Гигиенические требования к составлению расписания уроков для обучающихся начального общего образования
Соотношение основных факторов учебного процесса обеспечения благоприятной и неблагоприятной реакции обучающихся начальных классов ОО на учебную нагрузку (по Н. В. Дубровинской, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2000)
Примечание: - факторы учебного процесса: Т - трудность; Н - насыщенность; Э - эмоциональность. - степень выраженности фактора: н - низкая; с - средняя; в - высокая.
Каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. Результаты исследований свидетельствовали, что низкая характеристика одного показателя урока в основном компенсируется высокой характеристикой другого. Анализ функционального состояния организма ребенка и его утомления показал, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а неким сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональностью. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей. Пользуясь этой таблицей, при планировании урока надо учесть, например, что:
- благоприятный результат при высокой трудности урока чтения мы будем иметь, если будет высокая насыщенность и средняя эмоциональность или средняя насыщенность и высокая эмоциональность; - на уроках русского языка предпочтительнее высокая эмоциональность; - на уроках природоведения, наоборот, предпочтительнее средний уровень эмоциональности. Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т. е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей. Понятно, что составителю расписания уроков невозможно учесть все обилие частных случаев. Однако приоритет интересов обучающихся, забота о сохранении их работоспособности, а значит, и здоровья, зачастую выпадает из поля зрения администрации, когда идет непростая работа по составлению расписания школьных уроков. Гигиена детей и подростков располагает убедительными доказательствами того, как страдает не только самочувствие и работоспособность обучающихся, но и их успеваемость, когда расписание занятий не учитывает трудоемкость учебных предметов. Известно, что при правильно составленном расписании уроков, наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов по сумме всех предметов за день) для обучающихся начальной# - на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Учитывая вышесказанное, распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на середину недели (когда работоспособность нарастает). В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни.
Важнейшим фактором профилактики утомления является достаточный уровень двигательной активности обучающихся. В режиме дня современных обучающихся преобладают виды деятельности с высокой статической нагрузкой. Одно из средств нормализации двигательной активности и состояния здоровья обучающихся - уроки физической культуры в ОО. Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятия в спортивной секции, благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста. Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока физкультуры - 40-45 минут. Сдвоенные уроки неэффективны, так как ведут к резкому снижению моторной плотности занятия. В связи с этим в начальных классах (1-4 классы) сдвоенные уроки не проводятся за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке и плаванию (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6). Совершенно неэффективен и даже вреден для здоровья режим, при котором проводится одно спаренное занятие в неделю. При таком режиме из-за длительного перерыва в занятиях не наступает истинной адаптации к физической нагрузке. Организм каждый раз как бы начинает все заново, и в результате ни с точки зрения оздоровления, ни с точки зрения развития физических качеств и навыков, прогресса не наблюдается. Каждому обучающемуся для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий. Существует немало форм оздоровительных занятий, которые могут включаться в режим дня обучающихся. Применяется коллективная утренняя гимнастика и такая ее модификация как игровая, проводимая перед первым уроком, оздоровительные паузы во время уроков. На удлиненных переменах организуют свободные индивидуальные и групповые занятия на спортплощадках с преодолением полосы препятствий, бросками в баскетбольную корзину и т. д. Кроме физкультминуток и динамических перемен, проводят прогулочные, игровые, соревновательные, танцевальные перемены. Если ребенок не перегружен, имеет возможность заниматься физкультурой в спортивном зале, подвижными играми на воздухе, то у такого ребенка гораздо больше шансов сохранить свое здоровье.
Таким образом, для рациональной организации образовательной деятельности, в том числе и при составлении расписания уроков для обучающихся начального общего образования, необходимо учитывать целый комплекс факторов: возрастные функциональные возможности организма детей, особенности дневной и недельной динамики работоспособности, шкалы трудностей предметов, чередование разных видов деятельности, необходимость удовлетворения биологической потребности ребёнка в движениях. Это позволит создать более комфортные условия для обучения в школе, оптимизировать образовательную деятельность обучающихся и тем самым минимизировать " школьные риски" для их здоровья и повысить эффективность обучения. Использование информационных технологий и компьютерной техники для составления школьного расписания существенно расширяет возможности применения шкал трудности. Появляется множество автоматизированных программ, среди которых оптимальны те, которые учитывают физиолого-гигиенические основы построения школьного расписания. Данный путь является наиболее перспективным, особенно при условии комплексного подхода к проблеме: сочетание принципов обеспечения здоровья обучающихся (в качестве приоритета), интересов и возможностей администрации и педагогического коллектива ОО.
Гигиенические требования к составлению расписания уроков для обучающихся начального общего образования
Начало обучения в образовательной организации - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в ОО, то он приспосабливается (адаптируется) к новым для него условиям жизни. Успешность начального периода адаптации к образовательной организации во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития организма ребенка. В этот период важно учитывать особенности психического и физического развития ребенка и состояние его здоровья.
Правильно организованный режим занятий - залог не только поддержания работоспособности ребенка и его здоровья на протяжении длительного времени, но и путь повышения эффективности обучения. Основными документами, регламентирующими это направление организации образовательной деятельности в образовательных организациях являются действующие Санитарные правила СП 2. 4. 3648-20 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и СанПиН 1. 2. 3685-21 " Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". В них изложен ряд требований, которые необходимо учитывать и выполнять при организации образовательной деятельности. Важное место занимают вопросы рационального составления расписания уроков. Все требования и рекомендации, как было отмечено в предыдущем разделе, базируются на результатах многочисленных научных исследований по изучению функциональных возможностей организма детей на разных этапах развития. В этом разделе более подробно остановимся на требованиях и рекомендациях по организации образовательной деятельности, которые взаимосвязаны с вопросами составления расписания уроков для обучающихся начального общего образования. 1. Для профилактики переутомления обучающихся годовой календарный учебный план необходимо составлять так, чтобы периоды учебного времени и каникул были распределены равномерно. Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. На сегодняшний день часть образовательных организаций, работает в две смены. Однако следует помнить, что независимо от типа образовательной организации и режима его работы обучение 1-х классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано только в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается (СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 15. ). 2. Длительность урока для первоклассников должна быть не более 35 минут в первом учебном полугодии (сентябрь-декабрь) и не более 40 минут во втором учебном полугодии. Продолжительность урока во 2-4 классах не должна превышать 45 минут (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6; СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. )
Длительность учебной недели для первоклассников не должна превышать 5 дней. Кроме того, учитывая сложность адаптации к обучению в ОО, для обучающихся 1 класса рекомендуется учебную нагрузку увеличивать постепенно и применять так называемый " ступенчатый" режим: обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый. В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров) (СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. ). 3. При составлении расписания уроков необходимо учитывать ряд параметров: - максимально допустимый недельный объем учебной нагрузки; - максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности; - максимально допустимая образовательная нагрузка в течение дня; - общий объем нагрузки в течение дня. Все эти параметры нормируются в зависимости от возраста обучающихся (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI. " Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Таблица 6. 6. " Требования к организации образовательного процесса"; СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. ) Общий объем нагрузки и максимальный объем образовательной нагрузки на обучающихся начального общего образования не должен превышать требований, указанных в таблице 2 (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6; СП 2. 4. 3648-20 п. 3. 4. 16. ). Важно обратить внимание на то, что максимальный объем образовательной нагрузки на обучающихся различается в зависимости от продолжительности учебной недели (5-ти дневной и 6-ти дневной), при этом для первоклассников, как уже отмечали ранее, допускается только 5-дневная учебная неделя.
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|