Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.8.2. Выложи буквы. Внимание, важно!. 2.8.3. Волшебный мешочек. На картоне-тренажере месте с ребенком удобно процарапывать разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком




2. 8. 2. Выложи буквы

 

Чтобы ребенок запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить из пластилина или теста, процарапывать на пластилиновой дощечке, выкладывать из мозаики и использовать иные доступные варианты.

В качестве основы-столика берется плотный картон любых подходящих размеров (я использовал 20x20 см), к примеру, от обувной коробки, и по его поверхности растирается пластилин любого цвета или смеси цветов. Слой пластилина от 1 до 3 мм. Так вы создали тренажер для нескольких занятий с ребенком.

На картоне-тренажере месте с ребенком удобно процарапывать разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком.

Можно выкладывать буквы, рисунки косточками, камешками, горохом, семенами тыквы, семечками. Выложили, полюбовались вместе, показали всем членам семьи, получили похвалу, и убрали семена.

 

Внимание, важно!

Убирать за собой – это уже не интересно, но полезно для маленьких ручек. Такая обязательная работа не только приучает к дисциплине маленькую личность, но также хорошо развивает моторику руки, что очень важно для развития речи ребенка.

Как вариант той же игры хорошо сравнить букву с каким-то предметом. Ваш вопрос «на что похожа буква К? » запускает в работу мыслительные центры ребенка. В его ответах можно услышать разные варианты: жука, пасть тигра, бабочку, половину бантика…

 

2. 8. 3. Волшебный мешочек

 

Эта игра развивает мелкую моторику руки и помогает ребенку лучше запомнить форму буквы. Нужно взять несколько магнитных или пластиковых букв, те, которые ребенок уже знает, и положить их в непрозрачный мешочек. Задание ребенку: надо на ощупь определить букву и назвать.

Другая задача несколько повторяет упражнение в поиске пропавших букв: надо написать несколько букв, разных линий, похожих по начертанию на буквы, и предложить ребенку найти все знакомые буквы или все нужные буквы. Второй, усложненный вариант – не просто найти, но и обвести. Все подготовительные реквизиты удобно сделать на принтере.

В процессе занятия набираете ряд букв или слогов, если уже начинает ребенок читать слоги, и даете задание найти и, к примеру, раскрасить все буквы Н, или буквы В и Г, слоги Б А.

Задание усложняется, если буквы разного размера, поэтому первое время надо набирать все буквы заглавные, а потом добавлять и строчные. Обратите внимание, что некоторые строчные буквы пишутся и визуально воспринимаются иначе прописных – а, б, е.

 

Внимание, важно!

Для ребенка очень существенное отличие в написании букв и, прежде, чем давать эти буквы в задании, надо показать, как они пишутся, и, проведя контрольный тест, удостовериться, что маленький рационализатор все понял.

«Прятки с буквами» – это развивающий вариант уже рассмотренной игры. Найти нужную букву среди других.

Можно написать, напечатать на листе разные буквы, среди которых есть несколько нужных, причем, разного цвета и размера. Предлагаем ребенку найти и закрасить или обвести определенную букву. Причем, можно не называть саму букву, а сказать: «найди букву, на которую начинаются слова улица, улитка, умница, ушки. Таким образом, мы еще и развиваем фонематический слух ребенка.

 

2. 8. 4. Найди и зачеркни

 

Упражнение совершенствует навыки к запоминанию буквы и развивает внимание. Как это происходит на практике? Дайте ребенку небольшой текст с крупным, удобочитаемым шрифтом, и предложите найти и зачеркнуть все буквы К. К примеру, можно взять детскую книгу или набрать любой текст на компьютере, затем распечатать на принтере. Как вариант можно просто набрать несколько строчек самых разных букв, так, чтобы нужная буква была на всех строчках. Задание усложняется, если набрать буквы разного размера и шрифта или ограничить ребенка по времени выполнения задачи.

Какие же игры можно придумать?

 

2. 8. 5. Выложи букву

 

Предлагаем ребенку выложить букву из палочек, спичек, шнурка, веревочки, камушков, слепить из пластилина, соленого теста, нарисовать на бумаге, на песке или асфальте. В различных ситуациях побуждаем ребенка вспоминать определенную букву и придумывать слова, в которых есть эта буква.

 

2. 8. 6. Дорисуй букву

 

Вместе со взрослым ребенок придумывает на что похожа эта буква. Очень хорошо, если на бумаге это еще и нарисовать. Например, буква Е похожа на букву «Ш», если ее перевернуть, на расческу, на забор, на ворота…

 

2. 8. 7. Ремонт буквы

 

Напишите букву, убрав из нее какой-то элемент или добавив лишний. Ребенку надо отгадать букву и отремонтировать ее, дорисовав необходимые части.

 

 

2. 9. ТРИЗ в обучении алфавиту

 

Важная задача в контексте ТРИЗ и направления гуманитарных дисциплин – развивать умение антиципировать буквы, догадываться о букве по ее элементам. Маленькие изобретатель уже знает буквы, и даже умеет их соединять, и надо закрепить эти знания – научить предугадывать букву по ее элементам. Чем легче ребенок узнает букву в самых разных ее положениях и вариантах, тем быстрее он будет читать.

Далее располагаю несколько игр-упражнений на антиципацию букв, которые можно и нужно использовать на начальном этапе обучения чтению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...