величин. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. —Восприятие пространственных отношений: верх — низ, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе. —Конструирование из 3—4 элементов. —Восприятие фактуры предметов: твердое — мягкое, гладкое — шероховатое. —Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звучания игрушек. —Различение простых темпо-ритмических структур: I, II, III. Развитие речи: —Выделение звука в звуковом ряду. —Выделение начальных гласных звуков в словах. —Дифференциация согласных звуков по твердости—мягкости, звонкости—глухости. —Знакомство со звуками и буквами: а, о, у, и, м, п, к, т. Составление и чтение слогов и трехзвуковых слов из этих букв. —Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков. —Пополнение активного и пассивного словаря по разделам программы «Адаптация». —Соотнесение лексических значений слов с обозначаемыми ими явлениями, различение фонетически сходных слов. —Различение слов, обозначающих сходные объекты и действия. Развитие обобщающих значений слов. Подбор действий к предметам и наоборот. Подбор признаков к предметам и наоборот. Вставка недостающих слов в предложения. Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями. —Развитие суффиксального способа словообразования. —Изменение существительных по числам. —Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. —Формирование падежных конструкций с предлогами: в, на. —Согласование существительных с глаголами настоящего времени в числе. —Формирование простого распространенного предложения: субъект — предикат, субъект — предикат — объект.
—Пересказ сказки по серии сюжетных картин. Развитие мышления: —Складывание пирамид. —«Почтовый ящик». —Доски Сегена для вставки геометрических форм. —Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2—4-х частей (элементов). —Классификация объектов по одному признаку. —Классификация объектов по категориям. —Исключение предметов («четвертый лишний»). —Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предметов. Развитие внимания и памяти: —«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 3—4 элементов на конкретном материале. —Игры типа: «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал». —Прямое копирование образца в конструировании. —Звучание поговорок, стихов. Формирование математических представлений: —Счет до пяти. —Формирование представлений «один — много». —Пересчет предметов в пределах пяти. —Соотнесение количеств в пределах пяти. —Решение задач на сложение и вычитание в пределах трех на конкретном материале. —Состав чисел 2 и 3. —Представление о временах года. Названия, основные отличительные признаки, последовательность сезонов. Старшая группа Развитие сенсомоторной сферы: —Восприятие оттенков цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета. —Восприятие геометрических форм: овал, прямоугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. —Восприятие контурных изображений знакомых предметов. —Восприятие недорисованных изображений. —Дифференциация предметов и изображений по длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам. —Восприятие фактуры предметов: различение по материалу. —Восприятие пространственных отношений: верх—низ, право—лево, впереди—сзади по отношению к себе и другим объектам. —Узнавание и различение неречевых звуков в природе: шум ветра, звон капели и т.д. —Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 3 элементов: I 11, 11 I, 111, I, 11. —Конструирование по образцу из пяти элементов. —Лабиринты. Развитие речи: —Дифференциация свистящих и шипящих звуков. —Выделение согласных звуков в конце слов. —Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. —Знакомство со звуками и буквами: ы, э, н, б, в, г, д, л, с, з, ф, х. —Составление и чтение слогов и слов из этих букв. —Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков. —Определение наличия изучаемых звуков в словах. —Увеличение активного и пассивного словаря по программе «Адаптация».
—Подбор антонимов к словам. —Образование прилагательных от существительных. —Изменение существительных единственного числа по падежам. — Формирование предложно-падежных конструкций с предлогами: над, под, за, перед. —Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде. —Формирование простого распространенного предложения из 4 и более элементов. —Пересказ сказки или короткого рассказа по сюжетной картине. —Придумывание конца рассказа по сюжетной картине. —Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие мышления: —Доски Сегена с сюжетными изображениями. —Складывание разрезных картинок, фигур, картинок из кубиков — до шести элементов. —Классификация объектов по двум признакам. —Определение понятий — предметов по их назначению. —Классификация предметов по категориям. —Исключение предметов («четвертый лишний») —Отгадывание загадок, основанных на выделении функциональных свойств объектов. Развитие внимания и памяти: —«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до шести элементов. — Прямое и следовое копирование образца в конструировании — из пяти элементов. —Заучивание поговорок, стихов. Формирование математических представлений: —Порядковый счет: прямой в пределах десяти, обратный — в пределах пяти. —Ориентирование в числовом ряду в пределах пяти. —Знакомство с цифрами. —Пересчет предметов в пределах десяти. —Соотнесение количеств предметов. —Выбор заданного количества в пределах пяти без пересчета. —Сравнение количеств. —Составление чисел 2, 3, 4. —Решение задач на сложение и вычитание в пределах пяти на конкретном материале. —Составление задач с использованием конкретного материала. —Называние месяцев по сезонам. —Знание и называние дней недели. Различение будних и выходных дней. —Ориентирование в частях суток. Подготовка к письму: —Обучение удержанию карандаша для письма.
—Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради. —Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу (в тетради в крупную линейку). Подготовительная группа Развитие сенсомоторной сферы: —Трансформация геометрических форм. —Узнавание перечеркнутых изображений. —Узнавание наложенных друг на друга изображений. —Сравнение предметов и фигур по величине и трансформация. —Классификация предметов по фактуре. —Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе. —Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами. —Конструирование из шести элементов. —Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 4—5 элементов. —Лабиринты. Развитие речи: —Определение места звука в слове. —Определение количества слогов в слове. —Определение количества звуков в 3—4 звуковых словах. —Придумывание слов на заданный звук. —Знакомство с буквами: ш, ж, ц, щ, и, р, ч, ю, я, е, ё —Составление и чтение слогов и слов. —Пополнение пассивного и активного словаря по программе «Адаптация». —Подбор синонимов к словам. —Формирование представлений о многозначности слов. —Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа. —Формирование предложно-падежных конструкций с любыми предлогами. —Формирование сложных предложений с сочинительными и подчинительными союзами. —Составление рассказов по сюжетным картинкам. —Составление рассказов на заданную тему. —Пересказ сказки или рассказа без опоры на наглядность. Развитие мышления: —Вкладыши Равена. —Складывание разрезных картинок, фигур, картинок на кубиках — из девяти элементов. —Классификация объектов по разным параметрам. —Определение понятий. —Сравнение понятий (девочка и кукла, лошадь и трактор, самолет и птица). —Отгадывание загадок. —Понимание переносных значений слов. —Определение последовательности событий. Развитие внимания и памяти: —«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до восьми элементов. —«Разноцветные цепочки» — 8 элементов — Следовое копирование образца. —Заучивание стихотворений. Развитие математических представлений: —Прямой и обратный счет в пределах десяти. —Ориентирование в числовом ряду в пределах десяти. —Счет от заданного до заданного числа. —Соотнесение и сравнение количеств предметов. —Уравнивание количеств предметов. —Состав чисел 2, 3, 4, 5. —Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах десяти, без использования — в пределах шести. —Составление задач с использованием конкретного материала. —Порядковое перечисление месяцев. —Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели. —Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды. —Знакомство с часами. —Сравнение временных интервалов. Подготовка к письму: —Написание в строчках различных элементов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|