Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории возникновения методики преподавания русского языка




Методика преподавания русского языка как наука стала складываться в середине XIX века благодаря трудам выдающихся ученых-лингвистов, историков языка, педагогов Ф.И. Буслаеву и Измаилу Ивановичу Срезневскому.

Ф.И. Буслаев исследованием «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) положил начало научному подходу к методам и приемам обучения русскому языку, к содержанию школьного обучения русскому языку. Ученый определил цели и задачи обучения русскому языку: «Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнавал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, а постоянно в органической связи ими выраженною, так, чтобы ученику вместе с формою непрестанно давалось и содержание».

Ф.И. Буслаев впервые в России представил законченный труд по методике русского языка. Он обосновал принципы лингвометодики, так называемые правила для ме то ды преподавания: правило природосообразности, сознательности в обучении родному языку, правила о единстве анализа и синтеза при изучении языковых явлений, о разнообразии упражнений при выработке умений, о единстве формы и значения при обучении языке.

Своим трудом Ф.И. Буслаев заложил основы теории отечественной лингвометодики.

Опираясь на достижения современной ему науки, Ф.И. Буслаев выделяет 4 правила (закона) преподавания отечественного языка.

Согласно первому правилу преподавать отечественный язык надлежит так, чтобы ученик практическим путем узнавал все формы речи в органической связи с мыслью, чтобы ученику вместе с формой постоянно давалось и содержание.

Второе правило предусматривает определенную последовательность процесса обучения родному языку: сначала дети практически (путем разговора и чтения) должны овладеть понятными им формами речи, а затем усвоенные формы доводятся до сознания учащихся посредством анализа.

Третье правило вытекает из второго и органически с ним связано. Оно требует постоянного соединения теории с практикой, а практики с теорией. Поэтому, как только ученик осознает те или иные формы языка, преподаватель заставляет употреблять их в речи.

Четвертое правило гласит, что изучение форм языка в отрыве от содержания не может дать подлинных знаний о языке как выражении мысли, поэтому рассмотрение форм всегда должно сочетаться с поисками их значения.

В полном соответствии с указанными правилами Ф.И. Буслаев разрабатывает систему «Главнейших положений» (принципов):

1. «Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно». Этот принцип вытекает из первого правила и применим лишь на первом этапе обучения, когда еще не изучается грамматика.

2. «Грамматика должна быть только прибавлением к чтению». Второй принцип вытекает из правила о грамматическом анализе форм речи.

3. «На первой, низшей степени, отечественная грамматика, в связи с практическими упражнениями, предполагает две цели: образование и развитие детских способностей и безошибочное употребление русского языка словесно и письменно». Этот принцип вытекает из правила о разнообразии практических упражнений.

4. «На высшей степени грамматика является наукой».

Таким образом, первые четыре принципа отражают последовательные этапы обучения родному языку, или, по выражению Ф.И. Буслаева, «степени восхождения».

О том, как следует применять на практике теоретические знания о правилах, главных положениях, методах и приемах, показано Ф.И. Буслаевым в главе «Опыты преподавания». В этой главе с предельной последовательностью и конкретностью отражена работа учителя по подготовке детей к изучению грамматики как науки в процессе научно обоснованной системы упражнений в чтении, в устных и письменных переложениях, в разборе.

На первом этапе цель занятий состоит в том, чтобы приучить детей понимать прочитанные ими небольшие рассказы и развивать «судительную» силу посредством логического и вещественного разбора. Логический, или смысловой, разбор проводится по вопросам учителя (О ком говорится? Что сделал? и т.п.), отвечая на которые дети называют слова, выполняющие роль подлежащего, сказуемого, второстепенных членов, не употребляя, разумеется, грамматических терминов; при помощи вещественного разбора выяснялось значение слов.

На следующем этапе учитель переходит к кратким грамматическим эпизодам. Прежде всего дети знакомятся с понятием предложение, а на синтаксической основе – с частями речи.

Попутно с чтением и грамматическим разбором учитель обращает внимание учащихся на орфографию и расстановку знаков препинания.

Вторая ступень – изучение различных типов простого и сложного предложений, средств связи, орфографии и пунктуации, а также письменные упражнения и грамматический разбор.

Особого внимания заслуживают взгляды Ф.И. Буслаева на изучение стилистики, на связь ее с грамматикой и словарем, на содержание занятий по стилистике в школе, на методы исследования слога писателя.

По словам Ф.И. Буслаева, стилистика должна основываться на грамматике, т.к. она (стилистика) есть не что иное, как та же грамматика, только в применении к чтению писателя и к собственному сочинению.

Возбуждать интерес учащихся к занятиям стилистикой, воспитывать «разборчивое чутье» к русской речи – вот основная задача стилистики в средней школе.

Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» пробудила у современников автора интерес к методике русского языка как науке и положила начало научным исследованиям в этой области.

 

Основные положения Ф.И. Буслаева удивительным образом перекликаются с идеями Измаила Ивановича Срезневского (1812 – 1880), изложенными в работах «Наставление преподавателям русского языка и словесности в гимназиях С.-Петербургского учебного округа» (1852), «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» (1861), «Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях» (1871).

Свою методическую систему И.И. Срезневский построил на исследовании вопросов о том, что такое язык и что значит изучать родной язык.

Исходя из своего понимания языка, И.И. Срезневский приходит к выводу, что русский язык – это главный предмет в школьном обучении и основа всякого образования; изучение родного языка требует умственных усилий, внимательности, сообразительности.

И.И. Срезневский, по примеру Ф.И. Буслаева, разработал методические правила, которыми рекомендовал руководствоваться на уроках русского языка.

Основными методами изучения родного языка ученый считал наблюдение, беседу и самостоятельную работу учащихся.

И.И. Срезневский был убежден, что дети по своей природе любят производить работу, требующую сообразительности, смышлености. Опираясь на эти способности детей, ученый построил систему работы на уроках, конечная цель которых состояла в том, чтобы учащиеся овладели смыслом и употреблением «общеважных» слов и выражений путем замены одних другими, привыкли бы устно пересказывать прочитанное своими словами.

Беседа как метод обучения должна быть живой, чтобы все учащиеся данного класса принимали в ней равное участие. Спрашивать долго одного ученика не рекомендуется.

На каждом уроке русского языка нужно привлекать детей к самостоятельной работе.

Центральное место в методической системе И.И. Срезневского занимают вопросы лексической работы.

 

Идеи Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского по основным проблемам методики русского языка творчески развил и углубил Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1970), ученый и педагог-практик, автор выдающихся методических работ и учебных книг: «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову», «Родное слово» (годы 1-й, 2-й, 3-й).

К.Д. Ушинский создал стройную, научно обоснованную методическую систему первоначального преподавания русского языка. Согласно взглядам К.Д. Ушинского, первоначальное преподавание русского языка имеет три цели: во-первых, развитие речи, во-вторых, сознательное овладение сокровищами родного языка, в-третьих, усвоение грамматики.

Развитие речи К.Д. Ушинский выдвигает на первый план, потому что, по его словам, самое полное знакомство с произведениями народной словесности и самое глубокое знание грамматики хотя и могут обогатить ум учащегося, но не разовьют его речь. Речь учащегося может развиваться только в результате выполнения специальных упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными, логическими, изустными и письменными.

Вторая цель преподавания – сознательное овладение сокровищами родного языка. Язык народа, по словам, К.Д. Ушинского отражает природу родной страны, историю народа, область народного духа. «В языке, – писал он, одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…»

Третья цель преподавания русского языка – усвоение грамматики. К.Д. Ушинский называл грамматику логикой языка. По его мнению, изучение грамматики не только обогащает детей знанием законов языка, грамматически правильной устной и письменной речи, но и развивает их самосознание.

Сознательное, глубокое усвоение учащимися основ грамматики требует творческого, активного труда: «Ученье есть труд и должно оставаться трудом, но трудом полным мысли…» Поэтому К.Д. Ушинский неоднократно пишет о необходимости развивать в детях самостоятельность, творческую активность путем применения различных упражнений, задач и т.п.

Эти положения педагога нашли свое отражение в «Родном слове».

 

Методические идеи Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского продолжал развивать Владимир Петрович Шереметевский (1834 – 1895), выдающийся преподаватель русского языка и методист второй половины XIX века.

Предметом преподавания родного языка, по выражению В.П. Шереметевского, является живое слово. Обучение родному языку должно преследовать следующие цели: овладение учащимися живой речью в процессе занятий объяснительным чтением и корнесловной работой, усвоение основ грамматики и правописания. Осуществление этих целей возможно, по мнению В.П. Шереметевского, в результате правильного наблюдения над устной речью, чтения и изучения образцовых литературных произведений, в процессе разнообразных практических упражнений по развитию речи, орфографии и особенно по различению состава слова.

В.П. Шереметевский разработал систему занятий по развитию связной речи на основе объяснительного чтения, которое он рассматривал как школу живого слова.

В.П. Шереметевский резко выступал против применявшейся в его время методики обучения орфографии, особенно против засилья контрольных диктантов, которые он называл «карательными», и требовал сокращения и упрощения орфографических правил, он ввел понятие о дифференциации ошибок на грубые и негрубые и др.

Наиболее полезными упражнениями, развивающими орфографическую зоркость, Шереметевский считал списывание с классной доски, с книги, письмо по памяти, списывание с голоса (предупредительная диктовка), составление справочных табличек (склонений, спряжений, сложных наречий и т.п.), составление корнесловных табличек слов одной семьи и др. Выполнение этих упражнений сопряжено было с морфологическим анализом отрывков из произведений, с выяснением смысла слов, предложений, заучиванием наизусть.

Особого внимания заслуживают настойчивые рекомендации В.П. Шереметевского последовательно осуществлять на уроках русского языка такие принципы, как постепенность, активизация, доступность, наглядность, преемственность и перспективность.

Большое значение Шереметевский придавал активизации умственной деятельноти учащихся, которая достигалась в результате применения проблемных вопросов-задач, пауз для обдумывания ответов, отрицательного приема, приемов замены и сравнения и др.

Шереметевский применял дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.

Значительное влияние на развитие новых прогрессивных направлений в методике оказали лекции Филиппа Федоровича Фортунатова (1848 – 1914), Алексея Александровича Шахматова (1864 – 1920).

Конец XIX – начала XX века – период рассвета методики. К этому времени относится:

творчество Владимира Яковлевича Стоюнина (1826–1888), учителя, методиста-инспектора, автора учебника русского языка, «Руководства для преподавателей русского языка в младших классах среднеучебных заведениях»;

Льва Ивановича Поливанова (1838–1899);

Николая Федоровича Бунакова ((1837–1904), педагога, организатора съездов, курсов;

Всеволода Александровича Флёрова (1840–1919), создателя трудов, посвященных средствам обучения, развитию речи;

В.И.Водовозова, В. Гаврилова;

Николая Карловича Кульмана (1876–?), создателя учебники «Методика русского языка», активно занимавшегося вопросами преподавания грамматики и орфографии, создателя учебников по этимологии и синтаксису;

Николая Севастьяновича Державина (1877–1953), создавшего «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», «Учебник грамматики русского языка»;

Александра Даниловича Алферова (1862-1919), создателя обобщающего труда «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911).

А.Д. Алферов обобщил опыт преподавания русского языка в средней школе, дал обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Рекомендовал в школе изучать не только литературный язык, но язык народа, фольклор, знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание уделял развитию речи учащихся, подчеркивал значение грамматики для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. А.Д. Алферов большое внимание уделял методике орфографии, формированию интереса к языку, дал интересные рекомендации по организации внеклассной работы.

 

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направленность в методике преподавания русского языка. В ее развитии принимали участие Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Д.Н. Овсянико-Куликовский. Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие и после 1917 года. Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.И. Чернышев, А.М. Пешковский, А.Н. Гвоздев, Е.С. Истрина, С.И. Абакумов, В.В. Виноградов, С.Г. Бархударов и другие активно участвовали в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся и для учителей.

Один из наиболее ярких примеров – методическая деятельность Александра Матвеевича Пешковского (1878 – 1933). Главная книга Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) родилась в результате восьмилетней учительской деятельности в московских гимназиях, из желания познакомить своих 14- и 15-летних учеников с настоящей, научной грамматикой родного языка. Вместе со своим читателем А.М. Пешковский размышляет, наблюдает и экспериментирует. Он придумал множество остроумных лингвистических экспериментов.

А.М. Пешковский был ищущим ученым. Переиздавая свою главную книгу в третий раз в 1927 году, он почти весь текст написал заново.

В трудное для страны время Пешковский считал, что лингвист должен «активной проповедью» вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику школьного лингвистического образования. Этим ученый занимался всю свою жизнь, как пишет М.В. Панов в «Энциклопедическом словаре юного филолога» (М., 1984) «неустанно и страстно». Для новой школы А.М. Пешковский написал учебник «Наш язык: Учебная книга по грамматике».

Круг его интересов был необыкновенно широк. Это и школьная грамматика, и вопросы организации учебного процесса, и общие вопросы методики преподавания русского языка, и стилистика в школе, упражнения по русскому языку, школьный учебник, и многое другое.

 

Стройная система развития речи была создана Марией Александровной Рыбниковой (1885–1942). В этой системе уделяется внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи. Вся эта работа органически связывается с изучением литературы и грамматики

Большое внимание М.А. Рыбникова уделяла стилистике. Ею были написаны руководства по стилистике, в которых предлагалась и система упражнений.

Труды М.А. Рыбниковой по методике русского языка («Изучение русского языка», «Система занятий по языку» «Работа словесника в школе», «Книга о языке») представляют не только исторический интерес, они могут быть полезными учителю в настоящее время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...