Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наш распорядок дня в 1939 году




Итак, подмосковное лето, семь часов утра. В спальнях примерно по сорок детей, по группам, при этом мальчики спят в западном, а девочки - в восточном спальном корпусе.

 Бодрящие звуки горна гулко доносятся через открытые форточки и извещают о подъёме: «Вставай, вставай! Новый день встречай!» И почти сразу же: «Не ленись, не ленись! На зарядку становись».

И вот ребятня высыпает на большую площадку перед дворцом. Из репродукторов звучит замечательная песня «Широка страна моя родная» в исполнении Поля Робсона. (Люблю до сих пор слушать этого чёрного певца из Америки. Называю его «чёрным» чисто этнографически. У нас не стеснялись говорить, что негры – это чёрная раса, что китайцы - жёлтые, а индейцы – краснокожие, потому что людей ценили не по цвету кожи и не по одёжке, а по делам. Нынешняя «политкорректность» по-моему - это лицемерие чистой воды). Робсон был американским коммунистом, не раз приезжал в СССР, пел советские песни. Но главное, он приезжал и к нам в детский городок и оставил о себе большие, как и он сам, впечатления. Его неподдельная простота, широкая добрая улыбка, незабываемый голос покоряли всех. А то, что он был негром, так это для нас не имело ровно никакого значения (нас так воспитывали), разве что в наших глазах прибавляло ему уважения как борцу за права угнетаемого капиталистами чернокожего населения. Робсон был принят в почётные пионеры нашего Городка имени Ленина, и мы этим, конечно, гордились.

Теперь, внимая словам и мелодии звучащей песни, группы и отряды занимают свои места на «линейке», и проходит церемония подъёма красного флага. Затем – общая физзарядка минут на двадцать-тридцать. Лесной воздух и ритмичные физические упражнения нескольких сотен ребятишек насыщают каждое тело энергией, бодростью, дышится легко, хочется пить и пить эту чашу счастья, которое переполняет: мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Впереди - новый день, ещё один день нашего счастливого детства! А сколько их ещё в счастливом будущем! Ух, здорово!

После зарядки вольным строем уходим в спальные корпуса, приводим себя в порядок, заправляем постели, дежурные остаются мыть полы. К девяти часам по группам – младшие, средние и старшие – под звуки горна идём на завтрак в столовую в главное здание. После завтрака – разнообразные занятия по расписанию, которое составлялось и на месяц, и на неделю, и на каждый день. Это и работа на территории детского городка, и на колхозных полях, и занятия в кружках, и походы, и военная подготовка, а также - разучивание советских патриотических песен, спортивные игры и соревнования, выступления гостей с рассказами о революции, гражданской войне, о стахановцах, о лётчиках-героях. И не только – много нам рассказывали и о российской истории, начиная от вещего Олега до времён Ивана Грозного, Стеньки Разина, Петра I, Пугачева, Суворова и Кутузова.

Все были заняты чем-то интересным, все - при деле. Младшие разучивают стихи и поют песни, средние – помогают по труду. Старшие, комсомольцы, работают в поле, на ферме, на сыроваренном заводе, обучаются в мастерских рабочим навыкам и ведут «весь корабль» – на них дисциплина и контроль. Они же и обучают четырёх- и пятиклашек разным навыкам, а те готовят малышей к постижению будущих задач.

Обед – с 13 до 14 часов. Горн зовет: «Бери ложку, бери хлеб, и скорее на обед!». Строем идём в столовую. Хлеба - вдоволь. Суп – разный, но всегда казался вкусным: и уха, и щи, и гороховый. На второе – каша гречневая, перловая, кукурузная, овсяная, пюре с котлетой или макароны с мясом. На третье - компот или чай, молоко, сыр или что-то ещё из молочных продуктов. Булочка, калачик или ватрушка – всё пекли на нашей кухне.

И обязательно каждый день утром - по одной столовой ложке рыбьего жира. Ежемесячно проводились медосмотры, следили за привесом. Советские дети должны были расти гармонично, быть здоровыми, сильными, опрятными, грамотными и культурными. На это и было нацелено детдомовское воспитание.

После обеда – "мертвый час". Это значит малышам пришло время сна до 16 часов. Затем – подъём. Горн созывает на полдник – лёгкий перекус в столовой: булочка, кружка молока или киселя. И давали уже добавку по желанию.

До ужина мы по группам – в ведении вожатых. Они объявляют о ближайших мероприятиях, сообщают о событиях в стране, в Испании, в Германии, Америке, Франции и т.д. Тут и волейбол, и сбор гербария, и песни у речки. Кому, что, когда придётся.

Ужин начинался в 19 часов. Каша или запеканка манная, яйцо, молоко или чаще – кисель, хлеб белый с сыром или с маслом, или булочка.

После ужина – игры, хозяйственные вопросы: приведение в порядок одежды, стрижка и т.д.

В 22 часа горн извещает – отбой (а мы переделали его ритм в шутливые слова: «Спать, спать, по палаткам. Бить, бить по сопаткам. Всем, всем»).

Наступает ночь, остается дежурный воспитатель и няня, старушка лет шестидесяти. В случае чего – есть вожатые, всегда помогут. За большой насыщенный интересными событиями день все устали. Теперь все спят, уже нет ни поджигалок, ни «тёмных»  - тишина...

Вот так мы росли и воспитывались. Самим образом жизни, а не только в «кружках по интересам», как сейчас.

В пионеры

Мы подрастали, с увлечением ждали мы приёма в пионеры – дня, когда должны были нам повязать красные галстуки. Все готовились к нему, как к празднику. И вот этот день наступал.

Торжественная линейка, строй октябрят, напротив – строй пионеров, в центре – на пятиметровой мачте развевается красный стяг. Церемония принятия октябрят в пионеры начинается с горниста, который даёт сигнал, подключается барабанщик. Слово берёт старшая пионервожатая, она принимает рапорта от командиров отрядов, произносит духоподъёмную речь, предоставляет слово кому-то из почётных гостей. Мы нетерпеливо ждём, переминаясь с ноги на ногу. И вот наступает долгожданный момент, когда лучшие пионеры, те, кто учится на отлично и в общественных делах отличается прилежанием – повязывают нам красные галстуки. Точнее сказать, надевают галстук под белый воротник сорочки и, соединяя его концы, нанизывают на них специальный зажим, который удерживает галстук у верхней пуговицы сорочки. Красный галстук – это символ чести пионера, предмет гордости и ответственности за доверие быть среди строителей счастливого будущего – коммунизма. Высокая честь.

 Звучит гимн советских пионеров:

Взвейтесь, кострами синие ночи!

Мы – пионеры, дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров – Всегда будь готов!

Песню поют все, не зря же мы заранее разучивали её слова. Директор, гости поздравляют нас, и мы хором принимаем торжественную клятву пионера, подняв правую руку ко лбу в пионерском приветствии (так, чтобы большой палец находился посередине лба. Громко и торжественно старшая пионервожатая чеканит слова призыва: «К борьбе за дело трудового народа, за дело коммунистической партии – будь готов!» и в ответ гулко проносится по рядам: «Всегда готов!»

Пусть теперь говорят всё, что угодно о советской пионерии, но я вот что скажу: это была прекрасная, востребованная самим детством, организация. Каждый из нас знал, что после детства октябрятского, жизнь предъявит нам более высокие, серьёзные требования. И мы готовы были брать на себя новые обязательства, и выполнять их. Не в тягость, а в радость.  

Пионеру открывалась интереснейшая жизнь. Вместе с учёбой, физкультурой, занятиями в кружках по интересам и работой теперь повышался социальный статус подростка. Это был уже ответственный за пионерские поручения член коллектива – звена, отряда, дружины. И в то же время всё это была игра – и состязательность, и подсчёт очков, и стенгазеты, и художественная самодеятельность, и поощрения – поездками в Москву, походами, спортивными играми и инвентарём. Пионерская форма, барабаны, горны, вымпелы, знамя дружины, торжественные церемониалы, пионерский костёр и другие увлекательные мероприятия – всё это наполняло нашу жизнь, делая её яркой и незабываемой.

 Мы разучивали пионерские песни и даже сами их сочиняли. Помню такие вот загадки:

Улицы косые,

Жители босые.

Только ходят в ряд,

А зовут его отряд (пионеры).

или:

Домики не мазаны,

К палочкам привязаны,

Словно паруса

Рвутся в небеса.

Город полотняный

Ветер закружит –

Город задрожит. (палатка)

Подростки стремились следовать законам пионеров. Они, эти законы, были правильными, поэтому понятными: люби свою Родину, чти память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и процветание Отечества, учись на совесть, будь вежлив, помогай старшим, заботься о младших, каждый за каждого в ответе, не бросай товарища в беде, расти смелым, занимайся спортом и будь готов к труду и обороне СССР. Пионер – всем ребятам пример, честный и верный товарищ, вожак октябрят и друг детям трудящихся всех стран.

Как я уже сказал, тогда красный галстук вместо центрового узла закреплялся "спецзажимом", теперь об этом мало кто помнит. В центре зажима на лицевой стороне было изображение костра, а по кругу надпись: "Всегда готов". И когда ты надеваешь красный галстук, значки комплекса ГТО, то чувствуешь, что ты настоящий патриот и готов встать на защиту социалистического Отечества от любого врага, которой осмелится посягнуть на твою замечательную, лучшую в мире и горячо любимую Родину. И не один ты – с тобой вся пионерская дружина! И без ложного пафоса в пионерском строю звучала наша песня:

От края и до края,

От моря и до моря,

Вперёд идёт народ трудовой,

Народ боевой –

Готовый на смертный бой,

Готовый на смертный бой…

Счастливая пора

Мы, младшие, подрастали, с увлечением учились. Всем выдали новую одежду, обувь, головные уборы – панамки – сменили на "испанки". В 3-м классе я учился уже в главном доме, но почему нас туда перевели – не припомню. Мы с увлечением читали множество книг. Среди них рассказ А.П. Чехова «Каштанка», М. Горького «Дед Архип и Лёнька», Д. Харрис «Братец Кролик», учили стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, К. Чуковского, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, Д. Бедного. Кроме того, вожатые много читали нам вслух, а воспитанник Мишка Данилов, наш главный книгочей, пересказывал нам по вечерам целые прочитанные книги. Слушали его, открыв рты. Помнится, он легко читал книги и на церковнославянском языке. Может, был из поповской семьи? Не знаю.

Нам было интересно всё, что предлагали руководство и педагоги: уроки на природе, занимательные и развивающие игры, спортивные соревнования, художественная самодеятельность, «путешествия» по карте, походы по лесам, поездки в Можайск, в московские театры, музеи… Жажда знаний у нас естественным образом уживалась с самопознанием окружающего мира, которое увлекало порой сильнее, чем подготовка по учебникам. Летом наша компания, как только удавалось, уходила на речку, на остров. Как обычно, на плотине ловили раков, на мелководье – рыбу. Уходили на плотах далеко вверх по реке, изучали местность, на берегу варили уху на костре, или запекали рыбу в углях, обмазав её глиной. Конечно, запекали и картошку. К этому времени Сашка Галкин перестал стрелять из рогатки по птицам – повзрослел, и уже этого не требовалось для еды.

Мы с друзьями также ухаживали за своими, детдомовскими, лошадьми, убирали конюшню. Я тогда часто ходил в ночное – на выпас коней, где и научился гарцевать без седла, и радовался, что конь не сбрасывает. Это не всем удавалось.

Старшие воспитанники по нескольку часов в день работали в колхозе – по заявкам и нарядам. Их привлекали и на посевную, и на сбор урожая: серпами убирали рожь, коноплю, вязали в снопы. Мы, помладше, тоже помогали колхозу - пололи, окучивали, собирали яблоки, сливы, малину. А в обмен колхоз снабжал детдом картошкой, морковью, луком, молоком.

     Близлежащие деревни и сёла заготавливали сено для фуражной конторы Метростроя. Колхоз стал привлекать старших детгородковцев и на заготовку сена. Конечно, основную работу делали колхозники, но наши ребята также участвовали в косьбе, просушке, скирдовании, помогали ухаживать за лошадьми. Из Москвы, с Метростроя, приезжал руководитель, и на линейке перед строем благодарил воспитанников за помощь. А объем заготовок был нешуточным – от 800 до 1300 тонн фуража.

      Жители сёл Поречье и Новое Поречье стали жить побогаче. Появились новые срубы, на колхозных полях – трактора, новые плуги, косилки, жатки, о неурожаях напрочь забыли. Детдомовцы уже массово не набегали ни на огороды, ни на сады и даже охраняли их, дежурили в период созревания урожая. Колхозники теперь стали доверять и называть нас своими помощниками. По праздникам приносили в детский городок подарки – мёд, яблоки, сливы, груши, молоко, яйца.

      А праздников было много. К ним готовились с большим энтузиазмом и выдумкой: ставили цирковые номера, исполняли хоровые песни, сами шили костюмы, устраивали для сельчан самодеятельные концерты и ставили самые настоящие театральные представления. Так, спектакль "Налим" по А.П. Чехову ставили прямо в реке. А "Робин Гуд" шёл на площади, куда на настоящих конях выезжали "настоящие разбойники".  

По воскресеньям наш духовой оркестр играл всему селу. Руководил оркестром Иосиф Фёдорович Сыс, беженец из панской Польши.

 А по будням из репродукторов звучали патриотические и классические мелодии, советские песни и стихи, а также сводки с колхозных полей, политинформация, новости из жизни детгородка.

Раз в месяц нас водили смотреть кино – этого важного, интересного события все ждали с нетерпением. Фильмы и киноаппаратуру привозили красноармейцы из ближайшей воинской части. Кинозал был оборудован в здании бывшей сельской церкви. Мы знали названия всех фильмов, жадно смотрели новинки, ставшие ныне классикой: это, конечно, «Чапаев», «Броненосец «Потёмкин», «Ленин в Октябре», «Пётр Первый», «Олеко Дундич», «Суворов», «Александр Невский», «Пятнадцатилетний капитан», «Приключения Гулливера», кинокомедии, фильмы Чарли Чаплина и др.

Многие увлечённо работали в мастерских – швейных, сапожных, слесарных, столярных. Занимались в разных кружках, сами делали большие планёры, которые поднимали в воздух самолёты У-2 с военного аэродрома, располагавшегося неподалёку.

Был и художественный кабинет, заниматься в котором мне очень нравилось, рисованием я увлёкся на всю жизнь. Тогда я был художником и стенной газеты нашего пионерского отряда, и общегородковской. «Живая газета» - так она называлась – создавалась полностью воспитанниками. В ней отражалась повседневная жизнь детдома, все события, а также помещались стихи и рисунки, в том числе и мои. Газета была очень популярна. Кроме того, мы выпускали стенгазеты «Окно сатиры», «События в мире» и другие.

Всё вокруг было празднично и радостно. Просто чудо, которое после тяжёлой жизни свершалось на наших глазах и при нашем активном участии.

 

Пора взросления

После пионерского времени нас ожидала комсомольская юность – тоже пора прекрасная и незабываемая для каждого, кто пронёс её через своё сердце.

В комсомол принимали с 14 лет. Это было торжественно и значимо. Если октябрятами были все, пионерами, пожалуй, тоже, то стать комсомольцем было не так просто. Не всех подряд принимали. В комсомол вступали лучшие активисты, а теперь вожатые, лучшие производственники из тех, кто работал в мастерских и в колхозе, те, кто хорошо учился. Кто отличался в общественной жизни. Ведь комсомол – это столбовая дорога в большую светлую жизнь. Мы старались выйти на эту дорогу с достоинством и гордостью за сопричастность к великому делу Ленина-Сталина. Так нас учили, и мы в это верили твёрдо!

Седьмой класс был выпускным. После него можно поступать в средние технические училища, а то - и в военные. Мечтали – кто в реальное училище, кто – в лётное, кто – в морское. Многие позднее станут лётчиками, танкистами, моряками, заслуженными учителями, артистами, инженерами. Но каждому ещё надо учиться, мужать, дождаться своего времени, чтобы честно трудиться на благо Родины. С младых ногтей закладывалось верное направление поиска жизненного места в обществе. И в морально-этическом плане, и в психологическом, и в социальном. И, главное – в советском обществе мы, выходцы из детдомов, были социально равны со всеми. А как это важно и в детском, и подростковом возрасте особенно, думаю, понимает каждый.

Мало того, наши выпускники входили в жизнь с солидным багажом: имели рабочие и сельскохозяйственные специальности, благодарности от колхоза и руководства детдома, были награждены многими оборонными значками, имели хорошую физическую подготовку, разносторонние знания, широкий кругозор.

     Ежегодно, после окончания семилетки, воспитанников торжественно провожали в большую жизнь. Выпускникам не только выдавали документы, характеристики, снабжали всем необходимым для самостоятельной жизни – деньгами, одеждой, обувью – но и выдавали комсомольские путёвки, то есть направления в конкретные учебные заведения или на конкретные предприятия.

Некоторые из помощников администрации, зарекомендовавшие себя с самой хорошей стороны, оставались в городке, пополняли штат воспитателей.

…Летом и осенью в детдоме, как и прежде организовывались походы в лес для сборов грибов, ягод, орехов. Но теперь это входило в комплекс ГТО и было пионерским или комсомольским поручением, с соревновательным уклоном. Какой отряд соберёт больше, тому и запишут больше очков. Их копили, чтобы, например, получить путёвку в Большой театр или на концерт. Всё, что собирали, шло в общий котёл: что-то съедалось, но многое заготавливалось на зиму. Были и специальные походы по местам боевой славы. Так, мы неоднократно ходили на Бородинское поле, которое было от нас совсем не далеко - меньше, чем в тридцати километрах. Слушали рассказы о войне 1812 года, осматривали памятники. А зимой – лыжные походы и пробежки с ориентированием на местности.

Походы на десяток километров в глубь лесов с привалами и ночёвками были серьёзным испытанием и для больших, и для малых. Но каждый воспитанник стремился, чтобы его зачислили в следующий поход.

Всё, что дал мне детдом, пригодилось в моей большой сложной судьбе. Уверен, поэтому и выжил. Да, я видел, как умирали хорошие, умные люди, тогда, когда можно было не умереть, а бороться за жизнь, вопреки всему. Но они не смогли вытерпеть испытаний судьбы...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...