Внимание, важно!. 3.6.4. «Лиса и Журавль». 3.6.5. «Волшебный поясок». 3.6.6. Игра «Маша-растеряша». 3.6.7. Игра «Красная шапочка»
Внимание, важно! Если ребенок затрудняется фантазировать – предложите пофантазировать вместе, задавайте вспомогательные вопросы.
3. 6. 4. «Лиса и Журавль»
Прочитайте ребенку басню «Лиса и Журавль». Обратите внимание на взаимосвязь внешнего вида и посуды: для Лисы – плоская тарелка, а для Журавля – кувшин с тонким горлышком. Предложите продолжить сказку – Лиса и Журавль помирились и решили устроить пир на весь мир, пригласили всех зверей, птиц, насекомых. Предложите нарисовать или слепить, какую посуду нужно поставить, и как она будет выглядеть для слона, крокодила, муравья, бабочки, рыбки, воробья, клеста. Популярная игра «Карлики-великаны», где карлики – присаживаемся на корточки, а великаны – встают на носочки, вытягивая руки вверх, нравится многим детям. Взрослый вызывает (вразнобой) и выполняет вместе с ребенком – «Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Карлики. Великаны. Великаны. Великаны. Карлики. Карлики. Великаны. Карлики». Сначала в медленном темпе, постепенно убыстряя, но заостряя внимание ребенка на том, что нужно правильно услышать, понять и быстро выполнить. Когда в процессе игры уже заметно, что ребенок соотносит слово с действием, взрослый начинает его «сбивать» – иногда выполняя правильно, а иногда нет: называя, к примеру, «Карлики» – сам вытягивается вверх и наоборот. Игра проходит весело, развивает внимание, формирует привычку не повторять образец, который может быть неправильным, а действовать в соответствии с заданием.
3. 6. 5. «Волшебный поясок»
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами оборотной стороной наверх, и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка, а другие (или другой) подходят к теремку, и просятся к нему в домик (на примере сказки):
– Тук, тук, кто в теремочке живет? – Я, гитара. А ты кто? – А я – удочка. Пусти меня в теремок? – Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. К примеру, гитары и удочка сделаны из дерева. Или у гитары и у удочки есть струна – веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. Продолжаем до тех пор, пока все карточки не окажутся в теремке.
3. 6. 6. Игра «Маша-растеряша»
Игра на внимательность, на совершенствование навыков решения нестандартных ситуаций. Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож? А также напомните кто такие растерянней. Правила игры: Один из игроков назначается Машей-растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры: – Ой! – Что с тобой? – Я потеряла нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (обозначается функция предмета)? Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, к примеру: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду– нарисованную денежку. В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
3. 6. 7. Игра «Красная шапочка»
Игра развивает творческое воображение. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрой вспоминаем сказку, и эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по-другому, чем в сказке. Бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Правила игры: из детских карт выбираем предмет, в который превратится бабушка. Игроки вспоминают свойства этого предмета (к примеру, стакан: прозрачный, пустой). Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: – Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? – Чтобы видеть, сколько я съела. Игра продолжается до тех пор, пока не будут обоснованы и обсуждены все странности бабушки. Следующий шаг – обсуждение того, как именно бабушка может защититься от волка (к примеру, выплеснуть на него содержимое своего «прозрачного» живота или расколоться (стакан) на острые кусочки – чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеиться обратно в цельную натуру клеем для стекла.
Заключение
Дорогие читатели-родители! Как вы уже заметили, книга написана для вас, родителей, а примеры, в основном – от первого лица. Чем глубже познаешь своего ребенка, тем больше радости он приносит. Совместный досуг, несомненно, сплачивает семью – основную ячейку нашего общества. Принято думать, что подобные книги пишут в основном женщины и для… женщин. Это не совсем так, если не сказать более смело – совсем не соответствует действительности в XXI веке. Сегодня не редкость ситуации, когда мужчины готовят еду и гуляют с детьми, а женщина зарабатывает деньги. Это в России. А в Финляндии таких пап еще больше, и всех это устраивает. Парадокс, но кто бы рассказал мне об этой перспективе еще две декады лет назад – я бы засмеялся. Теперь не до смеха. Мужчины, уже имеющие трудовой опыт, специально и инициативно получают специальности психологов детского чтения и учат других отцов – как правильно заинтересовывать детей в учебе. Это стало символичным. Гармоничное воспитание детей – наших последователей и продолжателей – вновь является актуальной задачей для многих семей. Впрочем, подлинный секрет гармоничного воспитания состоит в том, что оно – при грамотном подходе – не потребует от вас больших затрат времени и сил. Успех занятий априори обеспечен самими отношениями и семейными ценностями, а более всего – креативным, нешаблонным подходом с опорой на ТРИЗ, адаптированную для детей. Еще в то время, когда я занимался с моей первой (сейчас – старшей) дочкой, понял – как важно ей мое отцовское внимание. Ведь наши дети любят, когда… их любят, и чувствуют это весьма проницательно. Всякий успех окрыляет, и после каждого разговора мы с еще большим рвением осваивали следующую тему. Этот же путь ждет и вас, дорогой взрослый читатель.
Мне хотелось бы особо обратиться к родителям – отцам. Чтобы ваш родительский пыл не угас в дни беспросветной занятости «заколачивания денежной массы» и цейтнота, я позволил себе привести в этой книге несколько примеров, и при желании благом и непринужденном – вы можете эти упражнения повторить и запомнить. В заключении обратите внимание на заповеди, которые уже стали символическими.
Заповеди, которые стоит учитывать Слова американского психолога Дороти Лоу Нолт рекомендую помнить каждому родителю. Если дети живут в атмосфере критики, они учатся порицать. Если дети живут с враждебностью, они учатся биться и воевать. Если дети живут в атмосфере страха, они учатся бояться. Если дети живут с насмешкой, они учатся быть боязливыми, учатся робеть. Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию. Если дети живут с поощрением, они учатся доверию, вырастают уверенными в себе. Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми. Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми. Среди честных и справедливых людей они понимают, что такое правда и справедливость, и никогда не станут воровать. Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми. Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать. Если дети живут дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен. Не забывайте, что ребенок учится делать те вещи, которым вы его учите! По мнению того же психолога, ребенок искренне мог бы сказать родителям следующее:
Кроме еды и одежды мне нужно душевное тепло, сердечность и ваша любовь. Говорите со мной сердцем, потому что слова не всегда мне понятны. Не применяйте ко мне силу. Это приучит меня к мысли, что с позиции силы можно все решить. Я быстрее откликнусь, если меня просто повести за собой. Не давайте лишних обещаний, потому что вы не можете их выполнить. Я могу утратить доверие. Не акцентируйте внимание на моих «плохих привычках». Это меня будет только побуждать продолжать делать то же самое. Не делайте замечаний в присутствии людей. Я больше и лучше пойму все, если вы спокойно поговорите со мной с глазу на глаз, наедине. Сделайте так, чтобы я почувствовал свою значимость и потребность, свое место в планах нашей семьи. Сделайте так, чтобы я никогда не боялся утратить вашу любовь. Помогите мне понять разницу между добром и злом. Поддерживайте и поощряйте меня к труду, даже тогда, когда я еще делаю сотни ошибок. Не наказывайте меня за неудачи, сама неудача уже является наказанием для меня. Мягко критикуйте и оценивайте, но не меня, а мои поступки.
Вы не сможете повторять мои слова слово в слово, но это и не нужно. Как только у вас появятся некоторые навыки, беседы с ребенком на разные темы уже не покажутся вам трудными; более того, при наличии желания вы сами сможете усовершенствовать мои «рецепты», адаптировав их под себя и конкретную ситуацию в своей семье. На мой взгляд, единственное, что для этого требуется – мужество и творческая фантазия, которую у нас, взрослых, не занимать. А теперь вместе – за дело, и смелее! Среди тематически разных аргументов, в книге каждый найдет для себя подходящий. Это именно то, что укрепляет искреннее сотрудничество с ребенком, то, что нельзя купить ни за какие деньги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|