Внимание, важно!. 2.9.1. Пример первый. Буквицы. 2.9.2. Пример второй. Словосочетания. 2.9.3. Еще один прием научение чтению
Внимание, важно! Упражнения лучше проводить в виде игры. Это можно делать между делом, на прогулке, на отдыхе, в транспорте.
2. 9. 1. Пример первый. Буквицы
Практических примеров на эту тему очень много, и они весьма разнообразны. Приведу такой. Нарисуйте часть знакомой буквы на бумаге, на песке, мелом на асфальте (любом доступном носителе), и попросите ребенка восстановить ее, догадаться, что это за буква и нарисовать недостающий элемент. После успешного выполнения задачи, вполне уместно поменяться с ребенком ролями, пусть он нарисует «поломанную» букву, и вы будете «ремонтировать». Практически при выполнении этой методики возможно несколько вариантов: • буквы с недостающими элементами; • буквы с лишними элементами; • неправильные буквы, к примеру, написать букву «я» в другую сторону (так называемые отзеркаленные буквы R) или вверх ногами; • расположить буквы горизонтально, лежа, или вниз головой и попросить найти ту, что надо нарисовать несколько букв одна на другой и дать задание определить, что за буквы нарисованы или найти в рисунке нужную букву.
2. 9. 2. Пример второй. Словосочетания
Пусть ваш маленький умник самостоятельно прочтет (продекламирует) словосочетания или небольшой текст, состоящий и простых (не сложноподчиненных) предложений – по верхней части букв (это значительно легче для детей), а потом по нижней. Для этого возьмем текст с крупным шрифтом и короткими словосочетаниями, прикроем нижнюю часть строки закладкой или линейкой и даем ребенку читать. Подсказка: скорость прочтения зависит от уровня предварительной подготовки, и, если ребенок «застрял», и не может догадаться, приоткройте буквы на миг, и снова прикройте.
Кроме того, если ребенок неправильно прочитал букву (к примеру, в слове дерево решил, что первая буква «л» и прочитал «лерево»), не подсказываете сразу правильный вариант, а просто спросите «а есть ли вообще такое слово, и что оно обозначает? ». Когда малыш поймет, что слово получается неправильно, спросите примерно следующее: «какая еще буква похожа на эту? » и «что получится, если ее поставить на это место? ». Так практически можно научить ребенка читать осмысленно, быстрее, относительно прошлого опыта, и лучше понимать прочитанное. Усложненный вариант того же упражнения – читать по нижней части букв. Это упражнение надо делать тогда, когда по «вершкам» читает ребенок уже успешно.
2. 9. 3. Еще один прием научение чтению
Как разговорить молчуна и незнайку, если он отказывается обсуждать и «не помнит ни одной сказки». Возьмите любую известную сказку, к примеру, «Три медведя» и, удобно устроившись с вашим маленьким слушателем, читайте ее по слогам с медленной скоростью. Кстати, так довольно трудно читать. И слушать, не очень приятно. Ребенок будет просить вас почитать побыстрее. А вы говорите, что есть только одна такая книжка, и больше никакой. Так может пройти 1–2 вечера. На третий вечер ребенок, в желании убежать от такой практики, сам вспомнит все сказки и будет готов к обсуждению. Дальше остается читать и обсуждать новые сказки по очереди. Заинтересовавшись, ребенок сам водит пальчиком по буквам и «читает», даже картинки комментирует. Метод не безупречный, и не для всех годится, но проверенный и эффективный. В конце-концов ТРИЗ – это и эксперимент тоже.
2. 10. ТРИЗ с помощью мультфильмов
Мультфильмы отбивают у ребенка желание читать – так считают некоторые взрослые. Они правы, ведь гораздо легче и интереснее посмотреть мультфильм, где «за тебя уже все сделали» и совершенно не надо включать мышление, чем читать книгу. Зачем? Художники и режиссеры поработали по-своему, они создали определенный образ, который потом будет сопровождать человека-зрителя всю его жизнь.
И все-таки с помощью мультфильмов можно научить ребенка читать и развивать такие важные свойства мышления, как память и внимание. Когда ребенок смотрит мультфильм, он получает уже готовый образ героев. Да, признаюсь, мне трудно представить Винни-Пуха в другом образе, потому что с детства я помню его именно в таком виде, и помню голос озвучивавшего Винни актера, который как раз и ассоциируется теперь с Пухом. Ну, предположим, что завтра Винни-Пух предстанет в другом образе, и с другим голосом, тогда, полагаю, мне придется ощутить дисгармонию несоответствия шаблону, и вряд ли я даже стану воспринимать такой мультфильм, как правдоподобный. Та же ситуация случается и со «взрослыми» художественными фильмами, к примеру, с экранизированными в разные годы приключениями Шерлока Холмса. С другой стороны, если ребенок читает книгу сам или с родителями, то тут уже включается воображение и ребенок вживается в образ интересного ему героя, дорисовывать отдельные характерные детали; так развивает свое воображение и умение понимать другого, сопереживать ему. Если этот эффект происходит, значит, писатель работал не зря. А это трудно. Поэтому дети, да и взрослые тоже, предпочитают пойти по более легкому пути, и посмотреть мультфильм или кино, а не читать книгу. Сегодня почти все можно найти в Интернете. Это и хорошо, и плохо. И, тем не менее, отчего бы в некоторых упражнениях на совершенствование ТРИЗ с детьми не воспользоваться мультфильмами, и не использовать их для активизации воображения? Все, что для этого надо, – выбрать сказку и качественный мультфильм, созданный по этой сказке. Затем предложить ребенку найти отличия в книге и мультфильме. К этой затее уместно подключить всех членов семьи и объявить соревнование – кто найдет больше различий. Известно, что соревнования всегда активизируют интерес, и проходят более живо. И скорее всего, победителем выйдет ваш сын или дочка. Ведь дети, даже когда учатся читать, очень часто подмечают такие детали, на которые взрослые подчас не обращают внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|