Гигиенические требования к максимально допустимой учебной недельной нагрузке обучающихся 1-4 классов (СанПиН 1.2.3685-21, таблица 6.6)
Гигиенические требования к максимально допустимой учебной недельной нагрузке обучающихся 1-4 классов (СанПиН 1. 2. 3685-21, таблица 6. 6)
Особое место в режиме учебного дня занимает внеурочная деятельность, длительность которой не должна превышать 10 академических часов в неделю. Важно понимать, что даже на уровне начальной школы - " часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы. " (СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. ). Недопустимо использовать их на организацию дополнительных занятий по учебным предметам, т. к. это приводит к чрезмерной учебной нагрузке обучающихся, к выраженному утомлению в течение учебного дня, недели, года, а в конечном итоге неблагоприятно скажется на их здоровье. Нормируется не только объем недельной образовательной нагрузки, но и продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для обучающихся. В соответствии с СанПиН 1. 2. 3685-21 (таблица 6. 6) и СП 2. 4. 3648-20 (п. 3. 4. 16. ) он должен быть: - не более 4 уроков для обучающихся 1-х классов (при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю); - не более 4 уроков и 1 раз в неделю - 5 уроков для обучающихся 1-х классов (при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю);
- не более 5 уроков для обучающихся 2-4 классов (при включении в расписание занятий 2-х уроков физической культуры в неделю); - не более 5 уроков и 1 раз в неделю - 6 уроков для обучающихся 2-4 классов (при включении в расписание занятии 3-х уроков физической культуры в неделю). Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования, планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут (СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. ) 4. Чрезвычайно важно помнить не только о количественных показателях учебной нагрузки, но и о ее структуре и содержании. В этой связи большое значение в плане профилактики утомления имеет грамотно составленное по содержанию расписание уроков. При его составлении необходимо учитывать динамику дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалу трудности учебных предметов (СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16.; СанПиН 1. 2. 3685-21, п. 190, Таблица 6. 9) (табл. 3). Научными исследованиями выявлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших физиологических затратах организма.
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов на уровне начального общего образования (СП 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 9)
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; а для обучающихся 2-4 классов - на 2-3 уроках. По этой же причине контрольные работы (не более одной в течение учебного дня) рекомендуется проводить на 2-3 уроках (Рекомендации для системы общего образования по основным подходам формирования графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году N СК-228/03). С целью профилактики утомления, для оптимизации образовательной деятельности в расписании уроков необходимо чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: в начальных классах основные предметы с высокими баллами трудности (математика, русский и иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. В расписании 1-4 классов не допускаются сдвоенные уроки, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6. ). 5. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница, суббота) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (табл. 3) либо со средним и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг. 6. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. Сдвоенные уроки физической культуры допускаются по лыжной подготовке и плаванию (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6. ). После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Особую тревогу вызывает проблема гиподинамии современных детей. В этой связи, как никогда, большая ответственность за физическое воспитание лежит на образовательных организациях. Первоочередными задачами физического воспитания в образовательной организации должны быть удовлетворение биологической потребности ребёнка в движениях и формирование мотивации к двигательной деятельности. В соответствии с п. 2. 10. 3. СП 2. 4. 3648-20 " Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования ЭСО. Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Хозяйствующим субъектом обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах. Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале. Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической культурой должно составлять не менее 70%. " Для увеличения двигательной активности рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм). В соответствии с п. 3. 5. 13 СП 2. 4. 3648-20 " Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей".
Таким образом, двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет: - физкультминуток (Приложение 1); - организованных подвижных игр на переменах; - спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня; - внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья; - самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также климатическим условиям при проведении их на открытом воздухе. Несмотря на то, что часть гигиенических правил, изложенных в данных методических рекомендациях, носит рекомендательный характер, руководство и педагогический коллектив в целях охраны здоровья обучающихся должны их учитывать при организации образовательной деятельности. Образовательная организация всегда должна быть на стороне ребенка и действовать в его интересах. Таким образом, расписание уроков для обучающихся начального общего образования должно быть составлено с учетом целого комплекса факторов: возрастных функциональных возможностей организма детей, особенностей дневной и недельной динамики работоспособности, шкалы трудностей предметов, чередования разных видов деятельности, необходимости удовлетворения биологической потребности ребёнка в движениях. Это позволит создать более комфортные условия для адаптации первоклассников к условиям обучения в образовательной организации, оптимизировать образовательную деятельность учащихся начальных классов и тем самым минимизировать " школьные риски" для их здоровья и повысить эффективность обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|