Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика как теория и практика обучения русскому языку




Русскому языку»

Руководство самостоятельной работой студентов

 

Специальность 050301 (032900) Русский язык и литература

 

Факультет филологический

 

 

Очная, заочная формы обучения

 

 

Курск – 2010

Формы обучения: очная, заочная.

Рецензенты:

Л.А. Воронина, кандидат педагогических наук, доцент;

В. С. Деренкова, кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

«Теория и методика обучения русскому языку». Часть I. [ Текст ] сост. Л.П. Денисова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2010. – 224 с.

 

 

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Специальность 032900.

 

Пособие предназначено для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы 050301 (032900) Русский язык и литература

 

 

ã Денисова Л. П., 2010.  
ã Курский государственный университет, 2010.  

Содержание курса

Блок 1.

Тема 1.

Задание 1. Внимательно прочитайте основные понятия, связанные с темой «Методика преподавания русского языка как наука».

Ø Соотнесите данные ниже термины, понятия с материалами, предлагаемыми пособиями по МПРЯ.

Методика обучения русскому языку

Методикаобучения русскому языкув системефилологического образования. Предмет и задачи методики обучения русскому языку. Источники развития методики преподавания русского языка: методическое наследие, современный педагогический опыт, данные научных исследований в области обучения языку, данные смежных наук (лингвистики, педагогики, психологии, психолингвистики, теории коммуникации и др.).

Связь МПРЯ с психологией: использование в процессе обучения разных данных общей, возрастной и педагогической психологии о процессах восприятия, усвоения знаний учащихся; особенностях памяти, интересе к учению и др.

Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в практике преподавания русского языка общедидактических принципов (принципы научности, преемственности и перспективности, доступности, прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения, индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей и др.) и специальных методических принципов.

Методы научного исследования: изучение и анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), статистические методы, обобщение опыта работы учителей, изучение методического наследия.

 

Ø Прочитайте материалы по теме 1.

Ø Дополните их.

 

МЕТОДИКА КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

Методика русского языка – педагогическая наука, отрасль дидактики, имеющая свой предмет и объект исследования, задачи и методы исследования, фундаментальные понятия и категории.

Методика – это частная дидактика, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, трудности, определяющая эффективность рекомендуемых методов и приемов. Методика русского языка, определяя содержание обучения русскому языку, обеспечивает школу учебными программами, учебниками и другими пособиями; разрабатывает методические пособия для учителей и методические указания для учащихся, исследует процессы усвоения материала учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам. Т.о., методика представляет собой теорию и практику обучения русскому языку.

Единого определения методика не имеет. Наиболее интересно и емко данную отрасль знаний определяют А.В. Текучев, Л.П. Федоренко, М.Р. Львов, М.Т. Баранов. При этом ученые-методисты подчеркивают связь двух субъектов педагогического процесса: учителя (его деятельность называется «обучением») и ученика (его деятельность называется «учением»). Поэтому первым принципиальным основанием методики как науки является деятельностный подход. Вторым принципиальным основанием методики является коммуникативный подход, т.к. методика, являясь частной дидактикой, изучает способы преподавания и усвоения такой учебной дисциплины, как «русский язык».

 

Коммуникативно-деятельностный подход в методической науке определяет и личностно-ориентированное направление в обучении. Это означает, что в настоящее время в качестве основополагающей ценности преподавания является гуманизация процесса обучения русскому языку, уважение к личности обучаемого, а главной целью педагогического процесса является воспитание языковой личности.

Современная методика преподавания русского языка как наука достаточно «молода»: еще пятьдесят лет тому назад велась острая дискуссия, можно ли ее считать наукой. Итоги этой дискуссии были подведены А.В. Текучевым. Методика – это наука, т.к. имеет сове содержание, отличное от языкознания, психологии и педагогики. Методика имеет свои закономерности, хотя некоторые из них еще не сформулированы. Но основные названы. «Это, – указывает академик А.В. Текучев, – такие закономерности как:

– правильно наставленное изучение грамматики серьезно способствует развитию логического мышления учащихся;

– изучение языка, как и овладение им, идет тем успешнее, чем теснее и, ближе, органичнее сливается на практике в школе обучение языку и изучение литературы;

чем выше общее развитие учащихся, тем успешнее идет овладение орфографическими навыками» и т.д.

Закономерности усвоения родной речи были в 60-е годы XX века сформулированы Л.П. Федоренко:

1. Закономерность, по которой развивается речедвигательный аппарат (становление, развитие и способность совершенствования интеллекта, речедвигательного аппарата, речевой памяти): речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.

2. Закономерность, по которой развивается та часть головного мозга, где заложен интеллект: речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения.

3. Закономерность, по которой развивается эмоционально-волевая сфера мозга (способность переживать различные чувства): речь усваивается, если приобретается способность чувствовать и оценивать выразительность всех языковых средств.

4. Закономерность, по которой устанавливается понимание норм организации связной речи (текста): речь усваивается, если приобретается способность запоминать и воспроизводить традицию сочетания языковых единиц в потоке речи.

5. Закономерность, по которой устанавливается взаимоотношение между устной и письменной речью (развитие речевого слуха, пальцев пишущей руки, умения читать): письменная речь усваивается с опорой на усвоенную устную речь.

6. Закономерность, по которой идет ускорение темпа усвоения речи: темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ученика.

Кстати, кроме теории методики обучения, проф. Л.П. Федоренко создала замечательные пособия по практике обучения в средней школе. Это в первую очередь экспериментальные учебники по русскому языку, написанные ею для 4 (5) – 8 (9) классов.

Итак, методика как наука имеет свой предмет и объект исследования. Объект методики преподавания русского языка – процесс обучения, воспитания и развития на занятиях русским языком. Предмет методики – исследование закономерностей усвоения родной речи.

Целью методики русского языка является создание системы обучения адекватной современным задачам личностного развития школьника.

Задачи методики:

1) изучение закономерностей усвоения языка и речи;

2) определение содержания школьного курса родного языка, которое способствовало бы речевому развитию ребенка;

3) исследование принципов и методов обучения русскому языку;

4) создание целостной методической системы обучения языку и речи (составление программ, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования).

В настоящее время методика русского языка имеет отрасли и разделы:

методика русского языка как родного, как второго языка в национальной школе, методика русского языка для иностранцев;

методика русского языка в начальной школе, в средней школе, в вузе;

методика развития речи в дошкольном возрасте.

Естественно, что между данными отраслями существуют различия, но все эти ветви методики опираются на единые закономерности речи, языка, дидактики и психологии.

В методике русского языка как родного выделяются следующие разделы: общие вопросы методики, методика изучения разделов русского языка:

методика фонетики, методика орфоэпии,

методика лексики и фразеологии;

методика морфемики и словообразования,

методика грамматики,

методика орфографии,

методика пунктуации,

методика стилистики,

методика развития связной речи (методика развития устной речи, методика обучения видам письменной речи),

методика внеклассной работы по русскому языку,

методика факультативных занятий,

методика профильного обучения,

методика работы с одаренными детьми,

методика коррекционного обучения.

В методике выделяются также и подразделы: методика правописания безударных гласных, методика изложения, методика сочинения, методика словарной работы и др.

Методика как наука имеет свои методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по языкознанию, психолого-педагогическим наукам, психолингвистике, методике преподавания русского языка.

2. Изучение школьного опыта обучения русскому языку.

3. Анализ методических материалов: книг, учебников, методических пособий и т.д.

4. Целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке: контрольные беседы, тестирование, анкетирование, анализ письменных работ, анкетирование родителей школьников и т.д.

5. Опытное обучение, связанное с проверкой методических рекомендаций.

6. Эксперимент:

· констатирующий (анализ ситуации, выяснение имеющихся у учащихся ЗУНов);

· обучающий (выяснение эффективности обучения по избранной методике);

· контрольный (цель – проанализировать, сравнить, сопоставить результаты традиционного обучения с экспериментальным).

7. Метод количественной обработки (выяснение статистических данных).

 

v Осознаем связи методики с дидактикой

v Известно, что методика связана с дидактикой. Рассмотрите предлагаемую ниже схему.

 

v Укажите, в чем вы усматриваете связь различных наук.

 

v Что можно добавить (исключить) в связи с тем, что вы начинаете знакомство с методикой?

 

v С какими науками связана дидактика?

 

Тема 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...