Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация образовательной деятельности с учетом периодов работоспособности и утомления




 

Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию обучающихся, укреплению их здоровья. Поскольку расписание уроков строится с учётом изменения умственной работоспособности (УР) обучающихся в течение дня и недели, необходимо пояснить, что такое работоспособность вообще и, в частности, умственная работоспособность.

Работоспособность - это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью и качеством выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т. п. ). Соответственно, под умственной работоспособностью понимается способность человека выполнять умственную работу, в условиях школьного образования, это, в первую очередь, работа с информацией, ее восприятие, запоминание и продуктивное использование.

Итак, организацию образовательной деятельности необходимо строить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков (рис. 1).

На рисунке 1 представлена типичная кривая работоспособности обучающихся. Период врабатывания характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения работоспособности и развития утомления. В этой стадии выделяют три периода: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения.

 

 

Мы рассмотрели общие закономерности изменения работоспособности. Однако любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке.

У большинства обучающихся УР повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается, и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов.

У обучающихся 1-4 классов наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-3 уроках. Следует учесть, что при чрезмерно интенсивной работе у обучающихся снижение работоспособности начинается со 2 урока, а на 3-м - наблюдается резко выраженное утомление.

Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных недель, четверти или года должно быть облегчённым, так как продуктивность труда обучающихся в этот период снижена. Повышенные требования к обучающимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. Наибольший объем нагрузки (учебные занятия, факультативные занятия, кружковая работа и др. ) должен планироваться в середине учебной недели, четверти и года.

Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья обучающегося.

От чего зависит продолжительность отдельных периодов работоспособности? От очень многих и разнообразных причин.

Один из факторов - возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление. Так, например, период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 минут, а оптимума - 10 минут; у 6-7-летних период врабатывания сокращается до 1, 5-3 минут, а оптимума удлиняется до 15-17 минут (Гигиена детей и подростков, 2008).

Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.

Еще один фактор - функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Так, функциональная зрелость мозга определяет возможности ребенка к организации произвольной деятельности и внимания; продолжительность врабатывания и, в конечном итоге, - эффективность работы.

Кроме того, к существенным факторам, определяющим работоспособность, причем, не только умственную, но и физическую, относятся различные компоненты " образовательной среды", условия, в которых реализуется образовательный процесс, включая личностные особенности конкретного педагога.

Если условия и организация работы или требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление.

В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода - начало обучения (6-7 лет) и период полового созревания (11-14 лет). Эти периоды, в силу физиологических перестроек в организме и изменением социального статуса ребенка, отличаются низкой или неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления.

Продолжительность периодов врабатывания, оптимума, утомления зависит и от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Например, у медлительных детей (с низкой подвижностью нервных процессов) период врабатывания в 1, 5-2 раза продолжительнее, у детей с высокоподвижной и неустойчивой нервной системой " кривая работоспособности" может приобретать сложную форму, а состояние утомления может наступить внезапно.

Более подробная информация о психофизиологических особенностях детей разного возраста содержится в публикациях, представленных в рекомендуемом списке литературы.

Основные нагрузки в ОО ребенок испытывает на уроке - традиционной форме организации образовательной деятельности. В связи с этим гигиенической регламентации урока должно быть уделено серьезное внимание. Это, прежде всего, относится к оптимизации образовательной деятельности. С позиций педагогики в это понятие входит совершенствование урока как основной учебной единицы, его содержания, объемов, методов, средств и темпов обучения с целью повышения его эффективности. Гигиеническая оптимизация уроков достигается, прежде всего, путем регламентации длительности, как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др. ). Именно поэтому необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). В соответствии с СанПиН 1. 2. 3685-21 количество видов учебной деятельности на учебном занятии в 1-4 классах может составлять - от 3 до 7 (СанПиН 1. 2. 3685-21 раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи Таблица 6. 6 " Требования к организации образовательного процесса" ).

Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п. ) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут.

Регламентируется и общая продолжительность урока. Установлено, что оптимальная продолжительность урока - 40-45 минут (это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека). В первых классах и компенсирующих классах урок должен быть меньшей продолжительностью.

Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока - главный фактор предупреждения утомления и функционального напряжения организма обучающихся.

Профилактика снижения УР и развития негативных признаков переутомления может быть достигнута не только регламентированием длительности урока, но и его элементов. Регламентация длительности отдельных видов учебной деятельности на уроке базируется на сравнительном изучении воздействия занятий по основным предметам (письмо, чтение, математика) на функциональное состояние организма и работоспособность детей, что позволяет сегодня их условно ранжировать по степени трудности для обучающихся.

Учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность обучающихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т. е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык, литература, математика и др. ). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (рисование, черчение).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т. е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда развивается утомление.

Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких педагогических критериев оценки трудности урока.

Трудными являются не только привычные предметы: математика, физика, химия, русский язык и др., но и те учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые.

Неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии детей и проведение сдвоенных уроков. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время, контрольные и лабораторные работы.

Вопрос о возможности проведения сдвоенных уроков по одному учебному предмету и их влиянии на функциональное состояние обучающихся разного возраста требует дальнейшего изучения в современных условиях с учетом новых форм организации образовательной деятельности.

Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами в соответствии с баллами трудности предметов для каждого класса. Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками изобразительного искусства, музыки, технологии, физкультуры, что дает возможность обучающимся переключаться с умственной деятельности на другой вид деятельности. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность не только в течение учебного дня, но и всей учебной недели.

Гигиенические рекомендации к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части - вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная - для изложения нового материала или закрепления уже пройденного, а заключительная - для тренировочного воспроизводства. Плавный " ввод" ребенка в урок, формирование " учебной доминанты" и реализация учебной деятельности в основной части, плавный " выход из урока", собственно, и являются основой построения любого урока, и не сильно связаны с предметом или содержанием урока.

В процессе учебы обучающийся переходит от урока к уроку в соответствии с расписанием занятий. Оптимальная работоспособность обучающихся обеспечивается гигиенически рационально составленным расписанием учебных занятий. Однако правильно составить расписание непросто, так как степень трудности школьных предметов, которая должна быть заложена в основу составления расписания, зависит от множества конкретных факторов, не всегда поддающихся измерению и регламентации.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков базируются на двух принципах:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические " стимуляторы". В качестве таких стимуляторов предлагают использовать: активную прогулку, подвижные игры, физкультминутки.

Большое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности обучающихся позволили выявить дни недели, характеризующиеся оптимальными показателями.

В понедельник происходит постепенное включение обучающихся в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как " конечный порыв".

В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольные опросы, связанные со значительным нервным напряжением обучающихся; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала.

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни недели, характеризующиеся высокой работоспособностью. К сожалению, в школьной практике это положение нередко нарушается: часто дни с наиболее высокой работоспособностью обучающихся (вторник, среда) загружаются недостаточно, в то время как дни с более низкой продуктивностью неоправданно загружены более трудными для усвоения учебными дисциплинами.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения приводит к неравномерной нагрузке обучающихся домашними занятиями в разные дни недели.

Объем, содержание и организация образовательной деятельности должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей обучающихся - трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета - уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

Шкалы трудности (см. табл. 2, 3) предметов можно использовать для оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Например, сумма баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели составляет 36, 38, 47, 40, 35, 32. Эти цифровые данные изображаются графически (рис. 2). Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется 1 подъем - в среду или (и) вторник. Школьное расписание оценивается как " нерациональное" при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле (рис. 3).

 

 

 

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели - важный фактор профилактики утомления обучающихся, оно способствует снижению утомления и повышению их работоспособности. В известной степени расписание занятий определяет эффективность работы образовательной организации, создает условия для оптимальной организации деятельности педагогического и ученического коллективов.

При планировании учебных занятий необходимо помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение деятельности эффективно. Слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка, для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные - дезорганизующими. Трудность еще и в том, что психоэмоциональное напряжение быстро истощает организм и приводит к падению работоспособности.

Однако резкое падение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, квалификации учителя, подготовленности ученика. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (индивидуальные особенности ребенка).

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей обучающихся - трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета - степенью усвоения учебного материала, и как следствие, уровнем успеваемости. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени. Трудными являются не только привычные предметы: математика, физика, русский язык и др., но и те учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые.

В то же время специальные исследования показали, что степень утомления обучающихся определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование технических средств обучения, интенсивность, эмоциональность и др. ), а их совокупностью и сочетанием.

Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически и физиологически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того чтобы оценить утомительность урока, можно использовать рекомендации, опубликованные в работе Н. В. Дубровинской, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких (2000).

Каждый урок оценивался по трем основным параметрам:

- трудность (Т - оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности);

- насыщенность (Н - по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты обучающиеся);

- характеристике эмоционального состояния обучающихся (Э - которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п. ).

Также учитывались результаты подробного гигиенического хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма обучающихся и динамики их работоспособности.

 

Таблица 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...