Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Математика в ТРИЗ для дошкольников




3. 4. Математика в ТРИЗ для дошкольников

 

Начну этот подраздел со ссылки на практические пособия, которые можно использовать всем – в открытом доступе. К примеру, по ссылке: http: //log-in. ru/games/babymath доступен набор флеш-игр и квестов, играя в которые, ребенок развивает логическое и альтернативное мышление. Таким образом, по этой ссылке читатель моей книги получает дополнительный практический материал, и становится полноправным участником процесса образования для собственного ребенка. Здесь же я изложу только на примерах то, как можно обеспечить практическое занятие по математике – на сообразительность.

На примере, представленном на рис. 3. 7 показано как именно можно зачеркнуть четырьмя линиями, не отрывая руки девять точек. Это задание я давал уже четырехлетнему своему сыну, а его с первой попытки не решили даже мои сослуживцы с 20-ти летним опытом трудовой деятельности, с которыми я инициативно провел тест. Что, несомненно, говорит скорее о тупости шаблонного мышления сослуживцев, нежели о ясном креативном уме четырехлетнего малыша. И, тем не менее, факт остается фактом. Как поставить малышу задачу и выполнить сие задание?

 

Нет рисунка

Рис. 3. 7. Практическая задача на сообразительность

 

Возьмем чистый лист бумаги, и сделаем на нем рисунок в виде квадрата – три ряда по три точки. Таким образом, получится сетка из девяти точек. Задача для постановки ребенку: применив креативный подход, не отрывая руки перечеркни четырьмя линиями все точки рисунка (квадрата).

Решение задачи таково.

1) соединяем три точки, крайние слева в каждом ряду (вертикально).

2) спускаем первую линию чуть ниже и, не отрывая руки, проводим диагональ соединяя точки нижнюю по середине и крайнюю правую второго ряда, поднимая линию до уровня первого ряда точек.

3) проводим линию влево, соединяя верхний ряд.

4) и оттуда диагональю соединяем оставшиеся точки.

Получилось соединение всех точке без отрыва руки четырьмя линиями (отрезками).

Суть данного упражнения, разумеется, в нешаблонном мышлении. А шаблонное мышление проявляется в том, что взрослый человек, в отличии от ребенка, еще не испорченного «тлетворным влиянием прогресса» полагает, что выходить за рамки квадрата нельзя. Но в том-то и дело, что никаких «рамок квадрата» в постановке задачи не предусмотрено. Таким образом, шире надо рассматривать варианты, господа взрослые. В результате четырехлетний ребенок справился с этой задачей за 8 минут, а некоторые взрослые в моей фирме, только на следующий день принесли решение, списанное с интернета. Впрочем, все это весьма показательно.

 

3. 5. Квест в «медицинской» теме

 

Следующая игра снова гуманитарного свойства. Задача ребенка задавать вопросы, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», и которые бы не были вопросами о конкретном предмете, а относились к определенному свойству.

К примеру, вопрос: «его пьют внутрь? (съедают)» – хороший. А наводящий на суть вопрос: «это таблетка? » – плохой, ибо не дает существенных знаний о предмете, кроме того, что это не таблетка. На практике надо быть готовым к тому, что ваш тестируемый-ребенок станет скорее тяготеть к конкретике, а не пытаться выяснить множество, к которому принадлежит загаданный объект, ибо к таким терминам еще не приучен. Мама, практикующая ТРИЗ для детей, на практическом примере поступила следующим образом: загадала слово «шприц», и вот какие вопросы задавал ее трехлетний сын:

Это вкусное? Оно из железа? Из дерева? Из пластмассы? Это ингалятор?

Дальше был ступор. Скорее всего потому, что малышу никогда не делали уколы, и он чаще встречается с кондитерским шприцом, чем медицинским. Затем мама, принявшая роль кошки-медсестры подсказала: это так больно и неприятно укалывает,  но, если сильно заболел, приходится это использовать. И тут уже после этого ее сын догадался! Кошечка-медсестра в образе мамы сказала, что ей прописали уколы этим самым шприцем, и для этого ей придется лечь в больницу. А в больнице плохо пахнет и скучно! Но вдруг один из больных – зайчик – начал спорить нет, что в больнице хорошо, потому что можно отдыхать и ничего не делать. Задача ребенка в этом импровизированном спектакле была найти сначала все плохие стороны болезни, а потом все хорошие. В конце герой-Айболит сказал: «получается так, что, когда болеешь – хорошо, потому что о тебе заботятся, можно лежать и весь день читать книжки, не надо ходить на танцы. А плохо, потому что надо пить лекарства, нельзя много гулять, болит горло или еще что-то».

В продолжении инсценировки квеста по медицинской теме Айболит рассказал почему он лечит только живых зверят и, что несмотря на то, что растения и деревья тоже живые, они очень отличаются от животных и человека. А потом они поиграли в игру – живое/не живое. Когда мама говорила живое существо – заяц, ворона, червяк – сынишке надо было бегать и прыгать. Когда же мама говорила неживое – стол, машина, дом – то надо застыть. Эти игры детям очень нравятся, кроме того, у них безусловно есть прогресс в развитии нестандартного мышления.

На следующем этапе игры Айболит рассказал, что его друг – изобретатель придумал машину будущего и прошлого. Глеб меня сразу поправил, что лучше бы он изобрел не машину времени, а поезд времени. Поэтому пришлось «модернизировать» машину в поезд. Поезд состоял из кучи подушек и одеяла сверху, и герои квеста «полетели» сначала в прошлое. Попав в древние времена, мы с Айболитом первым делом пошли в больницу. Но ее не нашли! Оказывается, раньше не было больниц! Оказывается, раньше люди очень много болели и умирали, но не догадались построить больницу, да и докторов, таких как сейчас, не было. Сынишка старался догадаться – почему так было, и что есть сейчас, чего не было в прошлом. Полетев в будущее, мама с сыном придумывали, как сделать, чтобы люди вообще не болели. Вот, что предложил мальчик: люди научились светить на себя специальными лучами, и все болезни проходят. Даже не надо делать операции, если сильно заболел – можно просто посветить через кожу как рентген, и всё выздоравливает.

Кроме того, погуляв по будущему, наши изобретатели нашли уже кем-то усовершенствованные предметы. Рассуждали примерно так: раньше люди пользовались веником, потом появился пылесос, а теперь появился «грязеотталкиватель» и автомобильный прибор – дворник с датчиком дождя; грязеотталкиватель настолько умный, что не пропускает грязь и пыль снаружи и поглощает ту, что появляется в доме. Герои квеста нашли в будущем усовершенствованный поезд. Кто бы сомневался… Он моментально доставляет всех на место назначения, но не делает этого, потому что так скучно. А чтобы не было скучно, он в конце катает всех по самым красивым рельсам, мостикам и тоннельчикам. Сынишке креативной мамы все это очень понравилось.

Почему? При развитии мышления у детей дошкольного возраста особое внимание уделяется играм на развитие диалектического мышления. Это помогает развивающемуся ребенку понять, что такое процесс, каким им управлять, как много хорошего может перейти в плох, и что везде можно найти и плохие и хорошие стороны. Кроме того, игры на развитие мышления у детей помогают легко и непринужденно понять законы диалектики; все в мире изменяется, и сие является причиной изменения, как идет развитие, и что все явления взаимосвязаны. Малыш понимает теперь, что любой процесс в природе имеет тот или иной конец.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...