Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расписание уроков при обучении по четвертям и триместрам




 

Как было отмечено ранее, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" общеобразовательные организации могут самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул.

Режим обучения по четвертям, традиционный для современных ОО, предусматривает 4 учебные четверти. Каникулы - 4 раза в году: осенние, зимние, весенние и летние.

Точная дата окончания учебного года зависит от многих факторов: например, от возраста обучающегося или наличия/отсутствия экзаменационных испытаний. Существуют еще дополнительные каникулы в середине третьей четверти, которые рассчитаны только на учеников первых классов.

Триместры в ОО - это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца.

В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у обучающихся есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).

Режим обучения выглядит примерно так:

1 триместр (10 учебных недель): учеба (5 недель) - осенние каникулы (5 дней) - учеба (5 недель), осенние каникулы (5 дней);

2 триместр (11 учебных недель): учеба (5 недель) - зимние каникулы (10 дней) - учеба (6 недель) - зимние каникулы (5 дней);

3 триместр (12 учебных недель): учеба (6 недель) - весенние каникулы (5 дней) - учеба (6 недель) - летние каникулы.

Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра. Когда заканчивается второй триместр в ОО (в середине февраля), обучающимся выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.

Независимо от формы организации образовательной деятельности перед педагогическим коллективом обязательно стоит проблема составления расписания уроков. Задача это достаточно сложная и трудоемкая. В основе разработки расписания лежит учебный план образовательной организации. Помимо этого, необходимо знать и принимать во внимание еще целый ряд факторов: количество классов, наличие необходимого числа педагогов и их учебная нагрузка, наличие и оборудование кабинетов и многое другое. Все эти факторы будут вносить элемент индивидуальности для каждой образовательной организации. И все эти факторы, безусловно, должны быть учтены.

Но важнейшая роль в составлении расписания отводится соблюдению гигиенических требований и рекомендаций, т. к. именно эти аспекты позволяют сохранить работоспособность обучающихся, их здоровье и в конечном итоге - повысить эффективность образовательной деятельности. ОО должна быть всегда на стороне ребенка и учитывать его интересы.

Требования и рекомендации к составлению расписания уроков, изложенные в СП 2. 4. 3648-20 и СанПиН 1. 2. 3685-21, базируются на результатах многочисленных научных исследований по изучению функциональных возможностей организма детей разного возраста. В связи с этим принцип построения учебного расписания един для образовательных организаций, занимающихся по четвертям, и для ОО, в которых обучение проводится по триместрам.

Различия касаются преимущественно длительности учебной недели: 5-ти дневная и 6-ти дневная.

Для наглядности основные гигиенические требования и рекомендации представлены в таблице (Приложение 2). В качестве иллюстрации использования гигиенических принципов составления расписания (нормирование недельной и дневной учебной нагрузки в зависимости от возраста обучающихся, учет дневной и недельной динамики работоспособности, учет шкал трудности предметов, чередование разных видов деятельности) приводим примеры расписания для 6-ти и 5-ти дневной учебной недели общеобразовательной организации (Приложение 3).

В заключение еще раз важно подчеркнуть, что расписание уроков в каждой образовательной организации имеет элемент уникальности, т. к. качественное и количественное наполнение конкретным содержанием зависит от целого комплекса факторов (содержание учебного плана образовательной организации, включающего не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений); число параллелей классов, наличие необходимого количества педагогов по всем преподаваемым учебным предметам, материально-техническое оснащение ОО, количество специализированных предметных кабинетов и спортивных залов и др. ). Приведенные в методических рекомендациях примеры составления расписаний представляют собой лишь иллюстрацию использования гигиенических принципов составления расписания (нормирование недельной и дневной учебной нагрузки в зависимости от возраста обучающихся, учет дневной и недельной динамики работоспособности, учет шкал трудности предметов, чередование разных видов деятельности).

 

Приложение 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...