2.8. Игры с буквами для самых маленьких
2. 8. Игры с буквами для самых маленьких
Независимо от методики обучения чтению, рано или поздно мы начинаем учить буквы со своим ребенком. Для того, чтобы ребенок мог читать, необходимо, чтобы он запомнил букву и звуки, которые она обозначает. Причем, совершенно не нужно обращать внимание дошкольника на то, что эта буква может обозначать разные звуки: твердый и мягкий, звонкий и глухой. Достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эР». Взрослым, кажется, что стоит показать ребенку букву, поиграть с ней, и он сразу запомнит написание и произношение буквы. Если это так легко, тогда почему многие дети путают буквы даже в школе, пишут их неправильно или «отзеркаливают» (пишут в зеркальном отражении), часто забывают, как читается буква? На практике выучить даже одну букву за 1–2 дня непросто. И виной здесь свойства памяти. У детей дошкольного возраста развита кратковременная память, а долговременная, с помощью которой мы запоминаем надолго, находится только в развивающемся состоянии. Чтобы ребенок что-то запомнил надолго, надо часто повторять эту информацию, заставляя память припоминать уже известное и откладывать в сейф с «нужной» информацией. И, тем не менее, быстро привыкнуть к буквам ребенок может в игре. Далее на примерах даны такие игры, чтобы запомнить букву во всех вариантах написания и твердо знать, какой звук она обозначает. Игры с буквами закрепляют графический образ, учат предугадывать букву по частям с помощью игры. В результате ребенок крепче запомнит написание буквы, быстрее и легче будет находить нужную букву в массе других букв, ему легче будет читать.
Когда мы учим читать, то называем звуки, а не буквы. А вот играть с буквами можно и нужно. И игр самых разнообразных по сложности существует великое множество. А у каждой игры есть еще разные варианты применения.
2. 8. 1. Где спряталась пропавшая буква
Необходимо взять картонные буквы или просто написать-напечатать слова на листе бумаги. Но в словах потерялись некоторые буквы. Может, их съел жадный Буквоед. Может, они просто надели шапку-невидимку, и увидеть их можно будет только тогда, когда ребенок правильно прочитает слово. А может, просто буквы никак не могут договориться, кто встанет на это место. Вариантов много. Если у вас есть отдельные буквы, то предложите малышу поставить их на место и прочитать слово. Если такое слово есть, то оставляем букву и читаем следующее слово. Если слова нет, тогда заменяем букву другой и читаем этот вариант. Не забудьте спросить у малыша, как он понимает это слово. Что это такое? Какое оно может быть? Не всегда ребенок может четко объяснить, как он понимает слово, тогда задайте дополнительные вопросы. Какой это предмет? Для чего он нужен? Из чего состоит? Где находится? Очень важно, чтобы ребенок сам объяснил слово, пусть даже с помощью родителей. А или Я Б…к, р…д, м…к, ер. я, М…Ч, т…з, м…со, к…ша, д…дя, с…д, с…дь. Ы или И Р…С, м…с, м…р, с…р, к…т, р…ба, м…ло, л…па, п…ла, м…ла.
Чем лучше читает ребенок, тем сложнее и длиннее слова можно давать. Деткам, которые только начинают читать, даем знакомые слова из трех, максимум четырех букв. Самостоятельно придумайте несколько вариантов игр с таблицей слогов, подстраиваясь под возможности и интересы ребенка. Игра долго не надоедает, ибо слоги надо часто менять. Она развивает познавательный интерес, расширяет словарный запас. Ребенок учится читать быстро, не замечая, что учится, ведь он в это время играет, что родителям и нужно.
В основу этого упражнения легли задания, которые описаны в книге Гарри Алдера «Техника развития интеллекта». Задания, которые приводятся Адлером нацелены на развитие IQ и рассчитаны, конечно, не на малышей. Но некоторые упражнения – как основу – я апробировал в нашей семье для развития своих младших школьников. Так и появился «Квадрат букв» см. рис. 2. 1.
Рис. 2. 1. Картинка «квадрат букв»
Квадрат букв представляет собой квадрат, заполненный буквами. Расчерчиваем квадрат размером 15 х 15 см на ячейки по 3 см (каждая), и в каждой ячейке размещаем одну букву. Этот квадрат очень похож на таблицы Шульте, только вместо чисел, стоят буквы. Задания по Квадрату можно подобрать самые разные, в зависимости от уровня подготовки детей.
Примеры заданий: Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв) Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик») Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги) Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных) Назови букву, которая стоит между 3 и Т. Назови букву, которая стоит справа (слева, ниже, выше) от первой буквы в слове «нос». Назови и покажи последнюю букву в слове «сок». Для младших школьников, учеников 3-го класса и старше задание можно усложнить. Для этого центральную клетку надо выделить цветом, к примеру, зеленым. Задача: ребенок должен смотреть на клетку, а показывать букву, которую вы называете. Обратите внимание, что в процессе выполнения надо напомнить, чтобы ребенок смотрел на центральную клетку, и контролировать движение его глаз. Таким образом, не только развивается детское периферическое зрение, расширяется поле зрения, но и приобретаются навыки на распределение внимания, как-то: находить нужное в тексте, закрепить знание букв и уметь ориентироваться в пространстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|